Слитное и раздельное написание не с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Продолжать обучать учащихся правописанию не с различными частями речи; познакомить с правописанием не с причастиями полной и краткой формы, с причастными оборотами. Уметь находить причастия и причастные обороты в тексте, применять полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_prichast.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина
УРОК в 7 классе по теме
« Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Такменина Вера Александровна
г. Таганрог, 2019г.
Цели урока.
1. Образовательная:
- обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном написании не с различными частями речи, изученными ранее;
- изучение и закрепление новых сведений о правописании не с причастиями;
- формирование практического умения различать слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
2. Развивающая:
– способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.
3. Воспитательная:
– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
- уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.
- прививать любовь к русскому языку, его истории и культуре.
Планируемые результаты обучения:
- Предметные:
- опознание орфограммы и анализ написания не с причастиями;
- употребление в речи понятия «отрицательная частица»;
- применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.
- Метапредметные:
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь ориентироваться в системе знаний.
- Личностные:
- развитие Я-компетенции и самооценки.
Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Приемы: использование групповых, парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение изученного материала. Словарный диктант.
Необыкновенный аквариум, нелегкий путь, не трогал акварель, невежда, не торопливая, а медленная походка ; не правда, а ложь; неуклюжий медвежонок, долгое ненастье, ничуть не интересный фильм, мне нездоровится, недруг, несозревшая пшеница.
4. Проверка учеников, работающих у доски. Оценки.
- Ребята, какие правила помогли вам успешно справиться с работой? Приведите примеры из записанного текста.(3 человека рассказывают правила о правописании не с сущ., прил., глаголами.)
- Какое слово вызвало у вас затруднение?
- Какая это часть речи?
- Что такое причастие? Причастный оборот?
- Изучали ли орфограмму « Слитное и раздельное написание не с причастиями» раньше?
- Итак, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Дети самостоятельно формулируют цели, тему урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. "Слитное и раздельное написание не с причастиями»
5. Объяснение нового материала. Сказка о причастии.
Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.
Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:
— Ну тебя! — и пошли дальше.
Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.
Оно сказало невесело:
- Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
- Я совершенно одинокое Причастие.
- Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
6. Вывод. Алгоритм написания не с причастиями. Слово учителя:
Не с причастиями пишутся
слитно:
1) С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов
Несделанное задание
2) Если причастие без НЕ не употребляется
ненавидевший ложь.
Раздельно:
1) Если причастие имеет при себе зависимое слово
не сделанное мною задание
2) Когда Не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не. Отнюдь не решенная задача.
3) Когда есть ( или подразумевается) противопоставление
Не написанная, а напечатанная работа
4) С краткими причастиями
Не прочитана
7. Закрепление материала. Тренировочные упражнения.
A. (Комментированное письмо у доски)
Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка
Учитель: Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объяснительный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.
Б. Объяснительный диктант с взаимопроверкой.
(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.
(Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние.
Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый.
(Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.
(Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.
(Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.
Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.
В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды.
НЕ с причастиями
НЕ с прилагательными
НЕ с существительными
НЕ с наречиями
НЕ с глаголами
НЕ с деепричастиями
НЕ с местоимениями
1) Бедность не?порок.
2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж.
3) Голод не ?тётка.
4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.
5) Дураку закон не? писан.
6) Не?боги горшки обжигают.
7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.
8) Не ?всё коту масленица.
9) Не? всякое лыко в строку.
10) Семеро одного не? ждут.
11) Жить весело — и помирать не?с чего.
12) Пролом в заборе закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть не?возможно.
13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,
14) Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.
15) Не? пойман — не?вор.
16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.
17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай.
18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.
19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит. 8.Индивидуальная работа по карточкам. ( Слабые уч-ся работают у доски.)
Карточка №1
(Не) забываемый подвиг,(не)скошенное поле, (не) глубокая речонка, (не)приятель (не) обнаружен, задача (не)решенная, (не) исправленная вовремя ошибка, телефон (не) отремонтирован, (не) исследованные пространства.
Карточка №2
(Не) исследованные учеными пространства, (не)оправданное волнение, (не)остывший ещё пирог, (не) успокоившееся море, (не) отправленная домой телеграмма, (не) погашенный костер, (не) с кем поделиться, скамейки (не) покрашены, письмо (не) отправлено, (не) брани и (не) хвали, (не)глубокая река.
Карточка № 3 Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.
9. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске Запись на интерактивной доске: ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ. - Как вы понимаете эти слова? Выполните синтаксический разбор предложения. Выполните морфологический разбор причастия.Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске. 10. Подведение итогов. Рефлексия. Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я
вспомнил…
узнал новое…
научился…
11 .Домашнее задание.
Параграф 24, учить таблицу, упражнение №136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Урок русского языка в 7 классе, урок усвоения новых знаний....
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написанипе не с причастиями"....
"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)
Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любо...
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Урок объяснения нового материала...
Учебная презентация к теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
В презентации в табличной форме отражён компактно материал по правописанию НЕ с причастиями....
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....