Доклад "Создание условий для индивидуального развития одаренных детей как одно из требований ФГОС"
материал по русскому языку

Зимакова Ольга Николаевна

 Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

                         «Тумская средняя общеобразовательная школа №3»

Доклад на  районном заседании  МО учителей русского языка  и литературы 

«Создание условий для индивидуального развития одаренных детей как одно из требований ФГОС»

Учителя русского языка и литературы

МОУ «Тумская СОШ №3»

Зимаковой Ольги Николаевны

2019

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский

«Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития» ( из ФГОС НОО)

Особенности работы с одаренными детьми в школе

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4. дети, хорошо обучающиеся в школе

5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение пониманию одаренности как психического явления.

Таким образом, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения. Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Среди основных задач воспитательно-образовательного процесса школы стоит работа с одаренными детьми, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами.

Некоторые проблемы развития одаренных детей.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая

- создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

Вторая

- воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Психологические особенности одаренных детей

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. 
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать на уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.
Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Задача учителя :

  • во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,
  • во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников.

Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Составим портрет одаренного ребенка.

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Если дети – национальное достояние любят страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.

Предлагаю родителям «Анкету способностей вашего ребенка», которая помогает выяснить, какими специальными способностями обладает ребенок, насколько ярко они выражены. Родители дают оценку каждому из перечисленных качеств по восьми областям и суммируют их. Затем по каждому направлению выводится средний балл, вычерчивается ломаная линия – профиль способностей ребенка.

АНКЕТА СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЁНКА

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, Вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребёнок. Ниже перечислены 8 областей, в которых ребёнок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.

Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на число вопросов в этой области. Попробуйте составить графическое изображение способностей Вашего ребёнка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте 8 областей способностей, на вертикальной - отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей Вашего ребёнка.

Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь Вам при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребёнка. Если Вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.

Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):

5 баллов – такое качество сильно выражено у Вашего ребёнка;

4 балла – выражено выше среднего;

3 балла – выражено средне;

2 балла – слабо выражено;

1 балл – совсем не выражено.

СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ

  1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
  3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
  4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и чётко записывает то, что слышит).
  5. Интересуется актёрской игрой.
  6. меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  7. после уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
  8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
  9. пытается выяснить причины и смысл событий.
  10. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
  11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ

  1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
  2. Хорошо поёт.
  3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. В пении или музыке выражает чувства, своё состояние.
  6. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

  1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприёмников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ

  1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
  4. Рассказывая о чём-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
  5. Выдирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
  6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускают основной линии событий, о которых рассказывает.

АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
  2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию
  3. Передаёт чувства через мимику, жесты, движения.
  4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  5. С большой лёгкостью передаёт чувства и эмоциональные переживания.
  6. Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ

  1. Энергичен и производит впечатление ребёнка, который нуждается в большом объёме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
  2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
  3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  4. Бегает быстрее всех в классе.
  5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
  6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, теннис, футбол.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

  1. На занятиях всё легко и быстро схватывает.
  2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
  3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
  4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  5. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
  6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  7. Быстро понимает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники ни догадываются.
  9. У ребёнка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
  10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.
  11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
  12. Задаёт много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
  13. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
  14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
  15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

  1. На его рисунках и картинах – большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
  2. Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток).
  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создаёт вещи, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
  6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своём рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
  8. Любит работы с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трёх измерениях.

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами:

1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметныхсвязей в индивидуальной работе с учащимися.

Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:

1) своевременная диагностика возможностей;

2) адекватное содержание воспитания;

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;

4) побудительная деятельность учителя.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Я считаю, чтобы выявить одаренных детей и в дальнейшем развивать их способности, необходимо

процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Важно предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочную и внеурочную деятельность я строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Особое внимание я уделяю детям, которые испытывают затруднения в обучении. Стараюсь создать условия, чтобы такой ребенок мог проявить себя в других сферах деятельности – спорте, искусстве. Побуждаю и родителей к тому, чтобы они предоставили ребенку возможность заниматься в кружках, секциях, студиях.

использовать современные образовательные технологии. В своей практике я использую следующие образовательные технологии:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • технология проектно-исследовательского обучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология продуктивного чтения;
  • игровые технологии;
  • ИКТ;
  • обучение в сотрудничестве (групповая работа);
  • портфолио учащихся.

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.

Школьное образование должно обеспечить каждому ребёнку достижение максимально возможного для его уровня развития. Обучение способных (одарённых) детей в классах вместе с другими школьниками, во-первых, позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей, во-вторых, для выявления скрытой до определённого времени одарённости других учащихся. Если одарённого ребёнка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера - очистить его от примесей.

Поэтому сегодня создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы учителей с такими детьми. Прежде всего это должен быть принципиально новый , качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно – ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности( и эти две дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми).

Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей, а также развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, проблемно-исследовательские, игровые ( групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие, развивающие способности детей).

На уроках русского языка в 5 классе учителю приходится решать одновременно несколько глобальных задач. В их круг на ряду формированием навыков грамотного письма входит и ознакомление учащихся с историей развития языка, с собственно лингвистическими терминами, развитие языкового чутья и обучение азам лингвистики. Однако невозможно уделять решению всех этих задач много времени. Его не хватает разобраться даже с орфографией и пунктуацией. В таких случаях наряду с орфографическими (лексико - орфографическими) пятиминутками я провожу лингвистические пятиминутки :

  1. Шиворот- навыворот. Чем является морфема ши ? Корень или приставка?

Как произошли слова, например, ро̀жки и рожкѝ (ро̀жки – рога мн. число, рог – рожок, рожки; рожкѝ- макароны).

  1. «Угадай слово» - учащиеся решают ребусы. При этом они должны не только угадать слово, но и определить, какой частью речи являются, назвать грамматические признаки. Эта игра (игровая форма деятельности), более способным детям становится интересно самим найти что-то новое для себя и сообщить об этом одноклассникам. При этом слабые учащиеся начинают тянуться за более сильными, вскоре тоже активно вовлекаются в эту деятельность. Забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, сказочные персонажи помогают результативно и в интересной форме осваивать сложные темы.

Творческие задания в 5 классе предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Поэтому сначала образцы детям показываю сама – различные виды ребусов, задания «Четвёртое лишнее»( например, мороз, хоровод, город, порох), «Составьте слово» ( из разных слов взять указанные морфемы и составить новое слово, при выполнении этого задания учащиеся должны продемонстрировать умение разбирать слова по составу), «Знаете ли вы, что…». По заданию упражнения в учебнике учащиеся сочиняют лингвистическую сказку в диалогической форме по данному началу о Существительном и Глаголе. Пишут небольшие сочинения по личным впечатлениям «Летние радости», Описывают устно и письменно репродукции картин, данные в учебнике. Более способные учащиеся выступают в роли редакторов, анализируют работы своих товарищей.

Также предлагаю задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний. Цель таких заданий – будить детскую любознательность, желание заглянуть за рамки учебника. Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на основе ситуативных задач. Например: «Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова договор, звонит, квартал и т.д. Поставьте ударения в словах, используя словари».

После изучения раздела «Лексика» провожу урок – сказку, урок – путешествие в страну «Лексикологию», используя слайдовую презентацию.

На уроках литературы систематически веду работу над развитием выразительного чтения. При изучении басен И.А.Крылова даю задания инсценировать понравившуюся басню в парах. При изучении устного народного творчества – сочинить сказку (волшебную, бытовую или о животных), на уроках изучения литературных сказок, учащиеся заучивают наизусть отрывки из сказок Пушкина, на уроках внеклассного чтения более сильные учащиеся пересказывают сказку дословно, в стихотворной форме, некоторую часть наизусть. Обобщая изученное по творчеству А.С.Пушкина, провожу викторину по сказкам, чтобы дети отгадали, из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат (зеркальце, корыто, верёвка и т.д.)

Подобные задания одновременно и развивают учащихся, и поддерживают интерес к предмету. Для меня важно не только вызвать интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы.

Если ученик проявляет интерес – значит готов к самостоятельной поисковой деятельности.

Учебные задания усложняются по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс.

Развитие творческих способностей учеников средних классов находится в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому стараюсь у особо способных учащихся формировать богатый читательский опыт. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью – всё это создаёт ту литературную и языковую культуру, без которой не возможно детское творчество. Способных (одарённых) детей побуждаю к сочинительству, как в стихотворной форме так и в прозе. Даже несовершенные ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха. Особую роль играет и групповая работа на уроках. Она формирует аналитические и коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности. Здесь проявляются лидерские качества учащихся, т.к. именно способные ученики выступают координаторами работы в группе. Например, в 9 классе при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина учащиеся делятся на 4 группы и получают задания:

1 группа рассказывает о Пушкине по заданному плану: в лицее, влияние Пущина на будущее великого поэта, чтение стихов;

2 группа рассказывает о Дельвиге, дружбе поэтов после лицея (чтение стихов);

3 группа рассказывает о Кюхелбекере (Кюхельбекер в Сибири);

4 группа – о лицеистах ( уход из жизни лицеистов, памятник Пушкину).

Обычно при подготовке учащиеся проявляют инициативу: готовят слайдовую презентацию, работают с дополнительной литературой.

Развитию одарённости учащихся способствует создание проблемной ситуации. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а припоминание того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческий процесс.

Этот метод обучения можно продемонстрировать, например, на основе изучения произведений писателей: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького. При изучении романа – эпопеи «Война и мир» веду диалог с учащимися.

- В какой семье, Ростовых или Болконских, ты хотел бы жить?

- Какая она, счастливая семья?

- Как решается проблема личной ответственности человека перед лицом истории? И т.д.

Широко применяю такую форму работы, как составление сравнительных таблиц, сравнительных характеристик, составление схем, рефератов, докладов, подготовка к публичным выступлениям, которые требуют большой самостоятельной работы учащихся.

Но только классно – урочная система работы с одарёнными детьми не в состоянии решить все задачи и проблемы.

Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения (например, Пушкинские, Лермонтовские), литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно – творческих работ.

И наконец, в последние годы большие возможности работы с одарёнными детьми представляют различные интернет-проекты. Кроме уже ставших привычными Всероссийской игры–конкурса по языкознанию

Всё это говорит о живом интересе к предмету, о развитии творческих способностей учащихся.

Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и умение, способность нестандартному поведению. С другой стороны, школа ориентирована на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень, чтобы без двоек сдать ОГЭ пройти порог при сдаче ЕГЭ, поэтому учитель вынужден уделять большее внимание на уроке им, слабым учащимся. Эти две проблемы тесно связаны между собой. Подготовка к экзаменам, во-первых, требует огромного напряжения, во-вторых, постоянно приходится быть в поиске новых форм и методов обучения.

Среди основных принципов моей работы по подготовке к ЕГЭ главными являются:

- сочетание групповых и индивидуальных консультаций;

- тесное сотрудничество учащихся и учителя на занятиях;

- система работы над ошибками;

- выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;

- использование материалов сети Интернет, обучающих сайтов и т.д.

Обе системы работы: с одарёнными детьми и подготовка к ЕГЭ построены на общих принципах, которые приводят к единой формуле успеха.

Есть японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в учительской профессии успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.

Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.

Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.

Считаю, что очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый Хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Закончить свою статью я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методический комплекс дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 180403 Судовождение как одно из требований ФГОС

Статья опубликована в материалах Межрегиональной ярмарки педагогических инноваций "Актуальные вопросы модернизации образования" г. Омск...

Научно-исследовательская деятельность учащихся, как одно из требований ФГОС

Сегодня,когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ» в...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Протокол № 5 от 28.03.2017г. Семинар воспитателей "Работа с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС"

Данный документ подтвердает выступление на семинаре воспитателей "Работа с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС" с темой  «Одаренному ребенку – талантливый п...

Формирование универсальных учебных действий на уроках сельскохозяйственного труда, как одно из требований ФГОС трудового образования

Действующие ранее образовательные стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков, который должен освоить выпу...

Мастер-класс по теме "Моделирование индивидуальной траектории развития одаренных детей по математике в 5-9 классах"

-Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя- Освоение приемов и методов, используемых педагогами при моделировании индивидуальной траектории развития одаренных детей...