Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.
Учебник для 5 класса в 2-х частях.
Москва. «Русское слово»,2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Добрятинская СОШ
Гусь-Хрустального района.
Учителя русского языка и литературы
Смирнова Светлана Викторовна,
Фуфарева Людмила Фёдоровна.
УМК под редакцией Е.А.Быстровой.
Учебник для 5 класса в 2-х частях.
Москва. «Русское слово»,2012.
Тема : «Наш родной русский язык»
Цель: создать условия для положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка.
Задачи:
предметные: создать условия для поиска информации по теме «Наш родной русский язык» через работу с высказываниями писателей о русском языке, через работу с текстом и словарную работу;
метапредметные: формировать культуру речи через речевые ситуации, через текст; раздвинуть границы представлений учащихся о родном языке, показать его связь с другими языками, отношение к нему писателей, поэтов; учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умение в подборе синонимов;
личностные: воспитывать уважение и интерес к родному языку, учить учащихся бережному обращению с речью; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.
Ход урока:
1.Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Загадка: Если б не было его, не сказал бы ничего.(Язык)
- Запишем отгадку.
- Подчеркнём многозначность отгаданного слова.
- Найдём значение слова «язык» в толковых словарях (под редакцией С.И.Ожегова, О.В.Михайловой, Л.И.Скворцова, В.И.Даля и др.).
-В каком значении слово «язык» интересует нас?
3.Актуализация знаний.
- На слайде стихотворение А.Яшина «Русский язык».
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде святой.
- Найдите в тексте сравнительные обороты. Для чего их использует автор?
- К слову «язык» подберите и запишите однокоренные слова и слова – синонимы.
Карточки для групп ( 2 группы)
Карточка для 1 группы:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Карточка для 2 группы:
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде святой.
Задания:
- О каких функциях русского языка говорит Яшин в этом стихотворении?
- С какими трудностями столкнулись, когда выполняли это задание?
4.Операционно - исполнительский этап.
- Итак, вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык. Зачем нужно человеку знание родного языка?
- Прочитаем текст упр.№1.про себя, а затем вслух выразительно.
- Найдите корень в словах родина, род. Подберите слова с таким же корнем. Корень выделите.
- Как толкуется в словарях слово родной.
- В каком значении это слово употребляется в словосочетании родной язык, родная природа?
-Прочитаем задание №2 учебника.
-Какой признак родного языка подчёркивается в русском, а какой — в изучаемом вами иностранном языке?
5.Первичное закрепление во внешней речи.
( Делим на две группы.).
- Упражнение №3 (первый и третий тексты).
- С чем сравнивают писатели наш русский язык? Найдите эти слова, прочитайте.
- В чём писатели видят богатство языка, его выразительность?
Отчёт групп о проделанной работе.
Работа со вторым текстом упражнения №3.
- Назовите и выпишите те эпитеты, которыми характеризуется русский язык, обозначьте орфограммы в словах. Можем ли мы использовать эти эпитеты в описании иллюстрации учебника (стр.7)?Какой вывод можно сделать?
Да, действительно, язык наш и природа наша очень богаты и многообразны.
6.Домашняя работа.
1)Прочитайте теоретический материал стр.5(всем уч-ся).
2)Творческая работа по выбору:
- Подобрать пословицы и поговорки о языке.
- Подобрать загадки о языке.
- Найдите высказывания поэтов и писателей о русском языке и отметьте средства языковой выразительности.
7.Рефлексия.
Синквейн в двух группах.
К слову язык (2 строка: 2 прилагательных,
3 строка: 3 глагола,
4 строка: афоризм, утверждение о языке.
5 строка: синоним к слову язык)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...