Урок русского языка в 8 классе.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Класс 8
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Тема урока: Односоставные предложения
Технология: технология критического мышления.
Приемы критического мышления: кластер, «Верные-неверные утверждения», «Знаем – хотим узнать – узнали».
Формы работы: индивидуальная, парная.
Задачи. Создать условия для формирования умений:
- различать типы односоставных предложений по смыслу и по способу выражения сказуемого;
-определять вид односоставного предложения, доказывать свое предположение;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-сотрудничать и работать в парах.
План урока.
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Я хочу познакомить вас с нашими гостями. Это мои коллеги, учителя русского языка и литературы. А это мой 8 класс. Надеюсь это …..
- Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте! Добрый день!» Много это или мало? Приветствие в жизни человека обладает особой значимостью, поэтому и солнца прибавляется в мире и радостней становится жизнь. А главное – это доброе начало нашего урока. Садитесь.
- У нас необычный урок. Поэтому я предлагаю вам для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с грецким орехом? (похож на человеческий мозг). А мозг требует тренировки. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте постараемся все наши творческие способности мозга активизировать. Поможет нам орех, хорошо покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Во время урока, если вы почувствуете, что устали, покатайте орех по ладоням, и снова в бой.
1. Стадия «Вызов». Активизация имеющихся знаний.
2.Стадия « Осмысления». Получения новых знаний.
3. Первичное закрепление.
4. Стадия «Рефлексия».
5. Задание на дом.
Ход урока
ЭТАП 1. Стадия вызова (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)
1).Использование приема «Верные и неверные утверждения».
Ознакомьтесь с утверждениями и отметьте верные. Проверка, самооценка.
Верные-неверные утверждения
- Двусоставное предложение имеет две грамматические основы.
- Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в изъявительном, повелительном, условном наклонениях.
- Дополнение - главный член двусоставного предложения.
- Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
- Подлежащее может выражаться различными частями речи.
- Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.
- Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в роде, числе и падеже.
- Сказуемые бывают простые глагольные, составные глагольные и составные именные.
- Приложение – особый вид определения.
- Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена всеми частями речи.
2).Работа с текстом в парах. Найдите и выпишите грамматическую основу в данных предложениях. Проверка, взаимооценка.
Зима. Морозит. Беру лыжи и отправляюсь в лес. Меня встречают мохнатые ели и величавые сосны, одетые в пушистые белые шубы. Снег сверкает на солнце бриллиантовым блеском. Красота необыкновенная!
Тишина. Вокруг ни души. Бескрайнее снежное одеяло укрыло землю, деревья и кусты. Впереди алеют яркие ягоды рябины.
К вечеру сильно похолодало. Но на душе радостно.
Ребята, а какие грамматические основы предложений вам встретились (с подлежащим и сказуемым, с одним подлежащим и одним сказуемым)
Как называются такие предложения (двусоставные и односоставные)
Какие вы лучше знаете, их легче вам было находить?
Следовательно. есть проблема. Надо ее решать. Определите тему сегодняшнего урока.
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Односоставные предложения.
В них грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого)
А каковы цели нашего урока?
1. Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
2. Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.
3. Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.)
А зачем нам нужны эти знания? (На ЕГЭ знания об односоставных предложениях необходимы. Пригодится в жизни. Это умение формулировать мысли ясно, чётко, коротко.)
3). Использование приёма «Знаем – хотим узнать – узнали». Формулировка темы и задач урока. Заполните таблицу, обсудите в парах.
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
В односоставном предложении один главный член предложения. | Виды односоставных предложений с главным членом подлежащим. | |
В роли главного члена может быть только подлежащее. | Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. | |
В роли главного члена может быть только сказуемое | ||
Односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными |
Вот по какому маршруту мы сегодня с вами пойдём.
ЭТАП 2. Стадия осмысления. ( организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи.) Работа в парах.
1). Ознакомьтесь с теорией по теме в учебнике П. 31 стр.101, 32 стр.105, 33 стр.108, 35 стр.110-111. Составьте кластер.
Составление кластера
Взаимопроверка составленного кластера.
2). Заполните таблицу «Знаем – хотим узнать – узнали».
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
В односоставном предложении один главный член предложения. | Виды односоставных предложений с главным членом подлежащим. | Назывные предложения |
В роли главного члена может быть только подлежащее. | Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. | Определённо-личные Неопределённо-личные Безличные |
В роли главного члена может быть только сказуемое | Способы выражения главного члена предложения в односоставном предложении. | |
Односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными |
ЭТАП 3. Стадия рефлексии. (проверка полученных знаний, коррекция).
1).Самостоятельная работа. Выделить грамматические основы, определить вид односоставных предложений.
Проведём графический диктант (Интерактивный тренажёр).
- На экране будут появляться предложения. Ваша задача: определить вид каждого из них и в тетрадь сокращенно записать Б/Л, О/Л, Н/Л, ОБ/Л, Н.
- С утра морозит.
- В избе жарко натопили.
- Приготовьтесь к уроку.
- Бездонную бочку водой не наполнишь.
- Иду по дороге.
- Мне легко дышится.
- Морозное утро.
- Дерево зажгло грозою.
- У тебя нет книги?
- Дни поздней осени бранят обыкновенно…
Проверка графического диктанта:
- С утра морозит. б/л
- В избе жарко натопили. н/л
- Приготовьтесь к уроку. о/л
- Бездонную бочку водой не наполнишь. об/л
- Иду по дороге. о/л
- Мне легко дышится. б/л
- Морозное утро. н
- Дерево зажгло грозою. б/л
- У тебя нет книги? б/л
- Дни поздней осени бранят обыкновенно… н/л
Физминутка.
- А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.
- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.
- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные)
- А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).
Интерактивное упражнение «Закончить пословицу».
- От добра….
- Сам погибай…
- Сделал дело…
- Любишь кататься….
- Что посеешь…
- За двумя зайцами погонишься…
- Не имей сто рублей…
- Односоставные предложения какого вида у вас получились?
- Помните, ребята, что в пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.
Взаимопроверка и оценка.
- Мы провели в школе соцопрос о жизни школы. Об итогах опроса расскажет Вова. Пожалуйста! - Ребята нашего класса называют такие темы: очередь в буфете и гардеробе, обучение во вторую смену, недостаточное оснащение школы современным оборудованием, компьютерами, взаимоотношения между учениками и учителями, выбор школьной формы. Но на первые места ребята ставят успеваемость, курение в стенах школы, а также дисциплину на уроках. - Предлагаю остановиться на этих болевых точках. Ведь соцопрос показал, какие проблемы волнуют большинство учащихся. Представители от групп, подойдите, выберите проблему. Исходя из нее, сформулируйте несколько причин. Почему так происходит? Одно условие – вы используете односоставные предложения. Запишите на обратной стороне листа. - Предоставляю слово группам. - Назовите проблему. В чем вы видите причины этой проблемы? - У других групп, возможно, есть дополнения? |
- - Почему именно односоставные предложения уместно использовать в формулировке проблем и причин? Какое действие оказывают эти предложения на человека? -Т.о., с помощью односоставных предложений можно лаконично, четко выразить мысль, рассказать о внутреннем состоянии человека, о проблемах, которые нас волнуют. |
- Предлагаю вам создать проект закона жизни в школе. - Вы будете членами рабочей группы. Ваша задача – найти пути решения названных вами же проблем. При затруднении можно обратиться к гостям – они сегодня будут нашими консультантами. Если у гостей возникнет желание, могут поучаствовать в разработке своего проекта по любой интересующей их проблеме. |
- Давайте договоримся о критериях, т.е. что должно быть. Что будем оценивать. - Посоветуемся, может быть что-то добавить или убрать?
Это может быть сценка, лозунг, слайд-шоу, миниатюра в стиле КВН и т.д. т.е. ваше творчество.
Итого, максимальный балл – 21 Минимальный – 7 Шкала оценивания: «5» - 18 – 21 баллов «4» - 14 – 17 баллов «3» - 10 - 13 баллов |
- Распределите работу в группе: кто-то составляет текст, кто-то готовит его творческую защиту. На составление проекта 10 – 12 минут. - На защиту – 2-3 минуты. Создание проекта. 1гр. – Составить рекламу на тему «Поведение на уроках» 2 гр. - Составить рекламу на тему «Курение в стенах школы» 3 гр. - Составить рекламу на тему «Успеваемость» |
- Приглашаю группы защитить свой проект. Смотрите и слушайте внимательно. Вам нужно оценить работу одноклассников. |
- Посовещайтесь в группе и оцените работу. Карточку с баллами прикрепите на доску. Если что-то непонятно, подойдите посмотрите. - заголовок -кол-во односост. предл. - творческ. защита - сплоченность группы - Прокомментируйте оценки, которые вы поставили друг другу. - Посчитайте баллы. На какую оценку поработали? И что помогло вам ее получить? Правильно, умение употреблять односоставные предложения. |
|
Карта успеха
Критериии | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Заголовок 1-2 балла | |||
Количество предложений 1 – 5 баллов | |||
Творческая защита 1 – 3 балла | |||
Сплоченность группы 1 -2 балла | |||
Итого |
ЭТАП 4. Подведение итогов урока, объяснение выполнения домашнего задания
Домашнее задание.
- Найти в произведениях художественной литературы примеры односоставных предложений.
- Работа в группах Проект закона школьной жизни. Реклама.
- По желанию: * Составить текст «Правила для учащихся», используя обобщенно-личные предложения (пословицы приветствуются) или * Сочинить оду школьной форме
Оценочный лист. Ф.И._________________
Верные-неверные утверждения | Работа с текстом | Кластер (взаимопроверка) | Самостоятельная работа (взаимооценка) | Общая оценка за урок (оценка учителя) |
|
|
|
|
- Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....