Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»
материал по информатике и икт по теме

метальникова наталия николаевна

 

Доклад

на тему:

«Информационные технологии  для решения профессиональных задач учителя»

Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребностей педагогов в использовании информационных технологий, и поэтапное внедрение информационных технологий в

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГОУ СПО «Многоотраслевой техникум»

Доклад

на тему:

«Информационные технологии  для решения профессиональных задач учителя»

Подготовила: преподаватель истории

Метальникова Н.Н.

        

Моршанск 2010 г.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий.

Информационные технологии открывают ребенку мир культуры, учителю – перспективу профессионального роста, руководителю – более эффективный механизм принятия решений и контроля за их исполнением.

В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Информационно-компьютерная грамотность педагога должна развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Чтобы помочь педагогу сориентироваться в современном информационном пространстве, в школе создана творческая группа педагогов, занимающаяся внедрением информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебный процесс и внеурочную деятельность.

Цель работы группы: Анализ и структуризация потребностей педагогов в использовании информационных технологий, и поэтапное внедрение информационных технологий в учебный процесс согласно выявленным потребностям.

Задачи:

Обеспечить повышение квалификации в сфере информационных технологий педагогами школы без отрыва от производства.

Обеспечить, путем рационального распределения времени работы компьютерного класса, проведение уроков с использованием информационных технологий педагогами-предметниками.

Обеспечить информационную и техническую поддержку педагогов при подготовке к занятиям и различным видам внеурочной деятельности.

План работы:

Анкетирование. По результатам анкетирования определить:

Уровень владения информационными технологиями педагогами школы.

Уровень использования ИКТ в учебном процессе.

Потребности педагогов в повышении квалификации по использованию информационных технологий.

Этапы внедрения ИКТ:

Скомплектовать группы из педагогов, выбравших повышение квалификации по месту работы, т.е. в школе, по выбранным направлениям и организовать их работу;

Составить график проведения уроков в компьютерном классе для педагогов-предметников;

Выделить время в компьютерном классе для внеурочной деятельности педагогов с обучающимися;

Выделить время для подготовки раздаточного материала, публикаций, создания собственных электронных разработок, работы в сети Internet.

Предоставлять текущую информацию педагогам о курсах повышения квалификации по информационным технологиям в выбранных ими учебных заведениях.

Подведение итогов:

Сравнить статистические данные по использованию информационных технологий педагогами-предметниками на начало и конец года.

Проанализировать и обсудить результаты мониторинга использования ИКТ в учебной деятельности педагогами-предметниками.

Для выявления потребностей педагогов в информационных технологиях была составлена анкета (см. приложение 1).

Результаты анкетирования показали следующую картину:

Таким образом, видно, что педагогами школы используется в основном текстовый редактор Microsoft Word для подготовки наглядных пособий и раздаточного материала.

Программа Microsoft Excel применяется только учителями математики для обработки табличных данных, построения графиков и диаграмм.

С помощью программы PowerPoint создаются презентации для последующего показа во время выступления на семинаре или конференции, подготовке раздаточного материала для учащихся и для сопровождения уроков-лекций. Чаще всего используются презентации как одна из форм представления творческих работ учеников.

В школе также работает группа педагогов, прошедших курсы по изучению программы Captivate, при помощи которой они создают обучающие и контролирующие тесты.

В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. К сожалению ещё мало педагогов используют эту возможность для повышения уровня преподавания.

Анкетирование позволило выявить и проанализировать потребности учителей нашей школы:

Согласно данным запросам, было организовано обучение преподавателей в своей школе, без отрыва от производства по следующим направлениям:Word, PowerPoint, Excel, Captivate (см. приложение 2). Занятия проводит учитель информатики.

За ноябрь-декабрь была обучена группа из 9 преподавателей основам работы в текстовом редакторе MS WORD.

Педагогам оказана помощь в подготовке и проведении учебных занятий в компьютерном классе (см.приложение 3). Только в ноябре-декабре проведено 32 учебных занятия учителями-предметниками с использованием информационных технологий в урочное и во внеурочное время (математика, ин. яз, география, литература, начальные классы, дизайн интерьера и др.).

Регулярно предоставляется информация о курах повышения квалификации по использованию ИКТ педагогам школы, что позволяет им, по необходимости, повышать свою квалификацию вне школы.

В ходе работы группы были выявлены следующие проблемы:

Нехватка времени для проведения занятий в компьютерном классе (спрос превышает технические возможности компьютерного класса).

Решение: необходимость обновления оборудования второго компьютерного класса, приобретение компьютеров с проектором в кабинеты учителей-предметников, использующих ИКТ в учебной деятельности.

Отсутствие выхода в глобальный Internet через скоростной канал. Имеется выход только в региональную сеть. Решение: перезаключение договора и дополнительное финансирование.

Сочетание различных видов работы на уроках с использованием ИКТ является важным элементом повышения мотивации учащихся, помогает сохранять их интерес к предмету в течение всего периода обучения. При наличии новейших технических средств педагогу легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс, решить извечную проблему “слабый-сильный ученик в одном классе”.

Внедрение в образование новых информационных технологий на базе компьютерной техники – это требование времени. Удалов Сергей Робертович

Омский государственный педагогический университет

Актуальность исследования. В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового развития, прежде всего переходом к постиндустриальному, информационному обществу. Модернизация образования предполагает решение следующих стратегических задач обновления школы [1]:

·   построение развивающего возрастосообразного образования, которое, будучи индивидуально ориентированным, направлено на развитие каждого ребёнка, его реальное продвижение вперёд;

·   обучение школьников решению социально и личностно значимых проблем и жизненно важных задач на каждом возрастном этапе развития путём освоения новых видов деятельности и новых способов решения проблем в различных видах деятельности;

·   поддержка саморазвития личности, которая базируется на следующих положениях: 1) осознание самоценности каждой личности, её уникальности; 2) неисчерпаемость возможностей развития каждой личности, в том числе её творческое саморазвитие; 3) приоритет внутренней свободы по отношению к свободе внешней. Усиление личностной направленности образования предполагает увеличение возможности выбора и сформированность обобщённых способов выбора.

Чтобы успешно решать задачи модернизации общего образования, педагог должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность. Педагог – это и учитель общеобразовательной школы, и преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, а также воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детдоме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки.

Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки средств информатизации и информационных технологий и оптимального их использования педагогом и его воспитанниками.

Одна из отечественных версий Концепции информатизации образования [2], определяла, что педагогическое освоение средств информатизации и информационных технологий включает:

·   овладение педагогами основами необходимых знаний и накопление личного опыта их практического использования;

·   общекультурную и методическую подготовку по их использованию в учебном процессе.

Там же отмечалось, что наибольшую практическую ценность имеет приобретение педагогических навыков эффективного использования компьютеров и других средств информатизации, создания электронных библиотек, ведения справочников и архивов. Определялось, что задача обеспечения компьютерной грамотности носит подчинённый характер по отношению к задаче формирования информационной культуры и методической подготовке педагогов для использования новых информационных технологий в учебном процессе. Эта задача и сегодня остаётся актуальной. Об этом свидетельствует и утверждённая в 2002 г. Министерством образования РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., определяющая задачу повышения профессионализма педагогических кадров путём организации и проведения их подготовки в области информационных технологий.

Система высшего педагогического образования в России имеет значительный опыт по подготовке педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий, нельзя сказать, что теоретическое осмысление и обоснование такой подготовки окончательно разработано и оформлено. К настоящему времени выполнен ряд научных исследований, связанных с практикой использования информационных и коммуникационных технологий в образовании (Я.А. Ваграменко, Т.Г. Везиров, И.Г. Захарова, В.В. Лаптев, М.П. Лапчик,

О.Г. Смолянинова, Б.Е. Стариченко, В.А. Стародубцев и др.); с проектированием систем подготовки учителей разных специальностей к использованию информационных технологий в учебном процессе (А.А. Абдукадыров, М.И. Жалдак, А.Ю. Кравцова, И.В. Марусева и др.); с содержанием и методикой подготовки учителей информатики (Т.А. Бороненко, С.Д. Каракозов, В.И. Пугач, Н.И. Рыжова, М.В. Швецкий и др.); с особенностями обучения информатике и информационным технологиям в педагогических вузах (Е.В. Баранова, Ю.С. Брановский, А.Г. Гейн, Л.И. Долинер, Э.И. Кузнецов, А.В. Могилёв, Н.И. Пак и др.).

В большинстве исследований подготовка в области информатики и информационных технологий студентов педагогических вузов рассматривается либо как общеобразовательная, либо как предметная. С начала 1990-х гг. широко используется подход, обоснованный

М.П. Лапчиком, разделяющий направления внедрения информатики и информационных технологий в содержание подготовки педагогических кадров на два основных вектора: в область предметной подготовки специалиста и в область его общепрофессиональной подготовки, что одинаково необходимо для будущей профессиональной деятельности педагога. В то же время методические основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий с общепрофессиональных позиций специально не исследовались.

Исследование методических проблем общепрофессиональной подготовки в области информатики и информационных технологий неизбежно опирается на осознание новой методологической основы, характеризуемой триадой «информация – информационные модели – информационные технологии». Использование этой методологической основы в современных условиях становится доминирующей идеей не только по отношению к образованию в области информатики, но и по отношению к любому предметному образованию, в том числе и к общепрофессиональной подготовке педагогов [3]. Речь идёт, по существу, об актуальности исследований изменения характера деятельности педагога в условиях информатизации общества и образования, на основе которых осуществляется модернизация их профессиональной подготовки.

Сущность профессиональной деятельности педагога в условиях модернизации образования заключается в создании условий для саморазвития, самоопределения и самореализации ученика; актуализации его жизненного опыта; овладения им ценностями, знаниями, побуждениями, смыслами; помощи и поддержки ребёнка в решении жизненных проблем; опоры на достижения и успех ребёнка.

Профессиональная деятельность педагога основывается на педагогических способностях. Под педагогическими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают эффективную регуляцию педагогической деятельности, чтобы достичь требуемых результатов. Можно выделить организаторские, конструктивные и коммуникативные педагогические способности, которые обеспечивают эффективное выполнение педагогом отдельных видов профессиональной деятельности. Педагогические способности проявляются на разных уровнях регуляции педагогической деятельности (операционном, тактическом и стратегическом).

Одним из направлений модернизации образования является широкое использование компетентностного подхода. Целью профессиональной подготовки становится формирование профессиональной компетентности – способности специалиста решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей[4]. В условиях информатизации образования способность педагога использовать средства информатизации и информационные технологии для решения профессиональных задач является одним из компонентов его профессиональной компетентности, которая проявляется как совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей. Эффективность формирования профессиональной компетентности педагога обеспечивается развитием его способностей решать профессиональные задачи разного уровня сложности.

Компетентность формируется в деятельности, поэтому подготовку педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности следует строить на основе деятельностного подхода. Это позволяет нацелить подготовку на формирование личности педагога, умеющего ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях информатизации образования, владеющего приёмами творческой деятельности и способного не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

Использование деятельностного подхода при разработке методических основ подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности требует выбора основополагающей психологической теории учения. В отечественной педагогике используются теории

П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова и др.

Наиболее разработанные положения этих теорий используются А.С. Шаровым применительно к процессу учения и обучения, в котором этот процесс рассматривается в рамках регулятивного подхода, с позиции структуры и системы регуляции, включающей в себя три компонента: ценностно-смысловых образований, активности и рефлексии[5]. Освоение учебных дисциплин предполагает определённую логику движения обучающегося в предмете и саморегуляцию этого движения. При этом в логике перехода от теоретических знаний к практике выделяются три базовые формы деятельности – знаковая, моделирующая и проективная. В процессе профессиональной подготовки педагог последовательно осваивает эти базовые формы деятельности и переходит на разные уровни регуляции педагогической деятельности.

К сожалению, действующие стандарты высшего педагогического образования всё ещё слабо отражают потребность формирования у педагогических кадров умений и навыков использования средств информатизации и информационных технологий в практической работе. Это вызывает необходимость модернизации педагогического образования, в том числе и на основе организации специального обучения педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе[6].

Таким образом, в настоящее время остается актуальной проблема развития способностей педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, обусловленной потребностями сферы образования в условиях её модернизации и информатизации.

Объектом исследования является процесс подготовки педагогов к профессиональной деятельности.

Предмет исследования – методическая система подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.

Цель исследования – создание условий для развития способностей будущего педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий при решении профессиональных задач на разных уровнях регуляции педагогической деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что повышение уровня проявления способностей будущего педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий при решении профессиональных задач может быть достигнуто, если:

·   непрерывная и комплексная подготовка в области информатики и информационных технологий будущего педагога будет согласована с логикой формирования ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей, а способности использовать средства информатизации и информационные технологии в профессиональной деятельности будут отнесены к перечню основных педагогических способностей;

·   подготовка будущего педагога будет проводиться на основе последовательного освоения им знаковой, моделирующей и проективной деятельности с использованием средств информатизации и информационных технологий;

·   в процессе подготовки у будущего педагога будут сформированы все регулятивные компоненты способностей к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1.      Систематизировать внешние по отношению к системе образования факторы и её внутренние потребности, которые предопределяют неизбежность многопланового применения средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности.

2.      Определить цели использования средств информатизации и информационных технологий при решении педагогом профессиональных задач организационного, конструктивного и коммуникативного компонентов педагогической деятельности.

3.      Разработать концепцию подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.

4.      Разработать критерии развития способностей педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий на разных уровнях регуляции профессиональной деятельности в контексте формирования его профессиональной компетентности.

5.      Разработать методическую систему подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.

6.      Спроектировать процесс подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности на основе логики движения обучаемого в предмете и саморегуляции им этого движения.

7.      Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы, обеспечивающей развитие у будущих педагогов способностей использовать средства информатизации и информационные технологии на разных уровнях регуляции профессиональной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

·   регулятивно-деятельностный подход и особенности его применения в решении педагогических проблем на основе принципа системности (К.А. Абульханова-Славская, П.К. Анохин, Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.А. Конаржевский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Б.Ф. Ломов, О.А. Конопкин, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов,

М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Э.Д. Телегина, А.И. Уёмов, А.С. Шаров, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.);

·   концепции информатизации общества и образования (Р.Ф. Абдеев, Д. Белл, Б.Н. Богатырь, Г.А. Бордовский, А.П. Ершов, А.Д. Иванников, В.А. Извозчиков, К.К. Колин, В.В. Лаптев, В.С. Лобанов, М. Маклюэн,

Ф. Махлуп, А.И. Ракитов, И.В. Роберт, А.Н. Тихонов, А.Ю. Уваров,

С.А. Христочевский и др.);

·   труды педагогов, психологов, в которых рассматриваются проблемы технологизации образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б. Блум, Д. Брунер, П.Я. Гальперин, Л.Я. Зорина, М.В. Кларин, И.П. Раченко, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина, Д. Хамблин и др.);

·   труды, раскрывающие основные подходы к проблеме педагогических способностей, подготовки к педагогической деятельности и формирования профессиональной педагогической компетентности (Г.А. Балл, И.С. Батракова, Е.З. Власова, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Козырев, О.А. Конопкин, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Левитов, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластёнин, Л.Ф. Спирин, О.К. Тихомиров,

А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалёва, А.С. Шаров, А.И. Щербаков и др.);

·   психологические теории учения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.С. Шаров и др.);

·   опыт разработки стандартов и программ в области информатики и информационных технологий (С.А. Бешенков, С.Д. Каракозов, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Н.В. Макарова, А.В. Могилёв, Н.И. Пак, Е.А. Ракитина, И.Г. Семакин, А.Л. Семёнов, О.Г. Смолянинова, Е.К. Хеннер и др.);

·   разработки в области использования средств информатизации и информационных технологий в образовании (Я.А. Ваграменко, Е.В. Баранова, И.Г. Захарова, А.Ю. Кравцова, М.П. Лапчик, Н.И. Пак, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.И. Рыжова, Э.Г. Скибицкий, О.Г. Смолянинова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: научно-методический анализ литературы по философским, социальным, психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, её влиянием на личность и систему образования; анализ вузовских образовательных стандартов, зарубежных и отечественных программ подготовки в области информатики, учебников и учебных пособий; изучение и обобщение педагогического опыта; моделирование структуры и содержания подготовки к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности; анкетирование учителей, студентов и преподавателей педагогических вузов; метод экспертных оценок и обработка результатов статистическими методами с графическим представлением результатов; анализ и обобщение опыта экспериментальной работы.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1994–1997 гг.) изучалась подготовленность педагогов использовать средства информатизации и информационные технологии в профессиональной деятельности, необходимость организации подготовки студентов к использованию средств информатизации и информационных технологий в их будущей профессиональной деятельности. В ходе проведения констатирующего эксперимента использовались анкетирование, интервьюирование, контент-анализ научно-методических материалов по проблеме исследования. Были выявлены недостатки в подготовке педагогов как в области информатики и информационных технологий, так и в психолого-педагогической области. Был сделан вывод, что основные причины неэффективного использования средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности связаны с недостаточной компетентностью в области информатики и информационных технологий педагогических кадров.

На втором этапе (1997–2000 гг.) на основе анализа проблемы и материалов анкетирования учителей и студентов, а также с учётом требований, предъявляемых к современным педагогам в условиях модернизации системы образования, были разработаны структура и методическая система, внедрены учебно-методические материалы для организации подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности и сформулирована гипотеза исследования. Для этого был проведён контент-анализ научных и учебно-методических публикаций по данной тематике, существующих учебных программ, государственных стандартов и теоретическое обоснование результатов анализа.

На третьем этапе (2000–2005 гг.) для проверки гипотезы и эффективности предложенной структуры и методической системы подготовки была проведена их апробация в реальной практике обучения информатике и информационным технологиям в педагогических вузах.

Экспериментальная база исследования.

Экспериментальная работа проводилась в Омском государственном педагогическом университете, филиале ОмГПУ в Таре, в Омском областном институте повышения квалификации работников образования, в Региональном Центре компьютерных технологий образования, средней общеобразовательной школе № 2 Калачинска, гимназиях № 19 и 84 Омска.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проблема развития способностей педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, обусловленная потребностями сферы образования в условиях её модернизации и информатизации, исследована на основе применения регулятивно-деятельностного и компетентностного подходов, использование которых позволяет согласовать подготовку педагогов в области информатики и информационных технологий с логикой развития ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей и ведёт к формированию операционного, тактического и стратегического уровней регуляции профессиональной деятельности с использованием средств информатизации и информационных технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается:

·   в развитии теории и методики обучения информатике и информационным технологиям на основе применения регулятивно-деятельностного и компетентностного подходов;

·   в разработке концепции подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, которая может служить теоретической основой при проектировании методических систем обучения информатике и информационным технологиям для всех педагогических специальностей;

·   в расширении сферы применения регулятивно-деятельностного подхода в профессиональном образовании при проектировании процесса подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий с учётом логики движения обучаемого в предмете и на основе саморегуляции им этого движения.

Практическая значимость исследования заключается:

·   в разработке методической системы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий, внедрение которой повышает эффективность формирования профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях информатизации образования;

·   в разработке учебно-методического обеспечения, одобренного и рекомендованного учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образование для использования в педагогических вузах;

·   в проектировании и обосновании содержания специального цикла учебных дисциплин (информатика, педагогическая информатика, технические и аудиовизуальные средства обучения, информационные технологии в образовании, курсы по выбору, практика по проектированию информационной предметной среды), на основе которого могут разрабатываться стандарты, программы, учебные пособия и методические рекомендации для подготовки педагогов в области информатики и информационных технологий.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается:

·   опорой на основополагающие положения регулятивно-деятельностного и компетентностного подходов, соблюдением логики системного подхода при проектировании структуры и методической системы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности;

·   внедрением разработанной методической системы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности в образовательный процесс;

·   подтверждением развития способностей педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности в процессе подготовки в области информатики и информационных технологий, связанной с формированием ключевых, базовых и специальных профессиональных компетентностей и построенной в соответствии с логикой движения обучаемого в предмете и на основе саморегуляции им этого движения;

·   использованием результатов при разработке учебно-методических материалов для организации подготовки педагогов к использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Апробация основных положений, результатов и выводов исследования осуществлялась в ходе подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, при обобщении опыта педагогической деятельности преподавателей информатики и информационных технологий, работающих под руководством автора в Омском государственном педагогическом университете и его филиалах, при их обсуждении на республиканской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в педагогическом образовании» (Калуга, 1994 г.), научно-практической конференции «Новые информационные технологии в педагогическом образовании» (Магнитогорск, 1995 г.), первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информатизация в образовании» (Красноярск, 2001 г.), межрегиональном информационном конгрессе МИК-2001 (Омск, 2001 г.), научно-практической конференции «Современные информационные технологии в образовании» (Ханты-Мансийск, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (Москва, 2003 г.), межрегиональном информационном конгрессе МИК-2005 (Омск, 2005 г.), IV Всероссийской научно-практической конференции-выставке «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (Барнаул, 2005 г.), II Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» (Москва, 2005 г.), Международной научно-методической конференции «Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке» (Алматы, 2005 г.), на научно-методическом семинаре «Теория и методика обучения математике и информатике» в Омском государственном педагогическом университете (2002–2005 гг.), в рамках программы Intel «Обучения для будущего», на семинарах, тренингах, круглых столах и пр. (2002–2005 гг.).

Положения, выносимые на защиту:

1.      Стремительное развитие и распространение информационных технологий и средств информатизации, их воздействие на государственные структуры и институты гражданского общества, экономическую и социальную сферы, науку, культуру и образ жизни людей приводит к неизбежному изменению характера педагогической деятельности, появлению современного инструментария и технологий, позволяющих педагогу на новом уровне организовывать деятельность ребёнка, конструировать образовательный процесс, строить коммуникации с субъектами этого процесса.

2.      Концепция подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности основывается на следующих положениях:

·   методологическая основа эффективной подготовки в области информатики и информационных технологий должна строиться в соответствии с логикой формирования ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей;

·   формирование всех регулятивных компонентов способностей будущих педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности может быть обеспечено посредством освоения знаковой, моделирующей и проективной деятельности;

·   реализацию принципа непрерывного и комплексного освоения теоретических знаний и практических навыков использования средств информатизации и информационных технологий согласно логике формирования профессиональной компетентности может обеспечить специальный цикл учебных дисциплин: информатика, педагогическая информатика, технические и аудиовизуальные средства обучения, информационные технологии в образовании, курсы по выбору, практика по проектированию информационной предметной среды.

3. Методы обучения будущих педагогов использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, основанные на логике движения обучаемого в предмете и саморегуляции этого движения, адекватны целям и содержанию подготовки, направленным на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, освоение приёмов и алгоритмов использования средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, формирование умения создавать и использовать в педагогических целях информационную предметную среду.

4. Разработанная методическая система подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, основанная на реализованной в условиях длительного педагогического эксперимента концепции, обеспечивает эффективное развитие у будущих педагогов способностей к использованию средств информатизации и информационных технологий на разных уровнях регуляции профессиональной деятельности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, представлен исследовательский аппарат, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности» посвящена изучению влияния информатизации общества на подготовку педагогов в области информатики и информационных технологий, анализу педагогической деятельности как сферы применения средств информатизации и информационных технологий, исследованию влияния подготовки к использованию средств информатизации и информационных технологий на формирование профессиональной компетентности педагогов, разработке психолого-педагогических основ этой подготовки.

Современное общество характеризуется быстрыми и глубокими переменами, связанными со стремительным развитием и распространением информационных технологий и средствами информатизации. Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «информационное общество» (Д. Белл, П. Дракер, М. Кастельс, М. Маклюэн, И. Масуда, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, Г.Л. Смолян, Э. Тоффлер, Ю. Хаяши, Д.С. Черешкин и др.), можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается:

·   общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие информационных технологий и средств информатизации;

·   общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;

·   глобальное общество, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных, ни политических границ;

·   общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

Процесс информатизации общества оказывает влияние на изменение характера деятельности педагога, на появление в педагогической деятельности современного инструментария и технологий, позволяющих педагогу на новом уровне организовывать деятельность ребёнка, конструировать образовательный процесс, строить коммуникации с субъектами этого процесса.

Анализ исследований Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, А.И. Щербакова и других учёных позволяет выделить организаторские, конструктивные, коммуникативные педагогические способности, которые обеспечивают эффективное решение педагогом возникающих в процессе его деятельности задач. На этой основе нами принята следующая классификация педагогических задач, составляющих основу педагогической деятельности:

·   задачи педагогической диагностики;

·   задачи педагогического целеполагания;

·   задачи педагогического планирования и прогнозирования;

·   задачи практического осуществления намеченного плана;

·   задачи анализа результатов выполненной работы.

Организаторские способности обеспечивают решение задач практического осуществления намеченного плана, психолого-педагогической диагностики и анализа выполненной работы. Конструктивные способности – решение задач педагогического целеполагания, педагогического планирования и прогнозирования. Коммуникативные способности педагог использует, решая как задачи практического осуществления намеченного плана, так и целеполагания, планирования и прогнозирования. Развитие педагогических способностей обеспечивает решение профессиональных задач на операционном, тактическом и стратегическом уровнях регуляции педагогической деятельности.

Использование компетентностного подхода к профессиональной подготовке педагогических кадров определяет способность педагога решать типичные профессиональные задачи как профессиональную компетентность. Профессиональная компетентность включает в себя ключевую, базовую и специальную компетентности (И.С. Батракова, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына), а логика её становления и развития предполагает три этапа. На первом этапе формируются ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности. Они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

На втором этапе формируются базовые компетентности, отражающие специфику определённой профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми будут компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определённом этапе развития общества.

На третьем этапе формируются специальные компетентности, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

В состав профессиональной компетентности включается информационная компетентность как одна из ключевых. Под ней понимаются универсальные умения по использованию информации. Информационная компетентность предполагает, что человек использует универсальные средства информатизации и информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Однако педагог использует средства информатизации и информационные технологии в профессиональной деятельности не только на основе универсальных умений. Умения использовать средства информатизации и информационные технологии проявляются во всех педагогических способностях. А это значит, что для решения профессиональных педагогических задач педагогу необходимо привлекать эти средства и технологии и на основе базовой, и на основе специальной компетентностей. Поэтому подготовка педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности не может быть сведена только к формированию ключевой информационной компетентности, а должна быть связана и с формированием базовой и специальной компетентностей. Становление профессиональной компетентности проходит в три этапа. Поэтому и подготовка к использованию средств информатизации и информационных технологий должна проходить в три этапа, согласованно с логикой формирования ключевой, базовой и специальной компетентностей.

На каждом этапе подготовки у педагога развиваются способности к использованию средств информатизации и информационных технологий, которые относятся к операционному, тактическому и стратегическому уровням регуляции педагогической деятельности. С учётом этого нами выделены критерии развития способностей.

На этапе, связанном с формированием ключевой компетентности и операционного уровня регуляции профессиональной деятельности, педагог:

·   имеет представление о значении информатизации образования;

·   знаком с принципами построения алгоритмов;

·   знаком с базовыми структурами алгоритмов;

·   умеет использовать универсальные программные средства реализации технологий;

·   умеет создавать текстовые и графические документы, простые информационные системы;

·   умеет моделировать простые объекты, процессы, системы с помощью электронных таблиц;

·   умеет с помощью информационных языков формировать запросы к базе данных, создавать отчёты;

·   понимает сущность и значение педагогической информации;

·   имеет представление о влиянии информатики на педагогику и психологию;

·   знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;

·   имеет представление о характере педагогической деятельности в условиях использования средств информатизации и информационных технологий;

·   умеет использовать программные средства межкомпьютерной связи;

·   умеет искать и получать педагогическую информацию из распределённых ресурсов;

·   понимает значение информационной компетентности для успешной профессиональной педагогической деятельности.

На этапе, связанном с формированием базовой компетентности и тактического уровня регуляции профессиональной деятельности, педагог:

·   знает новые педагогические технологии, их особенности в условиях применения средств информатизации и информационных технологий;

·   знает общие способы конструирования целей, содержания, методов и форм педагогического процесса в условиях информатизации образования;

·   знает и умеет использовать в обучении учащихся технические средства и информационные технологии;

·   умеет создавать автоматизированное рабочее место учителя, классного руководителя и других работников образования;

·   умеет анализировать и синтезировать аудиовизуальную учебную информацию, вносить её в компьютер;

·   умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

·   умеет пользоваться профессионально-ориентированными программными средствами реализации технологий;

·   умеет формировать систему средств обучения;

·   умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в управлении и психолого-педагогических исследованиях.

На этапе, связанном с формированием специальной компетентности и стратегического уровня регуляции профессиональной деятельности, педагог:

·   знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации;

·   понимает сущность информационного моделирования в профессиональной деятельности;

·   умеет выбирать и формулировать цели педагогической деятельности в условиях информатизации образования;

·   умеет планировать и решать педагогические задачи средствами информационных технологий;

·   умеет упорядочивать, систематизировать, структурировать педагогические данные и знания, пользуясь средствами информатизации;

·   умеет строить информационные модели педагогических объектов, явлений, систем;

·   умеет анализировать информационные модели педагогических систем и интерпретировать полученные результаты;

·   предвидит последствия применения средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности;

·    готов осваивать вновь появляющиеся средства информатизации и информационные технологии, проектировать их применение в педагогической деятельности.

Для разработки концепции подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий были проанализированы различные психологические теории учения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, И.И. Ильясов). Процесс подготовки рассматривается нами в рамках регулятивно-деятельностного подхода, с позиции структуры и системы регуляции, которая включает в себя три компонента: ценностно-смысловых образований, активности и рефлексии (А.С. Шаров). Подготовка к использованию средств информатизации и информационных технологий предполагает определённую логику движения обучающегося в предмете и саморегуляцию этого движения. Саморегуляция обучающимися движения в предмете включает в себя операционный, тактический и стратегический уровни, но один из них на конкретном этапе подготовки является доминирующим. Логика движения обучающегося в предмете предполагает освоение трёх базовых форм деятельности: знаковой, моделирующей и проективной.

Содержание этапов подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности различается в зависимости от того, в какой базовой форме осуществляется движение обучаемого в предмете. На первом этапе в процессе освоения знаковой деятельности с использованием средств информатизации и информационных технологий у будущего педагога формируются регулятивные умения и навыки ценностно-смыслового компонента. На втором этапе, который определяет регулятивная подсистема активности, осваивается моделирующая деятельность с использованием средств информатизации и информационных технологий. Третий этап детерминирован подсистемой рефлексии и на нём осваивается проективная деятельность.

Общим для всех базовых форм деятельности является то, что обучающийся сам должен двигаться в предмете, а преподаватель лишь организует этот процесс. Основным механизмом подготовки является регуляция будущим педагогом собственной активности (когнитивной, конативной, аффективной) в процессе взаимодействия со средствами информатизации и информационными технологиями. Это связывает этап освоения будущим педагогом знаковой деятельности с операционным уровнем его саморегуляции, этап освоения моделирующей деятельности с тактическим уровнем саморегуляции, этап освоения проективной деятельности со стратегическим уровнем саморегуляции.

Во второй главе «Разработка методической системы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий к профессиональной деятельности» анализируются и проектируются содержательный и процессуальный компоненты методической системы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.

Методическая система проектируется на основе принципов целостности, сложности, непрерывного и комплексного освоения средств информатизации и информационных технологий.

На основе разработанных критериев развития способностей педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий были определены цели подготовки. После завершения подготовки педагог должен:

·   уметь использовать средства информатизации и информационные технологии при решении задач педагогической диагностики, педагогического целеполагания; педагогического планирования и прогнозирования; практического осуществления намеченного плана; анализа результатов выполненной работы;

·   уметь разрабатывать и использовать аудиовизуальные, электронные дидактические и педагогические программные средства обучения;

·   уметь разрабатывать и внедрять инновационные педагогические технологии, развивать методическую систему обучения на базе информационных технологий;

·   уметь реализовывать потенциал распределённого информационного ресурса локальных и глобальных информационных сетей для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач;

·   уметь проектировать и разрабатывать информационную предметную среду;

·   быть готовым повышать квалификацию в области информатики и информационных технологий.

Средством достижения поставленных целей является организация процесса подготовки на основе логики движения обучаемого в предмете и саморегуляции им этого движения.

Реализацию принципа непрерывного и комплексного освоения теоретических знаний и практических навыков использования средств информатизации и информационных технологий согласно логике формирования ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей обеспечивает специальный цикл учебных дисциплин (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Структура процесса подготовки педагогов к использованию

средств информатизации и информационных технологий

в профессиональной деятельности

Первый этап подготовки ориентирован на изучение будущими педагогами средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности и операционного уровня регуляции профессиональной деятельности, поэтому подготовка должна начинаться при изучении курса «Информатика», где и формируется эта компетентность. Однако, исходя из логики движения обучающего в предмете и необходимости включения рефлексии в саморегуляцию этого движения, на этом этапе необходимо включение ещё одной учебной дисциплины, ориентированной на общепрофессиональную подготовку педагогов. Такой дисциплиной является «Педагогическая информатика».

На втором этапе подготовки обучающийся «погружается» в профессиональные задачи, осваивает способы, приёмы и алгоритмы их решения с использованием средств информатизации и информационных технологий. Обучающийся получает для усвоения приёмы, способы и алгоритмы использования средств информатизации в образовательном процессе при изучении курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения». Однако для отработки и реализации моделей решения педагогических задач, оформления, систематизации и обобщения регулятивного опыта использования средств информатизации и информационных технологий необходимо введение учебной дисциплины «Информационные технологии в образовании» и курсов по выбору. Это будет способствовать становлению базовой компетентности на основе ключевой и формированию тактического уровня регуляции профессиональной деятельности с использованием средств информатизации и информационных технологий.

Третий этап – этап становления специальной компетентности на основе развитой базовой и формирования стратегического уровня регуляции профессиональной деятельности с использованием средств информатизации и информационных технологий. К сожалению, сегодня в образовательных стандартах нет учебной дисциплины, которая способствовала бы подготовке педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности на этом этапе. Для изменения сложившейся ситуации в подготовку педагогов вводится практика по проектированию информационной предметной среды, под которой понимается совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств информационных технологий, а также информационное взаимодействие как между пользователями, так и между пользователями и средствами информатизации, взаимодействующими с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью (И.В. Роберт).

Информатизация общества и сферы образования позволяет прогнозировать разработку и применение принципиально новых средств информационного взаимодействия между педагогом, воспитанниками и средствами информатизации. Это взаимодействие ориентировано на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с объектами предметной среды, представленными на экране, их моделями, на исследование поведения таких моделей, на рассмотрение имитации изучаемых явлений или процессов. Направлено это информационное взаимодействие на поиск, передачу или транслирование, обработку необходимых пользователю информационных ресурсов (текстовых, аудиовизуальных и пр.). Современная организация глобальной информационной среды и её инфраструктура дают возможность доступа пользователю в Интернет с целью извлечения любой аудиовизуальной информации и её представления на информационных накопителях, а также организации информационного взаимодействия между педагогом, воспитанниками и, кроме того, интерактивными средствами, являющимися источником распределённого информационного ресурса. При этом приходится констатировать неограниченное расширение границ использования информационного ресурса, так как пользователь освобождается от ограничений на объём передаваемой или извлекаемой информации. Расширяется также возможность пользователя в области управления сетевыми ресурсами, извлечения различных приложений, необходимых для изучения какого-то раздела той или иной предметной области.

Такой уровень информационного взаимодействия определяется наличием высокоорганизованной информационной предметной среды, оказывающей влияние на все стороны образовательного процесса. Умение создавать и использовать в педагогических целях информационную предметную среду характеризует специальную профессиональную компетентность педагога.

Курс «Информатика» является базовым курсом, поддерживающим весь последующий комплекс учебно-методических мероприятий по подготовке педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности. Он относится к первому этапу подготовки. Этот курс ставится на первом-втором годах обучения, как правило, во втором и третьем семестрах. Основное назначение этого курса – закрепить и углубить знания обучающихся по информатике и информационным технологиям и пропедевтически развить на этой основе навыки практического использования средств и методов информатики в педагогической деятельности.

При изучении курса информатики будущий педагог на уровне знаковой деятельности должен научиться пользоваться программными средствами реализации универсальных информационных технологий, создавать документы и информационные системы. Он должен научиться вводить и редактировать тексты и графические изображения, анализировать информацию с помощью электронных таблиц, создавать запросы и отчёты в базе данных, осуществлять навигацию в Интернете.

Предполагается, что обучающийся на этом этапе получит пропедевтические знания по использованию методов и средств информатики в профессиональной деятельности. Такой эффект может быть достигнут в условиях решения в курсе информатики задач с профессионально-педагогическим содержанием. Использование таких задач в образовательном процессе формирует положительную мотивацию у обучающихся при изучении курса информатики.

Знания и навыки использования средств информатизации и информационных технологий рефлексивно оформляются в курсе «Педагогическая информатика».

Одним из наиболее сложных аспектов организационно-методической работы по внедрению информатики и информационных технологий в подготовку педагогов является привнесение методологии информатики, её принципов и методов в содержание общепрофессиональных дисциплин: педагогики, психологии и т. д. Путь, предлагаемый в диссертации, – это введение в подготовку педагогов дисциплины «Педагогическая информатика». Эта учебная дисциплина появляется на стыке информатики, педагогики и психологии.

При изучении педагогической информатики рассматриваются вопросы влияния информатики на психологию человека, использования методов информатики в педагогическом проектировании, диагностике и мониторинге, изменения характера педагогических процессов в условиях информатизации общества, применения информационных технологий в управлении педагогическими системами и т. п.

В условиях активной подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности существенно меняется представление о дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения». Эта дисциплина формирует у обучающихся знания приёмов использования средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности. В центр изучения встают технические средства информатизации. А в общей системе технических средств обучения образовательного учреждения главная роль отводится медиакабинетам.

Рабочие места в медиакабинете оборудуются мультимедийными компьютерами, объединеными в локальную сеть с подключённым сервером с расширенным комплектом оборудования – устройством записи CD и DVD, лазерным и струйным принтерами, сканером, модемом для выхода в Интернет. В состав оборудования медиакабинета должны входить музыкальный центр, диапроектор, видеомагнитофон с телевизором, цифровая камера, видеопроектор и т. п. Медиакабинет должен быть выполнен как информационно, психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать преподаванию, умственному развитию, воспитанию детей, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда педагога и воспитанников.

Освоение технологии и приёмов работы в такой среде и должно стать содержанием занятий при изучении дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения».

Другим компонентом содержания курса становится освоение обучающимся такого вида учебно-методических средств, как электронные аудиовизуальные средства обучения. Современный педагог должен уметь анализировать содержание имеющихся аудиовизуальных средств обучения, самостоятельно разрабатывать необходимые и использовать их в учебном процессе.

Для продолжения подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности вводится курс «Информационные технологии в образовании». При изучении этой учебной дисциплины обучающиеся знакомятся с дидактическими особенностями применения информационных технологий в образовательном процессе (цели и задачи использования информационных технологий в образовании; изменения характера процесса обучения в условиях применения информационных технологий), отрабатывают и реализуют приёмы применения информационных технологий при решении педагогических задач.

На этом этапе подготовки педагогов важное место занимает изучение курсов по выбору. Перечень таких курсов может включать, например, следующие специальные курсы: «Разработка электронных учебников», «Информационные технологии в психологии» и др.

На последнем этапе подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности интегрировано рассматриваются все аспекты информатизации образования: психолого-педагогические, методические, технические, предметные. Эту задачу выполняет практика по проектированию информационной предметной среды, цель которой – сформировать системный подход к решению конкретных педагогических задач в рамках определённого предмета на основе средств информатизации и информационных технологий.

В третьей главе «Организация процесса подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности на основе логики движения обучаемого в предмете и саморегуляции этого движения» раскрыта логика перехода от теоретических знаний к практике при освоении будущим педагогам знаковой, моделирующей и проективной деятельности с использованием средств информатизации и информационных технологий.

Освоение обучающимся знаковой деятельности начинается с изучения средств информатизации и информационных технологий. Затем знания осмысливаются в ходе анализа функциональных свойств средств информатизации и информационных технологий в контексте возможности их использования в педагогической деятельности. На этапе проработки акцент делается на выявлении, актуализации и осмыслении взаимосвязей между средствами информатизации, информационными технологиями и видами педагогической деятельности. В результате знания по использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности оформляются для будущего педагога как ценностно-смысловая система. Далее происходит корректировка освоенных знаний в целом, т. е. их рефлексивное оформление. Для этого создаются проблемные ситуаций, которые позволяют организовать поиск будущими педагогами новых для них способов использования средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.

Для того чтобы педагог мог осуществлять профессиональную деятельность с использованием средств информатизации и информационных технологий, необходимо задать её в качестве содержания обучения. Для этого организуется моделирующая деятельность обучающихся. Они осваивают приёмы и алгоритмы использования средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности, проявляя при этом собственную активность.

На первом этапе моделирующей деятельности обучающийся получает в готовом виде приёмы и алгоритмы работы с техническими и аудиовизуальными средствами обучения. Второй этап моделирующей деятельности будущего педагога связан с «отработкой» и реализацией приёмов и алгоритмов использования средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности в когнитивной регулятивной активности, т. е. в выполнении конкретных учебных заданий различного уровня обобщения. На этом этапе активно используется метод кейсов, под которым понимается изучение учебной дисциплины путём рассмотрения большого количества ситуаций и выполнения заданий в определённых комбинациях. Такое обучение развивает понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются педагоги в профессиональной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Третий этап моделирующей деятельности будущих педагогов – это этап оформления, систематизации и обобщения регулятивного опыта, осознанной и неосознанной рефлексии. Полученный опыт представляется в виде регулятивных схем или этапов решения обобщённых педагогических задач с использованием средств информатизации и информационных технологий.

Продолжает процесс движения будущего педагога к практической деятельности третья базовая форма деятельности – проективная. Здесь формируются регулятивные умения и навыки обучающегося по применению освоенных знаний на практике. На первом этапе проективной деятельности идёт разработка проекта информационной предметной среды, в которой будет осуществляться профессиональная деятельность педагога. На втором этапе происходит апробация проекта – проверяется его действенность для профессиональной деятельности педагога. Это делается на конференции, где будущие педагоги защищают свои проекты информационной предметной среды и идёт их экспертная оценка. Реализация проекта в конкретных условиях педагогической практики проходит на третьем этапе проективной деятельности. Здесь интегрируются в профессиональную деятельность, органически включаются в неё и реализуют эту деятельность регулятивные механизмы: понимания и объяснения того, что делается с использованием средств информатизации и информационных технологий; реализации различных аспектов и сторон информационной предметной среды; рефлексии и рефлексивного оформления как приобретённого опыта в использовании средств информатизации и информационных технологий, так и в предвосхищении результатов педагогической деятельности с их использованием. На данном этапе вносятся необходимые поправки в проект, происходит анализ результатов. Самостоятельное создание информационной предметной среды в условиях педагогической практики формирует предметное мышление будущего педагога, его творческую направленность. Полученные знания об использовании средств информатизации и информационных технологий уточняются, корректируются, а рефлексия помогает обучающемуся привести их в систему.

Четвёртая глава «Организация, проведение и результаты опытно-экспериментальной работы» посвящена описанию хода и результатов педагогического эксперимента.

На этапе констатирующего эксперимента (1994–1997 гг.) оценивались трудности и проблемы, возникающие у педагогов при использовании средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности и причины, их вызывающие. Эксперимент проводился на курсах повышения квалификации в Омском областном институте повышения квалификации работников образования, в средней общеобразовательной школе № 2 Калачинска, гимназии № 19 Омска и в Омском государственном педагогическом университете.

На этапе поискового эксперимента (1997–2000 гг.) происходил отбор содержания курсов «Информатика», «Педагогическая информатика», «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Информационные технологии в образовании», разработка курсов по выбору и проектных заданий для использования на практике по проектированию информационной предметной среды. В процессе экспериментальной работы были разработаны учебно-методические материалы. Они состояли из учебных и рабочих программ, учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендации к проведению лабораторных работ, комплектов практических заданий для самостоятельной работы, тестов, демонстрационных материалов.

В процессе экспериментальной работы уточнялась концепция и гипотеза исследования, разрабатывались теоретические положения исследования. На этом этапе осуществлялось внедрение и апробация системы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности.

На этапе формирующего эксперимента (2000–2005 гг.) ставилась задача проверки эффективность подготовки с точки зрения развития способностей обучающихся использовать средства информатизации и информационные технологии в педагогической деятельности. Опытно-экспериментальная работа проходила в Омском государственном педагогическом университете и охватила 286 студентов. В качестве контрольной группы участвовали слушатели курсов в Региональном Центре компьютерных технологий образования (153 чел.). Всего на этом этапе работы приняло участие 439 человек.

Проведённые в начале подготовки (перед изучением курса «Информатика») собеседования со студентами дали следующие результаты: студенты не имели чёткого, конкретного представления о том, зачем они будут обучаться информатике и другим дисциплинам из этой предметной области, а также в большинстве своем (71 %) полагали, что знания и умения, полученные на занятиях, в дальнейшем им не пригодятся.

После изучения дисциплин из предложенной системы подготовки большинство студентов (93 %) были убеждены в эффективности использования средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности, считали, что их освоение в педагогическом вузе необходимо, и намерены были в дальнейшем использовать полученные знания и умения.

Для проверки эффективность разработанной методической системы оценивалось развитие способностей студентов к использованию средств информатизации и информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Соответствующая диагностика основывалась на принципе соответствия внешнего образовательного продукта познавательной деятельности обучаемого его внутренним личностным приращениям.

 

 

Рис. 2. Определение уровня проявления способностей будущего педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий при решении профессиональных задач

В качестве внешних образовательных продуктов для такого сопоставления использовались результаты выполнения заданий, в которых необходимо было использовать средства информатизации и информационные технологии при решении педагогических задач. Это служило основой для определения того, насколько развиваются у будущего педагога способности к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности. Полученные результаты представлены на диаграмме (рис. 2).

 

В качестве контрольного эксперимента проводилось сравнение результатов защиты проектов информационной предметной среды студентами ОмГПУ (экспериментальная группа) и учебных проектов педагогами, обучавшимися в Региональном Центре компьютерных технологий образования.

«Рефлексивное проигрывание» проекта позволило проверить повышение уровня рефлексивных способностей педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности. При проведении эксперимента на конференции по защите проектов студентами ОмГПУ и педагогами, занимавшимися в Региональном Центре компьютерных технологий образования, оценивалось количество обучаемых, успешно защитивших проект.

 

 

Рис. 3. Результаты защиты проектов студентами и педагогами на итоговой конференции

Обобщенные результаты успешной защиты проектов приведены на диаграмме (рис. 3).

Для подтверждения значимости различий между результатами, продемонстрированными в контрольной и экспериментальной группах был использован критерий ?* – угловое преобразование Фишера, который подтвердил, что доля студентов, успешно защитивших проект, в экспериментальной выборке больше, чем доля педагогов в контрольной выборке, соответственно, и рефлексивные способности у них выше.

В заключении приведены результаты исследования.

1.      На основе вывода о неизбежности изменения характера педагогической деятельности в условиях информатизации общества определены цели использования средств информатизации и информационных технологий при решении педагогами профессиональных задач. Сформулированы и обоснованы основные принципы и закономерности концепции подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.

2.      Разработаны критерии развития способностей к использованию средств информатизации и информационных технологий на разных уровнях регуляции профессиональной деятельности, определяющие процессуальный и содержательный компоненты подготовки будущего педагога в области информатики и информационных технологий.

3.      Спроектировано содержание и последовательность изучения цикла учебных дисциплин, обеспечивающих реализацию принципа непрерывной и комплексной подготовки к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности в соответствии с логикой формирования ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей.

4.      Разработана методическая система, направленная на изучение будущим педагогом средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, освоение приёмов и алгоритмов использования средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, формирование умения создавать и использовать в педагогических целях информационную предметную среду.

5.      Разработано учебно-методическое обеспечение для подготовки педагогов: учебные пособия «Информатика», «Педагогическая информатика», «Информационные технологии обучения», учебно-методическое пособие «Информационные технологии в психологии».

6.      Экспериментальная проверка эффективности разработанной методической системы, осуществлявшаяся более 10 лет (с 1994 по 2005 г.), подтвердила принципиальную реализуемость развития способностей педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.

Результаты исследования отражены в 54 публикациях:

Монографии, учебные пособия.

1.      Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 211 с.

2.      Удалов С.Р. Педагогическая информатика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030100 – «Информатика». Омск: Изд-во «Академия», 2004. 134 с.

3.      Лучко О.Н., Удалов С.Р. Информатика: Учебное пособие: В 2 ч. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. 220 с. (авт. – 120 с.).

4.      Вишняков И.А., Удалов С.Р., Удалова Т.Ю. Информационные технологии в психологии: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛИСС, 2004. 118 с. (авт. – 50 с.).

5.      Лапчик М.П., Лучко О.Н. Удалов С.Р. и др. Программа и аннотированные вопросы государственного экзамена по информатике и методике преподавания информатики на математическом факультете. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 31 с. (авт. – 1 с.).

6.      Удалов С.Р., Воронина О.В. Информационные технологии обучения: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. 176 с. (авт. – 150 с.).

Статьи.

7.      Удалов С.Р. Обучение конструированию с применением компьютера на уроках черчения // Информатика и образование. 1994. № 3. С. 35–38.

8.      Лапчик М.П., Чекалёва Н.В., Удалов С.Р. Информатика и информационные технологии в психолого-педагогическом блоке подготовки студентов в Омском государственном педагогическом университете // Педагогическая информатика. 1997. № 4. С. 15–24. (авт. – 4 с.).

9.      Удалов С.Р. Подготовка будущего учителя к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности // Информатика и образование. 2003. № 12. С. 105–107.

10.   Удалов С.Р. Создание системы подготовки будущего учителя к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности // Педагогическая информатика. 2004. № 4. С. 51–59.

11.   Удалов С.Р. О подготовке студентов педвузов к применению технических и аудиовизуальных средств обучения // Информатика и образование. 2005. № 1. С. 91–95.

12.   Полушкин Ю.В., Удалов С.Р. Постановка вводного курса информатики на ХГФ пединститута // Компьютер в школе и пединституте. Новосибирск: НИИ ИВТ, 1990. С. 66–67 (авт. – 1 с.).

13.   Лучко О.Н., Морозов И.Ю., Удалов С.Р. и др. Программа курса «Информатика» для нефизико-математических факультетов педвузов // Информатика и информационные технологии обучения в учебных программах для педвузов. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. С. 28–30 (авт. – 0,7 с.).

14.    Доркин Е.В., Коротких С.А., Удалов С.Р. и др. Программа курса «Новые информационные технологии в образовании» // Информатика и информационные технологии обучения в учебных программах для педвузов. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. С. 31–32 (авт. – 0,5 с.).

15.   Колосова Е.Т., Курцаева Л.В., Удалов С.Р. и др. Программа учебной практики в КВТ для специальности «Изобразительное искусство, черчение и декоративно-прикладное искусство» // Информатика и информационные технологии обучения в учебных программах для педвузов. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. С. 35–36 (авт. – 1 с.).

16.   Вершинина Е.В., Воробьев В.С., Удалов С.Р. и др. Программа учебной практики на ПЭВМ для специальности «Изобразительное искусство, черчение и декоративно-прикладное искусство» // Информатика и информационные технологии обучения в учебных программах для педвузов. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. С. 37–38 (авт. – 0,5).

17.   Лучко О.Н., Удалов С.Р. Содержание подготовки в области информатики студентов художественно-графических факультетов // Информатика и информационные технологии в педагогическом образовании. Вып. 2. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995. С. 64–67 (авт. – 2,5 с.).

18.   Чекалёва Н.В., Каракозов С.Д., Удалов С.Р. и др. Методические рекомендации по обеспечению компонентов информатики и НИТО в психолого-педагогическом блоке стандартов бакалавриата // Информатика и информационные технологии в педагогическом образовании. Вып. 3. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. С. 47–59 (авт. – 6 с.).

19.    Лапчик М.П., Чекалёва Н.В., Удалов С.Р. Информационные технологии в содержании психолого-педагогического блока стандарта высшего педагогического образования // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 15. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. С. 68–74 (авт. – 3 с.).

20.   Удалов С.Р. Метод проектов и новые информационные технологии в образовании // Использование средств обучения в различных формах организации учебных занятий. Омск: Изд-во ОмИПКРО, 1997. С. 64–66.

21.   Удалов С.Р. Использование метода проектов при изучении педагогических информационных технологий // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 16. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 105–108.

22.   Кукушкин А.В., Удалов С.Р. Методика создания и использования ППС с элементами искусственного интеллекта в курсе информатики в средней школе // Информационные технологии в образовании: Сб. науч. трудов / Под ред. М.П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 37–40 (авт. – 1,5 с.).

23.   Удалова Е.А., Удалов С.Р. Содержание и методика изучения Интернет в средней школе // Информационные технологии в образовании: Сб. науч. трудов / Под. ред. М.П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 40–45 (авт. – 2,5 с.).

24.   Удалов С.Р. Информационные технологии в психолого-педагогической подготовке учителя // Наука образования: Сб. науч. статей. Вып. 18. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. С. 393–397.

25.   Удалов С.Р. Модель введения информатики и информационных технологий в профессионально-педагогическую подготовку будущих учителей // Информационные модели в лингвистике: Сб. статей / Ред.-сост. И.Ю. Морозов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. С. 4–12.

26.   Удалов С.Р. Формирование информационной культуры учителя // Информатизация в образовании: Материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием / Под общ. ред. Л.В. Коловской. Красноярск: ИНЦ КГТУ, 2001. С. 102–104.

27.   Удалов С.Р. Система введения информатики и информационных технологий в общепрофессиональную подготовку будущего учителя // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сб. науч. трудов. Ежегодник. Вып. 1. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. С. 277–281.

28.   Лапчик М.П., Роберт И.В., Удалов С.Р. и др. Методист-организатор информатизации образования: новая специальность для педагогических вузов // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Ч. I: Сб. науч. статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. С. 91–97 (авт. – 0,5 с.).

29.   Удалов С.Р., Воронина О.В. Обучение студентов педагогического вуза гипертекстовой технологии // Материалы науч.-практич. конф., г. Тара, 17–18 мая 2002 года. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.

С. 44–52 (авт. – 4 с.).

30.   Удалов С.Р. Модель информатизации педагогических процессов в средней общеобразовательной школе // Роль субъектов Российской Федерации в формировании единого информационного пространства Сибири: Материалы межрегионального информационного конгресса МИК-2001. 9–12 октября 2001 года. Ч. 1 / Администрация Омской области. Омск, 2002. С. 228–231.

31.   Удалов С.Р., Воронина О.В. Возможности использования гипертекстовой технологии в образовании // Информатика и лингвистика: Материалы Первой региональной науч.-практич. конф., г. Омск, 17 мая 2001 года: Сб. статей / Ред. и сост. И.Ю. Морозов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. С. 88–90 (авт. – 1 с.).

32.   Удалов С.Р., Удалова Т.Ю. Дисциплина «Информационные технологии в психологии» в системе подготовки школьных психологов // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сб. науч. трудов: Ежегодник. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. Вып. 2.

С. 256–259 (авт. – 1,5 с.).

33.   Лапчик М.П., Роберт И.В., Удалов С.Р. и др. Структура и содержание подготовки методиста-организатора информатизации образования // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сб. науч. трудов: Ежегодник. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. Вып. 2. С. 248–254 (авт. – 1 с.).

34.   Удалов С.Р. Модернизация подготовки будущего учителя к использованию информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности // Учёные записки. Вып. 8. М.: ИИО РАО, 2003. С. 207–213.

35.   Удалов С.Р., Удалова Т.Ю. О возможностях образовательного стандарта подготовки психолога к использованию информационных и коммуникационных технологий при работе в школе // Учёные записки. Вып. 13. М.: ИИО РАО, 2004. С. 166–175 (авт. – 5 с.).

Методические рекомендации.

36.   Полушкин Ю.В., Удалов С.Р. Методические рекомендации к лабораторным работам по информатике для студентов ХГФ. Ч. I. Омск: Изд-во ОГПИ, 1989. 44 с. (авт. – 22 с.).

37.   Полушкин Ю.В., Удалов С.Р. Методические рекомендации к лабораторным работам по информатике для студентов ХГФ. Ч. II. Омск: Изд-во ОГПИ, 1989. 32 с. (авт. – 16 с.).

38.   Долгов П.М., Полушкин Ю.В., Удалов С.Р. Лабораторный практикум по информатике. Ч. III. Омск: Изд-во ОГПИ, 1989. 23 с. (авт. – 7 с.).

39.   Удалов С.Р. Развитие логического мышления в процессе автоматизированного проектирования. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. 40 с.

40.   Удалов С.Р. Обучение конструированию в процессе автоматизированного проектирования на уроках черчения. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. 26 с.

41.   Удалов С.Р. Банк данных ИПО. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995. 34 с.

42.   Удалов С.Р. Информационные технологии в учебном процессе: Методические рекомендации. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 88 с.

Тезисы докладов.

43.   Курцаева Л.В., Удалов С.Р., Филатова Т.Ф. Из опыта проведения занятий по черчению в КВТ // Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. Омск: Изд-во ОГПИ, 1989. С. 102–103 (авт. – 0,3 с.).

44.   Полушкин Ю.В., Удалов С.Р. Особенности курса информатики на художественно-графическом факультете педвуза // Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. Омск: Изд-во ОГПИ, 1990. С. 124 (авт. – 0,5 с.).

45.   Удалов С.Р. Автоматизированное конструирование на уроках черчения и развитие логического мышления школьников // Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. Омск: Изд-во ОГПИ, 1991. С. 133.

46.   Удалов С.Р. Возможности применения НИТ в преподавании черчения в средней школе // Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. С. 57.

47.   Удалов С.Р. Обучение конструированию в процессе автоматизированного проектирования в курсе черчения средней школы // Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. С. 61.

48.   Удалов С.Р. Формирование компьютерной грамотности у студентов художественно-графического факультета // Новые информационные технологии в педагогическом образовании. Омск: Изд-во ОГПИ, 1993. С. 60.

49.   Удалов С.Р. Программно-методическая система «Конструирование сборочных соединений» // Новые информационные технологии в педагогическом образовании. Омск: Изд-во ОГПИ, 1993. С. 91.

50.   Удалов С.Р. Информационно-справочная система учебно-методического объединения педагогических учебных заведений Российской Федерации по информатизации педагогического образования // Региональные проблемы информатизации образования / Глав. управ. образ. Перм. обл. Пермь, 1993. С. 61–62.

51.   Удалов С.Р. Информатика в учебном плане художественно-графического факультета // Новые информационные технологии в педагогическом образовании. Калуга: Изд-во КГПИ, 1994. С. 82.

52.   Удалов С.Р. Блок информатики в подготовке бакалавра образования по направлению «Изобразительное искусство» // Новые информационные технологии в педагогическом образовании. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1995. С. 112.

53.   Удалов С.Р. Система удалённого доступа к Банку данных УМО ИПО // Новые информационные технологии в педагогическом образовании. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1995. С. 210.

54.   Удалов С.Р. От технических средств обучения к новым информационным технологиям в образовании // Научно методические и организационные вопросы использования ТСО в различных формах организации учебных занятий. Омск: Изд-во ОмИПКРО, 1995. С. 4–5.

Подписано в печать 25.11.05      Формат 60?84/16

Бумага офсетная                          Ризография

Печ. л. 2,25                                  Уч.-изд. л.2,5

Тираж 100 экз.                             Заказ Ya-166-05

Издательство ОмГПУ: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14

[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. № 6. С. 11–40.

[2] Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1. С. 3–9.

[3] Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. М.: Изд. центр «Академия», 2001. С. 5.

[4] Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 392 с.

[5] Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 358 с.

[6] Программа модернизации педагогического образования // Вестник образования России. 2003. № 10. С. 10–36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине ИТПД "Решение профессиональных задач средствами MS Excel"

Методическая разработка содержит структуру проведения открытого практического занятия по применению возможностей MS Excel для решения задач по  специальности "Садово - парковое и ландшафтное стро...

Использование информационных технологий для решения профессиональных задач

Успешно учиться и учить в современной школе помогают ЭОР и образовательные интернет-ресурсы...

Использование информационных технологий в решении профессиональных задач

Активное использование информационных технологий (ИТ) учителем-предметником в своей профессиональной деятельности является показателем уровня его информационной культуры и ИКТ- компетентности....

Решение профессиональной задачи

  Решение  профессиональной  задачи в  рамках апробации  модели уровневой оценки компетенции учителей математики...

Решение профессиональной задачи для педагога

Решение профессиональной задачи, в рамках апробации учителей математики и русского языка...

Решение профессиональной задачи

Материалы к тестированию учителя русского языка и литературы...

Решение профессиональной задачи

Вы являетесь членом рабочей группы по разработке образовательной программы школы. Вам необходимо вместе с коллегами предложить программу формирования универсальных учебных действий.Какие метапредметны...