Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема: Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Предложена технологическая карта к уроку русского языка. Автор УМК Львова С. И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_syrazhovoy_l._f.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор урока: Сыражова Л. Ф.

Учебный  предмет:  русский язык

Класс:5

Автор  УМК: Львова С. И.

Тема урока: Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Содержательные: 1) повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики; 2) дать понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, происхождения; лексического значения; 3) формировать умение различать однозначные и многозначные слова с использованием толкового словаря и употреблять многозначные слова в разных значениях.

 Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений реализации новых способов действий; 2)продолжить развитие умения формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; 3) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

1. Учитель предлагает учащимся несколько ситуаций. Их задача – объясниться друг с другом без слов (работа в парах).(3 мин.)

2. Обращает внимание на высказывание К. Г. Паустовского (с.27) (1 мин)

3. Просит выдвинуть предположения о теме урока. (2мин)

4. Просит заполнить таблицу «знаю – хочу узнать» (2 мин)

1* Предлагает прочитать ( со слайда) стих М. Яснова  «Кто что несёт» и выписать глагол нести в составе словосочетаний. Просит пояснить, в каких значениях использован этот глагол. (3 мин.)

2* Предлагает обратиться к толковому словарю к словарной статье глагола нести. (4 мин.)

3* Предлагает сформулировать вторую половину темы. (1 мин.)

Учащиеся пытаются, но у них возникают трудности. Делают вывод, что без слов все-таки трудно объясниться. Выдвигают предположения о теме урока, заполняют таблицу, формулируют определение лексикологии как науки о языке (по аналогии с уже изученными разделами), взаимодействуют с учителем.

Читают стихотворение, выписывают словосочетания, пытаются пояснить значение, работают со словарем.

Л- смыслообразование,

П-общеучебные универсальные действия,

К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Актуализация и пробное учебное действие

1. Учитель просит прочитать текст (с.27) – теоретический материал. (2 мин.)

2. Предлагает воспроизвести прочитанную информацию. (1,5 мин)

Физ. минутка (3 мин.)

3. Учитель предлагает составить кластер о словарном составе русского языка (кластер составлен учителем в соответствии с уровнем подготовки учащихся). (6 мин.)

4. Предлагает сравнить свой кластер с таблицей в учебнике (с.28) (1 мин.)

5. Предлагает привести пример на каждую группу слов (работа с картинками) (2 мин.)

1* Предлагает обратиться к теории в учебнике (с. 28)

2* Предлагает сделать сорбонки (однозначные и многозначные слова) (1,5 мин.)

Читают текст, пытаются его воспроизвести, работают с кластером (заполняют «пустые» места), проговаривают информацию в парах, несколько учащихся отвечают по кластеру либо у доски, либо с места; сравнивают кластер с таблицей, выявляют некоторые отличия, по картинкам называют слова и распределяют по группам

Читают теорию, формулируют определения однозначных и многозначных слов, начинают заполнять сорбонки.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

доказательство;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

3. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1. Учитель дает задание по группам (упр. 457): 1 – жалюзи, композитор, 2 – диалог, монолог, 3 – дюны, жокей(2,5 мин.)

 Выполняют упражнение, работают в группах, повторяют условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель просит самостоятельно выполнить упражнение 458. (каждый работает с одним понравившимся ему словом) (2,5 мин.)

Работают самостоятельно, составляют и записывают предложения с разными значениями многозначного слова.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий,

К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

5. Включение в систему знаний и повторение

1. Учитель предлагает  цифровой диктант. (1,5 мин.)

Выписывают только те цифры, под номерами которых «спряталось» многозначное слово

П- использование знаково-символических средств для решения задач;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Учитель предлагает закончить работу с таблицей «знаю – хочу знать» (1 мин.)

2. Предлагает заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы) (1 мин.)

3. Дает дифференцированное домашнее задание.(2,5 мин.)

4. Выставляет отметки за урок. (1 мин.)

Работают с таблицей и добавляют столбец «узнал», выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...

Технологические карты к урокам русского языка 6 класс

Технологические карты 6 класс русский язык...