Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности | Проверяет готовность к уроку . Помогает сформулировать тему, задачу урока по проблемным вопросам «Верите ли вы …?» - 1.Верите ли вы, что в русском языке есть только гласные звуки?
- 2.Верите ли вы, что в русском языке 25 согласных букв ?
- 3.Верите ли вы, что при произнесении согласного звука воздух не встречает преграды?
- Верите ли вы, что один согласный звук сможет изменить все слово?
| Формулируют тему и учебную задачу урока. Отвечают, не комментируя на проблемные вопросы. Если верят, ставят знак «+», если не верят – знак «-». |
Актуализация необходимых знаний Презентация по теме урока. слайд 1
| - Какую большую тему мы продолжаем изучать? - Чем отличаются звуки и буквы? - Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка? - Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки. | Фронтально отвечают на вопросы.
Озвучивают признаки гласных звуков. |
Определение темы и образовательной задачи урока. | - Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше? - Тема сегодняшнего урока: Согласные звуки. (На доске открывается тема) - Мы вновь возвращаемся к вопросу: Как отличить согласный звук от гласного? - Какие задачи будут стоять перед нами? - Мы возвращаемся к вопросу «Как отличить согласные звуки от гласных». Будем наблюдать за согласными звуками, и выделять их главные признаки. |
Определяют тему урока.
определяют задачи урока. |
Проведение наблюдений над образованием и звучанием согласных звуков. Слайд 2
| - Отгадайте загадку: Живёт в норке. Грызёт корки. Короткие ножки. Боится кошки. - Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов. - Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. - Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха? - При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков. - А из чего состоит каждый согласный звук? - Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков. - Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр. Какие правила будете соблюдать? - Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. - Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем? - Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков. | Отгадывают загадку про мышку.
Рассматривают картинку на экране. Произносят слова-названия изображённых предметов.
Произносят согласные звуки по порядку звучания в словах.
Поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков. Наблюдают и делают вывод о произнесении согласных звуков.
Произносят согласные звуки. Наблюдают и делают вывод о том, из чего они состоят.
Составляют предложения по картинке.
Вспоминают правила записи предложения. Самостоятельно записывают предложение. Самостоятельно подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки, делят слова на слоги. Закрывают в слогах гласные. Наблюдают и выделяют 3-ий признак согласных звуков.
|
Работа над осмыслением содержания учебного текста. Результат – заполнение таблицы «Признаки согласных и гласных звуков»
Слайд 3.
| - Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.54 упр.103
- Нашли мы ответ на данный вопрос? - Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков. | Работают с текстом из учебника. обобщение знаний о признаках согласных звуков.
|
Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков.
Слайд 4.
| - Может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Поработайте в парах. Возьмите из конверта листок со скороговоркой. - Прочитайте внимательно скороговорку про Сеню.
- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?
- Так может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите группы слов, которые отличаются одним согласным звуком. - Значения всех ли слов вы понимаете? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.) - Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова. | Высказывают предположения (фронтально).
Начинают парную работу.
Читают скороговорку из конверта. У Сени и Сани в сетях дом с усами.
Находят слово, несоответствующее смыслу скороговорки. Самостоятельно исправляют слово «дом» на слово «сом». У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Делают вывод о смыслоразличительной роли согласных звуков.
Собирают в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком. Работа проверяется: одна пара читает группу слов, остальные находят такую же группу у себя. Задают вопросы о значении незнакомых слов. Объясняют значения знакомых слов. Записывают слова любой группы, подчёркивают буквы, которыми слова различаются. |
Работа на интерактивной доске
| Расположите слова по степени возрастания в них количества согласных звуков | Один ученик у доски, остальные с помощью сигнальных карточек оценивают выполненное задание. |
Словарная работа ( с.55 учебник)
| Обратите внимание , на с. 55 в нашем словарике появились новые слова, прочитайте их, объясните их значение. Работа на лексическим значением слов. Запишите словарные слова в тетрадь, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. | Объясняют значение слов, записывают словарные слова в тетрадь. |
Итог урока.
Рефлексия | Давайте вспомним, с чего мы начали наш урок и еще раз ответим на вопросы. Изменились ли ваши ответы? Можете ли вы теперь назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных? С помощью сигнальных карточек оцените свою работу на уроке.
| Отвечают на вопросы «Верите ли вы, что...»
Называют признаки согласных звуков без опоры на зрительную подсказку.
Оценивают свою работу на уроке. |