Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
статья по теме
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной адаптации в современном мире.
Поэтому сегодня обществом и государством выдвигаются новые требования к результатам обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_trkmchp.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Арламова Л.В.,
учитель немецкого языка ГБОУ школа № 1
Московского района
Санкт-Петербурга
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся
коммуникативных УУД
(В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется та или иная новая информация, какая-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной адаптации в современном мире.
Поэтому сегодня обществом и государством выдвигаются новые требования к результатам обучения в школе. Традиционная организация образовательного процесса, прежде всего, была ориентирована на непосредственную передачу готовых знаний от учителя к ученику.
В результате учащиеся показывали очень слабую подготовку к самостоятельному обучению, к самостоятельному добыванию необходимой информации. Вследствие чего у большинства учащихся был низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации.
Иначе говоря, школа была ориентирована на обучение и выпускала в жизнь человека обученного, всего лишь квалифицированного исполнителя. Современному же информационному обществу необходим человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей своей жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. То есть для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накопленных впрок знаний, (тем более, что информация очень быстро устаревает), а важно то, чтобы уметь сразу использовать то, что уже есть.
Поэтому современная концепция образования предполагает кардинальное реформирование традиционной педагогической системы. Этой концепцией стал Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В стандартах второго поколения понятия Знания, Умения. Навыки уже не используются. Изменилась цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).
Универсальные учебные действия по ФГОС – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. То есть это действия, помогающие «научить человека учиться».
Универсальные учебные действия:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду.
К коммуникативным действиям относятся:
- Поиск благополучного выхода из конфликтов
- Умение правильно формулировать вопросы
- Способность полно и точно выражать свои мысли
- Контроль и коррекция поведения партнера в группе
Но что мы имеем по факту? Высокая интенсивность современного урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение, недостаточный учёт индивидуальных особенностей ведёт к снижению мотивации, пропадает активность, снижается успеваемость. Всё это негативно влияет на учебный процесс в целом.
Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания иностранному языку стала проблема усиления коммуникативно-деятельностного подхода. Данный подход к изучению языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения.
Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:
- Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
- Высказывание суждений
- Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
- Продолжение и развитие суждения одноклассника
- Пием «горячий стул» для закрепления
- Рассказ по иллюстрации. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.
- Учебная дискуссия, обмен мнениями об определённой проблеме, способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение.
- Множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».
Однако результаты наблюдения в процессе преподавания говорят о том, что развитие коммуникативных компетенций не реализуются в преподавании иностранного языка в полной мере из-за недостатка мотивации. Одной из задач является пробуждение у учащихся интереса учиться, чтобы их творческий потенциал был реализован максимально полно.
Современные образовательные технологии позволяют пересмотреть способы мотивации школьников к получению знаний. Такой технологией стала технология развития критического мышления, авторами которой являются американские ученые Чарльз Темпл, Курт Мередит и Джинни Стил.
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений » (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие « Как учатся дети: Свод основ»).
Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Целью технологии развития критического мышления (ТРКМ) является интерактивное включение учащихся в образовательный процесс, СОВМЕСТНОЕ (учитель-ученик, родители-дети) конструирование своего знания и всего процесса учения.
В отечественной педагогике все это тоже было. Только называлось по-другому: вызов называли мотивацией, а рефлексию — обобщением материала. Только вот в отличие от традиционной педагогики, в данном методе тщательно описано, как пробуждать интерес, как работать с материалом и как обобщать материал. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. –СПб:»Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003)
Данная идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине с 1997 года. Философия технологии: нельзя научить, можно научиться.
Для эффективности обучения учитель с учениками должны пройти через три стадии: стадию вызова (пробуждения интереса к предмету), стадию реализации смысла (осмысления материала во время работы над ним) и стадию рефлексии (обобщения материала, подведения итогов).
Более подробное освещение данной темы последует в следующем выступлении.
Литература:
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. –СПб:»Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003
- Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие « Как учатся дети: Свод основ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Технология развития критического мышления"
Данный материал будет интересен завучам, руководителям методобъединений, творчески работающим учителям, т.к. содержит подробную информацию о методике использования на уроке технологии критического мыш...
Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции (в рамках Всероссийского семинара «Современный урок в контексте требований ФГОС»)
Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накопленных впрок знаний, так как информация очень быстро устаревает. Важно использовать сразу имеющуюся информацию и знания. Важно уметь пров...
Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС
Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса литературы...
Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе
Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...
Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС
Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса литературы...
Семинар "Технология развития критического мышления через чтение и письмо в формировании метапредметных результатов".
Семинар "Технология развития критического мышления через чтение и письмо в формировании метапредметных результатов"....