Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Значение букв е, ё, ю, я"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Воронов Андрей Игоревич

Данный урок в образовательной программе 5 класса разработан с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_bukv_eyoyuya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема: Значение букв Е, Ё, Ю, Я

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель:

образовательная: устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными.

развивающая: развивать знания  о  йотированных буквах,  обозначающих два звука.

познавательная: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; активизировать словарь при общении; использование знако-символических средств (выполнение транскрипции).

регулятивная: давать адекватную самооценку; проговаривать вслух последовательность выполняемых действий; целеполагание как постановка на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение того, что ещё не известно.

коммуникативная: договариваться и приходить к общему решению; допускать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

воспитательная: обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Планируемые результаты: ученик научится:

- определять, когда гласные  е, ё, ю, я обозначают один звук;

- определять, когда гласные  е, ё, ю, я обозначают два звука;

- выполнять фонетический разбор слов с йотированными гласными;

- создавать собственное высказывание;

Используемое оборудование: раздаточный и демонстрационный материал на печатной основе, учебник, сборник заданий.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

учебной деятельности, создание эмоциональной обстановки (2 минуты)

- Добрый день, ребята! Я очень рад вас всех видеть.

Сегодня урок мы начнем с небольшой легенды:

На свете жил мудрец, он знал абсолютно все. Однажды один его ученик решил доказать обратное. Каким образом? Он зажал в ладонях бабочку и спросил мудреца: «Скажи, мудрец,  у меня в руках бабочка мёртвая или живая?» А сам думает: «Если скажет, что живая – я ее убью, а скажет, что мёртвая – выпущу».

Мудрец, немного поразмыслив, сказал:

- Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец?

 Мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

И правда, ребята, все находится в ваших руках. Ваши знания сегодня на уроке будут зависеть толь от вас. Вы должны быть внимательны и активны!

Отвечают на поставленный вопрос, слушают ответы одноклассников

Словесный метод

Личностные: самоопределение;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

Эмоциональный отклик

II.

Актуализация знаний (2 минута)

- Давайте вспомним, какой раздел науки о языке вы изучаете?

- Что изучает фонетика?

-В русском языке все звуки можно разделить на две группы. Какие?

- Назовите количество гласных букв?

- Теперь гласных звуков? Почему?

- Назовите сильную позицию для гласной?

- Скажите, какие буквы в русском языке не имеют звуков?

- Перечислите буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного?

Правильно отвечают на вопросы

Беседа. Иллюстративно-словесный метод.

Коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа; 

Отработка пройденного материала

III. Проверка домашнего задания (Сборник заданий, упражнение 305.)  (2 мин)                                                                                                                                                                

-Проверим выполнение домашнего задания. В упражнении вам предлагалось распределить слова в два столбика: в левый – с мягкими согласными перед буквой Е, в правый – с твердыми согласными перед буквой Е. Открываем тетради. (Несколько человек устно зачитывают слова, все остальные проверяют и выставляют себе оценку на полях).

Проверяют правильность выполнения заданий, исправляют ошибки.

Устный опрос

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

 IV. Объяснение нового материала (5 мин)

- Ребята, обратите внимание на доску, здесь записаны слова в два столбика. Внимательно посмотрите на них и постарайтесь ответить на вопрос: «Почему эти слова распределены именно так?». (В первом случае гласные е,ё,ю,я обозначают один звук, а  во втором распадаются на два звука). (НА АЛЬБОМНЫХ ЛИСТАХ НА СТВОРКАХ)

 лес                                ель

лямка                            объявлен

рюкзак                          вьюга

мёд                                ёж

Сравнивают слова, делают выводы

Беседа. Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа; 

познавательные:

умение выделять главное, сравнивать, строить логические рассуждения.

Умение делать сопоставительный анализ; умение строить устное монологическое высказывание

V.Формулировка целей и задач урока (2 мин)

-   Итак, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока?  (Значение букв е, ё, ю, я).

- Поставьте для себя цели на урок? (определять, когда  гласные  е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда два).

- Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему нашего урока

Определяют тему урока, ставят цели и задачи на урок

Проблемный метод

познавательные:

умение выделять главное, сравнивать, строить логические рассуждения,

IV. Объяснение нового материала (7 мин)

VI. Закрепление изученного материала (5 мин)

VII. Работа в группах (5 мин)

VIII. Работа в парах (5 мин)

- Выполните транскрипцию: тема, мята, крючок, лёд (КАРТОЧКА 1 за створкой) (Двое учеников работают у доски, все остальные - в тетрадях).

- Определите позицию букв е, ё, ю, я в указанных словах? (Эти гласные стоят после согласной)

- А сколько же звуков они обозначают? ( Один звук)

-Но ведь при формулировке темы урока уточнили, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать не только один звук, но и два. Давайте узнаем, в каких же случаях буквы е,ё,ю,я будут распадаться на два звука. Перед вами слова

Ель, ясно
вьют, подъём
дают, поем.(НА ДОСКЕ  КАРТОЧКА №2)

- Попытаемся сделать вывод, в каких случаях  е, ё, ю, я будут обозначать два звука. (Если они стоят после Ъ или Ь знака, если стоят в начале слова, если стоят после любой гласной)

- Откройте сборник заданий на стр.125, упр. 314. Выполняем устно. Читаем слова и объясняем, сколько звуков и почему обозначают гласные е, ё, ю, я.

- А сейчас, ребята, я хочу знать, были вы внимательны или нет. Для этого я предлагаю сыграть в игру «один» или «два». Вы должны будете  показывать сколько звуков обозначают е, ё, ю, я в словах, представленных с помощью картинок: ель, ёж, мёд, цветы, лев, яхта, клён.

- По традиции проведем орфоэпическую минутку: На доске записаны слова, вам необходимо произнести их, соблюдая орфоэпические нормы, и записать в тетрадь

(Звонишь, торты, банты, крапива, баловать, балуясь, газопровод, красивее, конечно, яичница, щавель, включим).

-Сейчас, ребята, вы поработаете в группах. Для каждой группы я подготовил карточку. Слова у всех групп одни и те же, но задания будут разные. Вам необходимо выбрать слова:

Актёр, баян, счастье, радость, подарок, желание, ярмарка, акварель, праздник.

1 группа: Букв столько же, сколько звуков

2 группа: Букв в слове больше, чем звуков (радость, акварель, праздник)

3 группа: Наоборот, звуков больше, чем букв (желание, баян, ярмарка).

-Проверим. От каждой группы мне нужен один капитан, который прочитает и запишет слова, выделенные группой. Хорошо, это задание оказалось вам по силам.

- Теперь, ребята, поработаем в парах. Все работают вместе с соседом по парте. Возьмите в руки карточки. Вы должны отыскать  и выписать в рабочую тетрадь все слова, в которых буквы е,ё,ю,я распадаются на два звука(5 слов).


    Семь,  объединение,     профессия,     отмерь,  яркая,     прелестный,    южный,     тяжёлый, объезд.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют друг друга.

Высказывают своё мнение, аргументируют ответы

Рассуждают, ведут диалог с учителем

Принимают участие в обучающей игре

На слух определяют слова с изучаемым правилом

Решают исследовательскую задачу,

формулируют собственные выводы в сотрудничестве с одноклассниками

Решают исследовательскую задачу, отвечают на вопросы

Беседа. Частично-поисковый метод.

Беседа

Проблемный, частично-поисковый, работа в группах,

практический метод.

Работа в парах,

практический метод.

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка

познавательные:

умение делать выводы, умозаключения

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Личностные: осознают свои возможности в учении;

коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, инициативное сотрудничество;

регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия;

познавательные: извлекают необходимую информацию.

Личностные: самоопределение; регулятивные: умение определять способы деятельности в паре;

познавательные: умение структурировать знания,

умение делать выводы, умозаключения;

Умение делать сопоставительный анализ.

Развитие умения составлять монологическое высказывание

Развитие произносительных норм

Уважительное отношение друг к другу при работе в группах

Уважительное отношение друг к другу при работе в парах

IX.Самостоятельная работа (6  минут)

-Теперь пора проверить знания каждого. Сейчас все работают самостоятельно. Возьмите другие карточки, в каждом ряду есть слово, которое является лишним. Вы должны выписать это слово и объяснить, почему именно оно является лишним.

Месяц, семья, брошюра, посёлок.

Тяжесть, ящерица, юрта, ясень.

Юля, яблоко, каюта, жюри.

Салют, перец, ягода, земля.

Дополнительное задание:

- Составьте и запишите  сложное предложение с любым из этих слов, подчеркните его грамматическую основу. Устно дайте характеристику этому предложению.

Сообщение результатов своей работы

Самостоятельная работа,

практический метод.

Приём познавательной активности через творческое задание.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки;

познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Развитие умения самостоятельно планировать свою работу

X. Подведение итогов урока (2 минуты)

-Ребята, наш урок подходит к концу: Какую тему мы сегодня изучили?

Когда же буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

А когда один?

- Хорошо, ребята,  на уроке все работали замечательно. Обязательно запомните фразу, которую мудрец сказал своему ученику: «Все в твоих руках»

Обобщают, систематизируют полученные результаты

познавательные:

умение делать выводы, умозаключения

XI. Домашнее задание (1 минута)

- Домашнее задание:  параграф 13, упр. 310  (по заданию).

Записывают в дневники задания

XII. Рефлексивно-оценочный этап (1 минута)

- Давайте оценим свою работу в течение урока.

На сегодняшнем уроке мы узнали………

Сегодня я научился...

 Мне было трудно понять…

 Выберите вариант ответа, касающийся вашей работы на уроке. Если выбираете первый вариант ответа, поднимаете левую руку  (цифра 1), если второй  - правую руку с двумя пальцами (цифра 2)  

1.Своей работой на уроке я
2.Урок для меня показался
3.Материал урока мне был
4.Домашнее задание мне кажется

1 доволен / 2 не доволен
1 коротким / 2 длинным
1 интересен / 2 скучен
1 интересным/ 2 неинтересным

Оценивают собственные результаты работы

Словесный

Регулятивные: владение основами самооценки

Используемая литература:

1. В.В. Бабайцева (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 222 с.);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. – (Стандарты второго поколения)

Интернет-ресурсы:

images.yandex.ru

nsportal.ru

infourok.ru

uchitelya.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...