Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

 Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_distantsionnogo_kursa.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дистанционного курса «Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка

         Дистанционный курс  «Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, предлагаемой Министерством образования и науки РФ в качестве ориентира для разработчиков с учетом специфики организации дистанционного обучения с использованием компьютерных технологий.

          Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам.  

          Программа дистанционного курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10-11 классов (профильный уровень) и представляет систему  поэтапной работы над сочинением, которое предлагается написать ЕГЭ по русскому языку. Задание 27 (сочинение) является заданием повышенного уровня сложности. Особенностью данного дистанционного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи.

Цели дистанционного курса: 
- совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание;
 - формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- формирование и развитие умения определять проблему, комментировать ее, определять авторскую позицию, подбирать аргументы;
- с
овершенствование и развитие умения передавать в письменной форме авторскую позицию, свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи:
- помочь овладеть технологией написания сочинения-рассуждения по исходному тексту;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

- способствовать развитию письменной речи. 

Методика занятий

       Занятия дистанционного курса проводятся на основе оргдеятельностной методики. Участники в собственной деятельности осваивают тему курса. От учащихся потребуется 1 час времени в неделю и доступ к Интернет. Занятия проводятся на сайте учителя https://nsportal.ru/zolotareva-natalya-nikolaevna с использованием электронной почты учителя и учащихся.

Структура дистанционного курса

Каждый урок посвящен отдельной теме и включает:

  1. Лекция (разъяснения, важные рекомендации, практические советы).
  2. Практикум (задания по теме урока).

Формы итогового и промежуточного контроля

 творческая работа, сочинение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу изучения курса

       Учащиеся, изучившие курс, должны знать:

– общие сведения о русском языке;

– определения основных изученных единиц языка и категорий;

– осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

       У м е т ь:

- анализировать содержание читаемого текста;

- формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

- аргументированно доказывать собственную позицию;

- структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

- использовать в речи вариативные грамматические конструкции и лексическое богатство языка, опыт использования выразительных средств;

- совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.

Содержание программы

Модуль 1. Основные требования к сочинению (4 часа).

   Тема 1. Общая характеристика части С1.

   Тема 2. Критерии оценивания сочинения – рассуждения.

   Тема 3. Композиция сочинения - рассуждения.

 Модуль 2. Содержание сочинения – рассуждения (9 часов).

   Тема 1. Определение проблемы текста. Выявление проблемы текста. Способы формулирования проблемы.

   Тема 2. Комментирование проблемы исходного текста. Что такое комментарий? Виды комментария. Смысловая связь.

   Тема 3. Формулирование авторской позиции. Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. Трудности выявления авторской позиции.

   Тема 4. Выражение собственного мнения по вопросу. Как выразить собственное мнение по проблеме?

   Тема 5. Способы аргументации в сочинении – рассуждении.
Модуль 3.  Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Точность и выразительность речи  (7часов).

   Тема 1. Речевое оформление сочинения – рассуждения.

   Тема 2. Точность и выразительность речи. 

   Тема 3. Речевые ошибки.

   Тема 4. Грамматические ошибки.

   Тема 5. Анализ типичных ошибок.
Модуль 4. Как писать сочинение-рассуждение по тексту определенного стиля (9 часов).

   Тема 1. Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

   Тема 2. Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

   Тема 3. Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

   Тема 4. Анализ сочинений – рассуждении. 

Модуль 5.  Редактирование и написание собственных сочинений.

   Тема 1.  Творческое задание. Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.


Тематическое планирование занятий дистанционного курса

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Основные требования к сочинению (часть С1). Общая характеристика части С1.

1

2.

Критерии оценивания сочинения – рассуждения.

1

3.

Композиция сочинения - рассуждения.

2

7

Выявление проблемы текста. Способы формулирования проблемы.

2

8

Что такое комментарий? Виды комментария. Смысловая связь между примерами.

5

9

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. Трудности выявления авторской позиции.

2

Как выразить собственное мнение по проблеме?

1

Способы аргументации.

1

Речевое оформление сочинения – рассуждения. Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Точность и выразительность речи. 

4

10

Речевые и грамматические ошибки. Анализ типичных ошибок.

3

11.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

2

12.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

3

13.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

2

14.

Анализ сочинений – рассуждении.

2

15.

Творческое задание. Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

 

2

16.

Итоговая рефлексия.

1

Литература

1. Л.К. Колесникова. Рекомендации для старшеклассников по написанию сочинения части«С» единого государственного экзамена

2. А.Г. Нарушевич.  Основные требования к сочинению.  Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку.  «Русский язык». № 24, 2007.

3. Логинова. Рекомендации к выполнению части С ЕГЭ  

4. Н. А. Борисенко, А. Г. Нарушевич, Н. А. Шапиро.Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа элективного курса  «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...

Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"

Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...

Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

 В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельн...

Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...

Факультативный курс по русскому языку для 10 класа «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...