КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)
Патриотизм.
Этот урок – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ. На уроке мы повторим задания тестовой части, поработаем с текстом изложения, вспомним способы сжатия текста, но особое внимание уделим подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 27.84 КБ |
тексты | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)
Патриотизм.
Цели урока:
- сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
- сформировать умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме; формирование метапредметных компетенций.
3)воспитательные: формирование чувства патриотизма.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проектный, метод глобального мышления, деятельностный подход.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой и историей.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3. Проведение исследования.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ. Мы сегодня повторим задания тестовой части, поработаем с текстом изложения, вспомним способы сжатия текста, но особое внимание мы уделим подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
2. Разминка
- Какое средство выразительности используется в предложении:
- Пушкин читал стихи своим товарищам, а они не сводили с него глаз (фразеологизм).
- При мысли, что такое может случиться и со Стёпкой, ужас
прокалывал Федю ледяной иглой (метафора)
- Замените словосочетание стихотворная строчка, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (строчка стихотворения)
- Замените словосочетание увлеченно читал, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. (читал с увлечением)
- Назовите грамматическую основу в предложении: «Тебя можно слушать вечно, Пушкин!»
- В предложении «Ребята жаждали справедливости» замените книжное слово жаждали стилистически нейтральным синонимом (хотели, желали)
- В предложении «Ему трудно было отречься от своих принципов» замените книжное слово отречься стилистически нейтральным синонимом (отказаться).
3. Работа с текстом для изложения. Сжатие текста. (Приложение текст 1)
- Какова тема и основная мысль текста Д.С. Лихачева?
- Какие ключевые слова вы выделили в каждом из трех абзацев? Какова микротема каждого абзаца?
- Какие способы сжатия текста мы знаем и какие можно использовать при работе с данным текстом?
4. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Мы переходим к работе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. На предыдущих уроках мы уже говорили с вами о дружбе, справедливости, совести и т.д. Я надеюсь, вы уже поняли по тексту для изложения, о каком понятии мы будем сегодня говорить. Это патриотизм.
Я напоминаю вам, что задание 15.3 звучит следующим образом: «Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое …», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Написание сочинения-рассуждения – очень сложное задание, требующее от вас умения понимать текст, его главную мысль, позицию автора, вашего широкого кругозора, гражданской зрелости. Поэтому мы сегодня будем работать с различными текстами, анализировать их, сопоставлять, выделять главное, подбирать аргументы из различных областей знаний, развивать ваши метапредметные компетенции. А научиться чему-либо можно только в процессе деятельности. Поэтому приступаем к работе.
Некоторые из вас получили домашнее задание к сегодняшнему уроку, создать мини-проекты ( мини-исследования) по той или иной теме. Анализируя первый текст, мы говорили о патриотизме и интернационализме. Поэтому первыми нам представят свой проект ребята, которые попытались исследовать такие понятия как патриотизм – интернационализм-космополитизм.
5. Мини-проект «Патриотизм – интернационализм – космополитизм».
6. Обратимся теперь к тексту Валентина Пикуля, российского писателя, автора многочисленных произведений на историческую тему (текст №2).
- Какова основная мысль этого текста?
- Найдите в тексте ключевые слова, по которым мы можем проследить, как развивается мысль автора.
- Какие примеры приводит Пикуль для подтверждения своей мысли?
- Что объединяет слова А.Толстого и Бисмарка?
- Какой прием использует писатель в первом предложении и в начале последнего абзаца для привлечения внимания читателей?
- Как, по мнению автора, складывались характеры патриотов?
7. Мини-проект «Проявление патриотизма в истории России».
8. Перед вами еще один текст – В. Васильева (текст №3).
- Основная мысль этого текста?
- Какую роль играет в этом тексте прием цитирования?
- Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в последнем предложении?
Немало вдохновенных слов о любви к Родине находим мы в нашей литературе.
9. Мини-проект «Тема патриотизма в русской литературе».
10. В последнее время все чаще мы слышим о том, что вновь набирает силу национализм и нацизм. Что же это за явления нашей жизни? Как они соотносятся с патриотизмом?
Мини-проект «Патриотизм – национализм - нацизм»
11. Обратимся к тексту Д.С. Лихачева о патриотизме и национализме.
- В чем, с точки зрения Д.С. Лихачева, отличие патриотизма и национализма?
- Каким должен быть истинный патриотизм?
- Как вы понимаете слова Лихачева: «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной… Она не должна быть слепой…»?
12. Существует мнение, что патриотизм – национальная черта русского народа. Так ли это?
Мини-проект «Патриотизм - национальная черта русского народа».
13. Выводы.
14. Домашнее задание
1) Написать сочинение-рассуждение «Патриот современной России – какой он?», «Что такое патриотизм?»
2) Подобрать афоризмы, наиболее точно, с вашей точки зрения, отражающие суть патриотизма.
Текст 1
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.
Истинный патриотизм это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!
Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачёв
Текст 2
Как богата наша история примерами героизма! Примерами поистине бесценными для патриотического воспитания молодёжи. Ведь сколько в истории Отчизны было критических моментов, и ничего – выдержали! И не просто выдержали, а победили.
Алексей Толстой очень точно заметил, что даже если один уезд от нас останется, и оттуда пойдёт русская земля. А «железный канцлер» Бисмарк прозорливо предупредил: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к разложению основной силы русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей…»
Русская сила, русский героизм много раз восхищали и поражали мир. Екатерина II , будучи немкой, но женщиной умной и дальновидной, называла Россию Вселенной и прямо заявляла, что она сама, если и Великая, то только благодаря великому русскому народу.
А много ли сегодня знаем о доблестных делах наших далёких и близких предков? Я часто думаю над этим фактом нашей истории. Что это были за люди? Откуда такой огненный порыв самопожертвования? Вышли все из дворянских усадеб, болтали по-французски, пили шампанское, ухаживали за дамами. Специально же военно-патриотическим воспитанием никто не занимался. Но дело в том, что вся атмосфера жизни была пронизана духом патриотизма. С детских лет эти юноши слушали разговоры взрослых о родине, о подвигах, о славе. Смотрели на портреты своих предков, увешанных орденами, погибших в битвах за Отечество, заходили в людскую, а там пели русские народные песни, рассказывали подлинные истории тех или иных походов. Так складывались характеры патриотов.
В. Пикуль
Текст 3
1.…Есть одно слово, которым обозначают, может быть, самое великое и драгоценное достояние человека. (2) Это высокое слово, его не произносят в повседневной жизни, в быту, в суете будней.(3) Это святое слово рождается в сердце и слетает с уст в великие и торжественные минуты. (4) Это слово – патриотизм, любовь к Отечеству…
(5) Нельзя быть патриотом и не чувствовать своей кровной связи с родной землёй, не знать или забыть, как любили её твои предки, как берегли её, как умели рассказать своим потомкам об этой любви, завещая её вместе с Отечеством.
(6) И мы помним щемящий душу вскрик автора «Слова о полку Игореве»: «О Русская земля! ты уже за холмом…» (7) Мы гордо повторяем вслед за Александром Невским и его храбрыми дружинами, бившими псов-рыцарей на льду Чудского озера: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
(8) Столетия пролетают над Россией, и вот уже молодой Пушкин обращается к своим современникам с пламенным призывом, который не угасает в веках:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
(9) Патриотизм – чувство, а не результат холодной работы рассудка. Это горячее чувство рождается в сердце, питает его. (10) Немало вдохновенных строк о любви к Родине находим мы у Лермонтова, Островского, Тургенева, Чернышевского, Некрасова, Достоевского, Чехова…
В.Васильев
Текст 4
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.
Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.
Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь, порожден этим же… Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами.
Д.С. Лихачёв
Предварительный просмотр:
Текст 1
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.
Истинный патриотизм это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!
Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачёв
Текст 2
Как богата наша история примерами героизма! Примерами поистине бесценными для патриотического воспитания молодёжи. Ведь сколько в истории Отчизны было критических моментов, и ничего – выдержали! И не просто выдержали, а победили.
Алексей Толстой очень точно заметил, что даже если один уезд от нас останется, и оттуда пойдёт русская земля. А «железный канцлер» Бисмарк прозорливо предупредил: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к разложению основной силы русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей…»
Русская сила, русский героизм много раз восхищали и поражали мир. Екатерина II , будучи немкой, но женщиной умной и дальновидной, называла Россию Вселенной и прямо заявляла, что она сама, если и Великая, то только благодаря великому русскому народу.
А много ли сегодня знаем о доблестных делах наших далёких и близких предков? Я часто думаю над этим фактом нашей истории. Что это были за люди? Откуда такой огненный порыв самопожертвования? Вышли все из дворянских усадеб, болтали по-французски, пили шампанское, ухаживали за дамами. Специально же военно-патриотическим воспитанием никто не занимался. Но дело в том, что вся атмосфера жизни была пронизана духом патриотизма. С детских лет эти юноши слушали разговоры взрослых о родине, о подвигах, о славе. Смотрели на портреты своих предков, увешанных орденами, погибших в битвах за Отечество, заходили в людскую, а там пели русские народные песни, рассказывали подлинные истории тех или иных походов. Так складывались характеры патриотов.
В. Пикуль
Текст 3
1.…Есть одно слово, которым обозначают, может быть, самое великое и драгоценное достояние человека. (2) Это высокое слово, его не произносят в повседневной жизни, в быту, в суете будней.(3) Это святое слово рождается в сердце и слетает с уст в великие и торжественные минуты. (4) Это слово – патриотизм, любовь к Отечеству…
(5) Нельзя быть патриотом и не чувствовать своей кровной связи с родной землёй, не знать или забыть, как любили её твои предки, как берегли её, как умели рассказать своим потомкам об этой любви, завещая её вместе с Отечеством.
(6) И мы помним щемящий душу вскрик автора «Слова о полку Игореве»: «О Русская земля! ты уже за холмом…» (7) Мы гордо повторяем вслед за Александром Невским и его храбрыми дружинами, бившими псов-рыцарей на льду Чудского озера: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
(8) Столетия пролетают над Россией, и вот уже молодой Пушкин обращается к своим современникам с пламенным призывом, который не угасает в веках:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
(9) Патриотизм – чувство, а не результат холодной работы рассудка. Это горячее чувство рождается в сердце, питает его. (10) Немало вдохновенных строк о любви к Родине находим мы у Лермонтова, Островского, Тургенева, Чернышевского, Некрасова, Достоевского, Чехова…
В.Васильев
Текст 4
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.
Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.
Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь, порожден этим же… Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами.
Д.С. Лихачёв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Урок русского языка в 9 классе с презентацией «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)
Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...
Конспект урока развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)
Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить ...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №5 г.Алагира Качмазова С.К.Цели урока:- сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подгот...