Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1 Тема: «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»

Цели урока:

обучающая – изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;

развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;

воспитывающая – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.

Задачи урока:

создать условия для усвоения правила употребления Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.

ТСО- компьютер с презентацией слайдов (программа power point)

Ход урока

I. Организационный момент – 2 мин.

II. Проверка домашнего задания – 10 мин.

- Ребята, что вы изучали на предыдущем уроке русского языка?

(Правописание сложных имён прилагательных.)

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал.

1. Индивидуальная работа 4 учащихся по карточкам на местах.

2. Опрос учащихся у доски.

К доске вызываются 2 учащихся.

Первый рассказывает об употреблении дефиса в именах прилагательных, второй – о том, какие прилагательные пишутся слитно. Учащиеся должны   привести примеры на данное правило.

Остальные учащиеся в случае необходимости дополняют или исправляют ответы товарищей.

3. “Орфографическая дуэль” (распределительный диктант).

Задание классу:

I группа учащихся записывает прилагательные, которые пишутся слитно, II группа – через дефис. (Работа выполняется 2 учащимися на внешней стороне крыльев доски так, чтобы она была не видна остальным учащимся.)

Рыжеволосый, военно-морской, научно-популярный, сероглазый, древнерусский, жёлто-коричневый, северо-западный, сельскохозяйственный, русско-английский, трёхэтажный.

По окончании работы проводится проверка у учащихся, работавших на доске, находятся ошибки, одновременно дети находят ошибки в своих работах.

III. Подготовка к восприятию нового материала -2 мин.

Синтаксическая пятиминутка. (Один учащийся выполняет работу у доски.)

- Запишем предложение:

В окно заглядывает грустное осеннее солнце.

Произведите синтаксический разбор предложения.

Какой троп использован в нём? (эпитет “грустное солнце”)

Какой частью речи он выражен? (прилагательным)

Назовите второе прилагательное (осеннее).

Назовите способ образования этого слова (суффиксальный).

Почему в нём пишется НН?

IV. Сообщение темы и целей урока – 1 мин (слайд № 1).

- В русском языке существует большая группа прилагательных, в которых необходимо писать то одну, то две НН.

V. Изучение нового материала – 4 мин.

1. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу.

-Каким способом и от слов какой части речи образованы прилагательные на левой стороне таблицы? Назовите ещё прилагательные с суффиксами –АН ---ЯН-. На что они указывают? (На материал.)

- Прочитайте прилагательные с суффиксом –ИН. Назовите ещё прилагательные с суффиксом –ИН. На что они указывают? (На отношение к животному.)

- Сделайте вывод о том, какие прилагательные пишутся с одной Н.

- Рассмотрите прилагательные на правой стороне таблицы. Как и от слов какой части речи они образованы?

Сделайте вывод о написании прилагательных с НН.

2. Работа с правилом. Знакомство с обозначением условия выбора изученной орфограммы.

- Проверьте себя (слайд №2).

3. Работа с опорным конспектом.

- Используя опорный конспект, расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (слайд №3).

4. Работа в парах.

- А теперь расскажите друг другу о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и выставьте соответствующий балл в маршрутном листе.

VI. Физкультминутка - 2 мин.

- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.

Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.

- Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с Н или НН.

Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если нет – поднимите руки вверх.

1. В пословице “Острый язык – дарование, а длинный – наказание” имеется прилагательное с НН – длинный.

2. В пословице “Старинная пословица не на ветер молвится” есть прилагательное с Н.

3. В пословице “Дома и глиняная чаша мила” имеется прилагательное с НН.

VII. Закрепление изученного – 15 мин.

Дифференцированные задания

- Сейчас вы сможете проверить свои умения применять знание правила на письме.

Вам предлагается выбрать задание 1 или 2 уровня (по степени сложности) и выполнить его в тетради (слайд № 4).

VIII. Итоги урока – 2 мин.

Выставление оценок.

IX. Домашнее задание – 2 мин.

Из фразеологического словаря выпишите 5 фразеологизмов, в которых встречаются слова на изученное правило, обозначьте условия выбора орфограммы, составьте с ними предложения.

Урок 4 Тема: «Стили речи»

Цели урока:

образовательные:

познакомить учащихся с понятием «стили речи»;

актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

развивающие:

сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

закрепить умение определять стиль речи.

воспитательные:

воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: на доске схема , мультимедиапроектор, раздаточный материал (опорная схема)

План урока:

Повторение изученного материала о стилях речи.

Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

Выводы, обобщение.

Ход урока

I. Оргмомент – 2 мин

II Подготовка к восприятию материала -3мин

- Ребята! Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль:

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать -

Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила делема, -

Нужно стили речи знать!

- А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

- Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

III Повторение изученного материала о стилях речи.-  6 мин

-Ребята, посмотрите на доску. Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).

- Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?

- Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст стихотворения, спроецированного на экран. При выполнении этого задания используйте опорную схему (у каждого ученика на столе лежит опорная схема):

Сфера употребления стиля.

Цель употребления стиля.

Лексические особенности стиля.

Характерные черты стиля.

IV. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей. – 24 мин

На доске появляется изображение стихотворения № 1 «Давай посплетничаем»:

Поделиться впечатленьем

Если с другом захочу,

То ему, без промедленья,

По мобиле позвоню:

«Ну, привет!..Я тут скучаю.

Приходи-ка на чаёк!

Поболтать с тобой мечтаю.

Дивный нынче вечерок!

Нет, не болен,- просто скука!

Если хочешь, то хандра!

Мне молчать - ох, это мука!

Сплетен хватит до утра!»

Ученики читают стихотворение и отвечают на вопрос о стиле :

- Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

- Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).

- После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы, которая нарисована на доске. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.

- Итак, внимание на доску!

- Прочитайте стихотворение № 2, представляющее собой коллаж. Аналогичное задание– определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:

«Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)

«Ведь я - сочинитель» (Блок)!

«Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)

«Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)

«Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)

«Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!

«На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)

«Панихидный справляя пляс» (Есенин).

«Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)

«Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) –

«Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)

«До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)

-  Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.

- Обратимся к стихотворению № 3. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный,

В нём – прямое слов значенье.

Применять нам эффективно

В описании явленья.

Образности в стиле нет,

Тропы – не в участии.

В центре не один предмет,

А общее понятие.

Можем мы всегда узнать

Стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» - стоит лишь сказать, -

Перед нами стиль -..

-  Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

-  Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.

Какие слова в тексте № 4 являются профессионализмами?

В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

-  Вы правильно определили в тексте профессиональные слова.

Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 5). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вам предстоит произнести приговор.

По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!,

Назвав подсудимого категорично «вор!»

Однако! Подсудимый, допустим, что виноват

И заслуживает (допустим мы) наказания.

Однако! Признаем, что как-то уж слабоват

Набор улик и свидетельские показания!

Нам задача судебной власти очень даже ясна:

Справедливый суд ради блага людей!

Преступивший чрез закон отвечает сполна!

Пусть будет наказан злодей!

Однако! Перед нами другой подсудимый,

Перед нами имеющий претензию человек

Считаться лицом развитым, что явно немнимо,

Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.

Напряжённое внимание к судебному следствию,

Пытливый взор, ум, совесть, умение

Помогут достойно отнестись к данному бедствию,

Оценить справедливо это недоразумение!

-  Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

- Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?

-  Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.

- Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

-Молодцы!

- Ребята, перед вами текст № 6:

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.

Банк гарантию предоставляет.

Приговор обжалованию не подлежит.

-  Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).

- Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.

V Выводы, обобщение. - 1мин

-  Молодцы, ребята! Итак, таблица «Стили речи» заполнена.

- Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

VI Выставление оценок и Домашнее задание – 4  мин ( упр. 674 (по заданию) + отредактировать любой из текстов, предварительно прочитав информацию на стр. 312


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"

Методическая разработка урока: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"...

конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи"

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи". Цель урока: вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки; научиться при...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие"

Методическая разработка  включает конспект урока + презентацию...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...