Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой
учебно-методический материал по немецкому языку на тему
Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8,9 классах) даже для детей с нормальным развитием, т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой информации, поэтому развивающие упражнения, начиная с 5 класса особенно важны и необходимы.
Работая пятый год в специальных (коррекционных) классах VII вида, я поняла, что достичь поставленной цели и решить поставленные задачи, можно только проводя постоянную коррекционную работу через различные формы учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Учителя немецкого языка
МОУ «СОШ№17» г.Котласа
Просужих Ольги Анатольевны.
«Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой».
В классах данного вида учатся дети, испытывающие трудности в обучении и адаптации, а так же дети с низким уровнем сформированности психологических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности. Трудности которые испытывают ученики, могут быть обусловлены как недостатками внимания, не развитой силой воли, низким уровнем учебной мотивации, так и недоразвитостью отдельных психологических процессов – восприятия, памяти, мышления, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний.
Для учащихся этих классов характерны так же трудности в звуковом анализе, нарушение фонематического слуха. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходне звуки, у учащихся наблюдается нарушение речи даже на родном языке.
Развитие системы коррекционно-развивающего обучения требует реализации новых подходов к учебному процессу. Стоит проблема решения не только дидактических и воспитательных целей, но и коррекционно-развивающих.
Выпускники коррекционных классов должны владеть всеми знаниями, умениями и навыками, которые предъявляются выпускникам обычной общеобразовательной школы. Для того, чтобы помочь этим детям овладеть основными знаниями, умениями и навыками, предусмотренные программой, нужно использовать на уроках и дополнительных занятиях специальные коррекционно-развивающие упражнения.
Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8,9 классах) даже для детей с нормальным развитием, т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой информации, поэтому развивающие упражнения, начиная с 5 класса особенно важны и необходимы.
Работая пятый год в специальных (коррекционных) классах VII вида, я поняла, что достичь поставленной цели и решить поставленные задачи, можно только проводя постоянную коррекционную работу через различные формы учебной деятельности.
1. Прежде всего через развивающие упражнения, которые за время своей работы с данными классами выделила, обобщила, разработала и применяю в своей работе только те, которые действительно дают результат. Это упражнения на слуховое внимание, на коррекцию зрительного восприятия, на развитие логического мышления, аналитико-синтетической деятельности, на развитие связной речи на основе упражнений вербально-графического плана, мелкой и общей моторики, тактильных анализаторов, на развитие, обязательно, творческой активности детей.(см. приложение)
2. Максимально использую на уроках двигательную активность, применяя и используя различного вида игры, поскольку основная память до 13 лет – это двигательная память, то я стараюсь максимально использовать ситуации, требующие от детей выполнения каких-то движений. Это может быть рисование (где что лежит, куда что направлено и т.д.), различные подвижные игры, например, «Игра в мяч», «игра в команды», «кто это?», «игра прыжки по предложениям» (порядок слов в предложениях). Записываем части речи на отдельных листах бумаги и раскладываем их на полу, ученик делает прыжок на каждый листок, проговаривая при этом элементы предложения.
3. Использую рифмованный материал, пение на уроке, даже при объяснении грамматического материала, опоры, подстановочные таблицы, картинки и т.д.
4. Особое внимание необходимо уделять учебному материалу: даю небольшими порциями, после каждого этапа – подведение итогов. Объясняя новый материал, стараюсь задействовать все органы чувств: зрительные, речевые, двигательные. На уроке, считаю, должны быть использованы активные формы обучения – групповые, парные. Необходимо чередовать постоянно эти формы работы, будить воображение детей, используя недосказанность, перестановку логической последовательности событий.
Таким образом, игры, ролевые игры, визуализация, яркая забавная наглядность, таблицы, схемы – всё это помогает сделать уроки необычными, незабываемыми. А так же предупредить утомляемость, снять некоторый негативизм (особенно при изучении сложных грамот, тем, заставить поверить в собственные силы).
5. На уроках никогда не забываю одно из основных требований – индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, так как необходимо создать хорошее настроение, комфортную атмосферу для учения, сделать учебный материал доступным и посильным.
6. В основной массе дети с ЗПР из неблагополучных семей. Как правило, бытовые знания школьников сильно ограниченны, поэтому одним из самых важных требований к уроку в классе ЗПР является (с годами пришла к этому выводу) социальная адаптация, поэтому каждый урок для меня дожжен быть практически направленным, решать конкретные воспитательные задачи, готовить детей к реальной жизни.
Приложение:1. Упражнения на развитие логического мышления
№ | Здание | Классы |
1 | Найти отличия | 5-9 |
2 | Расположи слова в алфавитном порядке (в пределах первой, второй буквы) | 5-6 |
3 | Расставь слова в предложениях (соблюдая порядок слов) | 5-9 |
4 | Посмотри на незавершенный рисунок и выскажи предложение о том, что успел нарисовать художник | 5-8 |
5 | Подумай и скажи, что (где) должно находиться в комнате (классе, магазине и т.д.) | 5-7 |
6 | Сгруппируй выписанные из текста слова по частям речи | 5-9 |
7 | Закончи предложения, используя данные слова | 5-9 |
8 | Поставь порядковые номера на картинках, назови их, придумай названия | 5-6 |
9 | Соотнеси, соедини разрозненные сегменты иноязычного текста с соответствующим текстом на русском языке | 5-9 |
10 | Повтори, добавь слова, предложения («снежный ком») | 5-9 |
11 | Расположи абзацы в тексте так, чтобы получился логически связной рассказ (или пункты плана, согласно логике повествования) | 6-9 |
12 | Восстанови пропущенную в тексте пунктуацию | 5-9 |
13 | Прочти последний абзац текста и скажи, какое содержание может предшествовать данному (назови ключевые слова) | 6-9 |
14 | Заполни пропуски в предложении одним (несколькими) из указанных слов | 5-9 |
15 | Прочитай текст, найди в нем слова, которые обозначают ….. | 5-9 |
16 | Найди и замени слова в предложениях, которые не подходят по смыслу | 5-9 |
17 | Заполни пропуски в репликах, диалогах | 5-9 |
18 | Найди и выпиши из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой | 7-9 |
19 | Прочти и найди предложение, в котором сформулирована тема | 6-9 |
20 | Разбей текст на смысловые части и озаглавь их | 7-9 |
21 | Определи тематическую принадлежность текста, его стиль (научный, художественный, документальный и т.д.) | 8-9 |
22 | Прочитай текст и расположи пункты плана в нужном порядке в соответствии с логикой изложения материала текста | 6-9 |
23 | Прочитай предложения и организуй их в логической последовательности | 5-9 |
24 | Найди (одну, две) логически связные между собой фразы, переведи их | 6-9 |
25 | В соответствии с планом расположи краткие монологические высказывания в логической содержательной последовательности | 6-9 |
26 | Выбери правильный ответ из нескольких данных | 5-9 |
2. Упражнения на слуховое внимание
№ | Здание | Классы |
1 | Найди услышанное слово в тексте | 5-9 |
2 | Прослушай слова (словосочетания, предложения) и повтори их вслед за учителем, директором | 5-9 |
3 | Повтори для того, кто тебя не расслышал | 5-9 |
4 | Передай фразу по секрету («Секрет» в парах, группах) | 5-7 |
5 | Расскажи о том, что ты услышал, не рассказав о том где ты был(а) | 6-9 |
6 | Найди лишнее слово в речи учителя, одноклассника, сказочного героя | 5-9 |
7 | Прослушай предложения, поднимая руку (карточку-сигнал), когда слышишь вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение | 5-6 |
8 | Повтори шепотом, затем чуть громче, еще громче и совсем громко, что сказал учитель (персонаж), с разной эмоциональной окраской (интонацией) | 5-6 |
9 | Ответьте на вопросы (на доске) по прослушанному тексту, построенном на знакомом, частично знакомом лексическом материале | 5-9 |
10 | Упражнение «Отгадай-ка» (Кто и что говорит, делает) | 5-7 |
11 | Назови предмет по звуку (ложка падает, звенит телефон, будильник и т.д.) | 5-6 |
12 | Упражнение с песенками | 5-7 |
13 | Перефразируй услышанное предложение (от простого к сложному) | 5-9 |
14 | Выполни команды в той последовательности, в которой называет учитель (одень соседа по парте, отправь друга в поход и т.д.) | 5-9 |
15 | Отметьте паузы в звучании речевого потока | 5-9 |
3. Упражнения на коррекцию зрительного восприятия
№ | Здание | Классы |
1 | Посмотри и скажи что лишнее в логическом ряду, что поменялось местами, изменилось в цветах | 5-9 |
2 | Покажи предмет и назови его | 5-7 |
3 | Расставь высказывание, используя картинку | 5-9 |
4 | Разложи слова в корзинку, мешочек | 5-6 |
5 | Выбери рисунки и разложи их в той последовательности, в какой они встречаются в тексте | 5-7 |
6 | Использование языкового лото | 5-9 |
7 | Одень, достань, расставь, называя предметы | 5-9 |
8 | Работая с картинками, опорными конспектами, составление предложений, рассказа по теме | 5-9 |
9 | Соотнесение картинок со словами | 5-8 |
4. Упражнения на развитие и концентрацию внимания и памяти
№ | Здание | Классы |
1 | Что лишнее, что не хватает (картинки). Найди лишний слог, лишнее слово, второе слово | 5-7 |
2 | Назови слова в алфавитном порядке | 5-9 |
3 | Что поменялось местами | 5-7 |
4 | Восстанови предложения из текста, отрывка | 5-9 |
5 | Какие предметы окружают тебя (согласно теме), сколько их, где они расположены («Ищи, наблюдай играя») | 5-9 |
6 | Работа с рисунками, предметами (по темам). Расположи их в той последовательности, в какой они встречаются в тексте | 5-8 |
7 | Повтори, подтверди | 5-9 |
8 | Повтори для того, кто вас не расслышал | 5-9 |
9 | Включи слово в предложение, предложение в высказывание | 5-9 |
10 | Отгадай, кто и что говорит (различные голоса) | 5-6 |
5. Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности
№ | Здание | Классы |
1 | Прочитай тему урока, записанную с помощью знаков алфавита (цифр), вывешивается на доске или раздаются на карточках | 5-9 |
2 | Прочти зашифрованный текст а) «Разведчики» б) Расшифруй письмо, которое попало под дождь | 5-9 5-7 |
3 | Составление слов из слогов, из букв, предложений из набора слов, данных в разбивку | 5-9 |
4 | Проведи от каждой картинки линии к буквам, с которых начинаются и которыми заканчиваются слова, изображенные на них | 5-6 |
5 | Составить диалог из разрозненных реплик, соотнеся их по смыслу | 5-9 |
6 | Разложи действия на более мелкие. Сообщи, что ты делаешь | 6-9 |
7 | Составь несколько разных предложений | 7-9 |
8 | Составь предложения с помощью подстановочной таблицы | 5-9 |
6. Упражнения на развитие устной речи
№ | Здание | Классы |
1 | Чтение и ответы по тексту (с опорой и без опоры) | 5-9 |
2 | Упражнения типа – подтверди, подскажи | 5-9 |
3 | Расширь и продолжи текст | 5-9 |
4 | Составь и расскажи ситуацию по указанным на карточке ключевым словам (по цепочке, путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений) | 5-9 |
5 | Составление рассказа\пересказа (по аналогии и без) | 5-9 |
6 | Выступление с кратким сообщением о … (используя и не используя логико-синтаксическую схему на доске, карточке) | 5-9 |
7 | Трансформируйте монологическое высказывание в диалог или набор реплик в связной диалог или монолог | 6-9 |
8 | Заполни пропуски в репликах диалога | 5-9 |
9 | Составьте рассказ по цепочке (спонтанная устная речь) | 5-9 |
7. Развитие связной речи на основе упражнений
вербально-графического плана
№ | Здание | Классы |
1 | Составьте маршрут (поездки, похода в магазин, дороги в школу). Назови слова, необходимые для составления рассказа, расскажи с помощью опорного конспект (и без ОК) | 6-9 |
2 | Составьте схему, грамматическую таблицу для иллюстрации образования указанной грамматической формы и т.д. | 6-9 |
3 | Упражнения типа «Кроки» - Кто это, какой …, что делает? Составить с их помощью 2-3 предложения (рассказ) | 5-6 |
8. Упражнения на развитие мелкой и общей моторики,
тактильных анализаторов
№ | Здание | Классы |
1 | Обведи предмет по трафарету, угадай и назови слово (букву) | 5-6 |
2 | Нарисуй букву и переведи | 5 |
3 | Прокомментируй действия (движения соседа по парте, назови слова на языке) | 5-6 |
4 | Обведи отдельные части тела (ладошку, ступню, пальчики), произнеси вслух, подпиши на языке | 5-6 |
5 | Нарисуй и спроси что это | 5-7 |
6 | Выбери предложенных предметов, подпиши, назови, произнеси (одень из того, что лежит на столе, в корзине и т.д., называя вслух, что делаешь) | 6-8 |
7 | Отгадай (на ощупь) что лежит в волшебном мешочке, корзинке и т.д. | 5-7 |
8 | Повтори команды учителя, сказочных персонажей, озвучь их (повтори) | 5-7 |
9 | Повтори предложение и сделай хлопок на каждое слово. | 5-6 |
10 | С помощью глины пластилина сделай «лепешку» и отпечатай свою ладошку (букву). Назови или спроси соседа что это? | 5-6 |
11 | Прочитай рифмовку, используя «кулачки», пальчики, ладошки | 5-6 |
12 | Сделай (рисунок) аппликацию к скороговорке, стишку, песенке | 5-6 |
13 | Расположи и наклей цвета («Цветочная клумба») | 5 |
14 | Раскрась мандолу «Солнышко» и назови цвета, раскрась картинку к песенке, назови слова | 5 |
15 | Произнеси и покажи. Физкультминутки на уроке | 5-9 |
16 | Прокомментируй движения (пантомические действия) соседа по парте, учителя и т.д. | 5-6 |
9. Упражнения на развитие описательной устной речи на основе плана данного учителем
№ | Здание | Классы |
1 | Описание картинок (по образцу, по плану) на основе ключевых слов | 5-8 |
2 | Описание сказочных персонажей | 5-6 |
3 | Описание сюжета (тематического) | 6-9 |
4 | Составление сжатого пересказа с использованием плана-ответа | 6-9 |
5 | Работа с ассоциограммой, диаграммой | 6-9 |
10. Упражнения на развитие творческой активности
№ | Здание | Классы |
1 | Сформулируйте советы, рекомендации (начни с 2-3 предложений) для тех кто собирается в поход, отпуск, на экскурсию, в магазин, школу и т.д. | 6-9 |
2 | Расскажите о… Предусмотрите при этом, что вы – а) оптимист; б) скептик | 7-9 |
3 | Составьте вопросы для викторины | 7-9 |
4 | Составьте и запишите вопросы, которые вы бы могли задать в беседе с … | 6-9 |
5 | Поделитесь друг с другом новостью, впечатлением | 6-9 |
6 | Творческое изложение с заменой существительных мужского рода на существительные женского рода | 7-9 |
7 | Ответьте на приглашение | 6-9 |
8 | Разыграй этюд по предложенной ситуации (тексту) | 6-9 |
9 | Проведи воображаемую экскурсию для туристов, прибывших из страны изучаемого языка | 7-9 |
10 | Проведи социологический опрос молодежи, выясни их отношение к …. | 9 |
11 | Составь ряд монологических высказываний по одной и той же теме, с одной и той же лексикой, но с разной коммуникативной адресованностью (в расчете на разных слушателей и их индивидуальных особенностей: профессий, увлечений и т.д.) | 7-9 |
Список литературы
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г., Малофеева Н.Н. – М.: АРКТИ 2001
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников; Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000
- Андрюшенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей. – М.: Академия, 2002
- Бликова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2001
- Гурин Ю.В. Эффективная методика развития речи. – С-Пб.: Литра, 2007
- Зикиев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Академия, 2002
- Зикиев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2003
- Козырева Л.М. Секреты грамматики. – Ярославль, Академия развития, 2001
- Комбарова О.В. Дидактический материал по немецкому языку для учащихся 7-8 классов. – Волгоград, Учитель, 2007
- Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития; особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная Пресса, 2004
- Маслынко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, Высшая школа, 2001
- Мисаренко Г.Г. Методика обучения русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. – М.: Академия, 2004
- Шапкова А.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2005
- Якимин В.Г. Увлекательные задания на уроках немецкого языка. – М.: Дрофа, 2004
- Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», №№ 1,2, 2008
- Журналы «Иностранные языки в школе», № 4–1987, № 1–2001, № 2–2002, № 3–2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические упражнения к уроку немецкого языка в 9 классе по теме Пассив
Данные упражнения предназначены на:усвоение навыков употребления на письме грамматической темы «Страдательный залог», образование и перевод на русский язык,активизацию в памяти учащих...
Система упражнений на уроках немецкого языка.
Система упражнений на уроках немецкого языка....
ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой
Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...
Технологическая карта урока русского языка для 5 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР)
Цель: Обобщение знаний обучающихся об имени существительном, склонении имён существительных.Задачи: - развивать умение определять склонение существительных, обогащать словарный запас учащихся;- развив...
Коммуникативные упражнения на уроках немецкого языка
Владение иностранным языком, в том числе немецким, - это не только знания, это, прежде всего, умения и навыки. Каждый ученик должен регулярно упражняться в овладении иностранным языком. Только через у...
Технологическая карта урока математики на тему: «Треугольники в кругосветном путешествии» в 5 классе (по адаптированной образовательной программе)
Технологическая карта урока математики на тему: «Треугольники в кругосветном путешествии» в 5 коррекционном классе VIII вида. Область применения: закрепление, обобщение и систем...
«Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с ЗПР с адаптированной образовательной программой».
Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе VII вида. Для того, чтобы помочь детям овладеть основными знаниями, умениями ...