Формирование универсальных учебных действий на уроках сельскохозяйственного труда, как одно из требований ФГОС трудового образования
материал
Действующие ранее образовательные стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков, который должен освоить выпускник школы. Однако на данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умению выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Поэтому современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»
Сообщение на МО по теме:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках сельскохозяйственного труда, как одно из требований ФГОС трудового образования».
Учитель
сельскохозяйственного труда
Абрамова Л.Б.
г. Демидов
Действующие ранее образовательные стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков, который должен освоить выпускник школы. Однако на данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умению выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Поэтому современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функциями универсальных учебных действий являются:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
УУД подразделяются на следующие виды: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
общеучебные и логические учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами.
Логические универсальные действия включают:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
— построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Специфика технологии и ее значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования; специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно преобразовательной деятельности обучающихся; широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы; формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности — планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Изучение технологии, как отмечает А.Г. Асмолов, обеспечивает реализацию следующих целей:
— формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
— развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
— развитие планирующей и регулирующей функции речи;
— развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
— развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной деятельности;
— ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в мире информации: избирательности в потреблении информации, уважение организации предметно-преобразующей символико-моделирующей к личной информации другого человека, к процессу познания учения;
— ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий. для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
— участие в проектах;
— подведение итогов урока;
— творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
— мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
— самооценка события, происшествия;
— дневники достижений.
для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
— «найди отличия» (напр., сравнение одного и того же изделия, выполненного в разных техниках)
— «на что похоже?»;
— поиск лишнего (напр., выбор инструментов или материалов, не нужных для изготовления изделия);
«лабиринты»;
— упорядочивание (расположение плана выполнения работы над изделием в нужном порядке);
— «цепочки»;
— хитроумные решения;
— составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
— составление и распознавание диаграмм;
— работа со словарями;
для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
— «преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
— взаимоконтроль;
— «ищу ошибки»
— КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
— составь задание партнеру;
— отзыв на работу товарища;
— групповая работа по составлению кроссворда;
— «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
— «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т.д.
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и
публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток
- автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).
При формировании коммуникативных УУД у детей особенно важно сотрудничество ученика и учителя, ученика с учеником, общение, совместная деятельность как со взрослым, так и со сверстником.
Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий €ё совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.
Цели организации работы в группе:
• создание учебной мотивации;
• пробуждение в учениках познавательного интереса;
• развитие стремления к успеху и одобрению;
• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Группа может быть составлена из обучающегося, имеющего высокий уровень интеллектуального развития, обучающегося с недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете и обучающегося с низким уровнем познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям и т. п.
Роли обучающихся при работе в группе могут распределяться по-разному:
• все роли заранее распределены учителем;
• роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
• участники группы сами выбирают себе роли.
Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции руководителя, «режиссёрах группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.
Частным случаем групповой совместной деятельности обучающихся является работа парами. Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала и контроля за процессом усвоения.
В качестве вариантов работы парами можно назвать следующие:
1) ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;
2) ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;
3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.). Учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделять больше внимания слабым обучающимся.
При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость,
открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
Портфолио может становиться инструментом формирования универсальных учебных действий и повышения качества всего процесса обучения. Уроки технологии представляют собой уникальные возможности для демонстрации достижений учащихся, усилий, которые прилагают для создания изделий и представления продуктов деятельности в виде наглядных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО
В предстоящем 2015-2016 учебном году перед каждым учителем–предметником, который будет работать в 5 классе, возникает необходимость перейти на стандарт нового п...
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС
Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках хи...
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...
Мониторинг сформированности УУД Формирование универсальных учебных действий при при освоении программы по химии на уровне среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО
Одним из объектов внимания, связанных с вопросами преемственности и интеграции стандартов школьных ступеней образования, является проблема освоения учащимися универсальных учебных действий (УУД). ...
Доклад на МО трудового обучения «Формирование базовых учебных действий на уроках профильного труда в 10 классе коррекционной школы»
Доклад на МО трудового обучения «Формирование базовых учебных действий на уроках профильного труда в 10 классе коррекционной школы»....
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире&raq...