Технологическая карта урока русского языка 1 класс "Согласные звуки, обозначение их буквами."
план-конспект урока по русскому языку

Эпова Елена Михайловна

Разработка урока в форме технологической карты 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки . Обозначение их буквами.

Тип: Открытие новых знаний.

Класс : 1

Цель : познакомить с согласными звуками  и обозначающими их буквами

Задачи:

  • развивать умение находить в словах букву согласного звука
  • развивать умение оценивать свои достижения по изучаемой теме.

Планируемые результаты

Предметные:

  •  наблюдать за образованием согласных звуков;
  •  правильно произносить согласные звуки; 
  •  учиться различать в слове согласные звуки по их признакам;
  • определять согласный звук в слове и вне слова,
  •  распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
  •  наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • учиться работать в паре ;
  • проводить самооценку и взаимооценку;
  • находить и исправлять ошибки;
  • доказывать правильность выполнения задания.

Личностные:

  • проявлять заинтересованность к изучению русского языка;
  • оценивать личные результаты изучения темы;

Межпредметные связи: Чтение; работа над лексическим значением слова.

Ресурсы урока:  учебник «Русский язык», 1 класс; конверты с заданием ; сигнальные карточки; рабочая программа; электронное приложение к учебнику.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности

Проверяет готовность к уроку .

Помогает сформулировать тему, задачу урока по проблемным вопросам «Верите ли вы …?»

  • 1.Верите ли вы, что  в русском языке есть только гласные звуки?
  • 2.Верите ли вы, что в русском языке 25 согласных букв ?
  • 3.Верите ли вы, что при произнесении согласного звука воздух не встречает преграды?
  • Верите ли вы, что один согласный звук сможет изменить все слово?

Формулируют тему и учебную задачу урока. Отвечают, не комментируя на проблемные вопросы. Если верят, ставят знак «+», если не верят – знак «-».

Актуализация необходимых знаний

Презентация по теме урока.

 слайд 1

OLE-объект

- Какую большую тему мы продолжаем изучать?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка?

- Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки.

Фронтально отвечают на вопросы.

Озвучивают признаки гласных звуков.

Определение темы и образовательной задачи урока.

- Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше?

- Тема сегодняшнего урока: Согласные звуки. (На доске открывается тема)

- Мы вновь возвращаемся к вопросу: Как отличить согласный звук от гласного?

- Какие задачи будут стоять перед нами?

- Мы возвращаемся к вопросу «Как отличить согласные звуки от гласных». Будем наблюдать за согласными звуками, и выделять их главные признаки.

Определяют тему урока.

определяют задачи урока.

Проведение наблюдений над образованием и звучанием согласных звуков.

Слайд 2

OLE-объект

- Отгадайте загадку:

Живёт в норке.

Грызёт корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

- Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов.

- Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах.

- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?

- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков.

- А из чего состоит каждый согласный звук?

- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.

- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр. Какие правила будете соблюдать?

- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

- Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем?

- Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных  звуков.

Отгадывают загадку про мышку.

Рассматривают картинку на экране. Произносят слова-названия изображённых предметов.

Произносят согласные звуки по порядку звучания в словах.

 Поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.

Наблюдают и делают вывод о произнесении согласных звуков.

Произносят согласные звуки. Наблюдают и делают вывод о том, из чего они состоят.

Составляют предложения по картинке.

Вспоминают правила записи предложения. Самостоятельно записывают предложение.

Самостоятельно подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки, делят слова на слоги.

Закрывают в слогах гласные. Наблюдают и выделяют 3-ий признак согласных звуков.

Работа над осмыслением содержания учебного  текста.

Результат – заполнение таблицы «Признаки согласных и гласных звуков»

Слайд 3.

OLE-объект

- Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.54 упр.103

- Нашли мы ответ на данный вопрос?

- Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.

Работают с текстом из учебника. обобщение знаний о признаках согласных звуков.

Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков.

Слайд 4.

- Может ли один согласный звук изменить значение слова?

- Поработайте в парах. Возьмите из конверта листок со скороговоркой.

- Прочитайте внимательно  скороговорку про Сеню.

- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?

- Так может ли один согласный звук изменить значение слова?

- Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.

- Значения всех ли слов вы понимаете? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.)

- Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова.

Высказывают предположения (фронтально).

Начинают парную работу.

Читают скороговорку из конверта.

 У Сени и Сани в сетях дом с усами.

Находят слово, несоответствующее смыслу скороговорки. Самостоятельно исправляют слово «дом» на слово «сом».

 У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Делают вывод о смыслоразличительной роли согласных звуков.

Собирают в паре группы слов,  которые отличаются одним согласным звуком.

Работа проверяется: одна пара читает группу слов, остальные находят такую же группу у себя.

Задают вопросы о значении незнакомых слов.

Объясняют значения знакомых слов.

Записывают слова любой группы, подчёркивают буквы, которыми слова различаются.

Работа на интерактивной доске

Расположите слова  по степени возрастания в них количества согласных звуков

Один ученик у доски, остальные с помощью сигнальных карточек оценивают выполненное задание.

Словарная работа

( с.55 учебник)

Обратите внимание , на с. 55 в нашем словарике появились новые  слова, прочитайте их, объясните их значение.   Работа на лексическим значением слов.

Запишите словарные слова в тетрадь, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

Объясняют значение слов, записывают словарные слова в тетрадь.

Итог урока.

Рефлексия

Давайте вспомним, с чего мы начали наш урок и еще раз ответим на вопросы. Изменились ли ваши ответы?

 Можете ли вы  теперь назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных?

С помощью сигнальных карточек оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы «Верите ли вы, что...»

Называют признаки согласных звуков без опоры на зрительную подсказку.

Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"

Технологическая карта урока русского языка с приложением....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Тип урока- урок "открытия" нового знания. Вид урока - урок-исследование. Структура урока включает самоопределение деятельности обуч...

Технологическая карта урока русского язык в 5 классе "Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Оглушение и озвончение".

Изучение "Фонетики" в 5 классе вызывает неподдельный интерес учащихся. Язык настолько богат своими красками и переливами... Многое из жизни звуков для учащихся 5 класса становится насоящим открытием!...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных" содержит также приложения к уроку....

технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"...