Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
статья по теме
Учитель химии Якимчик Е.Е.
ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)
Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 130.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии Якимчик Е.Е.
ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков
(информационно-справочный материал для работы
по разработке рабочих программ и технологических карт урока
в соответствии с требованиями ФГОС)
В связи с постепенным переходом на рабочие программы, соответствующие требованиям ФГОС, перед учителем-предметником возникают определенные вопросы по реализации данных требований, как в рабочих программах, так и в технологических картах уроков. Содержание и структура рабочих программ (ФГОС) значительно отличаются от прежних рабочих программ (ГОС) и требуют от учителя определенного переосмысления материалов теории и методики обучения. Представленный в статье материал может оказать определенную помощь учителю в систематизации теоретических знаний по дидактике, и их практического применения при разработке рабочих программ и технологических карт уроков.
Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
Виды и формы обучения
Виды обучения
Каждая дидактическая система вызывает к жизни новую практическую технологию – вид обучения. А поскольку, как было сказано, системы не отрицаются, а постепенно эволюционируют к более совершенным, то в одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Их использование обусловлено также и тем, что педагоги не желают отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, сохраняя при этом способность к восприятию новых идей.
B современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:
– объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);
– проблемное (ПбО) ;
– программированное (ПО) и развившегося на его основе компьютерное, или компьютеризованное, обучение (КО).
Формы обучения
Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся, месту проведения занятия, продолжительности учебных занятий и др.
Существовавшие системы обучения на разных этапах развития школы преимущество отдавалось разным формам обучения:
- Индивидуально-групповая (средневековая школа)
- Взаимного обучения (белл-ланкастерская система в Англии)
- Дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система)
- Бригадное обучение (советская школа 20-х годов)
- Американский «план Трампа» (большая группа – малая группа – самостоятельная работа)
- Классно-урочная система
- Внеурочная система обучения (консультации, факультативы, кружки, конференция, экскурсии, домашняя работа).
Типы и виды уроков
Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
Виды уроков – разновидность уроков одного типа с доминированием тех или иных методов и средств
Основные типы уроков
В настоящее время в школьной практике преподавания выделяют следующие основные (стандартные) типы уроков:
- Комбинированные (смешанные) уроки
- Уроки изучения новых знаний (нового материала)
- Уроки формирования новых умений
- Уроки обобщения и систематизации изученного
- Уроки контроля и коррекции знаний, умений
- Уроки практического применения знаний, умений (закрепления знаний)
1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1 -2 мин), проверка домашнего задания (10-12 мин.) изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).
2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний по формированию умений и закреплению навыков.
4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода – четверти, полугодия, года обучения.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, “пробелов” в знаниях, определению дополнительных задании.
Нестандартные уроки
В школьной практике используют и другие виды уроков, которые принято относить к нестандартному типу уроков. Это могут быть:
- Уроки «погружения»
- Уроки – деловые игры
- Уроки – пресс-конференции
- Уроки – соревнования
- Уроки типа КВН
- Театрализованные уроки
- Уроки – консультации
- Компьютерные уроки
- Уроки с групповыми формами работы
- Уроки взаимообучения учащихся
- Уроки – творчества
- Уроки – аукционы
- Уроки, которые ведут учащийся
- Уроки – зачеты
- Уроки – сомнения
- Уроки – творческие отчеты
- Уроки – формулы
- Уроки конкурсы
- Бинарные уроки
- Уроки – обобщения
- Уроки – фантазии
- Уроки – игры
- Уроки – суды
- Уроки – поиска истины
- Уроки – лекции Парадоксы
- Уроки – концерты
- Уроки – диалоги
- Уроки – Следствие ведут знатоки
- Уроки – ролевые игры
- Уроки – конференции
- Уроки – семинары
- Интегральные уроки
- Уроки - « круговая тренировка»
- Межпредметные уроки
- Уроки – экскурсии
- Уроки – « Поле чудес»
В качестве современных форм организации учебного процесса применяются экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). Дидактические основы вышепредставленных форм хорошо разработаны и описаны в научной и методической литературе.
Методы обучения
Метод обучения является одним из важнейших компонентов учебного процесса. Он является связующим звеном между определенной целью и конечным результатом.
Метод обучения - это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы для 1 - 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС
В данном материале содержится "Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся" и "Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся"...
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....
Рабочая программа по математике 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.
Программа расчитана на работу по учебнику "Математика-5" под редакцией Виленкина Н.Я. ....
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...
Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).
Рабочая программа по учебному предмету математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, порядок, содержание, результаты и ...
Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)
Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...
Урок-семинар на тему "Кухни разных народов", разработанный по программе «Разговор о правильном питании» в соответствии с требованиями ФГОС.
Урок разработан на основе рабочей тетради «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014), по программе «Разговор о правильном ...