Задания по ликвидации пробелов в знаниях по результатам регионального мониторинга по русскому языку в 8 классе
тренажёр по русскому языку (8 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Задания-карточки для обучающихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_likvid_probelov_8_klassu.docx61.15 КБ
Файл sredstva_vyrazitelnosti.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. одност..ронний;

2. благод..рить;

3. г..ризонт;

4. кр..ссворд;

5. прдпол..гать.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. в..ртуозный;

2. объед..нение;

3. рел..гиозный;

4. пр..вдивый;

5. прик..саться.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. к..рась;

2. ол..цетворять;

3. подр..сти;

4. вит..зь;

5. в..трина.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. прор..дить;

2. подл..котник;

3. необх..димость;

4. разб..рать;

5. пр..стиж.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. впеч..тение;

2. з..ря;

3. к..рреспондент;

4. през..дент;

5. заз..ленеть.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. опр..сить;

2. предл..жение;

3. л..сник;

4. зар..дить;

5. прет..ндент.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. отд..рать;

2. п..йзаж;

3. сп..шите;

4. ум..лчать;

5. пъед..стал.

Орфография. Правописание безударных проверяемых гласных в корне.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. д..кларация;

2. разв..ваться;

3. вым..рать;

4. заж..галка;

5. дисц..плина.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. прим..рять (платье);

2. разб..раться;

3. дел..катный;

4. карн..вал;

5. класс..ка.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. подр..стать;

2. подл..нный;

3. с..сновый;

4. т..традь;

5. заг..рать.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. к..мпьютер;

2. выт..рать;

3. бег..мот;

4. рассч..таться;

5. зв..здочет.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. к..лоши;

2. сп..койный;

3. зал..денелый;

4. пост..лить;

5. бл..стающий.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

Орфография. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

  1. Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

  1. Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

 (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

3.  Перепишите, объясняя слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Орфография.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте условие выбора орфограммы.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен.. ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 

  1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте условие выбора орфограммы.

1.Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 2. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 3. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 4. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 5. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 6. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,).

  1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте условие выбора орфограммы.

1. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 2. (Н...)что не нарушало тишины. 3. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 4. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 5. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 6. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

  1. Укажите ряды, в которых пишется только НЕ. Запишите их номера.

1. (н..)кому (н..)рад;

2. (н..)разу (н..)удивился;

3. (н..)встречал (н..)кого;

4. (н..)может (н..)понравиться;

5. (н..) с кем поговорить.

Синтаксис. Словосочетание.

  1. Найдите словосочетания и выпишите их номера.

1. начались холода;

2. голодный  тигр;

3. дом из дерева;

4. весеннее настроение;

5. лёд тронулся;

6. бумага и картон.

  1. Найдите словосочетания и выпишите их номера.

1. море волнуется;

2. мой отец;

3. учебники и тетради;

4. сапоги из замши;

5. крепко держать;

6. подъехала машина.

  1. Найдите словосочетания и выпишите их номера.

1. берёзы и тополя;

2. мараются брюки;

3. облака плывут;

4. сильно устал;

5. морские волны;

6. берег моря.

  1. Найдите словосочетания и выпишите их номера.

1. вернулись ребята;

2. обернулся назад;

3. звёзды и месяц;

4. хозяин встречает;

5. медленный танец;

6. очень красивая.

  1. Найдите словосочетания и выпишите их номера.

1.сложная задача;

2. прибыли к вечеру;

3. начался урок;

4. грядут перемены;

5. животные и растения;

6. лёгкий ветерок.

  1. Найдите словосочетания и выпишите их номера.

1. коробка из картона;

2. медовые яблоки;

3. надежда и любовь;

4. ландыши зацвели;

5. очень старался;

6. он взглянул.

  1. Найдите словосочетания и выпишите их номера.

1. учитель спрашивает;

2. короткие рукава;

3. медленно встал;

4. улыбающиеся дети;

5. малыш расстроен;

6. ласточки и скворцы.

  1. Укажите количество словосочетаний в данном предложении.

Синева на востоке сменилась багровой мглой.

  1. Укажите количество словосочетаний в данном предложении.

Красное солнце медленно всходит над нашей пашней.

  1. Укажите количество словосочетаний в данном предложении.

Каждое лето я еду в деревню к бабушке.

  1. Укажите количество словосочетаний в данном предложении.

Многие годы Андрей Игоревич ни с кем не общался из-за своего болезни

Синтаксис. Типы связи в словосочетании.

  1. Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.

Юбка из плюша –

Изделие из бумаги –

Здание из кирпича –

Преподаватели университета –

Настройки завода –

Житель Средней Азии -

  1. Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.

Корона из золота –

Позиция в жизни –

Минута страха –

Платок мамы –

Обычаи Южной Африки –

Улицы Парижа –

  1. Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.

Подушка из пуха –

Рубашка в клетку –

Собака соседей –

Фигуры изо льда –

Цепочка из серебра –

Пожар в лесу –

  1. Из предложения выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи согласование.

Гимнастика ног причиняла острую боль.

  1. Из предложения выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи согласование.

Деревенские улицы тонули в зелени.

  1. Из предложения выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи согласование.

Мы с Аликом неохотно принялись за такую работу.

  1. Из предложения выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи согласование.

Никогда я ещё не был так близко к победе, и победил бы, если бы не мой соперник.

Грамматические нормы употребления слов.

  1. Исправьте ошибки в употреблении формы слова и запишите всю строку в исправленном виде.

Бабушкину креслу –

Принесть удовольствие –

Под копытцым –

Не мог зацвесть –

Крепкое кофе –

Рассказал о кине –

Прыгало шимпанзе –

Белая тюль –

США заявило –

ГИБДД объявило –

Много носок –

Пять помидор –

Подписал договора –

Вылечил зубья –

Две пары валенков –

Без щупальцев –

Не было сиденьев –

Нерв не хватает –

Вопреки указания –

О сорок трёх книгах –

Нет шестьсот тридцать пять рублей –

Больше двести девяносто двух метров –

  1. Найдите ошибки в употреблении формы слова.

1.благодаря родителям;

2. ввиду распоряжению;

3. обе руки;

4. несколько чулков;

5. о пятьсот сорока восьми рублях.

  1. Найдите ошибки в употреблении формы слова.

1. без ботинков;

2. работали шофёры;

3. хорошая шампунь;

4. около пятьдесят двух рублей;

5. по обеим сторонам.

  1. Найдите ошибки в употреблении формы слова.

1. обои девочки;

2. вопреки предупреждению;

3. нет тысячи пятисот пятидесяти пяти;

4. съел шесть оладьев;

5. пришёл на выбора.

Синтаксис. Грамматическая основа предложения.

  1. Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

Я всегда успевал на занятия.

  1. Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

Люблю грозу в начале мая.

  1. Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

Мой брат старался закончить работу в срок.

  1. Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

Анна Геннадьевна в свои сорок семь лет была красива.

  1. Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

В дверь тихонько постучались.

  1. Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

Кто-то громко чихнул где-то позади меня.

  1. Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

Знаете ли вы что-нибудь о сложноподчинённом предложении?

  1. Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

На улице уже давно всё замело снегом.

  1. Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

Вчера утром было холодно.

  1.  Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

Так хочется съездить куда-нибудь в тёплые края, на море!

  1.  Выпишите грамматическую основу из данного предложения.

Уже которую неделю мне нездоровится.

  1.  Разделите текст на предложения. Запишите, правильно оформляя его на письме. Подчеркните грамматические основы.

Река у нас мелкая и узкая летом ребята плавают от берега к берегу осенью вода в речке становится холодной трава по берегам желтеет листья на деревьях и кустах облетают когда грянут морозы речка покроется льдом.

  1.  Спишите текст, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.

Ст..мнело.  На  зап..де  погасли  просветы  между  д..ревьями.  М..розная

надвигающаяся тьма о..ступила л..щину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял

по  вершинам  сосен  лес  шумел  то  уб..юкивающе-певуче,  то  порыв..сто  и

тр..вожно.  По  л..щине  т..нул  (не)  вид..мый  уже  глазом,  тих..  шуршащий,

покалывающий лицо сн..жок.

Ст..мнело.  На  зап..де  погасли  просветы  между  д..ревьями.  М..розная

надвигающаяся тьма о..ступила л..щину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял

по  вершинам  сосен  лес  шумел  то  уб..юкивающе-певуче,  то  порыв..сто  и

тр..вожно.  По  л..щине  т..нул  (не)  вид..мый  уже  глазом,  тих..  шуршащий,

покалывающий лицо сн..жок.

Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся тьма обступила лощину. Тут было тихо но ночной ветер гулял по вершинам сосен лес шумел то убаюкивающе-певуче то порывисто и тревожно. По лощине тянул не видимый уже глазом тихо шуршащий покалывающий лицо снежок. Неопытный в лесных делах Алексей не позаботился ни о ночлеге ни о костре.

Синтаксис. Типы сказуемого.

  1. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматическую основу в предложениях. Определите типы сказуемых.

1)Состав загнанный по ветке в тупик начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать.  4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. 5) Мать была огорчена звонком сына.

  1. Найдите сказуемые и  определите, чем они выражены.

1) Собака среагировала мгновенно.

2) Этот край очень скромен. 
3) Птицы – наши друзья. 
4) Первые листики зелёные.

5) Она казалась грустной.
6) Люблю я пышное природы увяданье. 
7) Скинуло кафтан зелёный лето. 
8) Утро свежо.

9) Его слегка знобило.

  1. Найдите и подчеркните сказуемые в предложениях (знаки препинания не расставлены).

Сударь я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас сударь и плакал как ребёнок с горя. Это такой трагический особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы её наденете так и исчезнете и бедный мастер вовеки не узнает идёт она вам или нет. Берите только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу!

  1. Укажите номер предложения с составным глагольным сказуемым.

1. Ещё с вечера похолодало.

2. Никогда до этого Анна ещё не замечала его любопытного взгляда.

3. Она была красавицей среди своих подруг.

4. Люблю гулять тёплыми летними вечерами по нашей аллее.

  1. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.

1. Многие мечтают поступить в этот престижный университет.

2. Бабушка начала дремать и вскоре совершенно захрапела.

3. Иван стал врачом и переехал в провинцию.

4. Мне хотелось поговорить с ними обо всех моих бедах.

Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Определение.

  1. Спишите предложения, выделяя определения. Укажите вид определений.

I. 1) Где роза без шипов растет? (Г. Державин.) 2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.) 3) Немного дальше росла черемуха потолще.

II. 1) Я совершенно утратил способность писать. 2) Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разнообразных размеров, формы, окраски. 3) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Платье из тюля просвечивало на ее розовом теле. (Ю. Олеша.)

  1. Укажите, в каком ряду содержится согласованное определение.

1. свитер из шерсти;

2. правила школы;

3. компьютерные игры;

4. памятная дата;

5. собака на привязи.

  1. Укажите, в каком ряду содержится согласованное определение.

1. в первом ряду;

2. игрушки из пластмассы;

3. мамина сумочка;

4. закон чести;

5. каждое утро.

  1. Укажите, в каком ряду содержится несогласованное определение.

1. задание на дом;

2. рубашка в клетку;

3. об этом времени;

4. деревянная рама;

5. платформа из железа.

  1. Укажите, в каком ряду содержится несогласованное определение.

1. асфальтированная дорога;

2. мои друзья;

3. лес Сибири;

4. блюда из мяса;

5. воспоминания о лете.

6. Выпишите из предложения определение, выраженное инфинитивом.

Солодовников чувствовал острое желание действовать.

Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

  1. Укажите, какое из предложений содержит обстоятельство места.

1. Я всегда буду помнить наш старый парк и кованый заборчик.

2. Мы встречались лишь однажды и больше никогда не виделись.

3. Андрей медленно встал и кое-как разлепил глаза.

4. А вдалеке уже виднелись крыши деревенских домов.

  1. Укажите, какое из предложений содержит обстоятельство времени.

1. Мне больно было вспоминать тот далёкий майский день.

2. Лошади с трудом передвигались после столь тяжкого пути.

3. Постельное бельё сушилось на верёвке, сплетённой дедом.

4. Мама приготовила мне вещи для школы ещё с вечера.

  1. Укажите, какое из предложений содержит обстоятельство образа действия.

1. При таком раскладе наша команда могла бы выиграть.

2. Мои руки сильно замерзли и тряслись от холода.

3. Рыжий кот медленно выгнул спину и лениво фыркнул.

4. Мне недавно приснился очень необычный сон.

  1. Укажите, какое из предложений содержит обстоятельство сравнения.

1. Кошка клубочком свернулась на краешке дивана.

2. Мы с моим братом не виделись целую вечность.

3. Её платье сильно выгорело на солнце.

4. Этот лес всегда казался мне каким-то загадочным.

  1. Укажите, какое из предложений содержит обстоятельство причины.

1. Пожилой мужчина в мундире был рассержен, но молчал из вежливости.

2. Здесь было хорошо, как в детстве.

3. Я никогда не видел столь красивого пейзажа.

4. Офицеры прибыли в столицу давно.

  1. Укажите, какое из предложений содержит обстоятельство цели.

1. Александра встала рано и пошла навестить больного.

2. До завтрашнего дня мы не управимся с этим делом.

3. Мальчики передвигались ползком.

4. Три дня мы шли пешком и всё никак не могли достигнуть вершины.

  1. Укажите, какое из предложений содержит обстоятельство условия.

1. Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

2. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.

3. Чуден Днепр при тихой погоде.

4. Сердцу приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Синтаксис. Односоставные предложения.

  1. Укажите предложение, в котором глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица.

1. Ветра совсем нет.

2. Теперь день пойдёт на убыль и темнеть будет раньше.

3. На чужой каравай рот не разевай.

4. По радио объявили о резком похолодании.

  1. Укажите предложение, в котором глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица.

1. Хочу быть таким же смелым и храбрым, как мой отец.

2. Мне бы выучиться играть на гитаре.

3. Ты не знаешь, сколько сейчас времени?

4. Бежишь, бывало, по зелёному лугу, и ветер треплет волосы.

  1. Укажите предложение, в котором глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица.

1. Пора собираться в дорогу.

2. Помнишь, как мы ходили на речку прошлым летом?

3. Ну и характер у него!

4. Выключи все электроприборы, если уходишь из дома.

  1. Установите соответствие между односоставными предложениями и их типами.

1. Будем терпеливо сносить испытания.

2. На улицах где-то далеко стреляют.

3. Береги платье снову, а честь смолоду.

4. Добро на худо не меняют.

5. Мечтаю стать доктором.

7. Тихая ночь.

8. На улице громко разговаривают.

9. За окном уже светает.

10. Пора собираться в дорогу.

11. Август сорок первого.

12. Никогда не забуду этот день.

13. Что посеешь, то и пожнёшь.

А) определённо-личные

Б) неопределённо-личные

В) обобщённо-личные

Г) безличные

Д) назывные

Синтаксис и пунктуация.

  1. Спишите. Расставьте знаки препинания.

Тих белоствольный строй берёз. На их тонких ветвях немного листьев осталось но каждый дрожит переливается сверкает. А в стороне от аллеи серебристые ели. Концы их лап уже поседели всем своим видом они дают понять что к зиме готовы. А кусты боярышника как коробейники на ярмарке развесили свой товар крупные красные ягоды. Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы. Они отливая золотом и бронзой расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели словно примеряя им их новогодний наряд.

  1. Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.

1. Корабль, причалив к берегу сбросил якорь.

2. Жил, да был чёрный кот за углом.

3. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо и одежда и душа и мысли.

4. Бутерброд намазанный маслом, и посыпанный сахаром, лежал на столе.

5. Близок локоток да не укусишь.

6. Как аукнется так и откликнется.

7.  прыгали, и бегали смеялись и кричали.

8. Обернувшись, на шум я увидел несколько человек быстро приближавшихся.

9. Мой брат студент медицинского института, всегда умел хранить секреты.

10. Ветер дул с моря холодный, и резкий.

11. А он, мятежный просит бури как будто в бурях, есть покой.

12. Я не пошёл в школу сегодня потому что чувствовал недомогание.

13. Ученики носятся по школе, сломя голову.

14. Он шёл по улице, молча.

15. Не только лиственные деревья но и ели, и сосны растут в наших лесах.

16. Или я вернусь в положенное время или, мне сильно попадёт.

17. О прекрасная Брунгильда будь моей женой!

18. По-моему входя, в класс Володя слегка прихрамывал.

19. Как словам учёных нервные клетки восстанавливаются, но медленно.

  1. Укажите номер предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1. Наполненная цветами ваза стояла на столе.

2. Не дождавшись ответа Владимир отвернулся.

3. О море, ты прекрасно!

4. И зелёные леса, и ясное голубое небо радовали теперь мой взор.

Синтаксис. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

  1. Расставьте пропущенные знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков).

2) То солнце спрячется то светит слишком ярко (Крылов).

3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков).

4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко).

5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).

6) Она молода изящна любит жизнь... (Чехов).

7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).

8) Из Москвы поехал я на Калугу Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних зато увидел Ермолова (Пушкин).

9) Москва Москва!.. Люблю тебя как сын как русский — сильно пламенно и нежно! (М. Лермонтов).

10) Перед домом разноцветные огни вспыхнули завертелись поднялись вверх колосьями пальмами фонтанами посыпались дождём звёздами угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин).

11) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.

12) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. (М. Горький.)

  1. Установите соответствие между пропущенными знаками препинания и предложениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пропущенные знаки препинания

Предложения

А) запятая и двоеточие

Б) двоеточие и тире

В) тире

Г) двоеточие

1. Сладости, фрукты, деликатесы всё это находилось на праздничном столе.

2. В тёплые деньки на улицы старались выбираться все жители нашего дома а именно молодёжь, дети, пожилые люди.

3. Всё в ней и чудный голос, и нежные глаза, и походка вызывало во мне трепет.

4. Леса и поля, рощи и пруды всё это с детства мило сердцу моему.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. В ответ запишите последовательность цифр.

А

Б

В

Г

Синтаксис. Обособление обстоятельств.

  1. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите обстоятельства.

1.Тянутся к балкам мотая головами лошадиные косяки (Сер.).

2. Не надевая фуражки, вышел на крыльцо (Шол.).

3. Набуянившись за ночь лес опустился и затих поникнув мокрыми ветвями сосен (Вороб.).

4. Откинувшись на удобную мягкую спинку кресла в троллейбусе Маргарита Николаевна ехала по Арбату (Булг.).

5. Лиза взглянув на Николая Всеволодовича быстро подняла руку (Дост.).

6. Потом [Анна] оттолкнулась палками и побежала сквозь заросли оставляя за собой вихри снега (Пауст.).

7. Старушка отложив книгу и порываясь что-то спросить так и не спросила и стала смотреть в окно (Расп.).

8. Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей. (Бун.).

9. Константин всегда конспектировал лёжа.

10. Я знаю, что он Олег сделал это скрепя сердце.

  1. В каком предложении обстоятельство необходимо обособить?

1. Он шёл по улице молча и курил сигарету.

2. Пятак звеня упал на мостовую.

3. Видно было, что мальчики работали спустя рукава.

4. Мария Ивановна время от времени поглядывая в окно вязала на спицах.

3. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В кармане галифе (1)Сергей нащупал крошки махорки (2) и (3) осторожно стряхнув его содержимое в руку (4) завернул толстую неуклюжую цигарку.

4. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

        Совсем хмурый и расстроенный (1) он пошёл (2) поддерживая голову ладонью.

5. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

        Сергей (1) постояв ещё минуту (2) медленно направился к груде угля.

6. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

        Вся зелень (1) совсем недавно появившаяся на нашей полянке (2) представляла собой (3) никем не примятый (4) мягкий ковёр.

Обращение

1. Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения (знаки препинания не расставлены).

1. Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу.

2. Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и росе.

3. Спой мне иволга песню пустынную песню жизни моей.

4. Плачет где-то иволга схоронясь в дупло.

5. Пока лета не отогнали невинной радости твоей спи милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

6. Простите мне я так люблю Татьяну милую мою.

7. Прощай письмо любви! Прощай: она велела...

8. Татьяна то вздохнет то охнет; Письмо дрожит в её руке.

9. Ах ты старый конюх неразумный разгадаешь ли старый загадку?

10. Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.

11. Ветер ветер! Ты могуч ты гоняешь стаи туч...
12. Свищет ветер серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.

2. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Не шуми ты (1) рожь (2)
Спелым колосом!
Ты не пой (3) косарь (4)
Про широку степь!

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ветры (1) ветры (2) о снежные ветры (3)
Заметите мою прошлую жизнь.
Я хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи.

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Россия (1) нищая Россия (2)
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, -
Как слезы первые любви!

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Любезнейший наш друг (1) о ты (2) Василий Львович! 

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Высоко над семьёю гор (1) Кавказ (2) твой царственный (3) шатёр сияет.

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

О поле (1) поле (2) кто тебя усеял мёртвыми костями?



Предварительный просмотр:

Средства выразительности

Упражнение 1.

Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

1) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А. П. Чехов) 2) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. П. Платонов) 3) В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И. С. Шмелев)


Упражнение 2.

Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность.

Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье; в ясной лазури; по бархатным лугам; судьба жестокая; тщетный шум пиров; счастливый край.


Упражнение 3.

Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.

 Луч
Замок
Луна
Сон
Тайна
Возглас 

    Неприступный
    Бледный
    Ликующий
    Роковой
    Страшный
    Золотой

 
Упражнение 4.

Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты.

Солнце ___________________________________________ 
Туман ____________________________________________ 
Огонь ____________________________________________ 
Свет _____________________________________________ 
Сирень ___________________________________________ 
Чувство ___________________________________________ 
Муза______________________________________________ 
Тишина ___________________________________________


Упражнение 5.

Прочитайте текст. Найдите в нем эпитеты. Определите их роль в тексте.

Нетленные красоты России, ее полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даешься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова. Каменная громада Георгиевского собора на Ильмень-озере, когда на прибывающей весенней воде он высится, будто в облаках, не просто старина, а памятник величию человека.

Все это — эпоха, когда простой человек почувствовал в себе поэта и ощутил, что земля — это нечто большее, чем просто нива, просто гул нетронутых лесов. Он, загнанный на северные окраины своей земли безжалостными завоевателями, понял, что уходить больше некуда, что родная земля, эти спасительные богатырские дали, — источник бесконечной душевной силы. И каждая травинка, дерево, озеро стали восприниматься им как нерукотворное богатство. (По Ю. Куранову)


Упражнение 6.

Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения.

1) Уснуло озеро; безмолвен черный лес; 
Русалка белая небрежно выплывает; 
Как лебедь молодой, луна среди небес 
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
  (А. А. Фет)


2) А сосны гнутся, как живые, 
И так задумчиво шумят... 
И, словно стадо птиц огромных, 
Внезапно ветер налетит 
И в сучьях спутанных и темных 
Нетерпеливо прошумит.
 (И. С. Тургенев)

3) Тускнеют угли. В полумраке 
Прозрачный вьется огонек. 
Так плещет на багряном маке 
Крылом лазурным мотылек.
 (А. А. Фет)

4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой 
Мы стояли, точно в клетке золотистой. 
(А. Н. Майков)


Упражнение 7.

Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль в тексте.

1) Надо мной 
Между березой и сосной 
В своей печали бесконечной 
Плывут, как мысли, облака, 
Внизу волнуется река, 
Как чувство радости беспечной. 
(Н. М. Рубцов)

2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И. С. Шмелев)


3) Облаком волнистым 
Пыль встает вдали; 
Конный или пеший — 
Не видать в пыли!
 (А. А. Фет)

4) Что россов та была падения причина — 
Была пучком завязана лучина; 
Колико руки не томить, 
Нельзя пучка переломить, 
Как россы, так она рассыпалась подобно, 
И стало изломать лучину всю удобно.
 (А. П. Сумароков)

5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... Ha небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А. П. Чехов)

6) Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. (М. Ю. Лермонтов)

7) Стихи мои! Свидетели живые 
За мир пролитых слез! 
Родитесь вы в минуты роковые 
Душевных гроз 
И бьетесь о сердца людские, 
Как волны об утес. 
(Н. А. Некрасов)

8) Внизу глубоко подо мной 
Поток, усиленный грозой, 
Шумел, и шум его глухой 
Сердитых сотне голосов 
Подобился. 
(М. Ю. Лермонтов)


Упражнение 8.

Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Выделите сравнения. Определите их изобразительно-выразительную роль. Какими образами они обогащают текст? Какие мысли и чувства автора помогают ярче передать?

Третья встреча явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недостижимую, и сердце его истекает кровью от любви.
Блок мне казался таким дорогим и близким, как в весеннем кусте соловей, который поет мне песню, но улетит, если я к нему подойду, и как свежевыпавший снег, которого не нужно касаться. 
(К. Д. Бальмонт)


Упражнение 9.

Расскажите о лексических средствах сравнения, комментируя данные примеры.

1) Оснеженный куст похож на застывший фонтан. (В. Набоков) Пустынный  мыс был схож с ковригой хлеба. (И. Бунин) 2) При свете дня подобен розам  бледным огонь в печи. (В. Ходасевич) 3) И над землею круглая луна покажется пшеничным караваем. (М. Дудин) 4) Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. 3аболоцкий) 5) Морозная ночь  походила на сказку. (Б. Пастернак)


Упражнение 10.

Прочитайте стихотворные  строки. Найдите в них сравнения.  Расскажите, что с чем  сравнивается в каждом случае.

1) От цветов на полях 
Льётся запах кругом. 
И сияет роса 
На траве серебром
 (И. Суриков) 

2) Сосны тянутся к небу 
За солнечным светом, 
И цыплятами листья 
Бегут по земле.
 (Н. Берендгоф)

3) Еще вчера, на солнце млея, 
Последний лист дрожал листом, 
И озимь, пышно зеленея, 
Лежала бархатным листом. 
(А. Фет)

4) И листок с березы 
Золотистой пчелкой 
Вьется и летает 
Над колючей елкой.
 (Е. Трутнева)

5) На дворах и домах 
Снег лежит полотном 
И от солнца блестит 
Разноцветным огнем.
 (И. Никитин)


Упражнение 11.

Исправьте предложения, сделав их более благозвучными. Замените сравнительный оборот творительным сравнения.

1) Полая вода уже сошла, и речка струилась, словно узенький ручеек. 2) Как белая колонна да, выстроились вековые березы. 3) Я поднял голову... передо мною между двух рядов высоких тополей, словно стрела, уходила вдаль дорога. 4) Ярко светит солнце, будто белые птицы, плывут в небе облака. 5) На чащей леса, словно золотая звезда, сверкал купол церкви.


Упражнение 12.

Найдите в текстах сравнения.  

1)  Уснуло озеро; безмолвен черный лес; 
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает. 
(А.А. Фет)

2) А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных, 
Внезапно ветер налетит 
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
 (И.С. Тургенев)

3) Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.
 (А.А. Фет)

4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой 
Мы стояли точно в клетке золотистой. 
(А.Н. Майков)


Упражнение 13.

Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.

1) Надо мной
Между березой и сосной 
В своей печали бесконечной 
Плывут, как мысли, облака, 
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной.  
(Н.М. Рубцов)

2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки (И.С. Шмелев).

3) Облаком волнистым
Пыль встаёт вдали;
Конный или пеший – 
Не видать в пыли!
  (А.А. Фет)

4) Что россов та была падения причина —
Была пучком завязана лучина;
Колико руки не томить,
Нельзя пучка переломить,
Как россы, так она рассыпалась подобно,
И стало изломать лучину всю удобно.
 (А.П. Сумароков)

5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег (А.П. Чехов).

6) Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. 
(М.Ю. Лермонтов)

7) Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые 
Душевных гроз 
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес. 
(Н.А. Некрасов)

8) Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился.
 (М.Ю. Лермонтов)

9) Нос, загнутый, словно клюв совы (М. Горький).

10) Молодой месяц — точно золотой серп (А.В. Кольцов).

11)Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн...
 (В. Брюсов)

12) А неба свод, глубоко-синий, -
Как купол, увенчавший храм!
  (В Брюсов)

13) Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лёд.
Едкий, душный запах дегтя,
Как загар, тебе идет.
  (А.Ахматова)

14) И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада... 
 (К. Спицина)

15) Хранится в сердце мужества запас,
Как раньше порох в крепости хранили
Как провиант от сырости и гнили, 
Как на морском суденышке компас. 
 (В. Солоухин)


Упражнение 14.

Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

1) Отсталых туч над нами пролетает 
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
 (А.А.Фет)

2) Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща.  
  (Саша Чёрный)

3) Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль.    (В.М.Шукшин)
 

Упражнение 15.

Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.

1) Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь осеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
  (С. Есенин)

2) Россия! В злые дни Батыя
Кто, кто монгольскому потопу
Возвёл плотину, как не ты?   
   (В.Я.Брюсов)

3) Топи да болота, синий плат небес.     (С.А.Есенин)

4) Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр.   (В.М.Шукшин)

5)«Золото, золото падает с неба!»
Дети кричат и бегут за дождем...
- Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба! 
    (А.Н.Майков)

6) Под бровями в солнечном покое
Тихо светит небо голубое. 
(В.Брюсов)

7) Ель рукавом мне тропинку завесила.   (А.А.Фет)

8)Я вспоминаю, сердцем посветлев,
Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны
Продолжат свой тоскующий напев.
 (Н.Рубцов)

9) Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черёмуха
Машет рукавом. 
 (С.Есенин)

10) Простоволосые ивы
Бросили руки в ручьи.
Чайки кричали: «Чьи вы?»
Мы отвечали: «Ничьи!»

11) Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!
 (Н.Рубцов)


Упражнение 16.

Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...
Увы, – он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

1) Найдите в стихотворении метафоры в стихотворении, выпишите их. 
2) Подберите сравнительные конструкции к следующим метафорам: 
железный человек, лисий характер, медвежья походка, холодный взгляд, тёплая встреча, свинцовые тучи, мёртвый сад.
3) В четырёхтомном толковом словаре русского языка слово «
мятежный» имеет два значения: 1. Причастный к мятежу, принимающий участие в мятеже. Мятежное войско.  2. Тревожный, неспокойный, бурный.

В каком значении употреблено слово «мятежный» в стихотворении М.Лермонтова «Парус»? На чём основано сходство между прямым и переносным значениями этого слова, то есть на чём строится метафора «мятежный парус»? 
4) Напишите сочинение в научном стиле на тему «Выразительная роль метафоры  в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».  


Упражнение 17.

Найдите в текстах метафоры, объясните их значение. На основе какого сходства возник метафорический перенос?

1) Отсталых туч над нами пролетает 
Последняя толпа. 
Прозрачный их отрезок мягко тает 
У лунного серпа.
 (А. А. Фет)

2) Вся в пыли торчит щетина 
Придорожного хвоща. 
(Саша Черный)

3) Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин)

4) Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин)

5) Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)


Упражнение 18.

Прочитайте тексты. Найдите в тексте метафоры, объясните их художественную функцию.

1) Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы...
Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ литератор вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести.
 (К. Г. Паустовский)
2) Мы стоим в лесном овраге. А над нами висит белое облако.
Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо и землю. Над нами жужжат пчелы. Живые крылатые вертолетики приземляются на пушистое облако. Пахнет пьянящим нектаром и ароматной пыльцой.
Это цветет черемуха.
 (С. Ларин)


Упражнение 19.

Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1) Ветер спит, и все немеет, 
Только бы уснуть; 
Ясный воздух сам робеет 
На мороз дохнуть. 
(А. А. Фет)

2) Тропами потаенными, глухими, 
В лесные чащи сумерки идут. 
Засыпанные листьями сухими, 
Леса молчат — осенней ночи ждут.
 (И. А. Бунин)

3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)


Упражнение 20.

Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

1) Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы... 
И роняют тихо слезы 
Ароматные цветы
. (А. А. Фет)

2) На родину тянется туча, 
Чтоб только поплакать над ней.
 (А. А. Фет)

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)

4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное.
 (М. Горький)

5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)

6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку — печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами — рука в руке. (Т. Н. Толстая)


Упражнение 21.

Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности: сравнением, риторическим обращением, параллелизмом.

1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов)


Упражнение 22.

Найдите в приведенном поэтическом отрывке олицетворения.

1) Темнеет вдали, 
Приуныл подорожник. 
(Н. Рубцов)

2) А голос был все глуше, тише, 
Жизнь угасала навсегда,
И стало слышно, как над крышей 
Тоскливо воют провода...
 (Н. Рубцов)

3) Я долго ехал волоком. 
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол,
Звеневший под дугой.
 (Н. Рубцов)

4) ...И третий, кажется, автобус
Бежит по линии шестой.
 (Н. Рубцов)

5) Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха..
. (В. Солоухин)

6) И лишь продрогшая рябина
Стучится кистью о стекло, 
Вокруг нее размокла глина, 
Рябине хочется в тепло.
 (В. Солоухин)

7) Черные тени узорной решетки 
Ясно ложатся по белому снегу. 
Тихие звезды — задумчиво-кротки, 
Месяц пророчит истому и негу. 
Черные окна немого собора 
Смотрят угрюмо на белое поле...
 (В. Брюсов)

8) Приуныли в поле колокольчики.
Для людей мечтают позвенеть, 
Но цветов певучие бутончики 
Разве что послушает медведь.
 (Н. Рубцов)

9) Стаи птиц. Дороги лента. 
Повалившийся плетень. 
С отуманенного неба 
Грустно смотрит тусклый день.
 (К. Бальмонт)

10) «Кого? Для чего? - камыши говорят, 
-Зачем огоньки между нами горят?» 
Но месяц печальный безмолвно поник. 
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души, 
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.
 (К. Бальмонт)

11) Дрожит волнистая черта,
На нем и в нем все что-то дышит... 
И ласково его колышет, 
Смиряясь, злая пустота. 
Нет, мы не здесь, в юдоли дольней, 
Мы с ним летим к завесе туч! 
И серый луч скользит, колюч, 
Над удивленной колокольней.
 (3. Гиппиус)

12) Неужели я снова
В этих березовых рощах? 
Снова сияет майское солнце,
Склоняясь над розовым полем. 
Пахнет аиром,
И плакучие прибрежные ивы 
(Милые! Милые! Те самые!)
 Без движенья дремлют над прудом. 
(С. Соловьев)

13) Сонный зимний ветер надо мной поет, 
Усыпляет песней, воли не дает, 
Путь заносит снегом, по полю бежит, 
Вместе с колокольчиком жалобно дрожит...
 (И. Бунин)

14) Старый дом. Он с трудом доживает,
Оттесняя крылечком траву, 
Всеми окнами к людям взывает, 
Только я в нем уже не живу.
 (К. Спицина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по ликвидации пробелов в знаниях по результатам регионального мониторинга по русскому языку в 5 классе

Индивидуальная программа по ликвидации пробелов в знаниях по результатам регионального мониторинга октябрь 2019 для обучающихся 5 класса...

Индивидуальная программа по ликвидации пробелов в знаниях по результатам регионального мониторинга по русскому языку в 6 классе

Индивидуальная программа по ликвидации пробелов в знаниях по результатам регионального мониторинга по русскому языку в 6 классе...

Индивидуальная программа по ликвидации пробелов в знаниях по результатам регионального мониторинга по русскому языку в 7 классе

Индивидуальная программа по ликвидации пробелов в знаниях по результатам регионального мониторинга по русскому языку в 7 классе...

Индивидуальная программа по ликвидации пробелов в знаниях по результатам регионального мониторинга по русскому языку в 8 классе

Индивидуальная программа по ликвидации пробелов в знаниях по результатам регионального мониторинга по русскому языку в 8 классе...

Аналитический отчет по результатам регионального мониторинга по русскому языку среди обучающихся 9-х классов Республики Бурятия.(20 - 22 апреля 2022 г.)

Предметная диагностика в целом по разделам русского языка (ввиду полученных результатов по оценочным процедурам, в т.ч. ГИА). Наряду с этим проверялась также и читательская грамотность школьников....