Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе "Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Мишутина Светлана Николаевна

Тема урока                                      Сложные слова.                      

Цель урока                                      Актуализировать знания о словах, имеющих в своём составе два корня, сложении как способе словообразования.                 

Задачи урока:                                 Совершенствовать навыки морфемного разбора;             

актуализировать знания о сложных словах;                    

развивать умение правильного написания соединительных гласных о и е;                                              

способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки, учебной деятельности учащихся;        

способствовать развитию внимания, наблюдательности, умения анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений;                    

содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка                       

Тип урока                                       Урок актуализации знаний и умений                                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etap_uroka.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет        Русский язык        Класс        5        

Базовый учебник        Л.М.Рыбченкова и др. «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях»        

Тема урока        Сложные слова.        

Цель урока        Актуализировать знания о словах, имеющих в своём составе два корня, сложении как способе словообразования.        

Задачи урока:        Совершенствовать навыки морфемного разбора;        

актуализировать знания о сложных словах;        

развивать умение правильного написания соединительных гласных о и е;        

способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки, учебной деятельности учащихся;        

способствовать развитию внимания, наблюдательности, умения анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений;        

содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка        

Тип урока        Урок актуализации знаний и умений        

Необходимое оборудование        Раздаточный материал для самостоятельной работы;        

этимологический словарь;        

кроссворд на доске        

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент. Включение учащихся в деятельность.

Создаёт положительный настрой на урок.

— Посмотрите на меня, пожалуйста. Я рада вас видеть. Желаю вам успеха. Садитесь. Готовы к уроку? Начнём.

Подготавливают рабочее место. Встают, улыбаются. Создаётся атмосфера творческой активности и доброжелательности. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.

Личностные: уважение к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: самооценка готовности к уроку.

2

Проверка домашнего задания (Образовать из морфем ход, скоро, везде, пар, сам, лёд, лёт, жар, пыль, Марс как можно больше новых слов. Если получилось слово, которого не существует в русском языке, дать ему объяснение).

Организует проверку домашнего задания. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

По цепочке читают получившиеся слова, дают толкования тем словам, которых нет в русском языке, но которые теоретически могли бы быть образованы.

Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, рефлексия деятельности.

Коммуникативные: организация сотрудничества, управление поведением партнёров.

В это время команда из 3 человек решает кроссворд на доске (по вертикали написано слово «велосипед», учащимся нужно вспомнить, из каких частей состоит велосипед, и правильно вписать слова в клетки по горизонтали: звонок, колесо, руль, тормоз, насос, спица, цепь, педаль, седло).

Дополнительно:

— Знаете ли вы значение корней вело (быстрый, скорый) и пед (нога)?

Организует поисковую работу учащихся

Выясняют в этимологическом словаре происхождение слова велосипед.

3

Актуализация знаний учащихся о морфемном разборе слова, сложении как способе словообразования с последующим выходом на тему урока.

Диктует слова: новенький, мечтатель, подпрыгнуть, лисёнок, листопад, чайник, закладка, лужок, подъезд. Предлагает выполнить морфемный разбор.

Организует взаимопроверку.

Записывают слова в тетради, выполняют морфемный разбор.

Познавательные: анализировать, обобщать.

Регулятивные: находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: осуществлять взаимопроверку, организовывать сотрудничество

4

Введение в тему с формулировкой темы и цели урока. Постановка учебной задачи.

Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога.

— Найдите среди записанных слов «лишнее».

— Чем оно отличается от других?

— Как называются такие слова? [Сложные]

— Почему они так называются? [образованы способом сложения]

— Для чего нужно изучать сложные слова?

— Как думаете, какая сегодня тема урока?

— Чему мы должны сегодня научиться?

Уточняет понимание учащимися целей урока.

Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока.

5

Постановка проблемного вопроса и открытие новых знаний.

Предлагает выполнить упражнение 116 (списать слова, выделить корни, подчеркнуть соединительные гласные).

Задаёт проблемный вопрос:

— Почему в данных словах пишутся именно эти соединительные гласные?

— В каких случаях пишется е, в каких — о?

Подводит учащихся к правильному выводу.

Предлагает составить схему-напоминание (твёрдые парные согласные + О, остальные + Е).

Выполняют упражнение 116.

Анализируют слова, делают вывод о правописании соединительных гласных о и е в сложных словах. Составляют схему-напоминание.

Познавательные:  анализировать, наблюдать, строить логические рассуждения, делать выводы, преобразовывать информцию из одной формы в другую (схему).

Коммуникативные: слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, искать пути решения проблемы.

6

Обобщение и систематизация знаний.

Предлагает составить кластер: в центре круга пишем «сложные слова», на лучах записываем всё, что знаем о сложных словах.

Предлагает рассказать о сложных словах, пользуясь кластером.

Составляют кластер.

Читают теоретические сведения на странице 54, добавляют недостающие положения.

Один ученик рассказывает правило, остальные дополняют, исправляют

Познавательные: поиск, структурирование информации, построение высказывания.

Коммуникативные: умение формулировать свои мысли.

7

Закрепление изученного материала, развитие учебно-языковых умений.

Разбивает детей на пары, предлагает выполнить упражнение 117.

Работают в паре над упражнением 117: образуют из данных слов сложные, обозначают соединительные гласные, выделяют орфограмму.

Познавательные: умение структурировать знания, действовать по аналогии.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Организует взаимопроверку.

Осуществляют взаимопроверку.

Организует самостоятельную работу учащихся над упражнением 119. Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль.

Выполняют упражнение 119 в тетради (записать в два столбика сложные слова с соединительными гласными о и е)

Шутливое задание на полях страницы 55 (устно).

Дают верные толкования данных сложных слов.

8

Контроль и самопроверка знаний

Раздаёт учащимся карточки, предлагает выполнить задание (в стихотворении Л. Фадеевой найти и выписать сложные слова, придуманные автором, выполнить разбор этих слов по составу, выделить орфограмму).

Выполняют задание по карточкам.

Познавательные: поиск информации, рефлексия.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Организует самопроверку.

Осуществляют самопроверку.

9

Подведение итогов: диагностика результатов урока,  рефлексия достижения цели. Домашнее задание, инструкция по его выполнению.

Организует фиксацию новых знаний в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание ими своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Где можно применить новые знания?

— Довольны ли вы своей работой?

— С какими трудностями вы столкнулись?

— Как оцениваете свою работу?

— Как вы думаете, достигли ли поставленной цели?

Отвечают на вопросы. Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своей позиции.

Регулятивные: оценка, осознание качества и уровня усвоения.

Задаёт домашнее задание (§15, упр. 118), комментирует его, даёт инструкции по выполнению

Записывают домашнее задание в дневнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...