Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.
Класс: 6
УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_n-nn_v_suffiksah_imen_prilagatelnyh.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управления образования» администрации
МОГО «Ухта»
МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»
Утверждаю: _____________
Директор МОУ «ГПЛ» Дудкина Е. Ю.
Конспект урока по русскому языку
«Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
6 класс
Составитель:
Зорина Н. И.
Ухта, 2014 г.
Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.
Класс: 6
УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов; достичь усвоения правописания н-нн в суффиксах имен прилагательных.
Развивающая: развитие навыков мыслительной деятельности, поэтического воображения.
Воспитывающая: воспитание внимательного отношения к слову.
Тип урока: открытие нового знания.
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Конспект урока |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | Организационный момент. Звучит песня « Чему учат в школе». После прослушивания песни: - Найдите в своем словарном запасе такое слово, которое было бы ответом на вопрос: «Чему учат в школе?» обобщив им все содержание песни. Дети: - знаниям, -дружить, -понимать, -открывать, -любить, -прощать. Учитель: все слова хороши, но выберите одно, которое подходит для изучения нового материала Дети: ОТ-КРЫ-ТИЕ |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | Учитель: подберем прилагательные к слову луг, чтобы в прилагательном была н ( выходят дети к доске) Дети: зеленый,прекрасный,дальний… Учитель: к слову человек Дети:умный,юный Учитель: кольцо Дети:серебряное. Возникла пауза: сколько н писать в суффиксе? |
3. Выявление места и причины затруднения. | |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Учитель: почему возникло затруднение? Дети: потому что мы не знаем правило. Мы не знаем, когда в прилагательных пишется н-нн. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | Учитель: сформулируйте цель урока Дети: открыть для себя правописание слова серебряный ,а значит понять от какого условия зависит выбор н-нн в прилагательном. Учитель:попробуйте сформулировать тему урока. Дети:речь скорее пойдет о правописании н-нн в прилагательных. Учитель: пишем тему урока. Какое слово было главным по песне? Дети: открытие Учитель: ваше предложение по достижению цели. Дети: можно почитать по себя параграф Учитель:можно.А что еще можно? Дети: наблюдать ,сравнивать, делать вывод,обобщать Учитель: сравните слова и сделайте вывод: кожаный,гусиный,комиссионный,клюквенный,травяной,лебединый,организационный,буквенный. В какой морфеме находится наша орфограмма? От каких частей речи образованы прилагательные? С помощью каких суффиксов? Дети: ответы |
5. Реализация построенного проекта. | |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | Учитель: что открыли для себя, прочитав учебник? Дети: нужно знать, как образовано прилагательное ,с помощью какого суффикса. Учитель: какие суффиксы даны? Дети: ан,ян,ин, онн,енн Работа с примерами: кожа+ан-кожаный Все на доске трава+ян-травяной лебедь+ин-лебединый клюква+енн-клюквенный дистанция+онн-дистанционный Учитель: от какого условия зависит выбор н-нн Дети: ан-ян-ин-н Онн-енн-нн С помощью этих суффиксов прил. обр, от сущ. Учитель :значит ,почему в слове серебряный н? Дети: прил. серебряный образовано от существительного серебро +ян 1.Определаем, от какого существительного образовано прилагательное 2.С помощью какого суффикса 3.Делаем вывод. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над примерами с использованием алгоритма. Упражнение из учебника. | |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само | |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Онлайн тестирование на сайте Е. Захарьиной http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test79.xml |
8. Включение в систему знаний и повторение. | |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | Подбираются эпитеты(серебряный голосок, ручеек….). Выполняются тренировочные упражнения. ( упр. 49,51) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | - Учитель: что сегодня для себя открыли на уроке ? Дети: условие, от которого зависит правописание н-нн в суффиксах прилагательных Учитель: что не прозвучало на уроке, хотя в параграфе об этом было сказано? Д.З.Напишите сочинение-миниатюру «Весна в городе» по теме урока ( используя прилагательные с н-нн и не забудьте слова- исключения). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Падеж имен существительных"
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т.А. Ладыженской и др....
технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)
урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...
урок по русскому языку в 6 классе"Разряды имен прилагательных по значению"
организовать работу учащихся по построению знаний о разрядах имён прилагательных; формировать умение определять разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам...
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"...
план-конспект урока по русскому языку на тему Род несклоняемых имен существительных в 6 классе
Род несклоняемых имен существительных...
План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...