Слитное и раздельное написание не с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Такменина Вера Александровна

Продолжать обучать учащихся правописанию не с различными частями речи; познакомить с правописанием не с причастиями полной и краткой формы, с причастными оборотами. Уметь находить причастия и причастные обороты в тексте, применять полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_prichast.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 7 классе по теме

« Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2019г.

Цели урока.

1. Образовательная:

  • обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном написании не с различными частями речи, изученными ранее;
  • изучение и закрепление новых сведений о правописании не с причастиями;
  • формирование практического умения различать слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

2. Развивающая:

– способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

3. Воспитательная:

– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

- уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.

- прививать любовь к русскому языку, его истории и культуре.

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные:
  • опознание орфограммы и анализ написания не с причастиями;
  • употребление в речи понятия «отрицательная частица»;
  • применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.
  • Метапредметные:
  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • уметь ориентироваться в системе знаний.
  • Личностные:
  • развитие Я-компетенции и самооценки.

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности). 

Приемы: использование групповых, парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.

Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, раздаточный материал.

                                        Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. 

3. Повторение изученного материала. Словарный диктант.

Необыкновенный аквариум, нелегкий путь, не трогал акварель, невежда, не торопливая, а медленная походка ; не правда, а ложь; неуклюжий медвежонок, долгое ненастье, ничуть не интересный фильм, мне нездоровится, недруг, несозревшая пшеница.

4. Проверка учеников, работающих у доски. Оценки.

- Ребята, какие правила помогли вам успешно справиться с работой? Приведите примеры из записанного текста.(3 человека рассказывают правила о правописании не с сущ., прил., глаголами.)

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

- Какая это часть речи?

- Что такое причастие? Причастный оборот?

- Изучали ли орфограмму « Слитное и раздельное написание не с причастиями» раньше?

- Итак, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Дети самостоятельно формулируют цели, тему урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. "Слитное и раздельное написание не с причастиями»

5.  Объяснение нового материала. Сказка о причастии.

        Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

        Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.

Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:

— Ну тебя! — и пошли дальше.

        Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

        Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

        И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.

Оно сказало невесело:

  • Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
  • Я совершенно одинокое Причастие.
  • Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

6. Вывод. Алгоритм написания не с причастиями. Слово учителя:

 Не с причастиями пишутся

       слитно:

1) С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов

  Несделанное задание

2) Если причастие без НЕ не употребляется

  ненавидевший ложь.

         Раздельно:

1) Если причастие имеет при себе зависимое слово

  не сделанное мною задание

2) Когда Не  входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не.   Отнюдь не решенная задача.

3) Когда есть ( или подразумевается) противопоставление

 Не написанная, а напечатанная работа

4) С краткими причастиями

 Не прочитана

7. Закрепление материала. Тренировочные упражнения.

A. (Комментированное письмо у доски)

Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка

Учитель: Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объяснительный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.

Б. Объяснительный диктант с взаимопроверкой.

(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.
(Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние.
Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый.
(Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.
(Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.
(Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.

Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.

В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды.

НЕ с причастиями
НЕ с прилагательными
НЕ с существительными
НЕ с наречиями
НЕ с глаголами
НЕ с деепричастиями
НЕ с местоимениями

1) Бедность не?порок.
2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж.
3) Голод не ?тётка.
4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.
5) Дураку закон не? писан.
6) Не?боги горшки обжигают.
7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.
8) Не ?всё коту масленица.
9) Не? всякое лыко в строку.
10) Семеро одного не? ждут.
11) Жить весело — и помирать не?с чего.
12) Пролом в заборе закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть не?возможно.
13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,
14) Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.
15) Не? пойман — не?вор.
16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.
17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай.
18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.
19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит.                                                          
8.Индивидуальная работа по карточкам. ( Слабые уч-ся работают у доски.)

              Карточка №1

(Не) забываемый подвиг,(не)скошенное поле, (не) глубокая речонка, (не)приятель (не) обнаружен, задача (не)решенная, (не) исправленная вовремя ошибка, телефон (не) отремонтирован, (не) исследованные пространства.

          Карточка №2

(Не) исследованные учеными пространства, (не)оправданное волнение, (не)остывший ещё пирог, (не) успокоившееся море,  (не) отправленная домой телеграмма, (не) погашенный костер, (не) с кем поделиться, скамейки (не) покрашены, письмо (не) отправлено, (не) брани и (не) хвали, (не)глубокая река.

           Карточка № 3                                                                                                                           Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся  дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

9. Синтаксическая пятиминутка  Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске Запись на интерактивной доске:                                                                        ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.                                - Как вы понимаете эти слова? Выполните  синтаксический разбор предложения. Выполните  морфологический разбор причастия.Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске.                                                                                                                                 10.  Подведение итогов. Рефлексия. Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я
вспомнил…
узнал новое…
научился…

11 .Домашнее задание.

Параграф 24, учить таблицу, упражнение №136.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок русского языка в 7 классе, урок усвоения новых знаний....

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написанипе не с  причастиями"....

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)

Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любо...

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Урок объяснения нового материала...

Учебная презентация к теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

В презентации в табличной форме отражён компактно материал по правописанию НЕ с причастиями....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....