Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе "Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Тема урока Сложные слова.
Цель урока Актуализировать знания о словах, имеющих в своём составе два корня, сложении как способе словообразования.
Задачи урока: Совершенствовать навыки морфемного разбора;
актуализировать знания о сложных словах;
развивать умение правильного написания соединительных гласных о и е;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки, учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умения анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка
Тип урока Урок актуализации знаний и умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etap_uroka.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет Русский язык Класс 5
Базовый учебник Л.М.Рыбченкова и др. «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях»
Тема урока Сложные слова.
Цель урока Актуализировать знания о словах, имеющих в своём составе два корня, сложении как способе словообразования.
Задачи урока: Совершенствовать навыки морфемного разбора;
актуализировать знания о сложных словах;
развивать умение правильного написания соединительных гласных о и е;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки, учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умения анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка
Тип урока Урок актуализации знаний и умений
Необходимое оборудование Раздаточный материал для самостоятельной работы;
этимологический словарь;
кроссворд на доске
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. Включение учащихся в деятельность. | Создаёт положительный настрой на урок. — Посмотрите на меня, пожалуйста. Я рада вас видеть. Желаю вам успеха. Садитесь. Готовы к уроку? Начнём. | Подготавливают рабочее место. Встают, улыбаются. Создаётся атмосфера творческой активности и доброжелательности. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Личностные: уважение к учителю и одноклассникам. Регулятивные: самооценка готовности к уроку. |
2 | Проверка домашнего задания (Образовать из морфем ход, скоро, везде, пар, сам, лёд, лёт, жар, пыль, Марс как можно больше новых слов. Если получилось слово, которого не существует в русском языке, дать ему объяснение). | Организует проверку домашнего задания. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | По цепочке читают получившиеся слова, дают толкования тем словам, которых нет в русском языке, но которые теоретически могли бы быть образованы. | Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, рефлексия деятельности. Коммуникативные: организация сотрудничества, управление поведением партнёров. |
В это время команда из 3 человек решает кроссворд на доске (по вертикали написано слово «велосипед», учащимся нужно вспомнить, из каких частей состоит велосипед, и правильно вписать слова в клетки по горизонтали: звонок, колесо, руль, тормоз, насос, спица, цепь, педаль, седло). | ||||
Дополнительно: — Знаете ли вы значение корней вело (быстрый, скорый) и пед (нога)? Организует поисковую работу учащихся | Выясняют в этимологическом словаре происхождение слова велосипед. | |||
3 | Актуализация знаний учащихся о морфемном разборе слова, сложении как способе словообразования с последующим выходом на тему урока. | Диктует слова: новенький, мечтатель, подпрыгнуть, лисёнок, листопад, чайник, закладка, лужок, подъезд. Предлагает выполнить морфемный разбор. Организует взаимопроверку. | Записывают слова в тетради, выполняют морфемный разбор. | Познавательные: анализировать, обобщать. Регулятивные: находить и исправлять ошибки. Коммуникативные: осуществлять взаимопроверку, организовывать сотрудничество |
4 | Введение в тему с формулировкой темы и цели урока. Постановка учебной задачи. | Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. — Найдите среди записанных слов «лишнее». — Чем оно отличается от других? — Как называются такие слова? [Сложные] — Почему они так называются? [образованы способом сложения] — Для чего нужно изучать сложные слова? — Как думаете, какая сегодня тема урока? — Чему мы должны сегодня научиться? Уточняет понимание учащимися целей урока. | Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадь. | Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока. |
5 | Постановка проблемного вопроса и открытие новых знаний. | Предлагает выполнить упражнение 116 (списать слова, выделить корни, подчеркнуть соединительные гласные). Задаёт проблемный вопрос: — Почему в данных словах пишутся именно эти соединительные гласные? — В каких случаях пишется е, в каких — о? Подводит учащихся к правильному выводу. Предлагает составить схему-напоминание (твёрдые парные согласные + О, остальные + Е). | Выполняют упражнение 116. Анализируют слова, делают вывод о правописании соединительных гласных о и е в сложных словах. Составляют схему-напоминание. | Познавательные: анализировать, наблюдать, строить логические рассуждения, делать выводы, преобразовывать информцию из одной формы в другую (схему). Коммуникативные: слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, искать пути решения проблемы. |
6 | Обобщение и систематизация знаний. | Предлагает составить кластер: в центре круга пишем «сложные слова», на лучах записываем всё, что знаем о сложных словах. Предлагает рассказать о сложных словах, пользуясь кластером. | Составляют кластер. Читают теоретические сведения на странице 54, добавляют недостающие положения. Один ученик рассказывает правило, остальные дополняют, исправляют | Познавательные: поиск, структурирование информации, построение высказывания. Коммуникативные: умение формулировать свои мысли. |
7 | Закрепление изученного материала, развитие учебно-языковых умений. | Разбивает детей на пары, предлагает выполнить упражнение 117. | Работают в паре над упражнением 117: образуют из данных слов сложные, обозначают соединительные гласные, выделяют орфограмму. | Познавательные: умение структурировать знания, действовать по аналогии. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Организует взаимопроверку. | Осуществляют взаимопроверку. | |||
Организует самостоятельную работу учащихся над упражнением 119. Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. | Выполняют упражнение 119 в тетради (записать в два столбика сложные слова с соединительными гласными о и е) | |||
Шутливое задание на полях страницы 55 (устно). | Дают верные толкования данных сложных слов. | |||
8 | Контроль и самопроверка знаний | Раздаёт учащимся карточки, предлагает выполнить задание (в стихотворении Л. Фадеевой найти и выписать сложные слова, придуманные автором, выполнить разбор этих слов по составу, выделить орфограмму). | Выполняют задание по карточкам. | Познавательные: поиск информации, рефлексия. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. |
Организует самопроверку. | Осуществляют самопроверку. | |||
9 | Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. Домашнее задание, инструкция по его выполнению. | Организует фиксацию новых знаний в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание ими своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. — Что нового вы сегодня узнали на уроке? — Где можно применить новые знания? — Довольны ли вы своей работой? — С какими трудностями вы столкнулись? — Как оцениваете свою работу? — Как вы думаете, достигли ли поставленной цели? | Отвечают на вопросы. Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своей позиции. Регулятивные: оценка, осознание качества и уровня усвоения. |
Задаёт домашнее задание (§15, упр. 118), комментирует его, даёт инструкции по выполнению | Записывают домашнее задание в дневнике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема: Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.
Предложена технологическая карта к уроку русского языка. Автор УМК Львова С. И....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...