Решение профессиональной задачи для педагога
методическая разработка на тему
Решение профессиональной задачи, в рамках апробации учителей математики и русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_professionalnoy_zadachi.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача 8.
Вы учитель— ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.
Руководителю школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики необходимо составить план мероприятий для предметной недели. Целью предметной недели является не только усилить мотивацию к изучению отдельно взятого предмета, но и показать связь между предметами данного цикла.
Для поиска решения данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:
№ | Вопрос, на который необходимо найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску решения на данный вопрос | ||
1 | Какие формы мероприятий проводятся на предметных неделях? | Просмотр литературы, поисковых систем по различным типам нестандартных уроков, классных часов, предметных игр, форм внеурочной деятельности | ||
2 | Какие предметы цикла требуют большей мотивации? | Беседа с учителями предметниками, обучающимся, о различных трудностях при восприятии данного предмета. А также требования к предмету и форме изложения материала | ||
3 | Какие из ранее изученных форм мероприятий для предметной недели помогут повысить интерес к предмету? | В соответствии с методикой преподавания предмета выбрать более приемлемые | ||
4 | Какие предметы учителя цикла готовы объединить в одном мероприятии? | Изучить степень готовности учителей к бинарным мероприятиям в частной беседе, либо на заседании ШМО | ||
5 | В каких классах необходимо усилить межпредметную связь? | Определить параллели с неустойчивой мотивацией к выбранным для объединения предметам | ||
6 | Какие темы можно использовать из выбранных предметов для мероприятия в данной параллели? | Просмотр рабочих программ по выбранным для объединения предметам совместно с учителями данного цикла | ||
7 | Как распределить подготовку мероприятий среди учителей? | На заседании ШМО утверждается план предметной недели и распределяются обязанности по подготовке мероприятий | ||
№ | Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник информации | Метод работы с этой информацией | |
1 | Формы мероприятий для проведения предметных недель (нестандартные уроки, классные часы, предметные игры, конкурсы и т.д.) | Методическая литература, интернет-ресурсы, обмен опытом с коллегами | Чтение, конспектирование идей, группировка разных форм | |
2 | Повышение мотивации к предметам данного цикла. Трудности преподавания предмета, и восприятия материала по предмету в разных параллелях | Личная беседа с учителями-предметниками, учениками разных параллелей, анкетирование. Просмотр литературы по методике преподавания данных предметов. Требования к полученным знаниям и умениям. | Обработка анкет, выявление западающих моментов, требующих повышения интереса к предметам | |
3 | Опыт комбинирования предметов в различных мероприятиях | Интернет источники, собственный опыт учителей | Выявление положительных и отрицательных аспектов комбинированных мероприятий | |
4 | Выбор параллели для совместного мероприятия (рассмотрение тем для заданий по совмещаемым предметам) | Рабочие программы по предметам данного цикла | Выбор возможных тем для заданий мероприятия |
В результате решения задачи было предложено провести физико-математическую игру в 7 классе.
Мероприятие: «Крестики-нолики»
Предмет: математика, физика
Класс: 7
Цель: повышение интереса к изучению математики и физики, развитие творческой активности, познавательных способностей, закрепление знаний и умений по пройденным темам.
Правила игры:
В игре участвуют 2 команды: «крестики» и «нолики» (кто есть кто, определяется жеребьёвкой), каждая команда заранее выбирает капитана;
на доске (или на слайде) - игровое поле, в клетках которого записаны названия 9 конкурсов;
команда «крестиков» имеет право выбрать первый конкурс;
ведущий объясняет суть конкурса, выигрывает его та команда, которая быстрее справилась с заданием. Эта команда получает право поставить свой знак («крестик» или «нолик») в соответствующую клетку игрового поля и выбрать следующий конкурс.
В игре побеждает та команда, которой удалось поставить в ряд три своих знака или, если это не удалось ни одной команде, то побеждает команда, чьих знаков на поле больше на момент окончания игры.
Игровое поле
устами младенца | секретное послание | Гильберт |
два предмета | Мистер Х | кто быстрее |
геометрическая задача | блиц | найди ошибку |
Расшифровка конкурсов:
Мистер Х
Расставить по порядку номера фотографий ученых про которых идет речь.
Блез Паскаль
Ему всю жизнь не везло. В детстве необъяснимый недуг едва не оборвал его жизнь. Судьба пощадила его, но ненадолго. В юности внезапный паралич сделал его калекой - ноги отказывались служить, он едва мог передвигаться. Преодолевая физические страдания, он трудился с упорством, с упоением, свойственными лишь гениальному мыслителю.
В 16 лет Блез Паскаль стал не менее известным математиком, чем такие его современники, как Ферма и Декарт. В 18 лет он изобрел счетную машину- предшественницу арифмометра и прабабушку ЭВМ. Пришло время, когда он вторгся в ту область познания, в которой потерпел неудачу великий Галилей. Он начал с несоответствия между величинами массы налитой в сосуд воды с силой, с которой эта масса давит на дно. Желая получить наглядное доказательство "гидростатического парадокса", Паскаль выполняет опыт, получивший название "бочки Паскаля". В результате бесчисленных опытов он приходит к открытию закона, получившего его имя. "Давление, приложенное к поверхности жидкости, передается каждой ее частице без изменения своей первоначальной величины". Впоследствии, уже опираясь на открытый им закон, Паскаль получает следствие: "Если полный сосуд, закрытый со всех сторон, имеет два отверстия, одно из которых в 100 раз больше другого, то, помещая в каждое отверстие поршень, соответствующий этому отверстию, человек, нажимающий на малый поршень, будет создавать усилие, равное усилию 100 человек, нажимающих на поршень, по площади в 100 раз большей."
Исаак Ньютон — талантливый английский физик, известный математик, знаменитый астроном и гений в механике, один из легендарных создателей базовой, классической физики, почётный член, а затем и президент Лондонского королевского общества.....
- Именно Ньютон разложил радугу на семь цветов. Причём изначально он упустил из вида оранжевый и синий, но затем сравнял количество оттенков с количеством основных тонов в музыкальной гамме.
- Великий учёный не боялся экспериментировать на самом себе. Доказывая, что человек видит окружающий мир в результате давления на сетчатку глаза света, Ньютон тонким зондом надавил себе на дно глазного яблока, чуть не лишившись при этом глаза. К счастью, глаз остался невредимым, а разноцветные круги, который увидел при этом физик, доказали выдвинутую им гипотезу.
Школьные учебники, где рассказывается о научных трудах великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), пишут о его удивительной судьбе: сын простого крестьянина стал академиком только потому, что изо всех сил тянулся к знаниям!..Ломоносов, Михаил Васильевич – русский химик и физик, энциклопедист, первый отечественный ученый-естествоиспытатель, труды которого стали известны всему миру. Приборостроитель, астроном, геолог, металлург, писатель и поэт, историк, художник. Профессор химии, действительный член Академии наук и художеств.
Устами младенца
Я загадала некоторое математическое понятие. Даю вам подсказки. Побеждает команда, угадавшая его с наименьшим количеством подсказок.
Подсказки
меньше 1
бывает в счёте футбольного матча
не является натуральным числом
никогда не стоит первым в записи целых чисел
особое правило при делении (ноль)
Два предмета
- Решите пропорцию: (ответ: 2,55 или )
- Найдите значение выражения: (ответ: 22)
- Выразите из формулы переменную v (ответ: )
Геометрическая задача
На стороне AD треугольника ACD отмечена точка В так, что AB=BC=BD, а на стороне АС – точка Е так, что прямые ВЕ и CD параллельны. В каком отношении ВЕ делит сторону АС? (Ответ 1:1)
Гильберт
Знаменитого немецкого математика Давида Гильберта спросили об одном его бывшем ученике.
-Ах, этот-то?- вспомнил Гильберт.- Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало...(?)
Чего было мало у этого ученика? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны будете выполнить действия, ответы записать в строчку и, не обращая внимания на запятые, расшифровать ответ, воспользовавшись «ключом».
1. (-15+13,5)∙ 2+4,55=
2. -(3,24-2,14)-(-5,6+1,8)=
3. (5,5-2,25)∙ 4-9,96=
4. (70-100)(-30)+86=
КЛЮЧ: 1-в; 2-б; 3-а; 4-е; 5-о; 6-я; 7-р; 8-н; 9-н;0-к.
(ответ: 1,55 2,7 3,04 986-воображения)
Кто быстрее.
Практическая работа: собрать электрическую сеть. Выигрывает тот у кого первого загорается лампочка.
Найди ошибку
Найти ошибку физических законов в показанном фрагменте мультфильма.
Блиц
Каждая команда должна быстро ответить на 3 вопроса. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов за отведённое время. Если равное количество, то задаётся дополнительный вопрос и побеждает команда давшая ответ раньше.
Вопросы 1 команде:
- К однозначному числу приписали такое же число. Во сколько раз увеличилось число? (в 11)
- Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина зовут Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич).
- Существует ли простое число, являющееся чётным? (да,2)
Вопросы 2 команде:
- Во сколько раз длина километра больше длины миллиметра? (в миллион)
- Деревянный окрашенный куб с ребром 3см распилили на кубические сантиметры. Сколько среди них кубиков, окрашенных с трёх сторон? (8, они расположены по углам куба:4 сверху и 4 снизу)
- Стоимость книги 25 руб и ещё половина стоимости. Сколько стоит книга? (50руб)
Дополнительные вопросы:
- Одна треть от трёх вторых некоторого числа равна 50. Какое это число? (100)
- Во сколько раз лестница на 7 этаж длиннее лестницы на 2 этаж? (в 3 раза)
Секретное послание
Необходимо быстро и правильно расшифровать высказывание, используя «ключ»
2.1 1.1 2.5 1.3 2.1 1.1 2.5 1.4 1.5 1.1-
3.2 1.1 2.3 1.4 3.2 1.1
1.2 2.4 1.3 3.3
2.2 1.1 3.1 1.5
ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | а | в | е | и | к |
2 | м | н | р | с | т |
3 | у | ц | х |
(математика-царица всех наук)
Подведение итогов.
Предложенное решение о проведении мероприятия именно в 7 классе выбрано не случайно, так как с предметом «физика» дети сталкиваются впервые именно в этой параллели. На данном учебном этапе они имеют уже определенный багаж математических знаний, который им необходимо будет в дальнейшем использовать в предмете «физика». Также, из опыта учителей физики было выяснено, что не раз, именно недостаточные математические навыки подводили обучающихся при решении физических задач. Поэтому, в заданиях математического цикла использованы физические формулы, а в теоретическом материале подчеркнута прямая связь этих наук. Кроме того, именно использование физических формул и законов в настоящее время включено в модуль «Реальная математика» ОГЭ.
Предложенное решение можно также использовать для объединения таких предметов данного цикла как информатика и математика, физика и информатика.
В рамках предметной недели таких мероприятий может быть не одно. Из моего опыта, на данной предметной неделе, кроме этого мероприятия, было еще и другое по объединенным предметам физика и информатика.
№ | Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие |
1 | Беседа с учителями-предметниками и детьми по выявлению трудностей в преподавании предмета и его усвоении, а также анкетирование | Не должны быть включены вопросы личного характера как по методике преподавания предмета данного учителя, так и на усвоение предмета конкретным учеником. |
2 | Подготовка совместного мероприятия | Доли использования каждого объединенного предмета в мероприятии должны быть равными. Не должно быть выделено превосходство одного предмета над другим. |
Я считаю, что мероприятия данного вида объединяют в одно целое учебный процесс. Позволяют не делить предметы на важные и неважные. А также, способствует и обмену опытом между учителями, выдвижению единых требований, хотя бы к предметам данного цикла, что способствует улучшению качества преподавания предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»
Докладна тему:«Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...
Методическая разработка по дисциплине ИТПД "Решение профессиональных задач средствами MS Excel"
Методическая разработка содержит структуру проведения открытого практического занятия по применению возможностей MS Excel для решения задач по специальности "Садово - парковое и ландшафтное стро...
Использование информационных технологий для решения профессиональных задач
Успешно учиться и учить в современной школе помогают ЭОР и образовательные интернет-ресурсы...
Использование информационных технологий в решении профессиональных задач
Активное использование информационных технологий (ИТ) учителем-предметником в своей профессиональной деятельности является показателем уровня его информационной культуры и ИКТ- компетентности....
Решение профессиональной задачи
Решение профессиональной задачи в рамках апробации модели уровневой оценки компетенции учителей математики...
Решение профессиональной задачи
Материалы к тестированию учителя русского языка и литературы...
Решение профессиональной задачи
Вы являетесь членом рабочей группы по разработке образовательной программы школы. Вам необходимо вместе с коллегами предложить программу формирования универсальных учебных действий.Какие метапредметны...