Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуровневых заданий. Поможет он и при подготовке к олимпиаде по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_imyon_sushchestvitelnyh_v_rechi.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Употребление имён существительных в речи.
I. Окончания -ов, -ев и нулевое окончание в родительном падеже множественного числа.
Упражнение 1.
Прочитайте текст. О чём он? Запишите существительные, обозначающие названия жителей разных стран.
Образец. Венгр – венгры – венгров.
Для венгров, румын, австрийцев самая лучшая река Дунай. Дунайская волна бежит по землям одиннадцати стран.
А вот для африканцев лучшим является Нил – самая длинная река на Земле.
Для жителей Северной Америки нет лучше реки Миссисипи.
Для индийцев самая красивая река – великий Инд, для австралийцев – Муррей, для поляков – Висла.
Для жителей Республики Татарстан дороже всего Волга.
Упражнение 2.
Спишите текст, вставляя вместо точек пропущенные буквы. К какому типу речи относится текст? Выпишите названия национальностей и поставьте их в родительный падеж множественного числа. Выделите в них окончания. Какое слово вызвало затруднение?
Татарстан расположен в месте слияния двух крупнейших рек: Волги и Камы. Это один из самых многонациональных регионов страны, здесь прож..вают представители 107 национальностей. Самые многочисленные — татары и русские, а также чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры, азербайджанцы, белорусы, армяне, евреи.
На герб.. республики на фоне диска со..нца изображен крылатый барс с круглым щитом на боку. В древности крылатый барс был символом плодородия, на герб же он попал как защитник татарского народа, а его щит, украшенный цветком астры, означает защищенность граждан Татарстана. Цветок с восемью лепес..ками — это олицетворение долголетия и веч (ь)ной жизни.
Ключ. Татары – татар, русские - русских, чуваши – чувашей, удмурты – удмуртов, украинцы - украинцев, мордва – мордвин, мордвинов, марийцы – марийцев, башкиры - башкир, азербайджанцы - азербайджанцев, белорусы - белорусов, армяне - армян, евреи - евреев.
Справка. Слово "мордва" означает только название народа и, как название народа же, может заменяться мордвинами и мордовцами. В родительном падеже множественного числа для мордвина допустимы обе формы - "мордвин" и "мордвинов".
Упражнение3.
Спишите текст, вставляя вместо точек пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Озаглавьте. Выпишите выделенные слова, поставьте их в родительный падеж множественного числа и выделите окончания.
Любимейший праз..ник татарского народа – Сабантуй.
В старину праз..нование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки молодые жен (ь)щины готовили подарки – ткали шили вышивали. Весной, перед началом праз..ника, молодые джигиты соб..рали по деревн.. подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх вышитые платки и полотенца куски ситца рубашки куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями шутками прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге прыжках национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.
Упражнение 4.
Спишите текст. Выделенные слова поставьте в нужной форме. Какое существительное, обозначающее единицу измерения, в родительном падеже множественного числа может иметь две формы? У каких ещё существительных, обозначающих единицы измерения, допустимы обе формы.
Что привезти из Татарстана?
Конечно же, надо попробовать традиционное татарское лакомство — чак-чак (сладость из теста и мёда). Самый большой в мире чак-чак был изготовлен в Татарстане 29 августа 2005 года в честь 1000-летия Казани — его площадь составила 13,266 кв. м., а вес — 1000 кг.
Хочешь почувствовать себя настоящим татарином? Тогда примерь национальный головной убор — татарскую тюбетейку. Женщинам можно приобрести калфак (вышитую бархатную шапочку) и платок под него.
Большой выбор (татарские туфли) и (сумки) с аппликациями из кожи.
Ключ. Килограммов – килограмм.
У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием:
10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.
Упражнение 5.
Прочитайте текст. Озаглавьте. Выпишите названия обуви, поставьте их в родительный падеж множественного числа. Сделайте морфемный разбор выделенного слова. Какое значение имеет суффикс в этом слове? Подберите слова с аналогичным суффиксом.
Валенки - исконно русская обувь. История валенок начинается с 4 века до нашей эры - именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках.
Трудно поверить, но они появились лишь в конце 18-ого, начале 19-ого веков в Семеновском уезде Нижегородской губернии. До этого у русских издавна существовала низкая валяная обувь без голенищ: чуни, коты, валенцы.
В 18-м веке в моду входят дамские туфли на высоком каблуке, а уже в 19-м их сменяют высокие или полувысокие ботинки. Щеголи 18-го века носили башмаки с пряжкой - серебряной или золотой.
II. Увеличительные и уменьшительные суффиксы (-ушк-, -юшк-, -ышк-; -ищ-; -ин-, -ын-, -ов- в творительном падеже.
Упражнение 1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя суффиксы оценки. Устно указывайте, какой оттенок придаёт значению слова каждый из выделенных вами суффиксов.
А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только ч..рным пятнышком мелькнула вверху. Моро.. как бы пот..плел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Кузнец не без робости отворил дверь и увидел Пацюка, сидевшего на полу перед кадушкою, на которой стояла миска с галушками. Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинищ... такая, что в эту комнату не войдёт... А в плечищах у него была такая силищ..., какой нет у лошади. Покойный судья миргородский всегда любовался, глядя на дом Ивана Ивановича. Да, домишк... очень недурён! (Г.)
Упражнение 2.
Прочитайте. Выпишите существительные с суффиксами оценки. Обозначьте суффиксы.
1) Солнышко, вёдрышко,
Выгляни красное, из-за горы-горы. (Закличка)
2) А мы Масленицу ожидали,
Дорогую гостьюшку встречали,
Блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали.
Как от блинов гора крута,
Как от маслица гора ясна,
А на горушку снег сыплют,
А нас маменьки домой кличут. (Приговорка)
3) Под гору коняшка, в гору – деревяшка. (Загадка)
4) У осы не усы, не усищи, а усики. (Скороговорка)
Упражнение 3.
Образуйте формы оценки посредством указанных ниже суффиксов и окончаний (письменно).
1)С суффиксом -ищ- и окончанием -е или -а (указывайте род существительного) :
голос, нос, рука, нога, волк, сила.
2) С суффиксами -yшк-, юшк-, ышк- и окончанием -о или -а (указывайте род существительных, а в мужском роде также одушевлённость и неодушевлённость) :
изба, гнездо, корова, лошадь, дед, соловей, Ваня, горло, стекло, зерно, поле, горе.
3)С суффиксом -ишк- и окончанием -о или -а (указывайте род существительных, а в мужском роде также одушевлённость и неодушевлённость):
земля, мальчик, плут, город, голос, шалун, дом, платье.
Упражнение 4.
Прочитайте. Ответьте на вопросы. Запишите ответы. Какой оттенок придают значению слова суффиксы –ищ-, -ок-?
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? Ветерок слушал их и думал: «А какой же я?» Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? Что делал ветер? Подул ветер-ветрище. Что он делал? Что после этого случилось? И вот подул ветерок. Что он делал? Что произошло в природе?
Ключ. Ветер (сильный, резкий, порывистый, холодный...).
Ветрище (могучий, злой, суровый, ледяной.).
Ветерок (легкий, нежный, приятный, ласковый...).
Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.).
Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.).
Что ветрище делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.).
Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.).
Что ветерок делал? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки).
Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.).
III. Употребление некоторых существительных мужского рода в форе именительного падежа множественного числа. Две формы множественного числа.
Упражнение 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните существительные в именительном падеже множественного числа. Поставьте ударение. Возможна ли другая форма множественного числа существительного год? Найдите словарную статью этого слова. Составьте словосочетания.
«На ру (с, сс)кой земле проложили мы сле.,
Мы – чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года, -
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу ра..бить,
Нанизаны мы на ед..ную нить»
Г. Тукай.
Упражнение 2.
Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите существительные, употреблённые в именительном падеже множественного числа, образуйте от них форму единственного числа. Выпишите выделенные слова и поставьте их в именительный падеж множественного числа. Поставьте ударение.
Одежда, обувь и головные уборы русского народа были невероятно красивы, изящны, гармоничны и преисполнены вкуса и богатства.
Николай Иванович Костомаров, историк и этнограф 19 века, написал «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях». Вот как он описывает облачение бояр того времени: «По подолу и по краям рукавов рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками, шириною пальца в два… Ожерелье, кроме вышивки золотом и шелками в виде разных узоров, унизывалось жемчугом…
Шёлковые материи... ткались вместе с золотом и серебром. По золотому полю выводились серебряные, а по серебряному – золотые узоры и фигуры, как, например, чешуи, большие и малые круги, струи, реки, травы, листья, птицы, змейки, изображения людей и стоящих, и лежащих, и с крыльями... В довершение блеска своих одежд русские украшали уши серьгами или одной серьгой и вешали на шее драгоценные золотые или позолоченные цепи...
Сапоги, чеботы, башмаки, ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и жёлтые – иногда зелёные, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображениями единорогов, листьев, цветов и унизывались жемчугом; особенно женские башмаки украшались так густо, что не видно было сафьяну.
Упражнение 3.
Прочитайте текст. Составьте план. Перескажите по плану. Выпишите выделенное слово и поставьте ударение. В каком значении употребляется это слово? Подберите омоним к этому слову. Какие ещё знаете слова-омонимы в форме множественного числа?
Новоселье.
Новоселье в старой русской жизни сопровождалось торжественными обрядами. В старое время каждый имел свой собственный дом. Если кто переходил во вновь построенный дом, то сзывал священников на освящение, а потом сзывал родных и знакомых.
Гости непременно являлись с хлебом и солью, как символом обилия и благополучия, а люди, не чуждающиеся колдовства и ворожбы, являлись на новоселье с черной кошкой, с черным петухом, тащили растворенную квашню и катали три хлеба, а потом замечали, как эти хлебы ложились... Они гадали насчет трех хлебов, которые пускали на землю из-за пазухи. Если все три хлебца лягут кверху верхней корой, то место доброе, а если же лягут вниз верхней корой — то место покинь.
Во время пиршества на новоселье пол устилался травой. На большом столе, покрытом скатертью, клали принесенные хлебы и ставили в солоницах соль. После пирушки каждый гость должен был что-нибудь подарить хозяевам.
Ключ. Хлéбы (печеные) – хлебá (на корню)
Некоторые слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе окончание -ы(-и) или -а(-я) в зависимости от значения, например:
кóрпусы (туловища) – корпусá (здания, войсковые соединения)
лáгери (общественно-политич. группировки) – лагеря (военные, туристские и т. п.)
мехú (кузнечные; бурдюки) – мехá (выделанные шкуры)
óбразы (художественно-литературные) – образá (иконы)
óрдены (рыцарские и монашеские общества) – орденá (знаки отличия)
пóясы (географические) – поясá (части одежды)
прóпуски (недосмотры) – пропускá (документы)
сóболи (животные) – соболя (меха)
тóки (электрические) – токá (места молотьбы)
тóны (звуковые) – тонá (переливы цвета)
тóрмозы (препятствия) – тормозá (в технике)
учúтели (идейные руководители) – учителя (преподаватели)
цветы (растения) – цветá (окраски).
Упражнение 4.
Прочитайте. Спишите. Подчеркните существительные, употреблённые в именительном падеже множественного числа. Поставьте ударение в выделенных словах. Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы, выделите их. В каких словах форма множественного числа в современном языке не употребительна?
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корму нету!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Тут кисели толкут,
Тут блины пекут и чаи пьют.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Приносите нам весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло гнёздышко.
(Старинная народная песня).
Упражнение 5.
Прочитайте. Подчеркните существительные, употреблённые в именительном падеже множественного числа, образуйте от них форму единственного числа. У какого существительного возможна другая форма множественного числа? Найдите в словаре словарную статью об этом слове. Подготовьте сообщение о словах, имеющих двойную форму множественного числа.
Зима.
Белым-бела уже земля.
Как будто вымазаны мелом
Леса и степи, и поля.
Осталось всё под снегом белым.
Поля уснули. До весны
Дремать работникам усталым.
Какие видятся им сны
Под тёплым ватным одеялом?
И солнце словно отдохнуть
Решило в это время года:
Взойдёт, свершит свой краткий путь
И вновь уходит с небосвода.
А ветры взялись за своё:
Они над степью завывают,
Они безжалостно с неё
Одежды белые срывают…
/Н. Наджми/
Ключ. «Ветер» в словаре Ушакова. ВЕ́ТЕР, ветра, мн. Ветры (ветра •прост.), ветров-ветров, •муж.
1. Движение потока воздуха. Сильный ветер. Порывистый ветер. Слабый ветер. Западный ветер. Поднялся ветер. Дуновение ветра. Сквозной ветер. 2. Только мн. Газы, образующиеся в желудке или кишках (спец.).
IV. Иноязычные фамилии на –ин, -ов. Названия населённых пунктов в творительном падеже.
Упражнение 1.
Прочитайте. Поставьте выделенное слово в творительный падеж единственного числа. Составьте с ним предложение. Составьте предложение со словосочетанием село Фролово, употребив его в творительном падеже. В чём разница в написании фамилии и названии села?
Интересна история появления фамилий. Слово «фамилия» происходит от латинского – «семья». Вначале установились фамилии знатных людей — князей, бояр, дворян. Подавляющее же большинство населения получило фамилии лишь в XVIII—XIX вв.
Большинство русских фамилий образовано от христианских, православных имен, содержащихся в церковном календаре. Новорожденного называли не по желанию родителей, а в честь какого-либо святого, почитаемого церковью в строго определенный день года.
Одна из самых распространенных фамилий Фролов произошла от крестильного имени Флор — цветок (лат.), искаженного в произношении и принявшего форму Фрол.
Упражнение 2.
Прочитайте. Составьте план. Перескажите по плану. Составьте предложения с выделенными словосочетаниями, поставив их в творительный падеж единственного числа. Сформулируйте правило.
Город Пушкин (Царское Село).
В 25 км. к югу от центра Санкт-Петербурга расположен небольшой городок Пушкин, всемирно известный своим дореволюционным названием – Царское Село. С 1990 года Царское Село – один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы, включено в список памятников всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Историческая жемчужина в ожерелье Северной столицы! Памятник мировой архитектуры и русского барокко. Три его парка, занимающие 600 гектаров, содержат в себе более 100 архитектурных сооружений.
История Царского Села официально начинается 24 июня 1710 года, или 13 июня по старому стилю. В этот день Петр I подписал указ о даровании земель своей супруге Екатерине Алексеевне, будущей русской царице Екатерине I.
История Царского Села как резиденции российских царей заканчивается 14 августа 1917 года, после ареста Николая II и его семьи. После революции Царскосельские дворцы и парки были превращены в историко-художественные музеи.
Царское Село было переименовано в город Пушкин в 1937 году, в год столетней годовщины со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Почти на каждом шагу пребывания в Царском Селе встречает тень А. С. Пушкина. Лицей, где он учился, дача, которую он снял на медовый месяц, церковь которую он посещал.
Упражнение 3.
Запишите слова в форме творительного падежа и подчеркните окончания.
а) Фамилии: Беляев, Винокуров, Дятлов, Евсеев, Елагин, Елкин, Казаков, Кузьмин, Краснов, Левин, Росин, Цветов, Чаплин, Черепанов;
б) названия населенных пунктов: Балабаново, Волхов, Бородино, Волошино, Глазов, Глухов, Гусино, Державино, Жданов, Жилево, Калинин, Нежин, Сормово, Тамбов.
Упражнение 4.
Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением формы падежа имен существительных.
1. Роль Раневской в («Вишневом саду»—«Вишневом саде») А. П. Чехова исполняла в свое время артистка Книппер-Чехова. 2. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано (Дарвином — Дарвиным). 3. В галантерейном магазине был большой выбор чулок и (носок – носков). 4. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса — Марс) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров — гектар) 6. В реконструированном (цеху — цехе) завода было новейшее оборудование 7. Работа должна быть закончена к первому (августу — августа). 8. В продажу поступила первая партия ранних (помидор — помидоров). 9. По завещанию наследство было было разделено на несколько равных (доль — долей). 10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель — числителя) первой дроби помножить на (знаменатель — знаменателя) второй, а (знаменатель — знаменателя) первой — на (числитель — числителя) второй
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку
Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели: - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...
Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".
В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...
Дидактический материал и ИКТ как эффективные приёмы обучения русскому языку
Описание системы работы на уроках русского языка...
Дидактический материал по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку 9 класс
Дидактический материал можно использовать при продготовке учащихся к экзамену по русскому языку как на уроках , так и на факультативных занятиях....
Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.
Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку....
Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"
Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...
Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация».
Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация»....