конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кирпичникова Светлана Александровна

вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._dobroe_utro_imya_prilagatelnoe.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новкинская основная общеобразовательная школа

Камешковского района Владимирской области

КОНСПЕКТ  УРОКА

ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

(учебник «Русский язык. 5 класс»

Москва «Просвещение» 2009 г.

Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,Л.А, Тростенцова)

                                                                   Учитель русского языка и литературы

Кирпичникова Светлана Александровна

Тема:  «Доброе утро, Имя Прилагательное!»  

Цель урока – обеспечить формирование  представления об общем значении имени прилагательного, его морфологических признаках.

Задачи:  

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока: урок – путешествие.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.

Ход урока.

I.Оргмомент и целеполагание.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий.

- Как вы думаете, о чём идёт речь? (А называется оно «Сказка про краски»)

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном, какие части речи нам нужны? (имена прилагательные).

 II. Создание проблемной ситуации.        

- Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? (ученые, исследователи, открыватели).

Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)

Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное. (Сценка – отрывок из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Приложение №1)

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (чередование гласных в корне слова)

Как вы понимаете смысл названия этой части речи? (Приложенное, добавленное к чему-то)

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

Запишите тему урока.            

III. Изучение нового материала        

- Итак, мы - открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути «Карта путешествия». Открывать  ее мы будем постепенно.

1. Давайте  сначала посмотрим, какое же значение имеет имя прилагательное.

-  Какую дополнительную информацию несёт имя прилагательное? (Чтобы ответить на этот вопрос, выполним упражнение № 566 на странице 224-225.

- Какой вывод вы можете сделать? Какую дополнительную информацию несет имя прилагательное?)

- Ребята, сейчас я вам прочитаю текст (или же читает учащийся), вы должны догадаться, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребицкого?

Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе)

- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).

(Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.)

- Выпишите из текста только прилагательные, которые характеризуют лося:

  • По цвету: тёмно-бурый, белые
  • Форме: горбоносая, стройные
  • Размеру, росту: длинная, огромная, высокие
  • Весу: тяжёлый, грузный
  • Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.

- Скажите, пожалуйста, что обозначает имя существительное? А что же тогда обозначает имя прилагательное?

Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение, выделить его из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

2. Вернемся снова к «Карте путешествия». Теперь нам предстоит следующее открытие – вопросы, на которые отвечает эта часть речи.

Имя прилагательное, мы с тобой дружны,

                                 Признаки предметов называешь ты.

                                 Солнечное лето, праздничная ель,

Вкусные конфеты, Машенькин портфель.

- Выпишите прилагательные из этого стихотворения.

-На какие вопросы отвечают выписанные прилагательные?

- Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Молодцы! Мы совершили второе открытие на нашем уроке.

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы:  Какой? Чей?

3. Мы с Вами вновь возвращаемся к «Карте путешествия». Следующее открытие, которое нам предстоит, – это морфологические признаки прилагательного.

Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

-Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

I вариант – черемуха душистая

II вариант – небо ясное

- Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательное изменяется  по падежам.

А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)

Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательные.

Давайте внимательно посмотрим на существительные. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (нет)

Сделаем вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Итак, Вы сделали третье открытие.

4. Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая роль.

-Внимательно посмотрите на предложения.

-Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться?

Наступает ранняя весна. Шерсть у белки рыжая. – 1 вариант

Распускаются зелёные листочки. У грызунов зубы острые. – 2 вариант

Вывод: имя прилагательное в предложении являются определением или сказуемым.

Итак, ребята, мы открыли всю «Карту путешествия». Вы отличные исследователи! Так что же такое имя прилагательное?

IV. Работа в группах (приложение №2)

V. Проверка с комментариями.

VI. Обобщение и выводы.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- На этом наш урок подошел к концу. Я думаю, что на уроке вам не было скучно, вы все вспомнили,  что такое имя прилагательное, и готовы к новым открытиям.

VII. Итоговая рефлексия.

- А теперь возьмите разноцветные листочки,  которые лежат у вас на столе и  повесьте на  дерево, которое прикреплено к доске

зеленый листочек – если вы выполнили все правильно, вам было не сложно

желтый – если вы сомневались

красный – если вы считаете, что над этим вам нужно еще поработать

- А теперь  посмотрите на наши деревья. Каких листьев на них больше?

- Пусть и дальше вам на дорогах по стране Знаний всегда горит зеленый свет, желтого будет совсем немного, а красный пусть не встречается.

- Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока. (передавая колокольчик)- вставая у своего места

VIII. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Как прекрасен этот мир…» или упр. 570 стр. 226

Приложение №1

Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.

Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена;

так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак

прилагательное, потому что оно прилагается

 к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Приложение №2

1 группа

- Спишите текст, вставляя имена прилагательные, обозначая графически их окончания.

Приближение весны.

   … тени лежат на сугробах. Вот с вершины … дерева упала … пылью и рассыпалась … шапка.

   С … свистом прилетели, закачались на шишках … клесты. … платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на … вершину и пустил … трель …  дятел.

    Потоки … света заливают … поляны, отражаются в … скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся … облака.

2 группа

- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Наступление весны».

3 группа

- Найдите прилагательные,  подчеркните их как члены предложения и определите у них род, число и падеж.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

                                                (С. Есенин)

4 группа

- Сочините синквейн на тему урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное", 6 класс

Конспект урока - обобщения и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное ", по образовательной программе " школа 2100", содержит ряд  заданий, которые помогут  учителю проверить ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час) Целесообразность применения ИКТ: - применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным дл...

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное" (2 урок). Первичное знакомство пятиклассников с понятием о кратких прилагательных....

План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс.

План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Согласование прилагательных с существительными»

Согласование прилагательных с существительными Закрепление знаний учащихся о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.    закрепить зн...