Решение профессиональной задачи для педагога
методическая разработка на тему
Решение профессиональной задачи, в рамках апробации учителей математики и русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача 8.
Вы учитель— ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.
Руководителю школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики необходимо составить план мероприятий для предметной недели. Целью предметной недели является не только усилить мотивацию к изучению отдельно взятого предмета, но и показать связь между предметами данного цикла.
Для поиска решения данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:
№ | Вопрос, на который необходимо найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску решения на данный вопрос | ||
1 | Какие формы мероприятий проводятся на предметных неделях? | Просмотр литературы, поисковых систем по различным типам нестандартных уроков, классных часов, предметных игр, форм внеурочной деятельности | ||
2 | Какие предметы цикла требуют большей мотивации? | Беседа с учителями предметниками, обучающимся, о различных трудностях при восприятии данного предмета. А также требования к предмету и форме изложения материала | ||
3 | Какие из ранее изученных форм мероприятий для предметной недели помогут повысить интерес к предмету? | В соответствии с методикой преподавания предмета выбрать более приемлемые | ||
4 | Какие предметы учителя цикла готовы объединить в одном мероприятии? | Изучить степень готовности учителей к бинарным мероприятиям в частной беседе, либо на заседании ШМО | ||
5 | В каких классах необходимо усилить межпредметную связь? | Определить параллели с неустойчивой мотивацией к выбранным для объединения предметам | ||
6 | Какие темы можно использовать из выбранных предметов для мероприятия в данной параллели? | Просмотр рабочих программ по выбранным для объединения предметам совместно с учителями данного цикла | ||
7 | Как распределить подготовку мероприятий среди учителей? | На заседании ШМО утверждается план предметной недели и распределяются обязанности по подготовке мероприятий | ||
№ | Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник информации | Метод работы с этой информацией | |
1 | Формы мероприятий для проведения предметных недель (нестандартные уроки, классные часы, предметные игры, конкурсы и т.д.) | Методическая литература, интернет-ресурсы, обмен опытом с коллегами | Чтение, конспектирование идей, группировка разных форм | |
2 | Повышение мотивации к предметам данного цикла. Трудности преподавания предмета, и восприятия материала по предмету в разных параллелях | Личная беседа с учителями-предметниками, учениками разных параллелей, анкетирование. Просмотр литературы по методике преподавания данных предметов. Требования к полученным знаниям и умениям. | Обработка анкет, выявление западающих моментов, требующих повышения интереса к предметам | |
3 | Опыт комбинирования предметов в различных мероприятиях | Интернет источники, собственный опыт учителей | Выявление положительных и отрицательных аспектов комбинированных мероприятий | |
4 | Выбор параллели для совместного мероприятия (рассмотрение тем для заданий по совмещаемым предметам) | Рабочие программы по предметам данного цикла | Выбор возможных тем для заданий мероприятия |
В результате решения задачи было предложено провести физико-математическую игру в 7 классе.
Мероприятие: «Крестики-нолики»
Предмет: математика, физика
Класс: 7
Цель: повышение интереса к изучению математики и физики, развитие творческой активности, познавательных способностей, закрепление знаний и умений по пройденным темам.
Правила игры:
В игре участвуют 2 команды: «крестики» и «нолики» (кто есть кто, определяется жеребьёвкой), каждая команда заранее выбирает капитана;
на доске (или на слайде) - игровое поле, в клетках которого записаны названия 9 конкурсов;
команда «крестиков» имеет право выбрать первый конкурс;
ведущий объясняет суть конкурса, выигрывает его та команда, которая быстрее справилась с заданием. Эта команда получает право поставить свой знак («крестик» или «нолик») в соответствующую клетку игрового поля и выбрать следующий конкурс.
В игре побеждает та команда, которой удалось поставить в ряд три своих знака или, если это не удалось ни одной команде, то побеждает команда, чьих знаков на поле больше на момент окончания игры.
Игровое поле
устами младенца | секретное послание | Гильберт |
два предмета | Мистер Х | кто быстрее |
геометрическая задача | блиц | найди ошибку |
Расшифровка конкурсов:
Мистер Х
Расставить по порядку номера фотографий ученых про которых идет речь.
Блез Паскаль
Ему всю жизнь не везло. В детстве необъяснимый недуг едва не оборвал его жизнь. Судьба пощадила его, но ненадолго. В юности внезапный паралич сделал его калекой - ноги отказывались служить, он едва мог передвигаться. Преодолевая физические страдания, он трудился с упорством, с упоением, свойственными лишь гениальному мыслителю.
В 16 лет Блез Паскаль стал не менее известным математиком, чем такие его современники, как Ферма и Декарт. В 18 лет он изобрел счетную машину- предшественницу арифмометра и прабабушку ЭВМ. Пришло время, когда он вторгся в ту область познания, в которой потерпел неудачу великий Галилей. Он начал с несоответствия между величинами массы налитой в сосуд воды с силой, с которой эта масса давит на дно. Желая получить наглядное доказательство "гидростатического парадокса", Паскаль выполняет опыт, получивший название "бочки Паскаля". В результате бесчисленных опытов он приходит к открытию закона, получившего его имя. "Давление, приложенное к поверхности жидкости, передается каждой ее частице без изменения своей первоначальной величины". Впоследствии, уже опираясь на открытый им закон, Паскаль получает следствие: "Если полный сосуд, закрытый со всех сторон, имеет два отверстия, одно из которых в 100 раз больше другого, то, помещая в каждое отверстие поршень, соответствующий этому отверстию, человек, нажимающий на малый поршень, будет создавать усилие, равное усилию 100 человек, нажимающих на поршень, по площади в 100 раз большей."
Исаак Ньютон — талантливый английский физик, известный математик, знаменитый астроном и гений в механике, один из легендарных создателей базовой, классической физики, почётный член, а затем и президент Лондонского королевского общества.....
- Именно Ньютон разложил радугу на семь цветов. Причём изначально он упустил из вида оранжевый и синий, но затем сравнял количество оттенков с количеством основных тонов в музыкальной гамме.
- Великий учёный не боялся экспериментировать на самом себе. Доказывая, что человек видит окружающий мир в результате давления на сетчатку глаза света, Ньютон тонким зондом надавил себе на дно глазного яблока, чуть не лишившись при этом глаза. К счастью, глаз остался невредимым, а разноцветные круги, который увидел при этом физик, доказали выдвинутую им гипотезу.
Школьные учебники, где рассказывается о научных трудах великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), пишут о его удивительной судьбе: сын простого крестьянина стал академиком только потому, что изо всех сил тянулся к знаниям!..Ломоносов, Михаил Васильевич – русский химик и физик, энциклопедист, первый отечественный ученый-естествоиспытатель, труды которого стали известны всему миру. Приборостроитель, астроном, геолог, металлург, писатель и поэт, историк, художник. Профессор химии, действительный член Академии наук и художеств.
Устами младенца
Я загадала некоторое математическое понятие. Даю вам подсказки. Побеждает команда, угадавшая его с наименьшим количеством подсказок.
Подсказки
меньше 1
бывает в счёте футбольного матча
не является натуральным числом
никогда не стоит первым в записи целых чисел
особое правило при делении (ноль)
Два предмета
- Решите пропорцию:
(ответ: 2,55 или
)
- Найдите значение выражения:
(ответ: 22)
- Выразите из формулы
переменную v (ответ:
)
Геометрическая задача
На стороне AD треугольника ACD отмечена точка В так, что AB=BC=BD, а на стороне АС – точка Е так, что прямые ВЕ и CD параллельны. В каком отношении ВЕ делит сторону АС? (Ответ 1:1)
Гильберт
Знаменитого немецкого математика Давида Гильберта спросили об одном его бывшем ученике.
-Ах, этот-то?- вспомнил Гильберт.- Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало...(?)
Чего было мало у этого ученика? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны будете выполнить действия, ответы записать в строчку и, не обращая внимания на запятые, расшифровать ответ, воспользовавшись «ключом».
1. (-15+13,5)∙ 2+4,55=
2. -(3,24-2,14)-(-5,6+1,8)=
3. (5,5-2,25)∙ 4-9,96=
4. (70-100)(-30)+86=
КЛЮЧ: 1-в; 2-б; 3-а; 4-е; 5-о; 6-я; 7-р; 8-н; 9-н;0-к.
(ответ: 1,55 2,7 3,04 986-воображения)
Кто быстрее.
Практическая работа: собрать электрическую сеть. Выигрывает тот у кого первого загорается лампочка.
Найди ошибку
Найти ошибку физических законов в показанном фрагменте мультфильма.
Блиц
Каждая команда должна быстро ответить на 3 вопроса. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов за отведённое время. Если равное количество, то задаётся дополнительный вопрос и побеждает команда давшая ответ раньше.
Вопросы 1 команде:
- К однозначному числу приписали такое же число. Во сколько раз увеличилось число? (в 11)
- Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина зовут Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич).
- Существует ли простое число, являющееся чётным? (да,2)
Вопросы 2 команде:
- Во сколько раз длина километра больше длины миллиметра? (в миллион)
- Деревянный окрашенный куб с ребром 3см распилили на кубические сантиметры. Сколько среди них кубиков, окрашенных с трёх сторон? (8, они расположены по углам куба:4 сверху и 4 снизу)
- Стоимость книги 25 руб и ещё половина стоимости. Сколько стоит книга? (50руб)
Дополнительные вопросы:
- Одна треть от трёх вторых некоторого числа равна 50. Какое это число? (100)
- Во сколько раз лестница на 7 этаж длиннее лестницы на 2 этаж? (в 3 раза)
Секретное послание
Необходимо быстро и правильно расшифровать высказывание, используя «ключ»
2.1 1.1 2.5 1.3 2.1 1.1 2.5 1.4 1.5 1.1-
3.2 1.1 2.3 1.4 3.2 1.1
1.2 2.4 1.3 3.3
2.2 1.1 3.1 1.5
ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | а | в | е | и | к |
2 | м | н | р | с | т |
3 | у | ц | х |
(математика-царица всех наук)
Подведение итогов.
Предложенное решение о проведении мероприятия именно в 7 классе выбрано не случайно, так как с предметом «физика» дети сталкиваются впервые именно в этой параллели. На данном учебном этапе они имеют уже определенный багаж математических знаний, который им необходимо будет в дальнейшем использовать в предмете «физика». Также, из опыта учителей физики было выяснено, что не раз, именно недостаточные математические навыки подводили обучающихся при решении физических задач. Поэтому, в заданиях математического цикла использованы физические формулы, а в теоретическом материале подчеркнута прямая связь этих наук. Кроме того, именно использование физических формул и законов в настоящее время включено в модуль «Реальная математика» ОГЭ.
Предложенное решение можно также использовать для объединения таких предметов данного цикла как информатика и математика, физика и информатика.
В рамках предметной недели таких мероприятий может быть не одно. Из моего опыта, на данной предметной неделе, кроме этого мероприятия, было еще и другое по объединенным предметам физика и информатика.
№ | Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие |
1 | Беседа с учителями-предметниками и детьми по выявлению трудностей в преподавании предмета и его усвоении, а также анкетирование | Не должны быть включены вопросы личного характера как по методике преподавания предмета данного учителя, так и на усвоение предмета конкретным учеником. |
2 | Подготовка совместного мероприятия | Доли использования каждого объединенного предмета в мероприятии должны быть равными. Не должно быть выделено превосходство одного предмета над другим. |
Я считаю, что мероприятия данного вида объединяют в одно целое учебный процесс. Позволяют не делить предметы на важные и неважные. А также, способствует и обмену опытом между учителями, выдвижению единых требований, хотя бы к предметам данного цикла, что способствует улучшению качества преподавания предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/18/picture-48980.jpg)
Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»
Докладна тему:«Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-462003-1404278150.jpg)
Методическая разработка по дисциплине ИТПД "Решение профессиональных задач средствами MS Excel"
Методическая разработка содержит структуру проведения открытого практического занятия по применению возможностей MS Excel для решения задач по специальности "Садово - парковое и ландшафтное стро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-542393-1417894160.jpg)
Использование информационных технологий для решения профессиональных задач
Успешно учиться и учить в современной школе помогают ЭОР и образовательные интернет-ресурсы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-563684-1421240421.jpg)
Использование информационных технологий в решении профессиональных задач
Активное использование информационных технологий (ИТ) учителем-предметником в своей профессиональной деятельности является показателем уровня его информационной культуры и ИКТ- компетентности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-953891-1507562613.jpg)
Решение профессиональной задачи
Решение профессиональной задачи в рамках апробации модели уровневой оценки компетенции учителей математики...
Решение профессиональной задачи
Вы являетесь членом рабочей группы по разработке образовательной программы школы. Вам необходимо вместе с коллегами предложить программу формирования универсальных учебных действий.Какие метапредметны...