Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Зорина Наталья Ивановна

Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.

Класс: 6

УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_n-nn_v_suffiksah_imen_prilagatelnyh.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управления образования» администрации

МОГО «Ухта»

МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»

Утверждаю: _____________

Директор МОУ «ГПЛ» Дудкина Е. Ю.

Конспект урока по русскому языку

«Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

6 класс

Составитель:

Зорина Н. И.

Ухта, 2014 г.


         Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.

         Класс: 6

         УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.

          Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов; достичь усвоения правописания н-нн в суффиксах имен прилагательных.

Развивающая: развитие навыков мыслительной деятельности, поэтического воображения.

Воспитывающая: воспитание внимательного отношения к слову.

Тип урока: открытие нового знания.

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания в ТДМ

Конспект урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

Организационный момент. Звучит песня « Чему учат в школе».

                После прослушивания песни:

- Найдите в своем словарном запасе такое слово, которое было бы ответом на вопрос: «Чему учат в школе?» обобщив им все содержание песни.

Дети:

          - знаниям,

          -дружить,

          -понимать,

          -открывать,

          -любить,

          -прощать.

Учитель: все слова хороши, но выберите одно, которое подходит для изучения нового материала

Дети: ОТ-КРЫ-ТИЕ

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

Учитель:  подберем прилагательные к слову луг, чтобы в прилагательном  была н ( выходят дети к доске)

Дети: зеленый,прекрасный,дальний…

Учитель: к слову человек

Дети:умный,юный

Учитель: кольцо

Дети:серебряное.

      Возникла пауза: сколько н писать в суффиксе?

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Учитель: почему возникло затруднение?

Дети: потому что мы не знаем правило. Мы не знаем, когда в прилагательных пишется н-нн.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,
  • согласовывают тему урока,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

Учитель: сформулируйте цель урока

Дети: открыть для себя правописание слова серебряный ,а значит понять от какого условия зависит выбор н-нн в прилагательном.

Учитель:попробуйте сформулировать тему урока.

Дети:речь скорее пойдет о правописании н-нн в прилагательных.

Учитель: пишем тему урока.

                 Какое слово было главным по песне?

Дети: открытие

Учитель: ваше предложение по достижению цели.

Дети: можно почитать по себя параграф

Учитель:можно.А что еще можно?

Дети: наблюдать ,сравнивать, делать вывод,обобщать

Учитель: сравните слова и сделайте вывод: кожаный,гусиный,комиссионный,клюквенный,травяной,лебединый,организационный,буквенный.

В какой морфеме находится наша орфограмма?

От каких частей речи образованы прилагательные?

С помощью каких суффиксов?

Дети: ответы

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Учитель: что открыли для себя, прочитав учебник?

Дети: нужно знать, как образовано прилагательное ,с помощью какого суффикса.

Учитель: какие суффиксы даны?

Дети: ан,ян,ин, онн,енн

Работа с примерами:

                                   кожа+ан-кожаный

   Все на доске          трава+ян-травяной

                                   лебедь+ин-лебединый

                                   клюква+енн-клюквенный

                                   дистанция+онн-дистанционный

Учитель: от какого условия зависит выбор н-нн

Дети: ан-ян-ин-н

          Онн-енн-нн

С помощью этих суффиксов прил. обр, от сущ.

Учитель :значит ,почему в слове серебряный н?

Дети: прил. серебряный образовано от существительного серебро +ян
Учитель: составляем алгоритм

1.Определаем, от какого существительного образовано прилагательное

2.С помощью какого суффикса

3.Делаем вывод.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над примерами с использованием алгоритма. Упражнение из учебника.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Онлайн тестирование на сайте Е. Захарьиной http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test79.xml 

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Подбираются эпитеты(серебряный голосок, ручеек….).

Выполняются тренировочные упражнения. ( упр. 49,51)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

- Учитель: что сегодня для себя открыли на уроке ?

Дети: условие, от которого зависит правописание н-нн в суффиксах прилагательных

Учитель: что не прозвучало на уроке, хотя в параграфе об этом было сказано?

Д.З.Напишите сочинение-миниатюру «Весна в городе» по теме урока ( используя прилагательные с н-нн и не забудьте слова- исключения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Падеж имен существительных"

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т.А. Ладыженской  и др....

технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)

урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...

урок по русскому языку в 6 классе"Разряды имен прилагательных по значению"

организовать работу учащихся по построению знаний о разрядах имён прилагательных; формировать умение определять разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...