Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфография, пунктуация и другие разделы лингвистики.Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь, помогает совместить изучение исторических норм русского языка и анализ их современной реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elekt.kursa_rus.11_klass.docx | 60.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
элективного курса
«Трудные случаи орфографии и пунктуации
( историко – литературоведческий аспект)»
11 класс
Учитель:
Антонова Ольга Васильевна
г. Когалым, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации (историко - литературоведческий аспект)» в рамках оказания дополнительных образовательных услуг разработана для учащихся 11 классов. Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников к истории русского языка, выявленного в ходе анкетирования, проведённого учителем в конце учебного года.
Программа рассчитана на 72 часа, состоит из модулей, что позволяет учащимся приступить к занятиям на любом этапе обучения.
Элективный курс, который предлагается ученикам, познакомит их с изменениями, постигшими русский язык на протяжении его истории.
Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.
Цель: формирование навыков осознанного практического использования знаний истории языка в решении орфографических и пунктуационных задач.
Задачи:
- дать учащимся представление о языке как о развивающемся явлении, помочь увидеть тенденции в языковом развитии русского (великорусского) языка, показать процессы, влияющие на его формирование;
- уделить внимание историческому комментированию явлений современной русской языковой системы (прежде всего – системы русского литературного языка);
- совместить изучение исторических норм русского языка и анализ их современной реализации;
- сформировать устойчивый интерес к освоению богатства русского языка, нацелить на изучение огромного массива исключений, объяснить их этимологию;
- воспитывать интерес учащихся к культуре России: её обычаям, традициям;
- развивать каждого учащегося как культурного носителя норм русского языка.
Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфография, пунктуация и другие разделы лингвистики.
Актуальность:
Состояние современного русского языка как науки требует серьезного осмысления, объективной оценки и фундаментальных обобщений. Для того, чтобы овладеть теми возможностями, инструментами, которыми располагает наш язык, нужно представлять себе его историю. Здесь история языка и становится актуально важной для пользователей русского языка. К сожалению, в настоящее время многие выпускники не знают не только истории языка, но и истории своего народа.
Основной принцип программы – историко-лингвистический аспект в освоении трудностей современного русского литературного языка.
Программа данного элективного курса предполагает, что решение многих вопросов, которые возникают у учащихся в ходе изучения современных норм русского языка, должно быть вписано в контекст изучения истории языка и литературы, истории русской культуры вообще.
В ходе изучения курса учащиеся узнают, как образовывалась русская орфография, пунктуация и другие разделы лингвистики. Предусмотрено изучение не самого русского языка (программу которого они к этому времени уже освоили), а процессы, которые сформировали русский язык. Соответственно, они изучают и историю народа, который является носителем этого языка. Данный курс поможет увидеть становление и формирование русского языка.
Новизна:
В рамках школьной программы историческая грамматика не изучается, хотя она является основой для понимания исторических процессов в развитии русского языка. Поэтому при отборе материала для исторического комментирования привлекаются только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития языка, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь лексических, грамматических и орфографических явлений.
При этом в центре внимания должен быть один из важнейших принципов дидактики – доступность, учёт возрастных особенностей и уровня развития учащихся.
В процессе обучения используются методы:
- эвристический;
- исследовательский;
- репродуктивный.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения.
Элективный курс построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий: семинар, дискуссия, презентация, лекция, групповая работа, исследовательская форма работы.
Таким образом, на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа.
Ожидаемые результаты:
В результате учащиеся должны:
- иметь представление о кириллице, числовых значениях кириллических букв; системе гласных
и согласных древнерусского языка;
-знать основные отличия морфологии древнерусского языка от современной морфологии;
-уметь читать тексты на древнерусском языке и переводить их на современныйязык; объяснять
«темные» места современной орфографии с исторической точки зрения;
- уметь объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки;
-уметь формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку;
-владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, основными нормами русского литературного языка.
-уметь формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Материально - техническое обеспечение: словари, справочная литература, проектор, экран, сканер, принтер, компьютер с доступом в Интернет.
Система оценивания:
Критерии оценивания соответствуют образовательным стандартам.
Темы промежуточных и итоговых работ
№ | Тема | Форма проведения |
1 | Общее развитие русского языка | Мини – опрос |
2 | Фонетический разбор слова в процессе исторического развития системы языка (фонетический уровень) | Презентация |
3 | Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова. Орфография | Практическая работа (задание по выбору учащихся) |
4 | Лексико – грамматическое значение однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка (морфологический уровень) | Творческая лаборатория |
5 | Синтаксические отношения слов в историческом развитии на уровне словосочетаний и предложений | Практическая работа (задание по выбору учащихся) |
6 | Текстовая структура письменных памятников различных исторических эпох | Групповая работа с древнерусским текстом |
Тематическое планирование
№ блока | Разделы программы | Количество часов |
1 | Общее развитие русского языка | 12 |
2 | Фонетический разбор слова в процессе исторического развития системы языка (фонетический уровень) | 12 |
3 | Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова. Орфография | 12 |
4 | Лексико – грамматическое значение однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка (морфологический уровень) | 12 |
5 | Синтаксические отношения слов в историческом развитии на уровне словосочетаний и предложений | 12 |
6 | Текстовая структура письменных памятников различных исторических эпох | 12 |
Всего- 72 часа.
Основное содержание курса
Курс рассчитан на 72 часа.
Тема 1.Общее развитие русского языка (12 часов)
Дописьменный (доисторический) период. Исторический период. Старославянский язык. Происхождение русского языка как одного из славянских. Праславянский, древнерусский, старославянский языки. Кирилл и Мефодий как основоположники славянской письменной культуры. Происхождение и история русской письменности. Славянская азбука. Азбучный имяслов. Отличие старой орфографии от новой. История буквы ЯТЬ.
Тема 2. Фонетический разбор слова в процессе исторического развития системы языка (фонетический уровень)(12 часов)
Падение редуцированных и последствия этого процесса в области гласных и согласных звуков. Изменение заднеязычных Г,К,Х перед гласными переднего ряда. Йотовая палатализация. Смягчение сочетаний согласных под влиянием J. Написание слов в соответствии с историческим процессом. Фонетические старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов. Исторические чередования звуков в русском языке. Полногласие и неполногласие. Фонетический (с записью редукции звуков) разбор.
Тема3. Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова. Орфография. (12 часов)
Исторические изменения в составе слова. Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы. Диахронические процессы в русском языке и их последствия. Словообразовательные славянизмы. Основные иноязычные аффиксы. Время и способы заимствований из латинского и греческого языков. Значение заимствованных лингвистических терминов. Заимствованные слова из латинского языка.
Тема 4. Лексико – грамматическое значение однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка (морфологический уровень)(12 часов)
Лексическая система языка. Этимологический анализ слова. Происхождение названий русских падежей. История падежных форм имени существительного. Происхождение форм полных имен прилагательных. Особенности склонения имен прилагательных в истории русского языка. История происхождения имени числительного. История изменений личных местоимений. Глагол и его орфографический образ. История форм причастий и деепричастий. История наречных форм.
Тема 5. Синтаксические отношения слов в историческом развитии на уровне словосочетаний и предложений (12 часов)
История современных знаков препинания. История происхождения знаков препинания. История форм простого предложения в древнерусском языке. История форм сложного предложения в древнерусском языке. Аспекты изучения синтаксический единиц (логический, структурный, коммуникативный). Особенности сочинительной связи в русском языке. Особенности развития системы подчинительной связи. Особенности образования предложений с различными видами связи.
Тема 6.Текстовая структура письменных памятников различных исторических эпох (12 часов)
Комплексный анализ текста (древнерусского и современного). Лингвистика текста: дифференцирование (выделение смысловых признаков). Лингвистика текста: контекстуальный анализ (выделение ассоциативно связанных признаков). Комплексный анализ текста: этимологический анализ. Особенности древнерусских текстов разных жанров. Особенности древнерусских текстов разных жанров. Организация в древнерусских текстах словесных рядов, связанная с синтаксическими построениями. Отражение в памятниках древних диалектных различий на разных языковых уровнях. Писатели о русском языке.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Количество часов | Из них | Форма проведения | Знать/Уметь | ||||
Тео рия | Практика | ||||||||
Общее развитие русского языка (октябрь) | |||||||||
1 | Дописьменный (доисторический) период | 1 | 1 | Лекция, беседа | Знать: характерные признаки общеиндоевропейского языка (примерно до третьего тысячелетия до н.э.); праславянского языка (примерно до V-VII вв. н. э.); общевосточнославянского (древнерусский) языка (дописьменный период, до XI в. н. э.). | ||||
2 | Исторический период | 1 | 1 | Лекция, беседа | Знать: характерные черты общевосточнославянского (древнерусский) языка (письменный период, с XI до XIV в.);языка великорусской (русской) народности (XV-XVI вв.);формирование и развитие русского национального языка (XVII-начало XIX современный русский язык (от Пушкина до наших дней). | ||||
3 | Старославянский язык | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, составление конспекта | Знать истоки старославянского языка | |||
4 | Происхождение русского языка как одного из славянских. Праславянский, древнерусский, старославянский языки. | 1 | 1 | Лекция | Знать происхождение русского языка. | ||||
5 | Кирилл и Мефодий как основоположники славянской письменной культуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, сообщения | Знать роль равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в создании литературного языка славян. | |||
6 | Происхождение и история русской письменности. Славянская азбука. | 1 | 1 | Лекция, беседа | Знать, как возникла кириллица и как она стала основной азбукой. Уметь отличать по начертанию букв глаголицу и кириллицу. | ||||
7 | Азбучный имяслов. | 1 | 1 | Парная работа с алфавитом | Знать о происхождении церковнославянского языка и его роли. Уметь читать названия букв кириллицы | ||||
8 | Практика. Отличия старой орфографии от новой на основе текста | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Различать по начертанию букв глаголицу и кириллицу. | ||||
9 | Практика. Отличия старой орфографии от новой на основе текста | 1 | 1 | Групповая работа с текстами | Уметь определять отличие текстов | ||||
10 | Анализ работ. Работа над ошибками | 1 | 1 | Обсуждение | Уметь работать в группе | ||||
11 | История буквы ЯТЬ | 1 | 1 | Лекция, беседа | Знать историю буквы ЯТЬ. Уметь читать слова с буквой ЯТЬ (в старой орфографии) | ||||
12 | Сочинение – рассуждение « История буквы ЯТЬ» | 1 | 1 | Сочинение- рассуждение | Знать структуру сочинения – рассуждения Уметь писать сочинение | ||||
Фонетический разбор слова в процессе исторического развития системы языка (фонетический уровень) (ноябрь) | |||||||||
13 | Падение редуцированных и последствия этого процесса в области гласных и согласных звуков | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа | Знать о процессе падения редуцированных и последствиях этого процесса в области гласных и согласных звуков. Уметь объяснять написание слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных. | |||
14 | Изменение заднеязычных Г,К,Х перед гласными переднего ряда | 1 | 1 | Исследовательская работа | Знать правильное произношение слов | ||||
15 | Йотовая палатализация | 1 | 1 | Исследовательская работа | Знать правильное произношение слов | ||||
16 | Смягчение сочетаний согласных под влиянием J | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, обсуждение | Знать правильное произношение слов | |||
17 | Написание слов в соответствии с историческим процессом | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практика | Уметь объяснять написание слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных | |||
18 | Фонетические старославянизмы в русском языке | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, составление конспекта | Знать о фонетических «приметах» старославянских слов. Уметь находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке | |||
19 | Современные приметы старинных слов | 1 | 1 | Практика. Парная работа | Знать приметы старославянских и исконно русских по происхождению слов. Уметь правильно писать слова с неполногласием/полногласием, исторически проверять такие слова. | ||||
20 | Исторические чередования звуков в русском языке | 1 | 1 | Исследование | Знать основные виды исторических чередований в русском языке. Уметь находить слова с историческим чередованием. | ||||
21 | Полногласие и неполногласие | 1 | 1 | Исследование | Знать понятие Полногласие и неполногласие Уметь определять их в словах современного русского языка | ||||
22 | Фонетический (с записью редукции звуков) разбор | 1 | 1 | Семинар | Знать порядок фонетического разбора. Уметь разбирать слово по требованиям фонетики | ||||
23 | Практикум. Фонетический разбор слова в процессе исторического развития системы языка | 1 | 1 | Групповая работа | Знать порядок фонетического разбора. Уметь разбирать слово по требованиям фонетики с современном русском языке | ||||
24 | Анализ работ. Работа над ошибками | 1 | 1 | Групповая работа | Уметь работать в группе | ||||
Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова. Орфография (декабрь) | |||||||||
25 | Исторические изменения в составе слова | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, обсуждение | Знать суть процесса опрощения. Уметь соотнести современное значение слова с исходным. Отличать исторический состав слова и его современную структуру. | |||
26 | Процесс переразложения в русском языке и его последствия | 1 | 1 | Исследование | Знать суть процесса «переразложение» и «сращение» | ||||
27 | Иноязычные аффиксы | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, самостоятельная работа с текстом | Уметь правильно определять морфемный состав заимствованных слов | |||
28 | Диахронические процессы в русском языке и их последствия | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение | Знать определение диахронические процессы Уметь их выявлять | |||
29 | Словообразовательные славянизмы | 1 | 1 | Лекция, беседа | Знать процессы словообразования | ||||
30 | Основные иноязычные аффиксы | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, составление конспекта | Знать основные иноязычные аффиксы Уметь их находить в словах | |||
31 | Время и способы заимствований из латинского и греческих языков | 1 | 1 | Работа над конспектом | Уметь составлять конспект | ||||
32 | Значение заимствованных лингвистических терминов | 1 | 1 | Работа со справочным материалом, презентация | Знать теоретический материал | ||||
33 | Работа со словарём В.И. Даля | 1 | 1 | Парная работа со словарём | Уметь анализировать словарные статьи | ||||
34 | Заимствованные слова из латинского языка | 1 | 1 | Парная работа со словарём | Уметь объяснять значение заимствованных лингвистических терминов | ||||
35 | Практикум. Друг и враг человеческий | 1 | 1 | Работа с текстами (сравнительный анализ) | Уметь воспринимать прочитанное адекватно характеру авторского отношения к русскому слову; различать понятия «язык» и «речь» | ||||
36 | Анализ. Обсуждение работ | 1 | 1 | Групповая работа | Уметь слушать и слышать окружающих | ||||
Лексико – грамматическое значение однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка (морфологический уровень) (февраль) | |||||||||
37 | Лексическая система языка | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, работа с конспектом | Уметь составлять конспект | |||
38 | Этимологический анализ слова | 1 | 1 | Групповая работа с этимологическим словарём | Уметь объяснять этимологию слова | ||||
39 | Практикум. Определение в каком языке и на каком историческом этапе возникло анализируемое слово. | 1 | 1 | Групповая работа с этимологическим словарём, презентация | Знать порядок этимологического анализа | ||||
40 | Происхождение названий русских падежей. | 1 | 1 | Лекция, беседа | Знать происхождение названий русских падежей. Уметь находить в тексте звательную форму | ||||
41 | История падежных форм имени существительного | 1 | 1 | Работа со справочным материалом | Знать историю возникновения вариантов падежных окончаний Уметь проверять окончания имени существительного | ||||
42 | Происхождение форм полных имен прилагательных | 1 | 1 | Работа со справочным материалом, работа над презентацией | Знать о происхождении полных форм имен прилагательных от краткой формы. Уметь различать краткие формы имен прилагательных и усеченные формы полных имен прилагательных в произведениях русской литературы. | ||||
43 | Особенности склонения имен прилагательных в истории русского языка | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, обсуждение | Уметь находить в текстах произведений русской литературы старославянские формы имен прилагательных | |||
44 | История происхождения имени числительного | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа со справочным материалом | Знать историю происхождения имени числительного. Уметь правильно писать современные числительные. | |||
45 | История изменений личных местоимений | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, работа над конспектом | . Знать историю происхождения и изменения личных местоимений. Уметь объяснять суплетивизм форм личных местоимений 3-го лица, начального Н в формах личных местоимений. | |||
46 | Глагол и его орфографический образ | 1 | 1 | Коллективная работа над составлением текста | Уметь создавать текст по типу «Виноградная лоза» на основе личных эмоциональных впечатлений по поводу лингвистических понятий | ||||
47 | История форм причастий и деепричастий | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, работа над художественным текстом | Знать о происхождении причастий и деепричастий. Уметь объяснять художественную роль старых форм полного причастия в тексте, находить в тексте устаревшие формы деепричастий и объяснять их роль в художественном тексте | |||
48 | История наречных форм | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, работа над художественным текстом | Знать происхождение наречий. Уметь правильно писать наречия | |||
Синтаксические отношения слов в историческом развитии на уровне словосочетаний и предложений ( март) | |||||||||
49 | История современных знаков препинания | 1 | 0.5 | 0,5 | Лекция, обсуждение | Знать историю происхождения современных знаков препинания. Уметь интонационно правильно читать текст. | |||
50 | История происхождения знаков препинания | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа | Знать историю происхождения знаков препинания Уметь интонационно правильно читать текст. | |||
51 | История форм простого предложения в древнерусском языке | 1 | 1 | Групповая работа с древнерусскими текстами | Знать синтаксические особенности простого предложения в древнерусском языке; особенности развития системы подчинительной связи в русском языке. Уметь читать древнерусские предложения. | ||||
52 | Практикум. Анализ простого предложения | 1 | 1 | Коллективное обсуждение | Знать синтаксические особенности простого предложения в древнерусском языке | ||||
53 | История форм сложного предложения в древнерусском языке | 1 | 1 | Групповая работа с древнерусскими текстами | Знать синтаксические особенности сложного предложения в древнерусском языке | ||||
54 | Практикум. Анализ сложного предложения | 1 | 1 | Коллективное обсуждение | Знать синтаксические особенности сложного предложения в древнерусском языке. Уметь читать древнерусские предложения. | ||||
55 | Аспекты изучения синтаксический единиц (логический, структурный, коммуникативный) | 1 | 1 | Лекция, беседа | Знать основные синтаксические единицы Уметь анализировать синтаксические единицы языка | ||||
56 | Особенности сочинительной связи в русском языке | 1 | 1 | Исследование, составление презентации | Знать особенности сочинительной связи. Уметь определять сочинительную связь | ||||
57 | Особенности развития системы подчинительной связи | 1 | 1 | Исследование, презентация | Знать особенности подчинительной связи. Уметь определять подчинительную связь | ||||
58 | Особенности образования предложений с различными видами связи | 1 | 1 | Исследование, презентация | Знать особенности образования предложений с различными видами связи Уметь определять виды связи | ||||
59 | Практикум. Сопоставительный анализ предложений с разными видами связи в текстах древнерусской литературы и современной | 1 | 1 | Коллективная работа с древнерусским текстом | Знать особенности образования предложений с различными видами связи Уметь определять виды связи | ||||
60 | Анализ работ | 1 | 1 | Групповая работа | Уметь работать группой | ||||
Текстовая структура письменных памятников различных исторических эпох (апрель) | |||||||||
61 | Комплексный анализ текста (древнерусского и современного) | 1 | 1 | дискуссия | Знать структуру лингвистического анализа текста Уметь анализировать текст | ||||
62 | Лингвистика текста: дифференцирование (выделение смысловых признаков) | 1 | 1 | семинар | Знать смысловые признаки текста Уметь выделять микротемы | ||||
63 | Лингвистика текста: контекстуальный анализ (выделение ассоциативно связанных признаков) | 1 | 1 | семинар | Знать смысловые признаки текста Уметь выделять микротемы | ||||
64 | Комплексный анализ текста: этимологический анализ | 1 | 1 | Групповая работа | Уметь делать комплексный анализ текста | ||||
65 | Особенности древнерусских текстов разных жанров | 1 | 1 | Исследование | Знать особенности древнерусских жанров Уметь определять их | ||||
66 | Особенности древнерусских текстов разных жанров | 1 | 1 | Исследование | Знать особенности древнерусских жанров Уметь определять их | ||||
67 | Организация в древнерусских текстах словесных рядов, связанная с синтаксическими построениями | 1 | 1 | Работа над презентацией | Уметь делать лингвистический анализ текста | ||||
68 | Отражение в памятниках древних диалектных различий на разных языковых уровнях | 1 | 1 | Исследование | Знать диалектные различия Уметь их определять в текстах. | ||||
69 | Практикум. Анализ древнерусского текста. Работа над ошибками | 1 | 1 | Групповая работа над древнерусским текстом | Знать схему лингвистического анализа Уметь анализировать текст | ||||
70 | Практикум. Анализ древнерусского текста. Работа над ошибками | 1 | 1 | Групповая работа над древнерусским текстом | Знать схему лингвистического анализа Уметь анализировать текст | ||||
71 | « Наш дарбессмертный – речь» | 1 | 1 | Презентация, обсуждение | Уметь объяснить ценностное отношение к русскому языку | ||||
72 | Писатели о русском языке | 1 | 1 | Презентация, обсуждение | Уметь отвечать на вопросы о русском языке на основании текста |
Всего 72 часа
Используемая литература и ресурсы
Учебно - методическое обеспечение:
1.Основная литература - Г.И. Турбин, С.Г. Шулежкова. Старославянский язык. Свердловск, 1991г.
2 .Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. Москва. 2001год.
Литература для учителя:
1. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. Москва. 1981 год.
2. Хабургаев Г. А. Старославянский язык. Москва. 1972 год.
3. Современный русский язык (под редакцией Белошапковой В. А.). Москва. 1980 год.
4. Супрун А. Е. Введение в славянскую филологию. Минск. 1990 год.
5. Чекмонас В. Введение в славянскую филологию. Вильнюс. 1988 год.
6. Истрин В. А. О славянской азбуке. Москва. 1988 год.
7. Супруна Е. Части речи в русском языке. Москва. 2005 год.
8.Зализняка А. Русское именное словоизменение. Москва. 1967 год.
Литература для учащихся:
1.Толковый словарь В. Даля.
2.Немченко В.Н.Словообразовательная структура имён прилагательных в современном русском языке. Горький. 1993 год.
3.Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Москва. 1981 год.
4.Обнорский С. П. Очерки по морфологии русского глагола. Москва. 1983 год.
5.Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. Москва. 1983 год.
Интернет – ресурсы
4.http://www.senat.org
А Н К Е Т А для обучающихся на курсе
Почему ты выбрал этот курс? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чему ты хочешь научиться, посещая курс? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А Н К Е Т А для окончивших курс
Полезен ли был для тебя курс? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Чему ты научился за это время? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оправдались ли твои ожидания? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.
Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...
Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.
Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...
Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 6-7 классов....
Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако он...
Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для 9 класса...
Рабочая программа элективного курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способнос...