Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.
Задачи:
- закрепить знания по лексике и стилистике;
- развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать уважение к собеседнику, родному языку;
- продолжить подготовку к ЕГЭ.
Оборудование:
· раздаточный материал
· тексты со статьёй Г. Муравьёва “Чтобы не затух разум русского языка”; стих. Э.Асадова «О скверном и святом»; стих. А.Лыкова «Дикарь», статья Г.Михайлова «Непечатное слово»
Тип урока: урок-дискуссия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ekologiya_slova.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнемакеевская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока русского языка
10 класс
«Экология слова,
или поговорим о «скверном и святом»
в русской речи.»
Работу выполнила
Шевченко Лариса Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
С. Верхнемакеевка
2016 год
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.
Задачи:
- закрепить знания по лексике и стилистике;
- развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать уважение к собеседнику, родному языку;
- продолжить подготовку к ЕГЭ.
Оборудование:
- раздаточный материал
- тексты со статьёй Г. Муравьёва “Чтобы не затух разум русского языка”; стих. Э.Асадова «О скверном и святом»; стих. А.Лыкова «Дикарь», статья Г.Михайлова «Непечатное слово»
Тип урока: урок-дискуссия
Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу.
Б. Васильев
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят…
Я. Козловский
Ход занятия.
- Орг момент мотивация к учебной деятельности слайд №1
Учитель: Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный? Какой человек самый близкий? И что в жизни самое ценное?
Он ответил:
- Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернешь, а будущее еще не наступило.
- Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым...
Итак, я надеюсь, что все мы счастливы, так как мы будем радоваться нашему общению, новым знаниям, сегодняшнему солнечному дню.
2.Слово учителя.
В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.
-- работа с эпиграфом слайд №2
Известный писатель Б.Васильев писал: « Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу».
Да, язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Многие писатели и поэты посвящали свои произведения родному языку, восхищаясь его красотой и величием, образностью и необыкновенной чувственностью. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Прежде чем перейти к теме нашего сегодняшнего занятия, проверим задание, которое вы выполняли дома. Тем более, что перед вами был текст М. Шолохова, который всегда выступал в защиту русского языка.
3. Проверка домашнего задания.
В начале июня часто шли необычные для лета дожди: тихие, по–осеннему смирные, без гроз, без ветра. По утрам с запада, из–за дальних бугров, выползала пепельно –сизая туча. Она росла, ширилась, занимая полнеба, – зловеще белели ее темные подкрылки, – а потом снижалась так, что прозрачные, как кисея, нежные хлопья ее цеплялись за крышу стоявшей в степи, на кургане, ветряной мельницы; где высоко и добродушно, еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.
Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах. И так тих и мирен был этот летний негустой дождь, что даже цветы не склоняли головок, даже куры по дворам не искали от него укрытия. С деловитой озабоченностью они рылись возле сарая в поисках корма, а мокрые и слегка утратившие свою величественную осанку петухи, невзирая на дождь, кричали по очереди, и бодрые голоса их сливались с чириканьем беззастенчиво купавшихся в луже воробьев и писком ласточек, припадавших в стремительном полете к пахнущей дождем и пылью, ласково манящей земле.
1)Вопросы к тексту:
– О чем этот текст? Определите его тему. (Дождь. – экология)
– Как можно озаглавить этот текст? (Благодатный дождь).
– Как воспринимают этот дождь? Почему никто не стал прятаться от этого дождя?
2) Словарная работа.
Объясните значение слова благодатный
(работа со словарем). – 2 человека работают по толковому словарю, 2 по словарю синонимов, остальные объяснение значения через подбор синонимов, однокоренных слов
Благодатный – приносящий довольство, радость, полный благ; исполненный благодати.
3) Найдите предложение, в котором описывается благодатный дождь. (Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах).
– Какие тропы использует автор? Подчеркнуть их, надписать (эпитеты, сравнение, метафора)
Итак, этот текст, несомненно, является образцом русского классического литературного наследия.
А теперь обратимся к отрывку из статьи Геннадия Муравьёва “Чтобы не затух разум русского языка” (газета «Северная правда» от 2 августа 1996г). (слайд № 3)
- О чем текст? Что беспокоит автора статьи?
Не секрет, что переустройство экономической и социальной жизни в нашей стране не на всё воздействуют благотворно, Меня беспокоит та волна перемен, которая выхолащивает культуру русской речи, засоряет экологию русского слова.
Казалось бы, что в условиях глубоких перемен надо перестраивать не язык, а наше отношение к нему. Удвоить, утроить уважение к доброму, яркому нашему слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу.
- Какую проблему поднимает автор?
- Что такое экология?
Ваши формулировки близки к словарной статье по термину «экология».
ЭКОЛОГИЯ - «наука, изучающая все связи организма с окружающим миром».
- Какие ассоциации вызывает у вас слово экология?
- На слайде трубы, из которых вытекают отходы. Слайд № 4
Учитель: То, что вы видите на экране, - результат деятельности человека.
Вас беспокоят сегодня проблемы экологии в природе?
Что именно вас заставляет переживать?
Ученики: Да, конечно, когда мы видим катастрофическое состояние природной среды обитания человека.
Учитель: А состояние родного языка вызывает у вас чувство тревоги?
Ученики: Конечно, мы ощущаем речевое неблагополучие. Отсюда и возникает боль за русский язык, который является основой всего.
Учитель: И теперь сформулируем тему нашего занятия.
Ответы детей.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока: Экология русского слова. «О скверном и святом» в родном языке. Мы попробуем разобраться в одной из актуальнейших проблем языка на современном этапе, попробуем определить пути её решения. Запись темы. Слайд № 5
Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора?
Ученики: Определить свою позицию по отношению к тем явлениям, которые происходят сегодня в русском языке. Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде. Слайд №6
И с каждым днем
Сильнее ценим мы
Покой лесов и чистоту воды,
В кругу экологической
проблемы
Охраны окружающей среды
И наш язык.
Он часть большой природы!
4. Актуализация знаний
Учитель: Действительно, язык - явление живое, постоянно развивающееся, связанное с жизнью и развитием общества. Следовательно, нельзя допустить его деградацию и невосполнимые в будущем потери. Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое, пусть даже оно будет расти 100 лет, а если мы разрушаем словесное наследие наших предков, формировавшееся веками и тысячелетиями, сколько же времени понадобится на восстановление?
В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная масса.
= Какие же факторы губительно влияют на наш язык?
От чего нужно уберечь, спасти русский язык?
Ответы детей:
- от избытка иностранных слов;
- от молодежного сленга;
- от «олбанского» языка Интернета;
- от языка sms, от транслитерации (смешение графики разных алфавитов);
- от нецензурных выражений в литературной и молодежной среде.
Да, сегодня мы говорим не только об экологии природы, но и об экологию языка, а от этой проблемы обращаемся к экологии души.
Но в наши дни бесспорна проблема экологии языка. Об этом говорит С.Н.Марков в стихотворении «Русская речь»:
Я – русский. Дышу и живу
Широкой, свободною речью.
Утратить её наяву –
Подобно чуме иль увечью…
Сегодня будем говорить о засорении русского языка нецензурными выражениями
4. Работа по теме урока
1)–Скверное и святое. К какой категории слов относятся слова? (Антонимы). В названии темы дано сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное.
Как называется такой художественный приём– сочетание лексически не сочетаемых слов? ( оксюморон)
- Задание: если бы я вас попросила записать по 10 слов каждой группы то слова какой группы вы бы перечислили уверенно, а слова какой группы поставили бы вас в неловкое положение? Почему?
(Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы употребляете такую “сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную).
Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова, встречаем, к сожалению, повсеместно.
Послушайте отрывок из этого стихотворения
«Дикарь» А. Лысов
Пусть лексикон дикарский пуст, – | |
| Дикарь на площади. Он рад |
| И дикарей вокруг щадят, |
| А надо, что ни говори, - о чем это стихотворение? - значение каких слов непонятно? |
2. Словарно-семантическая работа: подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).
2 чел по толковым словарям значение слова
Остальные подбор синонимов самостоятельно с опорой на текст слайд № 7
3. Результаты анкетирования
Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?
Актуальность
По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек.
На каком уровне находится наша школа.
Результаты опроса
– Как относится к тому, что такой язык грозит стать нормой?
– Каково отношение учащихся школы к нецензурной лексике?
4. Дискуссия на тему: “Можно ли употреблять нецензурные выражения?”
Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:
-Нецензурная брань – это общепринятое общение в кругу ровесников. Это круто, классно!
-Меня понимают мои ровесники и без мата.
- Тебя могут высмеять, унизить, дать тебе кличку, если ты не будешь такой как все.
- Значит, это не моя компания. Ругаться матом – противоречит моей натуре.
- Матерные слова снижают напряжение, позволяют снять стресс, высказаться.
- У меня достаточно других способов, чтобы успокоиться.
- Я ругаюсь, потому что так делают все вокруг.
- Я не хочу быть, как все, мне не нравится брань. Кроме этого мне кажется, что все матершинники оскорбляют мою и всех мам на свете.
- Мне нравится произносить эти слова, так я выгляжу взрослее.
- А я не ругаюсь, но чувствую себя мудрее, потому что и без мата могу выразить любую мысль.
- Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры ;
- Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять ;
- Сквернословить нельзя, т.к это великий грех .
– Чьи аргументы показались вам более убедительными?
Да, сквернословие – это языковое явление. Оно появилось в процессе развития РЯ. Своё видение этого вопроса отразил в своём стихотворении Э.Асадов.
Чтение и анализ стихотворения “О скверном и святом” слайд №8
Э.Асадов О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.
– Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”). На что указывает суффикс –ейш -?
– Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова, тёмная река) выписать в тетрадь
- Какой троп поэт использует?
– Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)
Этот пример свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.
- работа с эпиграфом
Как сказал Я. Козловский:
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Что же нужно делать, чтобы исправить ситуацию? Письменно ответить на вопрос сам-но.
Дополнить свой ответ, ознакомившись со статьей Михайлова “Непечатное слово”:
5. Комплексный анализ текста.
Один из насущных вопросов сегодня: как модернизировать культуру, не разрушив её традиционных ценностей? Исторически психотип русского человека сложился так, что печатное слово для него всегда было уважаемо и ценилось выше устного (сложилась и поговорка “лучше печатного не скажешь”, отсюда и выражение – “непечатное слово”, то есть презренное, не достойное быть напечатанным. Сказалось здесь, наверное, наряду с извечной тягой русского мужика к грамоте, и влияние православного книгопечатания…
Прямое отношение к традиции печатного слова в русской культуре имеет так называемая “неприличная лексика”. Наш известный языковед О. Н. Трубачёв писал: “Неприличность – понятие общечеловеческое, но только его объем и понятийное поле различны в разных культурах и языках…”
Наиболее полный словарь народного языка В. И. Даля не содержит матерных слов. Умолчание физической стороны любви, по-тютчевски таинственно безмолвной, как сама природа, – один из характерных приёмов русской литературы. Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью. И в этом “пробный камень” искренности чувства любви у русского человека… недомолвки и метафоры, дающие простор для воображения, ощущение тайны и таинства – таково свойство таланта русского писателя, его внутренней культуры.
Пушкин осенью 1830 года пишет: “Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая её божественный нектар в воспалительный состав”
Отличительные черты русской литературы – поиски идеала, смысла жизни, богоискательство, одухотворение плоти; сюда относится, например, вся русская классическая и святоотеческая литература.
8. Работа с текстом. Дополнительный материал
- Дома вы знакомились с текстом Виноградова. Как вы думаете почему выбор пал на данный текст?
- Какую проблему рассматривает автор текста?
Виноградов рассматривает проблему распространения сквернословия в нашем языке,
в обществе, в нашей жизни.
- В каких предложениях заключается проблема? ( Предложения № 1, 7, 20.)
- Какое определение можно дать проблеме? Какая это проблема?
Проблема социально-значимая, важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, наболевшая, животрепещущая.
- какие предложения можно использовать для комментария проблема? ( )
- в каких предложениях заключается позиция автора? ( )
Дополнительно: написать начало сочинения.
Подведение итогов занятия
- Заинтересовала ли вас тема урока? Что нового узнали?
– Можем ли мы изменить собственную речь?
– Как вы думаете, что нужно для этого сделать?
– Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?
– Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?
– Что вам дал сегодняшний урок?
– Что пожелаете своим одноклассникам?
12. Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор неизвестен)
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
- какое лексическое явление, о котором мы сегодня еще не говорили, встречается в этом стих,?
– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.
Спасибо всем за работу. Выставление оценок.
13. Домашнее задание
Написать рассуждение по проблеме текста Виноградова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."
Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
Конспект урока русского языка "Слова среди слов"
Данный урок целесообразно проводить при повторении раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
- Мне нравится (1)