Система педагогических средств решения профессиональных задач.
статья по русскому языку

Применение педагогических средств для решения педагогических задач.
Педагогические средства:

  1. дифференцированный подход в обучении.
  2. различные упражнения: списывание, выборочное письмо и др.
  3. индуктивный (проблемный) метод обучения орфографии;
  4. приемы формирования орфографической грамотности: орфографическая зарядка, решение орфографических задач, работа над ошибками, опорные схемы;
  5. использую специальные мотивационные приемы, например, «яркое пятно». Это могут быть сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории и науки, культуры и повседневной жизни;
  6. нестандартные формы урока: урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок-КВН;
  7. применяю здоровьеберегающие технологии. Использую тексты, занимательные задания, игры, связанные с воспитанием у учащихся культуры здоровья, с формированием представления о здоровье как ценности, с пропагандой здорового образа жизни;
  8. организую самостоятельную работу учащихся: индивидуальная самостоятельная работа, групповая самостоятельная работа.

Методика решения профессиональных задач.

Формирование орфографически грамотного письма - одна из наиболее трудных задач.

Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы грамотно писать? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии?
Необходимо совершенствовать методику обучения орфографии русского языка.

Достижение названной цели предполагает формирование орфографических умений на основе понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система педагогических средств решения профессиональных задач.
В современной методике преподавания русского языка остается первостепенным поиск эффективных способов обучения орфографии. Учить школьников правописанию достаточно трудно. Связано это как со сложностью самой орфографической системы русского языка, так и с индивидуально-психологическими особенностями современных школьников. Перед учителем встает естественный вопрос: с помощью каких педагогических средств можно решить эту сложную педагогическую задачу.
Я пытаюсь решить эту сложною задачу с помощью следующих педагогических средств:
1. дифференцированный подход в обучении.
Именно он продиктован стандартами второго поколения. Необходимо ориентироваться на особенности каждого учащегося. Для младших подростков наиболее важной становится оценка взрослого, поиск совместных интересов в противовес рутинной работе: так, например, увеличить объем прочитанного подростком материала можно с помощью заданий ИКТ. Возможность ориентироваться в новых технических устройствах поддерживает авторитет учителя, его состоятельность как современного специалиста, вызывая дополнительный интерес к предмету, позволяет наладить диалог между учащимся, находящимся на стадии возрастного кризиса, и «понимающим» взрослым;
2. для формирования орфографических умений использую самые различные упражнения: списывание, выборочное письмо, комментированное письмо, классификация орфограмм, подбор собственных примеров, составление словосочетаний и предложений с опорой на данные слова, подбор однокоренных слов, различные виды диктантов: творческий, самодиктант, взаимодиктант, выборочный, выборочно-распределительный, поисковый;
3. индуктивный (проблемный) метод обучения орфографии. Ценность этого метода заключается не только в том, что он активизирует умственную деятельность учащихся, но и в том, что он способствует развитию логического мышления;
4. для развития орфографической зоркостью важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом смысле помогают следующие приемы формирования орфографической грамотности: орфографическая зарядка, решение орфографических задач, работа над ошибками, опорные схемы;
5. использую специальные мотивационные приемы, например, «яркое пятно». Это могут быть сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории и науки, культуры и повседневной жизни, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.
Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся;
6. для усиления мотивации использую нестандартные формы урока: урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок-КВН;
7. в системе «уроки-внеурочная деятельность» применяю здоровьеберегающие технологии. Использую тексты, занимательные задания, игры, связанные с воспитанием у учащихся культуры здоровья, с формированием представления о здоровье как ценности, с пропагандой здорового образа жизни. Одновременно предложенные задания позволяют школьникам закрепить орфографические умения, развить речь, обогатить словарный запас;
8. организую самостоятельную работу учащихся. Самостоятельная работа - это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для современного и успешного выполнения заданий. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат. Форма организации самостоятельной работы может быть фронтальной, групповой и индивидуальной.
Особенности фронтальной формы организации самостоятельной работы учащихся:
1. все ученики выполняют общее для всех задание;
2. учитель дает инструктаж к выполнению задания;
3. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.
Главное преимущество фронтальной работы заключается в том, что возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждение учащихся к сотрудничеству, промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность.
Индивидуальная самостоятельная работа.
Под ней понимается такая работа, которая предусматривает выполнение индивидуальных заданий и исключает сотрудничество учеников.
Особенности индивидуальной самостоятельной работы:
1. возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения;
2. Появляется возможность сотрудничества ученика и учителя, эта потребность возникает при выполнении трудоемких заданий.
Опыт показывает, что к выполнению индивидуальных заданий следует приобщать и тех учащихся, которые не отличаются высокой успеваемостью и ответственностью. Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.
Групповая самостоятельная работа.
Наиболее простая и доступная форма сотрудничества учеников на уроке - это работа в парах постоянного состава.
Эту работу можно одинаково использовать для:
1. совместной проработки материала учебник, документа;
2. выполнения практических заданий;
3. взаимной проверки письменных работ.
Побуждающая роль сотрудничества усиливается в парах сменного состава, поскольку ученик имеет возможность общаться с другими учениками, у которых более высокий уровень знаний, иной тип мышления.
Организация сотрудничества в звеньях 4-6 человек является более сложной. В качестве оснований объединений учеников в группы учитель выдвигает следующие показатели: уровень знаний, способности, интерес к учению, уровень умений.
Для проведения групповой работы учитель должен организовать специальную подготовку, т.е. распределить обязанности между учениками в группе, решить в каком порядке построить работу, как оформить отчет и направить деятельность работы всей группы и контролировать ее.

Методика решения профессиональных задач.
Формирование орфографически грамотного письма - одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить школьников правописанию непросто.
Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы грамотно писать? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии? Полагаю, что такие вопросы встают перед многими учителями-словесниками. Я тоже задумалась над их решением и вскоре поняла, что надо совершенствовать методику обучения орфографии русского языка.
Одной из ведущих целей обучения русскому языку является формирование относительной орфографической грамотности учащихся. Под орфографической грамотностью понимается умение учащихся верно применять изученные правила правописания.
Достижение названной цели предполагает формирование орфографических умений на основе понятий.
В основной школе продолжается формирование следующих орфографических умений:
1. нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость);
2. правильное написание слов с изученными видами орфограмм (в том числе слов с непроверяемыми написаниями);
3. обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и графическое на письме;
4. нахождение и исправление ошибок в словах (и между словами с изученными орфограммами).
Орфографические умения опираются на следующие виды
орфографической памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной - послоговое орфографическое проговаривание слова, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной - многократная запись учениками одних и тех же слов. Практика подтверждает, что при формировании орфографических умений необходимо одновременно опираться на все виды орфографической памяти.

Одним из самых доступных и проверенных путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает особое место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Самостоятельная работа обладает большим потенциалом для развития различных умений школьников.
Основными из них являются:
1. умение работать с книгой, работа по плану, алгоритму, предписанию;
2. классификация, систематизация учебного материала. Успех самостоятельной работы нередко зависит от умения систематизировать учебный материал;
3. навыки контроля и самоконтроля.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся.
Считается, что в основной школе среднего звена доля самостоятельной работы должна составлять не менее 50% учебного времени. В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы. В условиях перехода из начального обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления. Однако в этом возрасте инициативность и самостоятельность мышления возможна тогда, когда дети умеют правильно строить последовательность операций мышления на основе указаний учителя или учебника.

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:

1. любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
2. каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.
3. самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.
4. полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
5. должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.
6. содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
7. самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.
Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Наблюдения за организацией самостоятельной работы показывают, как будто все есть: и опыты проводятся, и задачи решаются, и учебник на уроках используется – дети вроде работают, а по существу, если вникнуть основательно, все это чисто внешнее. Все действия носят поверхностный характер: работы выполняются строго по образцу, ученики работают пассивно, в полсилы, новую тему учитель порой успевает скороговоркой объяснить, кое-как спросить, недостаточно времени на диспуты, эксперименты. Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и усилий. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение со сложившимся положением дел.

Наиболее часто встречающиеся недостатки в организации уроков:

  • Нет системы, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме.
  • Уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход.
  • Самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
  • Отсутствие четких инструкций перед самостоятельной работой.
  • Сообщения, готовятся детьми не самостоятельно, а с подачи готового материала учителем, порой непосредственно перед уроком.
  • Непродуманное домашнее задание.

Итак: самостоятельная работа – это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.
Обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее, вносить что-то новоё, своё. Надо, чтобы ученик стремился работать без навязчивого руководства, вызывать у него собственные мысли, помогать принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения школьников – самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности. Но развивать самостоятельность на любом материале нельзя. Также нельзя этого сделать, если ребёнок не овладел приёмами и методами самостоятельной умственной деятельности. Самостоятельную работу учащихся организует учитель, где ребёнок должен сам выбрать способ действий, выявить главное и существенное и проявить большую степень активности, чтобы добиться намеченной цели, применить имеющийся у него запас знаний и навыков и выбрать приёмы выполнения этих заданий.
Например, в связи с темой «Корень слова»
К существительным
гроза, крик, шум, луна подобрать по два однокоренных слова: прилагательное и глагол. Выделить корни словОбразец: весело – весёлый – веселиться. Чтобы подобрать однокоренные слова, надо представить себе, какие же слова называются так: у них общая часть и значение. Происходит анализ и операция сличения и сравнения слов; дети вспоминают на какие вопросы отвечают прилагательные (какой? какое? какая?), глагол (что делает? что сделает?). Выделяется корень.

 Итак, орфографический анализ, подбор слов с определённым признаком, обобщение (нахождение корня слова) позволяют учащимся повторить пройденное о частях речи и увидеть способ образования однокоренных слов. Важная роль при этом отводится развитию логического мышления ученика.
Для самостоятельной умственной работы при объяснении нового материала интересны такие задания, которые позволяют учащимся самим сделать вывод правила, например, выделить ту часть слова, которая меняет его значение:
Написал сочинение, дописал сочинение, переписал сочинение.
Вывод: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и придаёт слову новое значение. Здесь вывод правила возникает как решение задачи, поставленной вначале. С усложнением задания изменяется и степень активности и самостоятельности учащихся в выполнении их.

Большое значение самостоятельные работы имеют при повторении, закреплении и проверке знаний и умений.
Развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Поиски путей самостоятельной деятельности учащихся – задача, которую признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя.

Самостоятельная работа без наличия в ней четко сформулированной задачи остается нейтральной по отношению к характеру познавательной
деятельности учащихся. Формируемая в каждом виде самостоятельней работы задача позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность, то есть вызывает у них определённую умственную активность, которая регулируется осознаваемой ими целью. Следовательно, самостоятельную работу определили как условие организации и выполнения учащимися определённой деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Самостоятельная работа как способ усвоения учебного материала характерна для всех видов и форм учебной деятельности.

В самостоятельных работах учащиеся сами отыскивают способы решения практических заданий.

Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»

Докладна тему:«Информационные технологии  для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...

Современные педагогические технологии как средство решения математических задач

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач        Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной часть...

Методическая разработка по дисциплине ИТПД "Решение профессиональных задач средствами MS Excel"

Методическая разработка содержит структуру проведения открытого практического занятия по применению возможностей MS Excel для решения задач по  специальности "Садово - парковое и ландшафтное стро...

Использование информационных технологий для решения профессиональных задач

Успешно учиться и учить в современной школе помогают ЭОР и образовательные интернет-ресурсы...

Использование информационных технологий в решении профессиональных задач

Активное использование информационных технологий (ИТ) учителем-предметником в своей профессиональной деятельности является показателем уровня его информационной культуры и ИКТ- компетентности....

Решение профессиональной задачи

  Решение  профессиональной  задачи в  рамках апробации  модели уровневой оценки компетенции учителей математики...

Решение профессиональной задачи для педагога

Решение профессиональной задачи, в рамках апробации учителей математики и русского языка...