Технологическая карта урока русского языка для 5 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР)
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Цель: Обобщение знаний обучающихся об имени существительном, склонении имён существительных.
Задачи: - развивать умение определять склонение существительных, обогащать словарный запас учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь;
-воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Три склонения имен существительных» | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка для 5 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР) Подготовила Головач Ирина Григорьевна. МОУ Ореховская СОШ Галичского района Костромской области | |||
Тема: «Три склонения имен существительных» | Тип урока: комбинированный урок. | ||
Цель: Обобщение знаний обучающихся об имени существительном, склонении имён существительных. Задачи: - развивать умение определять склонение существительных, обогащать словарный запас учащихся; - развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; -воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку. | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные: совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных. | Метапредметные: -Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы); -Умение грамотно и связно излагать свои мысли; -Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным). | Личностные: -Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка; -Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | |
Ресурсы урока: ТСО: компьютер, проектор, экран. Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» ч.1. интерактивная доска, наглядный материал: сказочные герои (Айболит, Буратино), поезд с вагонами, сигнальные карточки, конверты с карточками со словами из пословиц, значки !, ?, -. | |||
Планируемые результаты: учащиеся научаться определять склонение существительных; применять правило постановки Ь в существительных 3-го склонения. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1)Организационный момент | Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами. Учитель читает стихотворение: Тучки нахмурились, - Какое настроение вызывают у нас последние строки стихотворения? (Радостное) - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок | Психологический настрой учащихся на урок. | Личностные УУД: 1.Внимание. 2.Уважение к окружающим. 3.Эмоциональный настрой на урок. |
2)Кинезнологические упражнения | Зайчик Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко не простое – Блестит, словно золотое. «Дом-ёжик-замок» «Дом» – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. «Ёжик» – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. «Замок» – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Колечко Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед. Цепочка Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки. «Внимание» Чтоб внимательными быть - нужно на ладонь давить. Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии - выдох, при ослаблении - вдох. То же самое с правой рукой. | Для развития межполушарного взаимодействия необходимо регулярно выполнять кинезиологические упражнения. | Регулятивные: 1.Упражнения повышают стрессоустойчивость 2. Синхронизируют работу полушарий. 3. Улучшают мыслительную деятельность |
3)Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. | Сообщение темы и цель урока. Звучит песня из мультфильма «Поезд из Ромашкова» (К доске прикрепляется поезд с вагонами.) - Сегодня к нам в гости приехали сказочные герои. Они хотят преподнести нам неожиданный сюрприз. Кто же эти герои и какой сюрприз они нам привезут на этом чудесном поезде мы узнаем, когда выполним все задания, которые они нам приготовили. |
| Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3. Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
4)Минутка чистописания | Отгадайте загадку: Запорошила дорожки, - Давайте сплетем из букв красивое зимнее кружево. Зз Злзы - А сейчас мы попробуем собрать пословицы из слов на карточках. Возьмите конверты (работа в парах на местах). - Запишите и объясните, как вы их понимаете. | Отгадывают загадку Чистописание соединение букв Собирают из слов следующие пословицы: Знания делают человека сильным. Знай больше, а говори меньше. Объясняют их смысл. | Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
5)Словарная работа | а) С…ло - В каком селе мы живем? (село Орехово) - Как выдумаете, почему наше село получило такое название? (Раньше в нашем селе было очень много кустов орешника, сейчас их не так много). б) обл…сть - Как называется наша область? (Костромская) - От какого города наша область получила свое название? ( От города Кострома) Название города связывается со славянским божеством,а именно - Костромой, символ которого, соломенную куклу, символически сжигали на масленицу (" похороны Костромы "). в) р…йон - А кто знает название нашего района? (Галичский) г) ст…лица - Назовите столицу нашей Родины? (Москва) | Записывают слова. вставляют гласные буквы и отвечают на поставленные вопросы учителя. | Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
6) Работа над темой урока | - Скажите, к какой части речи относятся все слова, которые мы записали? (К имени существительному.) - Что означает имя существительное? (Предмет.) - На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?) - Какие бывают имена существительные? (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные) - Как изменяются имена существительные? (По родам, числам и падежам.) а) Работа у доски и на местах Морфологический разбор существительных (схема разбора на карточках.). (Трое учащихся за раздвижной доской) Проверка ( развернуть доски)
Пока учащиеся выполняют работу на доске, остальные дети работают на местах: разобрать по членам и частям речи следующие предложения. I вариант: В лесу на поляне растет ель. II вариант: Под елью прячется пугливый зайчик. (Проверка работ учащихся у доски проводится сигнальными карточками:
| Отвечают на вопросы Повторяют морфологический разбор существительных. Повторяют синтаксический разбор предложения.
Работа с сигнальными карточками. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Проектировать свою учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
7)Видео Физкультминутка.
| - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал. Лингвистическая разминка. - Я называю существительное, если 1 скл. – поднимаем руки вверх. 2 скл. – в сторону. 3 скл.- отпускаем. 1 скл. - река, дедушка, деревня. 2 скл. – дом, облако, море. 3 скл. – ночь, степь, мышь. | Выполняют гимнастику. | Познавательные УУД: 1.Проверка знаний и умений. Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
8)Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону. | Работа в парах. Взаимопроверка. Задание: Выпишите существительные, распределяя их в 3 столбика по типам склонений. - Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм. Составление алгоритма Пять тетрадей, разгрузить машину с цементом, накормить супом, любоваться новогодней елью, построить шалаш(?), покормить доч(?), много груш(?). Проверка, проговаривая слова согласно алгоритму. Работа с сигнальными карточками. - Оцените работу своего товарища на листах самооценки по 5 б. системе. Наблюдение и сравнение - Изучение склонений имен существительных играют важную роль. В данном заданий вы увидели орфограммы. От чего зависит выбор ставится Ь или не ставится? Сформулируйте правило и приведите примеры из выполненного задания. | Выполняют задание в парах. Составление алгоритма:
Работа с сигнальными карточками. Оценивают работу товарища. «Ь после шипящих на конце слова» Пишется Ь:
Не пишется Ь:
| Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. |
| Самостоятельная работа. - На партах лежат карточки с заданием. Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание. Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?) Проверка. - Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе. | Каждый самостоятельно работает. Самооценка. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. |
10)Итог урока. Рефлексия | - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? - Довольны ли вы своей работой?
- Оцените свою работу на уроке. Для этого выберите один из значков. (Показ на и.д.) ! – понял и могу объяснить другим ? – в основном понял, но есть неуверенность --- - не понял, нужно повторить еще раз. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. - Вот и прибыли наши гости. Угадайте, кто ехал к нам на поезде: Лечит маленьких детей, У отца был мальчик странный, - Каждый из них привез нам свои знаменитые сказки (показ книг) и предлагает вам взять их в библиотеке и прочитать к уроку внеклассного чтения. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. - Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. | - Повторить склонения имен существительных. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
11)Домашнее задание | Тексты распечатаны. 1 (базовый уровень) Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание. В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей. | Записывают домашнее задание. |
Раздаточный материал:
Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.
Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)
Домашнее задание.
Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.
В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар.
Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой
Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8,9 классах) даже для детей с нормальным развитием, т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой ин...