Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Кочетова Ольга Борисовна

Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, что она позволяет использовать навыки, полученные в процессе обучения на уроках русского языка и литературы,  психологически подготовиться к предстоящему экзамену, т.к психологическая подготовка - важнейшая составляющая всей подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_po_dop.obr_sochinenie.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Нижнеспасский филиал МБОУ Верхнеспасской средней общеобразовательной школы Рассказовского района

Утверждаю 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению экспертным  советом ИМЦ Рассказовского района

   «____»___________200__год

Протокол №1 от

Директор школы_______С.В. Стрыков

«_____»__________________200__год

Председатель экспертного совета        

Э.В.Меркулова

Дополнительная образовательная программа

Теория и практика написания

 сочинения – рассуждения

 на основе прочитанного текста

Возраст обучающихся – 15-17 лет

Срок реализации – 2 года

1-й год – 1 час в неделю

2-й год – 1 час в неделю

           

               

Автор-составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Кочетова Ольга Борисовна

 

с. Нижнеспасское

 2013 г.

Пояснительная записка

       Многие выпускники школы не только при подготовке к сдаче единого государственного экзамена, но и очень часто во время самого экзамена оказываются в затруднительной ситуации, в частности при написании части 3 (С) на ЕГЭ по русскому языку. Одни выпускники испытывают сложности при формулировке проблемы, вторые -  не могут воспринять информацию текста, интерпретировать его. Третьи - затрудняются в определении авторской позиции. Другим бывает сложно обосновать тезис примерами из читательского опыта не только потому,  что они мало читают, но и просто потому, что не знают, как применить известный им материал в качестве аргументов. Большая часть старшеклассников бывает просто не готова психологически.  Так как сельский школьник не может воспользоваться  услугами репетитора из-за удалённости от города, низкого материального положения семьи,  ему необходимо в условиях школы научиться  аргументировать и грамотно излагать свою точку зрения. А для этого  важно организовать работу по  развитию монологической речи, практических речевых умений и навыков за пределами урока, что немаловажно не только для сдачи единого государственного экзамена, успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.

             Данная программа, нацеленная на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного  монологического высказывания,  предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, что она позволяет использовать навыки, полученные  в процессе обучения на уроках русского языка, психологически подготовиться к предстоящему экзамену, так как психологическая подготовка – важнейшая составляющая всей системы подготовки.  

    Курс “Теория и практика написания сочинения - рассуждения  на основе прочитанного текста ” направлен на решение  важных вопросов: что такое проблема текста и как её сформулировать, как должен быть оформлен комментарий, какова позиция автора, какие должны быть аргументы и как их грамотно подобрать, какими должны быть вступление и заключение, как психологически подготовиться к экзамену. Программа  предназначена для  15-17- летних школьников, обучающихся в общеобразовательных и   профильных классах, рассчитана на 2 года обучения, по  36 часов в каждом.

Предлагаемая программа дополнительного образования не только способствует  развитию монологической речи, умений интерпретировать текст, рефлексировать свою деятельность в процессе подготовки к экзамену,  но и формирует  нравственные основы личности выпускника средней школы, позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности, получить высокий балл за часть С на ЕГЭ, стать успешными.

          Программа позволяет  последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию монологической речи обучающихся.

         Цели программы:

создание условий для подготовки к заданию части С (повышенного уровня сложности) единого государственного экзамена по русскому языку;

содействие снижению уровня тревожности при подготовке к выпускному экзамену;

содействие  успешной учебной деятельности и личностному росту на основе понимания содержания исходного текста  

Задачи:

   формировать умения работать с текстами различных стилей и жанров;

   расширить лингвистический кругозор старшеклассников;

 углубить знания обучающихся о строении и создании текста, грамматических, речевых, логических, фактических и этических ошибках;

 научить воспринимать информацию текста, интерпретировать его;

 научить применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка при построении монологического высказывания;

 развивать образное и логическое мышление старшеклассников, творческие способности подростков, умения аргументировать и грамотно излагать свою точку зрения;

 формировать нравственные основы личности;

 подготовить выпускников  психологически к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку

Принципы построения курса:

Основой построения курса являются принципы:

- системности и поэтапности в формировании речевых умений старшеклассников;

- сопряженности дополнительной образовательной программы с основной программой по русскому языку;

- единства интеллектуального, речевого и духовного развития личности;

- индивидуально-творческого и деятельностного подхода.

Формы проведения занятий, предусмотренных программой:

- свободная творческая дискуссия;

- ролевая игра;

- выполнение творческих заданий;

- практическая работа.

Отличительной особенностью программы является то, что каждое из занятий посвящено отдельному этапу написания творческой работы (сочинения-рассуждения), а интересные тексты и задания к ним, различный справочный материал, тренировочные упражнения, образцы фрагментов сочинений привлекут внимание старшеклассников, заинтересуют их и помогут понять, как справиться с требованиями каждого из критериев работы. Кроме того,  программа предусматривает тесный контакт  педагога  с психологом, предполагается  проведение нескольких занятий педагогом-психологом школы в целях снятия эмоционального напряжения и выявления психологической готовности к предстоящему экзамену.

Значимость данной программы состоит не только в подготовке к выпускному экзамену, но и расширении лингвистического кругозора старшеклассников, углублении знаний о строении и создании текста.  Формирование целостных представлений о тексте, его строении  будет осуществляться в ходе анализа и осмысления текстов художественного и публицистического стилей, поиска и «вычитывания» подтекстовой информации, самостоятельной  творческой деятельности обучающихся на основе прочитанного текста. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В основу реализации программы положен деятельностный подход, групповая и парная работа, проведение тренингов, конкурсов сочинений, презентаций, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, нетрадиционных форм занятий.

Для решения познавательных и коммуникативных задач обучающимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари лингвистических и литературоведческих терминов, Интернет-ресурсы.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается обучающимися через глубокое проникновение в тайны текста, путём создания памяток, клише, схем-опор, таблиц, алгоритмов,  редактирования «чужих» работ, работы в роли эксперта. При реализации программы используются  методы и приемы работы,  связанные с самостоятельным поиском, наблюдением  обучающихся в целях  развития творческой познавательной активности, а именно:

– проблемное изложение теоретического материала;

– самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

– совершенствование рукописи с целью решения определенной задачи, создание собственного рассуждения по проблеме;

– саморецензирование и взаиморецензирование.

Отслеживание результатов  осуществляется путем выполнения творческих заданий, практических и тренинговых  работ.

В результате освоения программы курса “Теория и практика написания сочинения - рассуждения  на основе прочитанного текста ”  обучающиеся должны

знать:

– смысл понятий: проблема текста, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументы, естественные и искусственные доказательства, композиция сочинения;

– виды информации в тексте;

      - категории (виды) проблем;

– о фактических, логических, грамматических, речевых  и  этических ошибках;

- критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом;

- логические законы и формы доказательств;

- особенности построения логических и чувственных аргументов;

- о композиционных приемах в художественном тексте, ведущих к пониманию авторской позиции;

 - основные причины нарушения синтаксической нормы, приводящие к речевым ошибкам;

- критерии оценивания части С;

- специфику каждого из этапов создания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста.

уметь:

– создавать самостоятельное, обдуманное, четко структурированное, исчерпывающее, нормативное, естественно грамотное, нестандартное, интересное, яркое сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– соблюдать в устной и письменной речи языковые нормы;

– работать с текстом и дополнительной литературой (словарями, справочниками, энциклопедиями и т.д);

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

– участвовать в дискуссии, работать в группе и в паре;

- не только оценивать, но и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности;

- рефлексировать свою деятельность по подготовке к экзамену.

владеть:

- коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;

-  композиционными приемами построения сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста;

- навыками самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в процессе создания монологического высказывания.

Виды деятельности с обучающимися:

- теоретические занятия;

- тренинги;

- творческий практикум;

- работа с текстами различных стилей и жанров;

- работа со справочной литературой;

- анкетирование;

- социологический опрос;

- психологический тренинг;

- участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах сочинений;

- презентации лучших работ;

- выступления и публикации в местных средствах массовой информации

  Формы и методы контроля:

- самостоятельные работы;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации и выступления

Программа предусматривает  контроль усвоения материала в конце каждого года обучения:

- после 1-го года обучения – семинар –практикум по теме « Эта трудная часть С» или « Как получить за часть С максимальное количество баллов», самостоятельная творческая работа;

- после 2 –го года – конкурс сочинений-рассуждений по прочитанному тексту, презентация работ

Учебно-тематический план программы первого года обучения

п/п

Наименование разделов программы

Кол-во

часов

В том числе:

теория

 практика

  1. .

Введение в курс

1

1

Учимся правильно понимать содержание исходного текста

1

1

Как сформулировать проблему текста без проблем?

2

1

1

Учимся комментировать проблему

5

2

3

Как выявить позицию автора?

2

1

1

Учимся аргументировать   Естественные доказательства Искусственные доказательства Поработаем над созданием «банка» аргументов

8

4

4

С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения  

3

1

2

Поговорим об ошибках

6

4

2

9.

Обобщаем сказанное

4

2

2

10.

Итоговое занятие

4

1

3

Итого

36

18

18

Учебно-тематический план программы второго года обучения

п/п

Наименование разделов программы

Кол-во

часов

В том числе:

теория

 практика

1.

Психологическая подготовка к экзамену

6

2

4

2.

Практикум по актуальным темам сочинения

27

2.1

Философия

2

1

1

2.2

Общество и политика

2

1

1

2.3

Война и мир

2

1

1

2.4

Язык и общество

3

1

2

2.5

Искусство

2

1

1

2.6

Литература, книги, чтение

3

1

2

2.7

Наука

2

1

1

2.8

Природа и человек

3

1

2

2.9

Нравственность

4

1

3

2.10

Молодёжь, молодость, выбор профессии, выбор жизненного пути

4

1

3

3

Итоговое занятие

3

3

Итого

36

12

24

Содержание программы обучения

( 1-й  год обучения – 36 часов)

  1. Введение в курс (1ч)

                  О роли заданий с развернутым ответом (тип С) в контрольных измерительных материалах Единого государственного экзамена по русскому языку. Формулировка задания. Система оценивания. Составление памятки для выпускника. Об отношении обучающихся к ЕГЭ по русскому языку, выявление степени тревожности к экзамену.

  1. Учимся правильно понимать содержание исходного текста (1ч)

Что такое текст и подтекст? О видах информации в тексте. Тема и основная мысль текста. О роли микротем в тексте. Составление алгоритма работы с текстом.

  1. Как сформулировать проблему текста без проблем? (2ч)

Что такое проблема текста? Категории проблем. Как выявить проблему текста? Как сформулировать проблему текста? Основные затруднения выпускников при формулировке проблем исходного текста. Практикум по определению и формулировке проблем текста

  1. Учимся комментировать проблему (5ч)

Что такое комментарий? Два типа комментария. В чем отличие комментария от пересказа? Что значит «прокомментировать» проблему исходного текста? Как оформить комментарий? Анализ допущенных ошибок по критерию К2 (комментарий к сформулированной проблеме). Тренинг по тексту публицистического и художественного стилей по определению проблем текста и комментариев к ним.

  1. Как выявить позицию автора? (2ч)

Что такое позиция автора? Как выявить позицию автора? Как сформулировать позицию автора? Автор или рассказчик? О возможных затруднениях выпускников при отражении авторской позиции. Самостоятельная работа с текстом по выявлению авторской позиции.

  1. Учимся аргументировать (8ч)

6.1 Естественные доказательства (3ч)

                  Согласие/несогласие с позицией автора. Что такое аргументация? Основные типы аргументов. Естественные аргументы. Подбор примеров из жизни, художественной, публицистической и научной литературы для иллюстрации предложенных тезисов. Составление схем-опор (тезис-аргумент-иллюстрация-вывод) по предложенному тексту.

6.2 Искусственные доказательства (3ч)

                  Искусственные доказательства. Логические и чувственные аргументы. Практикум по определению форм логической аргументации. Создание собственных рассуждений с использованием изученных форм.

6.3 Поработаем над созданием «банка» аргументов (2ч)

Создание «банка» аргументов из художественной, публицистической и научной литературы по предложенным проблемам. 

                   

7.  С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения  (3ч)

Что такое композиция сочинения? С чего начать? Чем закончить? Анализ фрагментов (вступлений и заключений) работ выпускников прошлых лет с точки зрения эксперта. Создание собственных вступлений и заключений к исходному тексту.

8. Поговорим об ошибках (6ч)

Что такое фактическая ошибка? Что такое логическая ошибка? Что такое грамматическая ошибка? Что такое речевая ошибка? Практическая работа по оценке сочинений выпускников на предмет наличия вышеназванных  видов ошибок.

9. Обобщаем сказанное ( 4ч)

Основные этапы работы над сочинением. Критерии оценивания ответа на задание С. Основные затруднения выпускников при выполнении задания с развернутым ответом. Поработаем экспертами (практикум по оценке сочинений – рассуждений). Самостоятельная работа по  предложенному тексту

10. Итоговое занятие (4ч)

Семинар –практикум по теме « Эта трудная часть С» или « Как получить за часть С максимальное количество баллов». Самостоятельная творческая работа по исходному тексту

( 2-й  год обучения – 36 часов)

  1. Психологическая подготовка к экзамену (6 часов)

Психологическая подготовка к экзамену – важнейшая составляющая всей системы подготовки. Советы педагога-психолога выпускникам при подготовке к экзамену. Советы педагога-психолога « Как вести себя во  время проведения экзамена». Анкетирование старшеклассников « Что я знаю о ЕГЭ». Диагностика уровня тревожности обучающихся.   Тренинг по  снижению уровня тревожности выпускников. Способы снятия нервно-психического напряжения. Как противостоять стрессу.

  1. Практикум по актуальным темам сочинения (27 ч)
  1. Философия (2ч)

Определение понятия философия. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста    В. Розанова. Смысловой анализ сочинения ученика по данному тексту. Оценка работы ученика по критериям К1, К2, К3, К4.                   

  1. Общество и политика (2ч)

 Определение понятий политика, цивилизация, демократия. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста    В. Ключевского. Смысловой анализ сочинения ученика по данному тексту. Оценка работы ученика по критериям К1, К2, К3, К4.             

                   

  1. Война и мир (2ч)

Определение понятия война. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста    В. Некрасова. Групповая работа по созданию сочинения  по данному тексту. Оценка групповой работы  по критериям К1, К2, К3, К4.                   

                           

  1. Язык и общество (3ч)

Определение понятия язык. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста    Л. Григорян. Создание банка формулировок, цитат и аргументов по данной теме. Работа в парах по созданию возможных вариантов начала и заключения сочинения по исходному тексту.                   

                         

  1. Искусство (2ч)

Определение понятия искусство. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста    М. Аксёновой. Смысловой анализ сочинения ученика по данному тексту. Оценка работы ученика по критериям К1, К2, К3, К4.                   

                             

  1. Литература, книги, чтение (3ч)

Определение понятия литература. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста    В. Шукшина. Написание сочинения-рассуждения  по данному тексту. Самооценка работы  по критериям К1, К2, К3, К4, К5, К6, К11, К12.                   

                             

  1. Наука (2ч)

Определение понятия наука. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста   А. Сахарова. Смысловой анализ сочинения ученика по данному тексту. Оценка работы ученика по критериям К1, К2, К3, К4.                   

                               

  1. Природа и человек (3ч)

Определение понятия природа. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста   Я. Хелемского. Создание банка формулировок, цитат, аргументов  по данной теме. Индивидуальная работа по написанию начала и заключения сочинения по исходному тексту.                   

                               

  1. Нравственность (4ч)

Определение понятия нравственность. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста    Л. Улицкой. Смысловой анализ сочинения ученика по данному тексту. Оценка работы ученика по критериям К1, К2, К3, К4.   Создание банка формулировок, цитат, аргументов по данной теме.               

                       

  1. Молодёжь, молодость, выбор профессии, выбор жизненного пути (4ч)

Определение понятия молодость. Словарь сочетаний. Проблемы. Анализ исходного  текста    В. Сухомлинского. Создание банка формулировок, цитат, аргументов по данной теме.   Написание       сочинения-рассуждения      по исходному тексту.    Оценка работы одноклассника   по критериям К1, К2, К3, К4, К5, К6, К11, К12.                 

     

  1. Итоговое занятие (3ч)

Написание сочинения - рассуждения по одному из  предложенных текстов ( на выбор).  Конкурс на лучшее сочинение. Презентация работы.

Средства, необходимые для реализации данной программы

*тексты на определенную тему с подбором проблем;

*тексты сочинений выпускников для редактирования и оценки;

*словари;

*справочники;

*наглядный материал: схемы, алгоритмы, таблицы;

*банк аргументов на определенную тему

*презентации к занятиям

Технические средства: компьютер, медиапроектор

Методическая литература

Для педагога:

  • Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Руский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. М.: Айрис-пресс,2004.
  • Бардин С.М. Учитесь властвовать собой.- М.: Советская Россия, 1986.
  • Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка/ Ю.А.Бельчиков.- М., 2008.  
  • Валгина Н.С. Теория текста/Н.С.Валгина. — М., 2004.
  • Выготский Л.С.Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
  • Долинина Т.А. Как написать сочинение на едином государственном экзамене/Т.А.Долинина.-М.: Айрис-пресс, 2009.
  • ЕГЭ-2011. Русский язык: учебно-тренировочный комплект: практикум по подготовке к ЕГЭ/ под ред.И.П.Цыбулько.- М.: Национальное образование, 2011.
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. \Г.Т.Егораева.– М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Часть З (С). Методические рекомендации по выполнению задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  • Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1997.
  • Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя.- М.: Молодая гвардия, 1992.
  • Корытная М.Л. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста. Тверь, 1996.
  • Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.
  • Леви В.Л. Искусство быть собой.- М.: Знание,1993.
  • Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
  • Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии/А.Г.Нарушевич.-М., 2009.
  • Нарушевич А.Г. Готовимся к ЕГЭ. Культура русской речи/А.Г.Нарушевич.- Таганрог., 2009.
  • Руденко И.А. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения// Справочник заместителя директора школы. 2011 №4. С 30-37.
  • Тимошенко Т.Е. Русский язык. Единый государственный экзамен. Часть С/ Т.Е.Тимошенко.- М.: Дрофа, 2009.
  • Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку/И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др.- 2 изд., испр.-М.: ООО « ТИД « Русское слово - РС», 2011.
  • Цыбулько И.П и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом. Часть I. М.: Издательство РУДН, 2005.
  • Голуб И.Б, Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи.- М., 1997.
  • Голуб  И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. — М., 2007.
  • Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
  • Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. — М., 1994.
  • Кожина   М. Н.     Стилистика русского языка.  — М., 1993.
  • Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник – практикум.- М., 1998.
  • Нормы русского литературного языка. Практический материал к урокам /Под ред. О. В. Загоровской. – М., 2006.
  • Панфилов А. К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М., 1984.
  • Розенталь  Д. Э.    Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.
  • Сидорова М. Ю., Савельев В. С.Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. – М., 2005.
  • Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: практикум по культуре речи. – СПб., 1994.

Для учащихся:

  • Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. — М., 1998.
  • Аристова Т.С., Ковшова М. С. Словарь образных выражений русского языка. — М., 1995.
  • Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. — М., 1988.
  • Баженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. – М., 2004.
  • Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы. — М., 2003.
  • Голуб  И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. — М., 2007.
  • Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.
  • Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
  • Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. — М., 1994.
  • Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь \ А.П.Квятковский.- М., 1998.
  • Культура речи: нормы русского языка: материалы к урокам для 9-11 классов общеобразовательной школы/ сост.Н.Б.Руженцева.- Екатеринбург, 2005.
  • Нарушевич А.Г. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: практикум по культуре речи. Таганрог, 2003.
  • Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к  ЕГЭ. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г.Нарушевич.-М.: Просвещение 2011.
  • Розенталь Д. Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. — М., 2006.
  • Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке/Д.Э. Розенталь. — М., 2002.
  • Сенина Н.А.русский язык. ЕГЭ-2010:вступительные экзамены/Н.А.Сенина.- Ростов-на-Дону,2009.
  • Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология\ Л.М.Баш, А.В.Боброва и др. М., 2000.
  • Солганик Г. Я. Русский язык: Стилистика. 10— 11 классы. — М., 2001.

Электронные издания

  • Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. «МедиаХауз».
  • Как правильно говорить по-русски? «ИД «Равновесие».
  • От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка. «БукаСОФТ».
  • Русские словари: иностранных слов, фразеологизмов, аббревиатур, орфографический. ИДДК.
  • Русский язык. Электронное учебное пособие. «РуссобитМ».
  • Стилистический словарь русского языка. ИДДК.

 Рекомендуемые Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» для учащихся 10 класса...

Факультативный курс по русскому языку для 10 класа «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст»

В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку...