Мастер-класс "Приёмы, направленные на формирование познавательных УУД
методическая разработка по русскому языку
Мастер-класс для учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_uchiteley.docx | 35.46 КБ |
priemy_napravlennye_na_formirovanie_poznavatelnyh_uud.pptx | 125.12 КБ |
kartochki.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
(1 СЛАЙД)
Приёмы, направленные на формирование познавательных УУД
Череповская М. А.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Разъезженская СОШ»
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, предметные и метапредметные.
И, естественно, одна из важных задач педагога – помочь формированию и развитию метапредметных и предметных компетенций.
Что значит метапредметные компетенции? «Мета» - означает «стоящий за, над» - общий для всех предметов. (2 СЛАЙД) Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Поэтому именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. Остановимся более подробно на способах и приемах формирующих метапредметные УУД на уроках русского языка и литературы.
Одной из составляющих программы русского языка является формирование словарного запаса учащихся. Работу по формированию лексического запаса веду следующим образом. Во-первых, это подготовка учащихся к восприятию классических текстов, ученики работают со специальными карточками, где они выясняют значение устаревших слов. (3 СЛАЙД)
Карточка (устаревшие слова)
1. Горец, участвовавший в борьбе против царских войск в период присоединения Кавказа к России | абрек |
2. Привлекательный | авантажный |
3. Монета в три копейки | алтын |
4. Длинная охотничья плеть | арапник |
5. Верхняя крестьянская одежда из толстого сукна в виде длиннополого кафтана | армяк |
6. Домашняя одежда помещика в виде стёганой куртки без пуговиц из шелковой или хлопчатобумажной ткани | архалук |
7. Старинная мера длины, равная приблизительно 0,7 метра | аршин |
8. Чин восьмого класса, дававший дворянство | асессор |
9. В царской России: ежегодно издаваемая книга с перечнем должностных лиц всех государственных учреждений | адрес-календарь |
10. Офицер, состоявший при военном начальнике для исполнения служебных поручений или ведший делопроизводство в войсковых частях | адъютант |
Асессор, абрек, армяк, авантажный, алтын, арапник, архалук, адъютант, аршин, адрес-календарь |
Такая работа обогащает словарный запас детей, подготавливает языковой материал для восприятия художественной литературы. Происходит экскурс в прошлое языка, тем самым познается история и традиции нашей страны.
Такой же прием используется при изучении новой лексики, которая хлынула в нашу страну в последние годы. (4 СЛАЙД)
Новая лексика
1. Фильм, рассчитанный на невзыскательный вкус массового зрителя и дающий наибольший кассовый сбор | блокбастер |
2. Система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на зачете взаимных требований, при которой взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке | клиринг |
3. Перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую; банковские операции, связанные со встречными переводами валют; передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому | трансферт |
4. а) Член фондовой биржи (лицо, фирма) и банки, занимающиеся продажей ценных бумаг, действует от своего имени и за собственный счет; б) предприниматель, торгующий в розницу товаром, который он закупил оптом | дилер |
5. Фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей | дистрибьютор |
Трансферт, клиринг, дилер, дистрибьютор, блокбастер |
По этому же принципу ведется работа с фразеологизмами и крылатыми выражениями. В правую колонку ученики вписывают выражения, угадывая его по описанию из левой. (5 СЛАЙД)
Крылатые выражения
Так говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, в действительности же является очень простым и не требует долгих размышлений. А впервые этот оборот появился в басне Крылова «Ларчик». | А ларчик просто открывался |
Это усеченная восточно-славянская пословица. Надвое – значит двусмысленно. Так говорят о том, что еще точно не известно, не обязательно будет, может быть по-разному. | Бабка надвое сказала |
Раньше, когда посуду делали из дерева, сначала откалывали от бревна чурку – баклушу. Это было легкое, пустячное дело, которое обычно поручалось подмастерьям. В настоящее время это выражение адресуется тем, кто бездельничает, праздно проводит время, лодыря гоняет, валяет дурака. | Бить баклуши |
Имеется в виду, что одни неприятности и несчастья обязательно повлекут за собой и другие. Эту пословицу можно сравнить с другой: пришла беда, отворяй ворота. | Беда не приходит одна |
(6 СЛАЙД) Данные виды деятельности выводят учащихся на совершенно иной интеллектуальный уровень. Таким образом, формируются следующие метапредметные умения:
- работать со справочной литературой;
- анализировать и делать выводы;
-оформлять свою речь;
-организовывать собственную деятельность.
Лингвистические задачи
Данный вид работы очень полезен как на уроке, так и в качестве дополнительных домашних заданий. Систематическое решение таких задач помогает развитию абстрактного мышления у учащихся, многие из которых сами начинают предлагать классу самостоятельно составленные задания.
Для работы детям предлагается текст лингвистической сказки Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». (7 СЛАЙД)
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку и глаголит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подавинились.
А Калуша глаголит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша глаголит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок подавинятся.
- На каком языке прозвучало произведение?
(На несуществующем).
-Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?
(Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит).
По данной лингвистической сказке можно организовать небольшое исследование. Предложить учащимся разделиться на группы и выбрать тему исследования. (8 СЛАЙД)
Тема исследования «Речь» (1 группа)
- Доказать, что это текст
- Перевести текст на понятный язык
Тема исследования «Словообразование» ( 2 группа)
- Сделать предположение, как образовались слова в этой сказке.
- Какие части слова несут информацию о слове, делая их понятными.
Тема исследования «Морфология» (3 группа)
- Назвать все части речи, которые встретились в данном тексте. Привести примеры.
- Установить связь между знанием о морфологии и пониманием смысла текста.
Тема исследования «Синтаксис и пунктуация» (4группа)
- Определить типы предложений.
- Какие знаки препинания употребляются? Доказать их уместность.
- Прочитайте этот текст выразительно, по ролям, соблюдая нормы интонации.
Тема исследования «Творческая мастерская» (5 группа)
1. Изобразить реальные образы персонажей произведения с помощью карандашей, фломастеров, пластилина (по выбору)
2. Устно дать им словесную характеристику.
Данный текст можно перевести следующим образом: (9 СЛАЙД)
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!
Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.
А курица говорит:
- Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная!
Цыплята божью коровку выплюнули.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
А курица говорит цыплятам:
- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться.
Предлагаю вам поработать над стихотворением Льюиса Кэролла, которое входит в пьесу-сказку «Алиса в Зазеркалье» и перевести его на понятный язык. (10 СЛАЙД)
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэрролл «Бармаглот»
Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен.
Ребята исследуют текст на несуществующем языке, применяют умение анализировать, доказывать, систематизировать имеющиеся знания.
Паспорт литературного героя
На этапе обобщения знаний можно использовать паспорт-характеристику героя изученного произведения, что является итогом работы. Паспорт каждый раз составляется немного по-разному, т. к. учитывает художественные задачи текста, поведенческие черты героя, неизменными остаются только пункты 1, 2,3. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Например, паспорт по произведению П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
(11 СЛАЙД)
1. Имя – Иван
2. Автор (создатель) – П.П. Ершов
3. Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
4. Где живет – в град - столице
5. Кем служит – конюхом у царя
6. Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек - Горбунок)
Морфологический ящик
Прием служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков. На русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов, сбор лексических значений для многозначных слов, составление синонимических и антонимических рядов, копилка фразеологизмов и их значений, копилка родственных слов. (12 СЛАЙД)
Вот пример применения этого приёма на уроке русского языка в 5 кл. (тема "Словообразование") (РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ С ЗАДАЧЕЙ)
Морфологический ящик
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | ¬ | за- | при- | над- | с- | вы- |
Б |
| -сух- | -вяз- | -лед- | -мир- | -рез- |
В | ^ | -к- | -ник- | -н- | -ов- | -ян- |
Г |
| -а | -ой |
| -ут | -ый |
А4Б2В1Г1 - СВЯЗКА
1. Запишите слова, соответствующие схемам, выделите в них морфемы:
а) Б1Г2 -сухой; б) А3Б2Г4-надвяжут; в) Б3В2Г3 - ледник; г) Б4В4Г2 - мировой.
2. «Зашифруйте» слово и предложите соседу по парте угадать его.
13 СЛАЙД (МЕСТОИМЕНИЯ)
Предлагаю вам решить логическую задачу при помощи морфологического ящика. Задача: (14 СЛАЙД)
В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», - заметил черноволосый. «Ты прав», - сказал Белов.
Какой цвет волос у художника?
Составим морфологический ящик для этой задачи.
Друзья | Цвет волос | ||
Белые | Рыжие | Черные | |
Белов | - | + | - |
Чернов | + | - | - |
Рыжов | - | - | + |
Таким образом, метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями (регулятивными, коммуникативными, познавательными); способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов целью которых является воспитание творческой, свободной личности. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей. Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В.А. Болотов, В.В. Сериков).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметный подход – так называемое « промысливание » (до любого вывода, правила ученик должен додумываться сам).
Устаревшие слова 1. Горец, участвовавший в борьбе против царских войск в период присоединения Кавказа к России 2. Привлекательный 3. Монета в три копейки 4. Длинная охотничья плеть 5. Верхняя крестьянская одежда из толстого сукна в виде длиннополого кафтана 6. Домашняя одежда помещика в виде стёганой куртки без пуговиц из шелковой или хлопчатобумажной ткани 7. Старинная мера длины, равная приблизительно 0,7 метра 8. Чин восьмого класса, дававший дворянство 9. В царской России: ежегодно издаваемая книга с перечнем должностных лиц всех государственных учреждений 10. Офицер, состоявший при военном начальнике для исполнения служебных поручений или ведший делопроизводство в войсковых частях Асессор, абрек, армяк, авантажный, алтын, арапник, архалук, адъютант, аршин, адрес-календарь
Новая лексика 1. Фильм, рассчитанный на невзыскательный вкус массового зрителя и дающий наибольший кассовый сбор 2. Система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на зачете взаимных требований, при которой взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке 3. Перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую; банковские операции, связанные со встречными переводами валют; передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому 4. а) Член фондовой биржи (лицо, фирма) и банки, занимающиеся продажей ценных бумаг, действует от своего имени и за собственный счет; б) предприниматель, торгующий в розницу товаром, который он закупил оптом 5. Фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей Трансферт, клиринг, дилер, дистрибьютор, блокбастер
Крылатые выражения Так говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, в действительности же является очень простым и не требует долгих размышлений. А впервые этот оборот появился в басне Крылова «Ларчик». Это усеченная восточно-славянская пословица. Надвое – значит двусмысленно. Так говорят о том, что еще точно не известно, не обязательно будет, может быть по-разному. Раньше, когда посуду делали из дерева, сначала откалывали от бревна чурку – баклушу . Это было легкое, пустячное дело, которое обычно поручалось подмастерьям. В настоящее время это выражение адресуется тем, кто бездельничает, праздно проводит время, лодыря гоняет, валяет дурака . Имеется в виду, что одни неприятности и несчастья обязательно повлекут за собой и другие. Эту пословицу можно сравнить с другой: пришла беда, отворяй ворота.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ: работать со справочной литературой; анализировать и делать выводы; оформлять свою речь; организовывать собственную деятельность.
Лингвистические задачи Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку и глаголит : - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали . И подавинились . А Калуша глаголит : - Оее ! Оее ! Бутявка-то некузявая ! Калушата Бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . А Калуша глаголит калушатам : - Калушаточки! Не трямкайте бутявок , бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые . От бутявок подавинятся .
Тема исследования « Речь » (1 группа ) Доказать , что это текст Перевести текст на понятный язык Тема исследования « Словообразование » ( 2 группа ) Сделать предположение, как образовались слова в этой сказке. Какие части слова несут информацию о слове, делая их понятными. Тема исследования « Морфология » (3 группа ) Назвать все части речи, которые встретились в данном тексте. Привести примеры . Установить связь между знанием о морфологии и пониманием смысла текста. Тема исследования «Синтаксис и пунктуация» (4группа) Определить типы предложений . Какие знаки препинания употребляются? Доказать их уместность. Прочитайте этот текст выразительно, по ролям, соблюдая нормы интонации. Тема исследования «Творческая мастерская» (5 группа) Изобразить реальные образы персонажей произведения с помощью карандашей, фломастеров, пластилина (по выбору) Устно дать им словесную характеристику.
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки ! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки ! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться.
Варкалось . Хливкие шорьки Пырялись по наве , И хрюкотали зелюки , Как мюмзики в мове . Л.Кэрролл « Бармаглот »
Паспорт литературного героя Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок»: 1. Имя – Иван 2. Автор (создатель) – П.П. Ершов 3. Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок» 4. Где живет – в град-столице 5. Кем служит – конюхом у царя 6. Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек -Горбунок)
Морфологический ящик 1 2 3 4 5 А ¬ ЗА- ПРИ- НАД- С- ВЫ- Б -СУХ- -ВЯЗ- -ЛЕД- -МИР- -РЕЗ- В ^ -К- -НИК- -Н- -ОВ- -ЯН- Г -А -ОЙ -УТ -ЫЙ А 4 Б 2 В 1 Г 1 - СВЯЗКА
Задание: найти местоимения (вопросительные и относительные), заполнить морфологический ящик, где В – разряд местоимения, А – его функция. Сделать вывод о различении вопросительных и относительных местоимений и о их функции. 1. Что человеку нужно для счастья? 2. Который год всё это длится? 3. Вскоре путники увидели, что оказались на месте. 4. Навстречу шёл лесник, который и показал дорогу к реке. 5. О чём ты думаешь? 6. Отгадайте, чьи следы остались на снегу. Предложения 1 2 3 4 5 Местоимение что который что который о чем А (ф ункция ) ? ? связь связь ? В(разряд) Вопр . Вопр . Относ. Относ. Вопр .
В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов. Какой цвет волос у художника? Друзья Цвет волос Белые Рыжие Черные Белов Чернов Рыжов
Предварительный просмотр:
Устаревшие слова
1. Горец, участвовавший в борьбе против царских войск в период присоединения Кавказа к России | |
2. Привлекательный | |
3. Монета в три копейки | |
4. Длинная охотничья плеть | |
5. Верхняя крестьянская одежда из толстого сукна в виде длиннополого кафтана | |
6. Домашняя одежда помещика в виде стёганой куртки без пуговиц из шелковой или хлопчатобумажной ткани | |
7. Старинная мера длины, равная приблизительно 0,7 метра | |
8. Чин восьмого класса, дававший дворянство | |
9. В царской России: ежегодно издаваемая книга с перечнем должностных лиц всех государственных учреждений | |
10. Офицер, состоявший при военном начальнике для исполнения служебных поручений или ведший делопроизводство в войсковых частях | |
Асессор, абрек, армяк, авантажный, алтын, арапник, архалук, адъютант, аршин, адрес-календарь |
Устаревшие слова
1. Горец, участвовавший в борьбе против царских войск в период присоединения Кавказа к России | |
2. Привлекательный | |
3. Монета в три копейки | |
4. Длинная охотничья плеть | |
5. Верхняя крестьянская одежда из толстого сукна в виде длиннополого кафтана | |
6. Домашняя одежда помещика в виде стёганой куртки без пуговиц из шелковой или хлопчатобумажной ткани | |
7. Старинная мера длины, равная приблизительно 0,7 метра | |
8. Чин восьмого класса, дававший дворянство | |
9. В царской России: ежегодно издаваемая книга с перечнем должностных лиц всех государственных учреждений | |
10. Офицер, состоявший при военном начальнике для исполнения служебных поручений или ведший делопроизводство в войсковых частях | |
Асессор, абрек, армяк, авантажный, алтын, арапник, архалук, адъютант, аршин, адрес-календарь |
Новая лексика
1. Фильм, рассчитанный на невзыскательный вкус массового зрителя и дающий наибольший кассовый сбор | |
2. Система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на зачете взаимных требований, при которой взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке | |
3. Перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую; банковские операции, связанные со встречными переводами валют; передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому | |
4. а) Член фондовой биржи (лицо, фирма) и банки, занимающиеся продажей ценных бумаг, действует от своего имени и за собственный счет; б) предприниматель, торгующий в розницу товаром, который он закупил оптом | |
5. Фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей | |
Трансферт, клиринг, дилер, дистрибьютор, блокбастер |
Новая лексика
1. Фильм, рассчитанный на невзыскательный вкус массового зрителя и дающий наибольший кассовый сбор | |
2. Система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на зачете взаимных требований, при которой взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке | |
3. Перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую; банковские операции, связанные со встречными переводами валют; передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому | |
4. а) Член фондовой биржи (лицо, фирма) и банки, занимающиеся продажей ценных бумаг, действует от своего имени и за собственный счет; б) предприниматель, торгующий в розницу товаром, который он закупил оптом | |
5. Фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей | |
Трансферт, клиринг, дилер, дистрибьютор, блокбастер |
Крылатые выражения
Так говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, в действительности же является очень простым и не требует долгих размышлений. А впервые этот оборот появился в басне Крылова «Ларчик». | |
Это усеченная восточно - славянская пословица. Надвое – значит двусмысленно. Так говорят о том, что еще точно не известно, не обязательно будет, может быть по-разному | |
Раньше, когда посуду делали из дерева, сначала откалывали от бревна чурку – баклушу. Это было легкое, пустячное дело, которое обычно поручалось подмастерьям. В настоящее время это выражение адресуется тем, кто бездельничает, праздно проводит время, лодыря гоняет, валяет дурака. | |
Имеется в виду, что одни неприятности и несчастья обязательно повлекут за собой и другие. Эту пословицу можно сравнить с другой: пришла беда, отворяй ворота. |
Крылатые выражения
Так говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, в действительности же является очень простым и не требует долгих размышлений. А впервые этот оборот появился в басне Крылова «Ларчик». | |
Это усеченная восточно - славянская пословица. Надвое – значит двусмысленно. Так говорят о том, что еще точно не известно, не обязательно будет, может быть по-разному | |
Раньше, когда посуду делали из дерева, сначала откалывали от бревна чурку – баклушу. Это было легкое, пустячное дело, которое обычно поручалось подмастерьям. В настоящее время это выражение адресуется тем, кто бездельничает, праздно проводит время, лодыря гоняет, валяет дурака. | |
Имеется в виду, что одни неприятности и несчастья обязательно повлекут за собой и другие. Эту пословицу можно сравнить с другой: пришла беда, отворяй ворота. |
Варкалось. Хливкие шорьки | Перевод |
Варкалось. Хливкие шорьки | Перевод |
Варкалось. Хливкие шорьки | Перевод |
Варкалось. Хливкие шорьки | Перевод |
Варкалось. Хливкие шорьки | Перевод |
Морфологический ящик
Друзья | Цвет волос | ||
Белые | Рыжие | Черные | |
Белов | |||
Чернов | |||
Рыжов |
Морфологический ящик
Друзья | Цвет волос | ||
Белые | Рыжие | Черные | |
Белов | |||
Чернов | |||
Рыжов |
Морфологический ящик
Друзья | Цвет волос | ||
Белые | Рыжие | Черные | |
Белов | |||
Чернов | |||
Рыжов |
Морфологический ящик
Друзья | Цвет волос | ||
Белые | Рыжие | Черные | |
Белов | |||
Чернов | |||
Рыжов |
Морфологический ящик
Друзья | Цвет волос | ||
Белые | Рыжие | Черные | |
Белов | |||
Чернов | |||
Рыжов |
Морфологический ящик
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | ¬ | за- | при- | над- | с- | вы- |
Б |
| -сух- | -вяз- | -лед- | -мир- | -рез- |
В | ^ | -к- | -ник- | -н- | -ов- | -ян- |
Г |
| -а | -ой |
| -ут | -ый |
1. Запишите слова, соответствующие схемам, выделите в них морфемы:
а) Б1Г2; б) А3Б2Г4; в) Б3В2Г3; г) Б4В4Г2.
.
Морфологический ящик
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | ¬ | за- | при- | над- | с- | вы- |
Б |
| -сух- | -вяз- | -лед- | -мир- | -рез- |
В | ^ | -к- | -ник- | -н- | -ов- | -ян- |
Г |
| -а | -ой |
| -ут | -ый |
1. Запишите слова, соответствующие схемам, выделите в них морфемы:
а) Б1Г2; б) А3Б2Г4; в) Б3В2Г3; г) Б4В4Г2.
Морфологический ящик
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | ¬ | за- | при- | над- | с- | вы- |
Б |
| -сух- | -вяз- | -лед- | -мир- | -рез- |
В | ^ | -к- | -ник- | -н- | -ов- | -ян- |
Г |
| -а | -ой |
| -ут | -ый |
1. Запишите слова, соответствующие схемам, выделите в них морфемы:
а) Б1Г2; б) А3Б2Г4; в) Б3В2Г3; г) Б4В4Г2.
Морфологический ящик
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | ¬ | за- | при- | над- | с- | вы- |
Б |
| -сух- | -вяз- | -лед- | -мир- | -рез- |
В | ^ | -к- | -ник- | -н- | -ов- | -ян- |
Г |
| -а | -ой |
| -ут | -ый |
1. Запишите слова, соответствующие схемам, выделите в них морфемы:
а) Б1Г2; б) А3Б2Г4; в) Б3В2Г3; г) Б4В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типовые задачи, направленные на формирование коммуникативных и познавательных УУД на уроках МХК.
Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к урокам "Афинский Акрополь" и "Древнегреческая мифология"...
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний...
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний...
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся...
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии...
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции...
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок...