Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты обучения:
Личностные - основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.
Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.; словари, карточки, кроссворд, рисунки; компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: |
| |||
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Ученик выполняет на доске фонетический разбор слова «Лексика» | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Фонетический разбор
| Самоопределение - осуществление гражданской идентификации личности.
| Целеполагание -принятие учебной задачи.
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера.
| Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Словесная функция учителя. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех» - Распределите слова высказывания по группам - Оцените работу соседа по парте - По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех) - Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? - Запишите смысл высказывания в виде схемы - Обсудите результат в группе по 4 человека - Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? - Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? - С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. - Какое слово получилось? - Что такое лексика? - Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? (Анализ упражнения №319) - Почему же? - Например? - Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ? - Что такое ЛЗ слова? - Объясните ЛЗ слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы.) - Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы - Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод Предоставляет слово каждой группе - Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? - Оцените свою работу? - Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль? - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?) Обращается к выставке толковых словарей («Школьный толковый словарь русского языка.» Авторы: М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Москва «Просвещение» 2005г. «Словарь синонимов» Авторы: Г.А. Разумникова и др. Издательство «Наука» Ленинград 2003г. «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Ф.П. Филина Москва Просвещение 2001г.) -Составить и записать предложения со словами: поземка, изморозь, изморось и пороша. (кто затрудняется, обращайтесь к толковому словарю.) Чтение стихотворения И.Токмаковой. Ложка – это ложка. А я придумал слово. Ложкой суп едят. Смешное слово - плим. Кошка – это кошка. Я повторяю снова - У кошки семь котят. Плим, плим, плим… Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет - Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим… Шапка – это шапка И ничего не значит - Оделся и пошел. Плим, плим, плим… - Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)
|
Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ Выделяют признак Составляют схему Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф) Формулируют тему урока (Лексическое значение слова) Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять ЛЗ слова Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.
Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография Проговаривают ЛЗ терминов То, что обозначает слово Работа в группах по 4 человека
Анализ работ и вывод внутри группы Обратиться к толковому словарю Слушают
Работа в группах, осуществляют взаимопроверку.
Работа со стихотворным текстом
| Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения
| Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.
| Самооценка. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. - Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.
- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу. - Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? - Что для вас эта победа? - Выполнить морфологический разбор слова «в битве».
.
|
Выполняют задание в парах
Проверяют и оценивают Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи
| Оценивание усвояемого содержания
| Контроль, коррекция, оценка
| Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование
| Самооценка. Взаимооценка. |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | - Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки:
1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных)
2. Какой рукав нельзя пришить? (реки)
3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)
- На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии). | Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лексика. Культура речи» и изображают предмет. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
|
|
| Словесная функция учителя. Самопроверка. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания. Игра «Угадай-ка» - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. (Доп. Задание: 1) подобрать близкие по значению слова, синонимы к слову равнодушный. 2) Раскрыть значение частей слова: тот, кто «без сердца». 3) Указать отличительные признаки слова, описать его: тот, кто не проявляет внимание к людям, кто равнодушен к чужой беде, к чужим переживаниям.
|
Оценивают свою работу
| Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
| Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
| Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
| Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
| Взаимооценка. Самопроверка. |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Дают ответы на вопросы Не забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют работу на уроке через самооценку
| Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
| Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
| Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
| Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
| Самооценка. Самопроверка.
Выставление оценок. |
| Домашнее задание: Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся) - Урок окончен. До свидания. | Записывают задание. |
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты обучения:
Личностные - основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.
Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.; словари, карточки, кроссворд, рисунки; компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Ученик выполняет на доске фонетический разбор слова «Лексика» | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Фонетический разбор | Самоопределение - осуществление гражданской идентификации личности. | Целеполагание -принятие учебной задачи. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера. | Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Словесная функция учителя. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех» - Распределите слова высказывания по группам - Оцените работу соседа по парте - По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех) - Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? - Запишите смысл высказывания в виде схемы - Обсудите результат в группе по 4 человека - Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? - Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? - С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. - Какое слово получилось? - Что такое лексика? - Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? (Анализ упражнения №319) - Почему же? - Например? - Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ? - Что такое ЛЗ слова? - Объясните ЛЗ слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы.) - Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы - Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод Предоставляет слово каждой группе - Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? - Оцените свою работу? - Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль? - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?) Обращается к выставке толковых словарей («Школьный толковый словарь русского языка.» Авторы: М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Москва «Просвещение» 2005г. «Словарь синонимов» Авторы: Г.А. Разумникова и др. Издательство «Наука» Ленинград 2003г. «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Ф.П. Филина Москва Просвещение 2001г.) -Составить и записать предложения со словами: поземка, изморозь, изморось и пороша. (кто затрудняется, обращайтесь к толковому словарю.) Чтение стихотворения И.Токмаковой. Ложка – это ложка. А я придумал слово. Ложкой суп едят. Смешное слово - плим. Кошка – это кошка. Я повторяю снова - У кошки семь котят. Плим, плим, плим… Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет - Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим… Шапка – это шапка И ничего не значит - Оделся и пошел. Плим, плим, плим… - Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) | Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ Выделяют признак Составляют схему Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф) Формулируют тему урока (Лексическое значение слова) Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять ЛЗ слова Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом. Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография Проговаривают ЛЗ терминов То, что обозначает слово Работа в группах по 4 человека Анализ работ и вывод внутри группы Обратиться к толковому словарю Слушают Работа в группах, осуществляют взаимопроверку. Работа со стихотворным текстом | Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание. | Самооценка. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. - Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.
- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу. - Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? - Что для вас эта победа? - Выполнить морфологический разбор слова «в битве». . | Выполняют задание в парах Проверяют и оценивают Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи | Оценивание усвояемого содержания | Контроль, коррекция, оценка | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование | Самооценка. Взаимооценка. |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | - Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки: 1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных) 2. Какой рукав нельзя пришить? (реки) 3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного) - На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии). | Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лексика. Культура речи» и изображают предмет. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | Словесная функция учителя. Самопроверка. | |||
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания. Игра «Угадай-ка» - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. (Доп. Задание: 1) подобрать близкие по значению слова, синонимы к слову равнодушный. 2) Раскрыть значение частей слова: тот, кто «без сердца». 3) Указать отличительные признаки слова, описать его: тот, кто не проявляет внимание к людям, кто равнодушен к чужой беде, к чужим переживаниям. | Оценивают свою работу | Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. | Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией. | Взаимооценка. Самопроверка. |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Дают ответы на вопросы Не забыть о девизе урока и толковом словаре Анализируют работу на уроке через самооценку | Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. | Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Самооценка. Самопроверка. Выставление оценок. |
Домашнее задание: Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся) - Урок окончен. До свидания. | Записывают задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»
Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий –требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторамитехнологическая карта...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС учитель русского языка и литературы А.В.Незнанов предназначена для учителей русского языка и литературы в 8 классах....
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОСТ
Тема урока: Решение уравнений с параметрами. 8 класс....
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Учитель химии Якимчик Е.Е. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: "Технология. Индустриальные технологии"Класс: 5Тема урока: Выпиливание лобзиком.Тип урока: комбинированный...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
«UK souvenirs.Culture Corner. ». Сувениры из Великобритании. 5 класс...