Урок (технологическая карта): " Буквы А-О в корнях -гар- и -гор-". Русский язык, 5 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Веслополова Елена Николаевна

Технологическая карта урока Русского языка по теме "Буквы А-О" в корнях -гар- и -гор-.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_korni_gor-gar.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык, 5 класс.  

(Технологическая карта урока).

                                    ТЕМА: Буквы А-О в корнях -гар- и  -гор-.

НОВОКУЗНЕЦК

Русский язык , 5 класс.

Тема: Буквы А-О в корнях -гар- и  -гор-.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели 

        

Цель учителя: формировать умения учащихся правильно писать корни -ГАР- и –ГОР- с чередующимися гласными А и О.

Цель учащихся: научиться правильно писать слова, в которых есть  корни  -гар- и  -гор-, применяя новое правило.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: выссказывать предположения, формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм, оценивать свою деятельность, свой результат, работать по алгоритму.

- познавательные УУД:. выполнять анализ, делать вывод.

- коммуникативные УУД: выссказывать и обосновывать своё мнение, слушать других.

Предметные: находить корни  -гар- и  -гор- с чередованием А и О, отличать их от омонимичных корней с орфограммой –

 « Проверяемая безударная гласная в корне слова», правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.


                                                                    Технологическая карта урока .

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Задания

1.Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Приветствует учеников, создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность.

Настраиваются на работу.

Готовность к уроку, эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

Организует работу по выполнению задания, организует беседу.

Выполняют задание. Формулируют тему урока: « Буквы А-О в корнях -гар- и  -гор», и цель урока.

Выссказывают предположения, формулируют тему и цель урока ( Р )

Выссказывают и обосновывают своё мнение

( К )

Задание: На доске слова. Надо распределить их по группам. Вставить пропущенные буквы. Какие слова у вас остались не распределёнными по группам? Почему? Как называются знакомые вам корни? Почему слова, вызвавшие затруднения, записаны вместе с остальными? Какой у них корень? Какие буквы можно вставить на месте пропуска в этих словах? Сформулируйте тему нашего уроках..Что нам надо узнать? Чему  научиться?Дети: Вспоминают уже изученные корни с чередованием гласных, слова с проверяемыми гласнми. Распределяют их по группам(столбикам, вставляют пропущенные буквы, одбирают проверочные слова.Остаются лишние слова.

3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

Организует работу по теме.

Учащиеся наблюдают и анализируют слова.

Выполняют анализ, делают вывод ( П ).

На доске записаны слова в 2 столбика: 1 ст. – гореть, горелый, загорать; 2 ст. – угар, огарок, загар. Учитель предлагает выявить условия написания О-А в корне слова. Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар? Сформулируйте правило. Проговариваем: основное значение  -гар- и  -гор- - с чередующейся гласной -поддаваться огню, уничтожаться огнем.  Искл.: выгарки, изгарь, пригарь.

Дети: (выделяют корень, ставят ударение)

Речевое проговаривание, обозначение орфограмм.

4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности

Организует работу по составлению алгоритма. 

Строят алгоритм рассуждения.

Составляют алгоритм ( Р )

Делают выводы ( П )

Слушают других ( К ).

Алгоритм:

1. Выдели корень гар-гор, смотрим – какое значение имеет корень. Не является ли слово исключением.

2. Поставь ударение.

3. Гласная в корне гар-гор – под ударением всегда пиши А, без ударения О.

5.Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

Организует работу в парах и взаимопроверку.

Выполняют задание.

Оценивают свою деятельность, работают по алгоритму ( Р ).

Списать с доски, вставить пропущенные буквы:

Г*рючее вещество, уг*рный газ, газовая г*орелка, сг*орать от нетерпения, подг*ревший пирог, бронзовый заг*ар, ог*рок свечи, выг*реть на солнце, г*рящие глаза, заг*релый юноша, заг*реться идеей.

Списывают. Взаимопроверка: Меняются тетрадями и проверяют. По цепочке 1 ученик вслух комментирует  написание слова.

6.Тренинг. Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

Организует и контролирует работу учащихся.

Выполняют задание и аргументируют свой ответ

Оценивают свою деятельность ( Р )

 Слушают других ( К ).

Игра «Третий лишний». Записать в строчку слова, найти и подчеркнуть «лишнее» слово: 1) гараж, загорелый, угар. 2) пригорает, горный, нагорит. 3) подросли, растение, разгорается. 4) коснуться, касаться, выгоревший.5) горение, горняк, погорельцы. 6) подгорелый, загородный, угар. Докажите, что «лишние» слова не относятся к изученной орфограмме.

7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Организует самооценку учебной деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты.

Мотивация к учебной деятельности ( Л )

Оценивают свой результат (Р).

Выразите ваше впечатление от урока одним предложением, оцените себя:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Теперь я могу…

Я выполнял задания…

Было трудно…

8.Домашнее задание.

Подготовьте раздаточный материал по изученной орфограмме (карточки).

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме:"Буквы О-А в корне -лаг- -лож-"

Технологическая карта урока по теме: "Буквы О-А в корне -лаг- -лож-"...

Технологическая карта урока по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»

Тип урока: урок – открытие нового знания.Цель урока учителя: сформировать представления учащихся о способах выбора Е-И в корнях с чередованием.Цель урока ученика: узнать особенности выбора Е - И в кор...

Технологическая карта "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Это урок "открытия" нового знания, отвечающий требованиям ФГОС. Разработан для 5 класса....

Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»

Технологическая карта внеурочного занятияпо учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...