Индивидуальная программа развития"Одаренные дети" по географии
рабочая программа по географии (10 класс)

Это индивидуальная программа развития с одаренным учеником по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_razvitiya_odarennye_deti.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №3» с.п. Сармаково

Зольский район Кабардино- Балкарская Республика

Утверждена

приказом директора

МКОУ «СОШ №3» с.п. Сармаково

№ 134

от 2023 г.

Индивидуальная программа развития

«Одаренные дети»

по географии

Барокова Фатимат Тутовна

учитель географии МКОУ «СОШ №3» с.п. Сармаково

Индивидуальная программа развития «Одаренные дети»

по географии

Пояснительная записка

Обучая детей творческому мышлению,

мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг

Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования в подготовке современного человека, способного влиться в современную жизнь. Школе важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы. В. В. Путин обращаясь к Федеральному собранию ВФ 30. 11 2010 г. подчеркнул в своем выступлении о необходимости создания общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможности развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.

Чтобы работать с талантливой молодежью, педагогу тоже необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Система работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной системы, поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей является одним из приоритетов в сфере образования.

Данная программа составлена для проведения индивидуальных занятий с ученицей 10 класса Кардановой Элины.

В программе предлагается материал, расширяющий базовые темы географии, основанный на знаниях, полученных при изучении этого предмета. Программа позволяет ученику сравнивать, анализировать, выявлять логические закономерности в заданиях разного уровня сложности, на основе которого впоследствии ученица может участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференций по географии. Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя.

Материал подготовленных заданий имеет широкий тематический диапазон, позволяющей ученице расширить свои знания.

Цели программы:

- развитие интеллектуальных и творческих способностей ученицы;

- привитие интереса к предмету, расширение кругозора;

- создание условий, способствующих развитию образного мышления, формирования комбинаторных способностей, с высоким уровнем мотивации к предмету.

Задачи программы:

- повышение интереса к занятиям географией и краеведением;

- формирование навыков исследовательской, творческой и проектной работы;

- расширение, повышение и углубление знаний в области географии и краеведения;

- повышение уровня индивидуальных достижений;

- интеллектуальное развитие учащегося.

Основные направления программы:

  • подготовка к участию в предметных олимпиадах по географии;
  • исследовательская деятельность учащихся;
  • интеллектуальные и творческие конкурсы.

Ожидаемые результаты программы:

  • положительное изменение качественных характеристик участия ученицы в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;

Данная программа направлена на развитие умственных способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля

Психолого- педагогическая характеристика учащейся

Программа составлена для учащейся 10 класса Кардановой Элины Маратовны, проявляющей интерес к географии и краеведению. Она усердная, отзывчивая, доброжелательная и целеустремленная ученица. Обучается в данной школе с первого класса. За годы обучения Элина показала отличные знания, обнаруживает творческое мышление. Элина проявляет повышенную заинтересованность к изучению географии и краеведения. На уроках активна, участвует в олимпиадах и конкурсах, стремиться познавать все новое. Она открыта, общительна, не боится выступать в незнакомой обстановке.

Содержание работы по индивидуальному образовательному плану

  1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по географии

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, я считаю необходимым:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:

В качестве практических заданий использую задания предметных олимпиад по географии разных уровней.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

Название

раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.
  2. Подготовка доклада.
  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
  4. Реферат.
  5. Оформление стенда.

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

Проверка работ.

Исследовательские умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.
  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.
  3. Исследовательские умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.

Написание рецензии

Проверка упражнений, заданий.

Проверка решений задач.

Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Компьютерные энциклопедии по географии и краеведению.
  4. Интернет как источник информации.
  5. Этапы работы с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.

Этапы выполнения научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение практической части исследовательской работы.
  5. Анализ результатов. Выводы.

Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.
  2. Оформление титульного листа и «Содержания»
  3. Разделы «Введение» и «Заключение».
  4. Оформление списка литературы.
  5. Оформление ссылок.
  6. Оформление приложения.

Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения

Проверка выполнения работы

Научный доклад – итог исследовательской работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.

Защита реферата на НПК

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

Рефлексия

Календарно-тематический план работы

на 2022-2023 учебный год (30 часов)

Вид деятельности

Сроки ответственные

Индивидуальная работа по разработке исследовательской работы и рефератов.

Подготовка к участию в предметной олимпиаде школьного этапа

Сентябрь - март

Выбор темы исследовательской работы

Сентябрь - октябрь

Школьные олимпиады по географии

Сентябрь - октябрь

Участие во всероссийских и международных олимпиадах

В течение года

Подготовка к участию муниципального этапа предметной олимпиады, к конкурсу «Хочу все знать»

Конкурс «Хочу все знать»

Октябрь - ноябрь

Дополнительные индивидуальные занятия по подготовке к конкурсу «Хочу все знать»

Декабрь

Подготовка к участию в Научно-практической конференции

Февраль

Географический чемпионат

Март

Дополнительные индивидуальные занятия по подготовке к республиканской практической конференции «Сигма» и «Шаг в науку»

Февраль - март

Дополнительные индивидуальные занятия по подготовке к всероссийскому турнир - конференции «Гостеприимный Кавказ»

Апрель – Май

Подготовка к участию в республиканском конкурсе «Черкесский мир»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Продуктивная самостоятельная учебная деятельность как способ проектирования индивидуальной траектории развития одаренных учащихся»

Особую актуальность и ценность приобретает развитие у обучающихся в процессе обучения в школе умений самостоятельной учебной деятельности и способности выстраивать индивидуальные образовательные траек...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...

Индивидуальная карта развития одаренного ребенка

Индивидуальная карта развития одаренного ребенка...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка.

Методическая разработка по теме " Организация работы с одаренными детьми. На примере индивидуального развития обучающейся 8 "В" класса Комаровой Снежаны Денисовны"....

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении «Твой успех»

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...