Технологическая карта урока "Лексика.Фразеология. Повторение." 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Снигирев Алексей Демьянович

Материал урока позволяет обобщить знания учащихся по разделу "Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_leksika_frazeologiya.rar13.74 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Снигирев Алексей Демьянович, учитель русского языка и литературы МБОУ «Степанёнская СОШ»

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс

Тип урока: Обобщение  материала

Технологическая карта урока-игры по теме «Лексика. Фразеология. Обобщение»

Тема

Лексика

Цели

Образовательные: Закрепить и обобщить у учащихся знания изученного по теме «Лексика и фразеология»

Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и  творческой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать определение понятия «Лексика. Фразеология».

Уметь находить в тексте  фразеологизмы

Уметь определять прямое и переносное значение слов.

Уметь предупреждать ошибки в речи.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Лексика, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, фразеологизмы.

Межпредметные связи

Литература, история, обществознание.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник по русскому языку для 6 класса;

-Толковый словарь.

- Компьютер;

- Экран;

-Текст на карточках;

Организация пространства

Фронтальная работа, театрализация, индивидуальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Настраиваются на работу по данной теме, определяют и проговаривают правила поведения на уроке.

Проговаривают девиз урока.

Определяют  значение урока.

оценка личностной значимости знаний, необходимости их приобретения

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай».

- Сегодня на уроке мы подведем итоги нашей работы над разделом «Лексика и фразеология».

- Как знание раздела «Лексика» может нам пригодится в жизни.  

Уметь выстраивать алгоритм выделения языковых средств.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели (2  мин)

Цели:

- организовать  формулиро-вание темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Проговаривают тему урока.

Проговаривают цель урока.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует  постановку цели урока учащимися.

Мы много уроков посвятили изучению раздела лексикология, и сегодня на уроке мы должны подвести итог нашей деятельности и определить насколько хорошо мы изучили данный раздел.

На доске цель для учащихся: закрепить знания по лексике.

- Ребята, для чего мы с вами изучаем  данный раздел? Как эти знания могут нам пригодиться в жизни?

Знать об использовании слов категории лексики. Уметь находить данные слова в контексте.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. Основной этап урока. Обобщение материала.   (25 мин).

Технология уровневой дифференциации, элемент игровой технологии  

 

Создание проблемной ситуации

Работа с терминологией

Работа в группах

Проговаривают ответы на вопросы учителя.

Выполняют письменное задание.

Работают с толковым словарем (определяют лексическое значение слов почта, почтальон).

Поиск и пути решения проблемы

Выполняют практическое задание

Самостоятельно выполняют задание.

Организует работу по теме.

Направляет работу учащихся

Создаёт условия для выполнения задания.

Организует выполнение задания учениками.

Работа с презентацией  Слайд 2

Ребята, как вы понимаете слова Н.В. Гоголя?

Слайд 3

- Что изучает лексика?

- На какие группы делятся все слова языка?

 -Какие группы необщеупотребительных слов вам известны? Приведите примеры.

Сценка в исполнении 2-х учеников

- Ребята! А вы поняли смысл фильма, рассказанного мальчиком?

- А почему?

-  У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

Слайд 4

- Слова – пенсионеры и слова – младенцы. Дайте точное определение. Приведите примеры.

 - Родные слова и усыновленные слова. Дайте точное определение. Приведите примеры.

 - Что такое фразеологизмы. Приведите примеры.

Слайд 5

- Замените каждое слово в предложении синонимом.

Слайд 6

- В пословицах найдите антонимы и определите, какие качества человека они называют

Слайд 7

- Угадайте слово по толкованию его лексического значения.  Слова запишите.

Физкультминутка

Сценка в исполнении 2-х учениц

- Скажите, о каком лексическом понятии идёт речь?

- Почему ребята не могли понять друг друга?

Слайд 8

- Найдите в отрывке диалектное слово, по контексту определите, что оно означает?

Слайд 9

- Рассмотрите рисунки, приведите примеры профессионализмов

Слайд 10

- Обратим внимание на синонимы. Какое языковое явление они иллюстрируют?

Слайд 11

 - Найдите устаревшие слова, дайте им толкование

Слайд 12

- Посмотрите внимательно на рисунки, назовите предметы. Как называются данные слова с точки лексики?

Слайд 13

- Прочтите текст и выпишите все фразеологические обороты.

Уметь выделять  в тесте общеупотребительные слова

Выделять ошибки в безграмотной речи.

Уметь выделять устаревшие слова и неологизмы.

Находить в тексте исконно русские и заимствованные слова.

Подбирать антонимы, синонимы и омоним.

Уметь составлять определение значения слова.

Умение определять омонимичные выражения

Уметь определять диалектные слова.

Уметь выделять профессионализмы

Уметь выделять в тексте жаргонизмы и избегать их употребление.

Уметь выделять в тексте неологизмы

Уметь находить в тексте  фразеологизмы и  определять  их значение

Уметь проводить сравнение,  выбирая наиболее эффективный способ решения; (Познавательные УУД)

Уметь правильно выполнять задания по правилу,  с помощью схемы; (Регулятивные УУД)

Уметь проводить сравнение, выбирая наиболее эффективный способ решения; (Познавательные УУД)

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения,

(Коммуникативные УУД)

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Элемент личностно-ориентированной технологии обучения

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Мы переходим к последнему этапу работы на уроке и подводим итог своей деятельности.

- Какую цель мыс вами  поставили? Достигли   цели?

Расскажите по схеме о своих достижениях ( Я- знаю, запомнил, смог) на уроке.

- Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Уметь грамотно выражать свои мысли.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока  в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...

Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...

Технологическая карта урока "Наречие. Повторение" 7 класс

Урок систематизации  и коррекции знаний по теме "Наречие: степени сравнения наречий, разряды наречий, слова категории состояния"...

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...

Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"

Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"...

Технологическая карта онлайн-урока "Повторение изученного по теме "Имя числительное" в 6 классе

Данный урок предназначен для проведения в дистанционной форме....