Употребление имён существительных в речи
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Лингвистическое путешесвие учит наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_imyon_sushchestvitelnyh_v_rechi.ppt | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Употребление имён существительных в речи.
Цели урока Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественных текстах.
Сравните предложения Снег ложится на землю. Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин.) Тропы (греч. - оборот) - изобразительно-выразительные средства языка.
Тропы (слова в переносном значении) метафора эпитет олицетворение
Метафора Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу. Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.
Как рождается метафора сон Сон состояние зимнего леса Цепь как лёгкий снег И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой
других признаков звучания характера действия формы цвета Сходство
Деревья в зимнем серебре… (А.С.Пушкин.) Метафора основана на сходстве ЦВЕТА предметов.
Морозное дыхание метели Ещё свежо, но улеглась метель. (И.А.Бунин.) Метафора основана на сходстве ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВИЯ предметов.
Первый снег опушил у деревьев ресницы. (Н.Рыленков.) Метафора основана на сходстве ФОРМЫ предметов.
А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. (С.А.Есенин.) Метафора основана на сходстве ЗВУЧАНИЯ предметов.
Спишите русские народные поговорки. Подчеркните грамматическую основу предложений и объясните постановку знаков препинания 1) Январь – весне дедушка. 2) Июль – матушка лета. 3) Декабрь – шапка зимы 4) Ноябрь сумерки года 5) Ноябрь – ворота зимы 6) Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.
Объясните, как вы понимаете эти поговорки. Все ли имена существительные в этих предложениях употреблены в прямом значении? Найдите имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Комплексный анализ текста. 1) Озаглавить текст. 2) Найти метафору Ра_свело. Чистая вода на солнечном св_ту была покрыта ковром в_дяных лилий. Ж_лтые лилии ра _ крыты с самого во_хода солнца белые лилии ра _ крываются часов в десять. Когда все белые ра _ пустят(?)ся на р_ке начинается бал. (М. Пришвин)
Роль метафоры в художественном тексте Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность. Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.
Как рождаются сравнения 1.А она за мною мчится и кусает, как волчица (К.И. Чуковский) Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно, как будто .
Как рождаются сравнения 2.Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом. (К.И. Чуковски) Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже
Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сравнительные обороты. 1)Зв..здой бл..стят её глаза; её уста, как роза, рдеют (А. Пушкин) 2)Осып..лся берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу (А. Майков) 3)Тёмный ельник сн..гами, как мехом, опушил с..дые морозы (И. Бунин) 4)Ветер всхлипывал, словно д..тя, з углом пот..мневшего дома. (Н. Рубцов)
Конструирование предложений . Составьте предложения с данными оборотами: как колокольчик; как будто весенняя трава; словно драгоценный камень; как цветущий яблоневый сад; будто сонная река.
Роль сравнений в художественном произведении. В художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по – новому и передать чувство и мысль.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы".( По учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова)
Методическая тема: Организация учебного исследования на уроке русского языкаЦели: научиться соблюдать лексические нормы.Задачи: 1) определять лексическое значение слова;2) учитывать точное значение сл...
Урок русского языка в 6 классе. Тема: "Употребление имён числительных в речи".
Презентация к уроку русского языка в 6 классе....
Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.
Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...
Тема урока:"Употребление имён существительных в речи".
Употребление существительных в речи....
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголовЦели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совер...
Употребление имён существительных в речи.
Цели урока•Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравне...
Тексты для лабораторной работы по русскому языку "Употребление имён прилагательных в речи" (6 класс)
Урок изучения нового материала.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.Задачи:1. рассмотреть роль имён прилагательных в речи;2. развивать наблюдательность, умение читать ...