Употребление имён существительных в речи
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Лингвистическое путешесвие учит наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon upotreblenie_imyon_sushchestvitelnyh_v_rechi.ppt1.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 р.п. Мокроус Кузнецова Гоар Геворговна

Слайд 2

Употребление имён существительных в речи.

Слайд 3

Цели урока Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественных текстах.

Слайд 4

Сравните предложения Снег ложится на землю. Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин.) Тропы (греч. - оборот) - изобразительно-выразительные средства языка.

Слайд 5

Тропы (слова в переносном значении) метафора эпитет олицетворение

Слайд 6

Метафора Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу. Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.

Слайд 7

Как рождается метафора сон Сон состояние зимнего леса Цепь как лёгкий снег И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой

Слайд 8

других признаков звучания характера действия формы цвета Сходство

Слайд 9

Деревья в зимнем серебре… (А.С.Пушкин.) Метафора основана на сходстве ЦВЕТА предметов.

Слайд 10

Морозное дыхание метели Ещё свежо, но улеглась метель. (И.А.Бунин.) Метафора основана на сходстве ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВИЯ предметов.

Слайд 11

Первый снег опушил у деревьев ресницы. (Н.Рыленков.) Метафора основана на сходстве ФОРМЫ предметов.

Слайд 12

А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. (С.А.Есенин.) Метафора основана на сходстве ЗВУЧАНИЯ предметов.

Слайд 13

Спишите русские народные поговорки. Подчеркните грамматическую основу предложений и объясните постановку знаков препинания 1) Январь – весне дедушка. 2) Июль – матушка лета. 3) Декабрь – шапка зимы 4) Ноябрь сумерки года 5) Ноябрь – ворота зимы 6) Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.

Слайд 14

Объясните, как вы понимаете эти поговорки. Все ли имена существительные в этих предложениях употреблены в прямом значении? Найдите имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Слайд 15

Комплексный анализ текста. 1) Озаглавить текст. 2) Найти метафору Ра_свело. Чистая вода на солнечном св_ту была покрыта ковром в_дяных лилий. Ж_лтые лилии ра _ крыты с самого во_хода солнца белые лилии ра _ крываются часов в десять. Когда все белые ра _ пустят(?)ся на р_ке начинается бал. (М. Пришвин)

Слайд 16

Роль метафоры в художественном тексте Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность. Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.

Слайд 17

Как рождаются сравнения 1.А она за мною мчится и кусает, как волчица (К.И. Чуковский) Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно, как будто .

Слайд 18

Как рождаются сравнения 2.Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом. (К.И. Чуковски) Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже

Слайд 19

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сравнительные обороты. 1)Зв..здой бл..стят её глаза; её уста, как роза, рдеют (А. Пушкин) 2)Осып..лся берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу (А. Майков) 3)Тёмный ельник сн..гами, как мехом, опушил с..дые морозы (И. Бунин) 4)Ветер всхлипывал, словно д..тя, з углом пот..мневшего дома. (Н. Рубцов)

Слайд 20

Конструирование предложений . Составьте предложения с данными оборотами: как колокольчик; как будто весенняя трава; словно драгоценный камень; как цветущий яблоневый сад; будто сонная река.

Слайд 21

Роль сравнений в художественном произведении. В художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по – новому и передать чувство и мысль.

Слайд 22

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы".( По учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова)

Методическая тема: Организация учебного исследования на уроке русского языкаЦели: научиться соблюдать лексические нормы.Задачи: 1) определять лексическое значение слова;2) учитывать точное значение сл...

Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.

Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...

Тема урока:"Употребление имён существительных в речи".

Употребление существительных в речи....

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголовЦели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совер...

Употребление имён существительных в речи.

Цели урока•Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравне...

Тексты для лабораторной работы по русскому языку "Употребление имён прилагательных в речи" (6 класс)

Урок изучения нового материала.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.Задачи:1. рассмотреть роль имён прилагательных в речи;2. развивать наблюдательность, умение читать ...