учебный курс по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Учебный курс предназначен для 9 класса как помощь в подготовке к ОГЭ. Составлен на 34 уч. часа. В основном идет работа на основе ООД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебный курс по русскому языку | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елисеевская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета МБОУ Елисеевская ООШ Протокол №___ от«___» ________201 г | «Утверждаю» Директор МБОУ Елисеевская ООШ __________/Е.Н.Вохмянина/ Приказ №______ от «___» _________201 г |
Программа учебного курса по русскому языку
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Основное общее образование
34 часа
Учитель 1-й категории
Антонова Оксана Владимировна
Д. Елисеевка
2019-2020 учебный год
Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для 9 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, федерального базисного учебного плана и учебного плана МБОУ Елисеевская оош на 2019-2020 учебный год, на основе примерных программ по русскому языку и риторики для общеобразовательных учреждений, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».
Государственный образовательный стандарт предполагает получение обучающимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии и, пунктуации. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Данная программа составлена в помощь учащемуся для развития навыков орфографической и пунктуационной зоркости.
Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я. и Талызиной Н.Ф по теории поэтапного формирования умственных действий с ориентировочной основой действий (ООД), рассчитана на 34 часа.
Инновацией является объединение и переработка нескольких авторских программ по русскому языку: М.М. Разумовской, П.А. Леканта, М.Т. Баранова, Т.А Ладыженской, В.В, Бабайцевой, Р. Н. Бунеевой, Л.М. Рыбченковой, С.И. Львова.
Цель: повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи: обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся; способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков; формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
Предметные результаты освоения курса:
Опознавание языковых единиц, проведение различных видов их анализа.
Определение темы, основной мысли текста, функционально-смыслового типа текста или его фрагмента.
Различение разговорной речи, научного стиля, официально-делового стиля, публицистического стиля, языка художественной литературы.
Аудирование и чтение.
Адекватное понимаение информации устного и письменного сообщения (цель, тема основная и дополнительная, явная и скрытая информацию).
Чтение текстов разных стилей и жанров.
Владение разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
Извлечение информации из различных источников.
Свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой.
Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение).
Создание текстов различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление).
Осуществление выбора и организации языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Владение различными видами монолога и диалога.
Свободному, правильному изложению своих мыслей в устной и письменной формах, соблюдение нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
Адекватному выражению своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному, услышанному, увиденному.
Соблюдение в практике речевого общения основных произносительных, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.
Соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации.
Соблюдение норм русского речевого этикета, уместного использования паралингвистические (внеязыковые) средства общения.
Осуществление речевого самоконтроля; оценивание своей речи с точки зрения ее правильности, нахождение грамматических и речевых ошибок, недочетов, исправление их; совершенствование и редактирование собственных текстов.
Формы организации образовательного процесса:
обобщающая беседа по изученному материалу;
-проверка знаний при помощи тестов;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм;
-Контрольное списывание;
Зрительные диктанты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения
в 2020 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ
ЯЗЫКУ- 1 час:
Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) для основного государственного экзамена (ОГЭ).
Экзаменационная работа для ОГЭ построена с учетом вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из трёх вариантов сочинения.
Преемственность между ОГЭ и ЕГЭ обеспечивается основными концептуальными подходами (компетентностным, коммуникативно-деятельностным, когнитивным и др.) к построению экзаменационных моделей и определяется исходя из требований нормативных документов, традиций отечественного образования, современных тенденций в области оценки результатов обучения.
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ:
Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы.
Части работы, количество заданий, максимальный первичный балл, типы заданий
- Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ -1 ч.
«Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ».
«Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
- Трудные случаи употребления гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц, употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц, употребление Ь и Ъ – 1ч.
- Трудные случаи правописание корней. – 1ч
- Трудные случаи правописания приставок – 1ч.
- Трудные случаи правописания суффиксов различных частей речи
- (кроме -Н-/-НН-) – 1ч.
- Особенности задания части 1 (ОГЭ). -1ч
- Промежуточная контрольная работа:сжатое изложение- 1ч.
- Трудные случаи правописания -Н- и -НН- в различных частях речи -1ч.
- Трудные случаи правописания падежных и родовых окончаний – 1ч
- Трудные случаи равописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.- 1ч.
- Трудные случаи слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи 1ч.
- Трудные случаи правописания отрицательных местоимений и наречий-1ч.
- Трудные случаи правописания НЕ и НИ – 1ч.
- Трудные случаи правописания служебных слов – 1ч.
- Особенности строения текста в части 3 ОГЭ (сочинение) -1ч.
- Промежуточная контрольная работа: сочинение-рассуждение – 1ч.
- Трудные случаи слитного, дефисного, раздельного написание слов различных частей речи -1ч.
- Орфографический анализ -1ч.
- Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложненном предложении – 1ч.
- Знаки препинания при обособленных определениях -1ч.
- Знаки препинания при обособленных обстоятельствах -1ч.
- Знаки препинания при сравнительных оборотах -1ч.
- Знаки препинания при уточняющих членах предложения -1ч.
- Знаки препинания при обособленных членах предложения(обобщение)
- – 1ч.
- Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения -1ч.
- Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение) -1ч.
- Промежуточная контрольная работа:сочинение-рассуждение – 1ч.
- Знаки препинания при прямой речи, цитировании -1ч.
- Знаки препинания в сложносочиненном предложении -1ч.
- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении -1ч.
- Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи -1ч.
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении -1ч.
- Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью -1ч.
- Итоговая контрольная работа: Пунктуационный анализ (работа с текстом)– 1ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п./п | Название раздела Тема урока | Дата проведения (планируемая) | Дата фактическая |
1 четверть | |||
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 04.09.2019 | ||
Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 11.09.2019 | ||
Трудные случаи употребления гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц, употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц, употребление Ь и Ъ | 18.09.2019 | ||
Трудные случаи правописание корней. | 25.09.2019 | ||
Трудные случаи правописания приставок | 02.10.2019 | ||
Трудные случаи правописания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 09.10.2019 | ||
Особенности задания части 1 (ОГЭ). | 16.10.2019 | ||
Промежуточная контрольная работа: сжатое изложение | 23.10.2019 | ||
2 четверть | |||
Трудные случаи правописания -Н- и -НН- в различных частях речи | 06.11.2019 | ||
Трудные случаи правописания падежных и родовых окончаний | 13.11.2019 | ||
Трудные случаи правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | 20.11.2019 | ||
Трудные случаи слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи. | 27.11.2019 | ||
Трудные случаи правописания отрицательных местоимений и наречий | 04.12.2019 | ||
Трудные случаи правописания НЕ и НИ. | 11.12.2019 | ||
Трудные случаи правописания служебных слов | 18.12.2019 | ||
Промежуточная контрольная работа: сочинение-рассуждение | 25.12.2019 | ||
3 четверть | |||
Особенности строения текста в части 3 ОГЭ (сочинение). Работа над ошибками. | 15.01.2020 | ||
Трудные случаи слитного, дефисного, раздельного написание слов различных частей речи | 22.01.2020 | ||
Орфографический анализ | 29.01.2020 | ||
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложненном предложении | 05.02.2020 | ||
Знаки препинания при обособленных определениях | 12.02.2020 | ||
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | 19.02.2020 | ||
Знаки препинания при сравнительных оборотах | 26.02.2020 | ||
Знаки препинания при уточняющих членах предложения | 04.03.2020 | ||
Знаки препинания при обособленных членах предложения(обобщение) | 11.03.2020 | ||
Промежуточная контрольная работа:сочинение-рассуждение | 18.03.2020 | ||
4 четверть | |||
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 01.04.2020 | ||
Знаки препинания при прямой речи, цитировании | 08.04.2020 | ||
Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 15.04.2020 | ||
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 22.04.2020 | ||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами | 29.04.2020 | ||
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 06.05.2020 | ||
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью | 13.05.2020 | ||
Итоговая контрольная работа: пунктуационный анализ (работа с текстом) | 20.05.2020 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 6-7 классов....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся» для 9 класса составлена н...
элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» для 10-11 классов
Для учащихся 11-х классов это один из видов подготовки к ЕГЭ.Курс состоит из разделов:Морфемика.Синтаксис и пунктуация.Культура речи и стилистика. Данный курс учитывает с...
Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс
Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...
Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов
Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации. 8 класс
Программа предназначена для подготовка учащихся 8 класса к предстоящей итоговой аттестации в формате ОГЭ....