«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Кузьменкова Тамара Алексеевна

Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» для учащихся 10 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СТОДОЛИЩЕНСКАЯ

средняя школа

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного предмета по русскому языку

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

для 10 класса

Составитель: Кузьменкова Т. А.,

учитель русского языка

высшей категории

2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г.) Программа разработана на основе авторской программы элективного курса Сафроновой Т.И. «Как работать над сочинением» и ориентирована на работу с учебно-методическим пособием Сениной Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – Ростов н/Д: Легион, 2018.

Место предмета в учебном плане

Программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

Актуальность данного элективного курса заключается в том, что полученные знания позволяют обучающимся развить культуру читательского восприятия текста, формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения. Также курс помогает получить дополнительную подготовку к экзамену по русскому языку.

Цель курса: развитие речемыслительного потенциала каждого выпускника; подготовка к успешному: написанию сочинения-рассуждения на основе предложенного публицистического или художественного текста.

Задачи:

  • совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;
  • овладение умением выявлять проблему (ы) прочитанного текста, комментировать ее(их), отражать позицию автора;
  • развитие умения выражать собственное мнение, аргументируя его, опираясь на жизненный или читательский опыт;
  • совершенствование и развитие умений конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития, информационных умений и навыков;
  • воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Элективный курс «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» представляет систему поэтапной работы над сочинением, которое предлагается написать в части 2 ЕГЭ. Это задание является заданием повышенного уровня сложности.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Часть 2 – это задание открытого типа, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому учащиеся познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их анализа, приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного.

Курс носит практико-ориентированный характер и предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. Задания помогают формировать:

  • лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное;
  • языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
  • коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Формы работы: помимо коллективных форм деятельности (совместное выделение, комментирование проблем, выявление позиции автора и т.д.), применяются групповые (группы выявляют проблему(ы) и позицию автора, а затем сравнивают) и индивидуальные (выражение собственного мнения и приведение аргументов, написание собственного сочинения).

Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности: чтение и обсуждение содержания текстов; участие в дискуссии; создание письменных текстов с учётом языковых норм современного русского литературного языка; взаиморецензирование; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, текстами художественной литературы, справочной литературой, средствами массовой информации.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

В обучении используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.

Формы контроля: сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Работы оцениваются в соответствии с критериями проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом, данными в демонстрационном варианте КИМов ЕГЭ.

Содержание курса

Введение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания с развернутым ответом.

Проблема текста (6 ч.)

Первоначальная работа с текстом. Тема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Формулирование проблем исходного текста. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Практическая работа. Определение темы и проблем исходного текста.

Комментарий к проблеме (4 ч.)

Комментарий к сформулированной проблеме. Типы информации в тексте. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Практическая работа. Написание комментария к сформулированной проблеме исходного текста.

Авторская позиция (5 ч.)

Авторская позиция. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Практическая работа. Определение позиции автора исходного текста.

Аргументация собственного мнения (6 ч.)

Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. Аргументы на основе читательского опыта. Аргументы на основе жизненного опыта. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. Практическая работа. Определение собственного мнения по проблеме, написание аргументов.

Композиция сочинения (4 ч.)

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту.

Речевое оформление сочинения (8 ч.)

Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические и фактические ошибки. Практическая работа. Редактирование отрывков из сочинений. Анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту. Практическая работа. Анализ оценки сочинения по прочитанному тексту. Практическая работа. Анализ ошибок сочинения по прочитанному тексту.

Учебно-тематический план курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Содержание раздела программы

Количество часов

Введение

1

Проблема текста

6

Комментарий к проблеме

4

Авторская позиция

5

Аргументация собственного мнения

6

Композиция сочинения

4

Речевое оформление сочинения

8

ИТОГО

34

Требования к результатам освоения программы курса

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны знать:

  • структуру сочинения-рассуждения на основе исходного текста;
  • требования к сочинению части 2 ЕГЭ;
  • критерии оценивания ответа на задание части 2;
  • специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения-рассуждения;
  • наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ;
  • грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);

уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему исходного текста;
  • комментировать сформулированную проблему, выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
  • определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на читательский или жизненный опыт;
  • писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка;
  • критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной

деятельности;

  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата

проведения

по плану

по факту

Введение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания 26.

Проблема текста (6 ч.)

Первоначальная работа с текстом. Тема текста.

Типы проблем. Способы выявления проблемы.

Формулирование проблем исходного текста.

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.

Типичные ошибки при формулировании проблемы.

Практическая работа. Определение темы и проблем исходного текста.

Комментарий к проблеме (4 ч.)

Комментарий к сформулированной проблеме. Типы информации в тексте.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.

Введение цитат в текст сочинения.

Практическая работа. Написание комментария к сформулированной проблеме исходного текста.

Авторская позиция (5 ч.)

Авторская позиция.

Авторская позиция в художественном тексте.

Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

Практическая работа. Определение позиции автора исходного текста.

Аргументация собственного мнения (6 ч.)

Аргументация собственного мнения. Виды аргументов.

Аргументы на основе читательского опыта.

Аргументы на основе жизненного опыта.

Структура аргумента.

Типичные ошибки аргументации.

Практическая работа. Определение собственного мнения по проблеме, написание аргументов.

Композиция сочинения (4 ч.)

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте.

Виды и формы вступления.

Виды заключения.

Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту.

Речевое оформление сочинения (8 ч.)

Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки.

Речевые ошибки.

Логические и фактические ошибки.

Практическая работа. Редактирование отрывков из сочинений.

Анализ сочинений с точки зрения соответствия критериям оценивания

Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту.

Практическая работа. Анализ оценки сочинения по прочитанному тексту.

Практическая работа. Анализ ошибок сочинения-рассуждения.

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

  1. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов н/Д: Легион, 2015
  2. Амелина Е.В. Пишем сочинение на ЕГЭ. – Ростов н/Д:  Феникс, 2016 г.
  3. Богданова Е. С. ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст. Выполняя задания части 2. – М.: Экзамен, 2016 г.
  4. Амелина Е.В. Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ. – Ростов н/Д:  Феникс, 2015 г.
  5. Черкасова Л.Н. ЕГЭ-2017. Русский язык. Литературные аргументы к сочинению. Сдаем без проблем! – М.: Эксмо-Пресс, 2016 г.
  6. Гринин Л. Е., Волкова-Алексеева Н. Е. Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка, написание, редактирование. – Волгоград. – Учитель, 2015 г.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Программа факультатива "Теория и практика успешного написания сочинения-рассуждения" 10-11 классы

       Цель данного факультативного курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к выполнению части С (задания открытого типа с развернутым ответом (сочи...

Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"

Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...

Факультативный курс по русскому языку для 10 класа «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...