Технологическая карта урока "Лексика.Фразеология. Повторение." 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Материал урока позволяет обобщить знания учащихся по разделу "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_leksika_frazeologiya.rar | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Снигирев Алексей Демьянович, учитель русского языка и литературы МБОУ «Степанёнская СОШ»
Предмет: Русский язык
Класс: 6 класс
Тип урока: Обобщение материала
Технологическая карта урока-игры по теме «Лексика. Фразеология. Обобщение»
Тема | Лексика |
Цели | Образовательные: Закрепить и обобщить у учащихся знания изученного по теме «Лексика и фразеология» Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и творческой работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Знать определение понятия «Лексика. Фразеология». Уметь находить в тексте фразеологизмы Уметь определять прямое и переносное значение слов. Уметь предупреждать ошибки в речи. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Лексика, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, фразеологизмы. |
Межпредметные связи | Литература, история, обществознание. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Учебник по русскому языку для 6 класса; -Толковый словарь. - Компьютер; - Экран; -Текст на карточках; |
Организация пространства | Фронтальная работа, театрализация, индивидуальная работа, работа в группах |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Настраиваются на работу по данной теме, определяют и проговаривают правила поведения на уроке. Проговаривают девиз урока. Определяют значение урока. оценка личностной значимости знаний, необходимости их приобретения | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай». - Сегодня на уроке мы подведем итоги нашей работы над разделом «Лексика и фразеология». - Как знание раздела «Лексика» может нам пригодится в жизни. | Уметь выстраивать алгоритм выделения языковых средств. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин) Цели: - организовать формулиро-вание темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Проговаривают тему урока. Проговаривают цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели урока учащимися. | Мы много уроков посвятили изучению раздела лексикология, и сегодня на уроке мы должны подвести итог нашей деятельности и определить насколько хорошо мы изучили данный раздел. На доске цель для учащихся: закрепить знания по лексике. - Ребята, для чего мы с вами изучаем данный раздел? Как эти знания могут нам пригодиться в жизни? | Знать об использовании слов категории лексики. Уметь находить данные слова в контексте. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
III. Основной этап урока. Обобщение материала. (25 мин). Технология уровневой дифференциации, элемент игровой технологии
Создание проблемной ситуации Работа с терминологией Работа в группах | Проговаривают ответы на вопросы учителя. Выполняют письменное задание. Работают с толковым словарем (определяют лексическое значение слов почта, почтальон). Поиск и пути решения проблемы Выполняют практическое задание Самостоятельно выполняют задание. | Организует работу по теме. Направляет работу учащихся Создаёт условия для выполнения задания. Организует выполнение задания учениками. | Работа с презентацией Слайд 2 Ребята, как вы понимаете слова Н.В. Гоголя? Слайд 3 - Что изучает лексика? - На какие группы делятся все слова языка? -Какие группы необщеупотребительных слов вам известны? Приведите примеры. Сценка в исполнении 2-х учеников - Ребята! А вы поняли смысл фильма, рассказанного мальчиком? - А почему? - У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Слайд 4 - Слова – пенсионеры и слова – младенцы. Дайте точное определение. Приведите примеры. - Родные слова и усыновленные слова. Дайте точное определение. Приведите примеры. - Что такое фразеологизмы. Приведите примеры. Слайд 5 - Замените каждое слово в предложении синонимом. Слайд 6 - В пословицах найдите антонимы и определите, какие качества человека они называют Слайд 7 - Угадайте слово по толкованию его лексического значения. Слова запишите. Физкультминутка Сценка в исполнении 2-х учениц - Скажите, о каком лексическом понятии идёт речь? - Почему ребята не могли понять друг друга? Слайд 8 - Найдите в отрывке диалектное слово, по контексту определите, что оно означает? Слайд 9 - Рассмотрите рисунки, приведите примеры профессионализмов Слайд 10 - Обратим внимание на синонимы. Какое языковое явление они иллюстрируют? Слайд 11 - Найдите устаревшие слова, дайте им толкование Слайд 12 - Посмотрите внимательно на рисунки, назовите предметы. Как называются данные слова с точки лексики? Слайд 13 - Прочтите текст и выпишите все фразеологические обороты. | Уметь выделять в тесте общеупотребительные слова Выделять ошибки в безграмотной речи. Уметь выделять устаревшие слова и неологизмы. Находить в тексте исконно русские и заимствованные слова. Подбирать антонимы, синонимы и омоним. Уметь составлять определение значения слова. Умение определять омонимичные выражения Уметь определять диалектные слова. Уметь выделять профессионализмы Уметь выделять в тексте жаргонизмы и избегать их употребление. Уметь выделять в тексте неологизмы Уметь находить в тексте фразеологизмы и определять их значение | Уметь проводить сравнение, выбирая наиболее эффективный способ решения; (Познавательные УУД) Уметь правильно выполнять задания по правилу, с помощью схемы; (Регулятивные УУД) Уметь проводить сравнение, выбирая наиболее эффективный способ решения; (Познавательные УУД) Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, (Коммуникативные УУД) |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Элемент личностно-ориентированной технологии обучения | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку своей деятельности на уроке. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Мы переходим к последнему этапу работы на уроке и подводим итог своей деятельности. - Какую цель мыс вами поставили? Достигли цели? Расскажите по схеме о своих достижениях ( Я- знаю, запомнил, смог) на уроке. - Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути! | Уметь грамотно выражать свои мысли. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...
Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...
Технологическая карта урока "Наречие. Повторение" 7 класс
Урок систематизации и коррекции знаний по теме "Наречие: степени сравнения наречий, разряды наречий, слова категории состояния"...
Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.
Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...
Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"
Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"...
Технологическая карта онлайн-урока "Повторение изученного по теме "Имя числительное" в 6 классе
Данный урок предназначен для проведения в дистанционной форме....