Тема урока:"Употребление имён существительных в речи".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
http://ru.gde-fon.com/
Технологическая карта урока русского языка (литературы)
Тема урока:Употребление имён существительных в речи. | |||
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний. | |||
Цели урока: обобщение и систематизация знаний об имени существительном как часть речи,формирование умений правильно употреблять имена существительные в речи. Планируемые образовательные результаты:подчеркнуть важное значение имён существительных., Научатся:находить имена существительные ,определять грамматические признаки имён существительных,указывать синтаксическую роль. Получат возможность научиться:составлять кластер,работать со словарём,выполнять самопроверку,взаимопроверку,работать в парах,группах. Основные термины и понятия:имя существительное,метафора,фразеологизмы,синонимы. | |||
Технология развивающего; проблемного обучения; разноуровневого ; проектного обучения; развития критического мышления; мастерских; «дебаты»; модульного и блочно-модульного обучения; здоровьесберегающие технологии. | |||
Формы и методы обучения:распределительный диктант, фонетическая работа, лексическая работа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, работа по Р.Р, взаимопроверка, самопроверка, самостоятельная работа под контролем учителя,работа в парах сменного состава.,работа в группах. | |||
Организационная структура урока | |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Оргмомент. Рефлексия. 2.Постановка проблемного «?» 3.Целеполага-ние 4. .Постановка целей и задач урока. 5.Мотивацион ная установка,планирование работы. | Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.Пожелайте хорошего дня,пятёрок вашим одноклассникам. Записываем число.Классная работа. Прослушайте рассказ ученика и скажите,о какой части речи здесь говорится. Для чего необходимы знания об этой части речи.Возможно ли обойтись без существительных?Сформулируйте тему урока. Ставим задачи. Оценивать себя и других будем при помощи оценочного листа. | Приветствие. Рефлексируют. Слушают,отвечают…. «имя существительное..» Обсуждают,делают вывод .
Задачи. 1.Закрепить знания по теме «Имя существителное». 2.Узнать какую роль выполняет имя существительное в речи. 3.Учиться правильно употреблять существительные в речи,определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль. | Личностные УУД :личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль - сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера МетапредметныеУУД: способность использовать РЯ как средство получения знаний по другим учебным предметам. Умение вести поиск информации, анализ языковых явлений |
6.Проверка домашнего задания. | Проверим домашнее задание выборочно,сделаем вывод,как домашнее задание связанно с темой урока? -Что такое фразиологизмы? | Читают задание. -Устойчивое сочетание слов(крылатые выражения)близкие по значению одному слову.1)Хорошо,удобно;2)Быстро в большом количестве;3)похожи;4)Быстро,легко забывается;5)Быть в суете,в хлопотах;6)Всё обощлось.Вывод:в состав фразеологизмов входят сущ,они делаю нашу речь образной ,выразительной. | |
7.Актуализа-ция знаний. | Работа по восстановлению кластера « Имя существительное». На доске появляется кластер. | Обсуждают,готовяться отвечать. Отвечают один из группы. | |
8.Обобщение и систематизация знаний. | 1.Работа над орфограммами. Распределительный диктант(интер.доска,использ зановесочки). Делаем вывод. 2.Чтение наизусть стихотворения М.Ю Лермонтова «Родина».3)На доске слайд про поэта. 4)Работа с толковым словарём. | Слитно Через дефис. Горнолыжник Шка-купе С полуслова Пол-Азии Полжизни Северо-запад Птицеферма пол-ящика Снегопад кресло-кровать Велогонка пол-листа Необходимо правильно записывать сложные имена существительные. В стихотворении встретились слова –жнивы,обоз,нивы,чету,гумно.Объясните лексическое значение этих слов.Предположите,ЧТО могут обозначать эти слова???……Укажите,в роли каках членов предложения употребляются имена существительные? Находят значения,записывают,делают вывод: Примерный ответ: Имя существительное помогает точно выразить мысль, называет предмет,существительное передаёт точную информацию о предмете, Без имен существительных нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте. | |
5)Работа с текстом.Стихотворение С.Есенина «Черёмуха». Вспомните, что такое метафора?Олицетворение?Сравнения?Выпишите из текста Какой частью речи они выражены? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 6).Индивидуальная работа. Составьте письменную характеристику одного из членов вашей группы, используя преимущественно имена существительные.
7).Работа у доски. Взаимопроверка. 8).Задание повышенной трудности.Распределить сущ на группы,учитывая следующие произносительные признаки: 9)Найди пару(синонимы).Что называется синонимом? Взаимопроверка. | В стихотворении С.Есенина «Черемуха» . Черемуха душистая Куст черемухи здесь сравнивается с девушкой, завивающей свои волосы, чтобы стать еще красивее. А рядом, у проталинки, Цвет воды в ручье сравнивается с драгоценным металлом – серебром Этим сравнением поэт наиболее полно передает чистоту воды в ручье и его журчание, похожее на перезвон серебра. Черемуха душистая Разумеется, зелень не горит – это выражение используется для того, чтобы более отчетливо передать сияние солнечных лучей на молодой черемуховой листве. Ручей волной гремучею А теперь обратим внимание на словосочетания “сияет зелень в серебре”, “зелень горит”. Какой это прием? Зелень покрыта росой, ее капельки светятся и переливаются, точно серебро. Кроме того, на солнце она искрится, подобно пламени. Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значении. Перенос значений на основе сходства, сравнения называется МЕТАФОРА. В следующих четырёх строках используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре),сравнение (в серебре – в росе), олицетворение (сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет, красочное прилагательное. Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере. Метафора, эпитеты, сравнения, олицетворение – придают стихотворению выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Природа живет, дышит, поет, благоухает.Существительные в переносном значении используются для создания … и …, которые делают речь более яркой, красивой, выразительной, эмоциональной. Примерная характеристика: Корнилова Екатерина - ученица 6 «а» класса школы №506. Черты характера: доброта, скромность, отзывчивость. И т.д.) Примерный ответ: Имя существительное передаёт точную информацию о предмете, поэтому в официальном стиле речи мы преимущественно используем эту часть речи. Синтаксический разбор предложения.Найти грамматическую основу предложения. Январь-весне дедушка. Июль- макушка лета. Ноябрь-сумерки года. Мягкий согл.перед Е Твёрдый согл пере Е Твёрд и мягк перед Е Фанера Энергия Экспресс Термин Темп Лотерея Центнер Тест Вывод Друг,ссора,отечество,раздор,брань,шалун,товарищь,скандал,отчизна,родина. | ||
9. Итоги урока | Заполнение пробелов в опорной схеме по теме урока Существительное помогает (как?) точно выразить мысль, называет (что?)предмет Без имен существительных нарушается (какая?)смысловая и (какая?) грамматическая связь слов в предложении и тексте. Имя существительное передаёт (какую?) точную информацию о предмете, поэтому в … и … художественных и научных стилях речи мы преимущественно используем эту часть речи. Существительные в переносном значении используются для создания … и …, картину и переживая поэта ,которые делают речь более яркой, красивой, выразительной, эмоциональной. Сдают работы на проверку учителю. | ||
10.Домашнее задание. Итоги урока Рефлексия | Составить 5 предл. Со словами синонимами,разобрать предложение,обозначить род,число,падеж у сущ. Организует подведение итогов урока и рефлексию | Рефлексируют (по слайду на доске). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление имён существительных в речи
Лингвистическое путешесвие учит наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте....
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правильное употребление имени существительного в речи. Грамматические нормы".
В конспекте отражены целевые установки, представлены этапы урока....
Конспект урока "Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы".( По учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова)
Методическая тема: Организация учебного исследования на уроке русского языкаЦели: научиться соблюдать лексические нормы.Задачи: 1) определять лексическое значение слова;2) учитывать точное значение сл...
Урок русского языка в 6 классе. Тема: "Употребление имён числительных в речи".
Презентация к уроку русского языка в 6 классе....
Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.
Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Употребление имён существительных в речи.
Цели урока•Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравне...