Урок по русскому языку в 6-м классе "Степени сравнения прилагательных"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Урок по русскому языку на тему: Степени сравнения прилагательных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_0.docx | 267.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Ковальчик Нина Михайловна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 525
с углублённым изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
Тема: Степени сравнения имен прилагательных
Целевой блок:
- Образовательная: научить с помощью определённой последовательности действий отличать формы степеней сравнения прилагательных от других форм и правильно их образовывать; различать степени сравнения по значению; видеть прилагательные в различных степенях сравнения в тексте; использовать прилагательные в различных степенях сравнения для придания речи точности, ясности, выразительности.
- Развивающая : совершенствовать умение сравнивать языковые явления, выражать своё мнение, ставить цель, делать выводы, работать в группе; развивать логическое мышление (использование схемы- алгоритма).
- Воспитательная: привить понимание необходимости соблюдать режим дня; воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.
- Планируемые результаты:
- Предметные: научиться различать формы степеней сравнения по значению, определять способы образования форм степеней сравнения.
- Личностные:
а) формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя;
б) формирование познавательного интереса к предмету исследования;
в) формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;
г) формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения;
д) формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.
- Метапредметные (УУД):
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; проявлять речевые действия (использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность
2
к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (преодолению препятствий);
формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова, выполнения лингвистических задач), конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи.
Методы контроля и самоконтроля УПД:
индивидуальный опрос; фронтальный опрос;
Методы стимулирования и мотивации:
задания занимательного характера; поощрение.
- Инструментальный блок.
- Задачи:
- Актуализация имеющихся знаний об имени прилагательном
- Научить учащихся образовывать различные формы степеней сравнения
- Разработка алгоритма определения степени сравнения прилагательного
- Применение алгоритма на практике.
- Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
- Время урока: 45 минут
- УМК:
Учебник: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.-М.: Просвещение, 2012.
- Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор (для презентации).
- Организация пространства поиска, диалога: коллективная работа с таблицей, фронтальная, индивидуальная работа (найти в тексте имена прилагательные, определить разряд прилагателных в тексте).Межпредметные связи: литература (работа со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»).
Ход урока:
- Организационный момент (дыхательная гимнастика). Звучит музыка моря.
- Учитель знакомит учащихся с темой урока и задачами, которые необходимо решить в ходе этого урока
Учитель: Для решения важных задач нужна зарядка для ума, поэтому проводим разминку.
Орфографическая минутка. Слова написаны на доске, учащиеся списывают их и решают орфографические задачи.
Горяч(?), карандаш(?), помощ(?), могуч(?), везеш(?), хорош(?), возьмеш(?), реч(?), колюч(?), даеш(?), глуш(?), тягуч(?), туч(?)
После завершения работы учащиеся делают обобщение о написании Ь знака после шипящих на конце слов разных частей речи.
Орфоэпическая минутка: определение ударного звука
Досуг, звонит, торты, каталог, квартал, приняла, красивее.
Учитель: Со словами каких частей речи вы работали? Какую роль они играют в нашей речи?
Учащиеся называют имя существительное, имя прилагательное, глагол и рассказывают о значении каждой части речи в языке.
Учитель подводит итог сказанного и зачитывает отрывки из лучших сочинений учащихся о роли прилагательных в языке.
3. Актуализация знаний о прилагательном, необходимых для восприятия новой темы.
Учитель читает Омара Хайяма:
В окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В окно смотрели двое…
Вопрос учащимся: Почему эти двое по-разному увидели то, что было за окном?
Учитель: Какая часть речи помогает нам увидеть мир красивым, живым и разнообразным?
4.Работа с текстом стихотворения « Зимнее утро».
Учащийся читает стихотворение под звуки зимнего утра.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня,
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Учащиеся выписывают из стихотворения все имена прилагательные и доказывают на примере трех слов, что это имена прилагательные.
Ход рассуждения:
1) Отвечают на вопросы: какой? чей?
2) Обозначают признак предмета
3) Имеют постоянные признаки
4) Изменяются по родам, числам, падежам
5) Вывод
5. Повторение разрядов имен прилагательных. Работа с текстом.
Зимний лес! Он застыл в серебряном уборе. Набродили, наследили звери на снегу. Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок длинный, от передних – короткий.
Учащиеся определяют разряд прилагательных.
7. Знакомство с новыми формами качественных прилагательных: степени сравнения.
Перед учащимися описание зимнего леса, а на интерактивной доске картина зимнего леса.
Текст , предложенный учителем.
Январь – месяц снегов. Что-то творится в лесу. Пришла зима! Лес утонул в сугробах. Под сводом неба застыли деревья. Вместе со снегом налетели, набежали в лес существа. Они носились по пням и сучкам, по елкам и соснам. Медведи и совы, зайцы, куропатки и белочки. Полон лес птиц и зверей.
Учитель: Можно ли сделать этот текст более художественным? Какое средство выразительности поможет нам в этом?
Учащиеся называют эпитет и дают его определение, затем составляют свой текст, используя слова для справок:
(снега) большие, молчаливые
(зима) настоящая
(сугробы) глубокие
(небо) холодное
(деревья) задумчивые
(существа) невиданные, незнакомые
(медведи) огромные
(совы) большеглазые
(зайцы) трусливые
(куропатки) белые
(белочки) шустрые
(птицы и звери) диковинные
Вопрос учащимся: Каким вы увидели лес в тексте, данном учителем, и в тексте, который вы составили сами?
Ответы:
К тексту №1 К тексту №2
1) красивым 1) красивее, более красивым
2) интересным 2) интереснее, более интересным
3) привлекательным 3)привлекательным, более
привлекательным
4) великолепным 4) великолепнейшим
Учитель: Ребята, в своих ответах вы называли новые формы прилагательных. Это формы сравнительной и превосходной степени.
8. Учитель, используя слайды «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия», просит учащихся сделать вывод о способах образования простой и составной форм степеней сравнения качественных имен прилагательных. Учащиеся делают вывод и составляют таблицу образования форм степеней сравнения прилагательных.
9. Закрепление новых знаний:
В детстве все было другим. (Яркий) было солнце, (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочная) земля, родная земля – самая великолепное, что нам дано для жизни.
1)Учащиеся работают с текстом, образовывают простую форму сравнительной степени от прилагательных, данных в скобках, и записывают текст.
2) От прилагательных сильный, громкий, загадочная образовывают все возможные формы степеней сравнения и делают вывод, что не от каждого прилагательного можно образовать все формы, а, значит, возможны ошибки, которые необходимо избегать.
3)Игра «Светофор».
Перед учащимися карточки:
Красная – начальная форма прилагательного
Желтая – форма сравнительной степени прилагательного
Зеленая – форма превосходной степени прилагательного
Учитель называет имена прилагательные, учащиеся определяют форму прилагательного и поднимают соответствующую карточку.
Правильный, скучный, умнее, величайший, самый большой, превосходнейший, светлый, более умный, красивейший, высочайшая, привлекательнее, более сладкий, слаще.
4). Исправь ошибку. Формы слов написаны на доске. Учащиеся исправляют ошибки и правильные формы прилагательных записывают в тетрадь.
Более умнее, самый высочайший, наиболее хитрее, более слаще, самый красивейший.
5) Выполнение упр. 395.
12. Подведение итога урока в форме беседы.
Учитель задает вопросы учащимся:
- Как вы считаете, достигли мы цель урока?
- Как оцениваете свою работу?
- По вашему мнению, кто был наиболее активен?
- Что вы узнали новое об имени прилагательном?
- Как называются степени сравнения прилагательных, какие формы они имеют и как эти формы образуются?
Домашнее задание: Упр. 400.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку для 6 класса "Степени сравнения прилагательных"
Степени сравнения имен прилагательных...
Урок по русскому языку в 5 классе "Изменение кратких прилагательных по родам и числам"
На данном уроке происходит формирование умения определять род и число кратких прилагательных, также развивается логическое мышление учащихся. Воспитывается интерес к русскому языку чащихся....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"
Методическая разработка урока: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Степени сравнения имён прилагательных"
В данном конпекте урока предлагаются такие виды работ: распределительный диктант,самостоятельная работа дифференцированным заданием, работа по исправлению грамматических ошибок,...
Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)
2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...
конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"
вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...
Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....