Технологическая карта урока по теме:"Буквы О-А в корне -лаг- -лож-"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Тарасова Альмира Рафаиловна

Технологическая карта урока по теме: "Буквы О-А в корне -лаг- -лож-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_cheredovanie_bukv_o-a_v_korne_-lag-_-lozh-.rar455.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Автор

Тарасова Альмира Рафаиловна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

Т.А. Ладыженская

Тема урока

Буквы о-а в корнях –лаг- -лож.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Выяснить условие написание изучаемых корней; научиться владеть способом выбора О-А в корнях –ЛАГ- -ЛОЖ-, развивать навыки рассуждения; прививать культуру правильной речи; формировать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

Научатся: владеть способом выбора О-А в корнях –ЛАГ- -ЛОЖ-; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметные УУД

Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; развитие критического мышления учащихся ( самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи)

Регулятивные: правильно воспринимают и выполняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность  и деятельность сверстников на уроке.

Коммуникативные: умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе и в парах; учатся слушать друг друга, вносить коррективы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Методы и формы обучения

Исследовательский  метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование

Презентация к уроку, раздаточный материал.

Организационная структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Актуализация знаний (определение основной проблемы урока)

А) Мотивирование учащихся к выполнению задания.

1.Открывает записанные на доске (или высвечивает на электронной доске): тропинка, морковь,  лесной,местечко, прилагать, приложить, долина, карниз.(Приложение 1)

2. Объясняет задание- сгруппировать слова с проверяемыми и непроверяемымибезударными гласными в корне

3. Вызывает учащегося для выполнения задания к доске (ответы должны содержать комментарии по поводу отнесения слов к той или другой группе)

4. Ставит классу задачу:

а)выяснить, все ли слова вы распределили по группам, почему нет заголовка у третьей, какие слова вы бы отнесли в третью колонку

а) осуществить самопроверку правильности выполнения задания;

б) затем выполнить функцию экспертов правильности выполнения задания вызванным к доске учащимся.

Учащийся у доски:

1.Осуществляет группировку слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова(задание 1 в Приложении1)

Класс:

2. Слушают учителя.

3.Осуществляют экспертизу выполнения задания вызванным учащимся.

1.Осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям ( проверяемые и непроверяемые корни)

1.Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме.

1.Слушать и слышать собеседника.

1.Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов.

1.Осуществляют пошаговый контроль результатов учащегося, вызванного к доске.

1.Слушать в соответствии с целевой установкой

2. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

3.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так  и по ходу его реализации.

Б)Определение основного вопроса урока

Выпишите отдельно слова прилагать, приложить, в третий столбиквыделите корни.

1.Какое противоречие(проблему) обнаружили в написании гласных в корне этих слов? ( буквы меняются О или А, то есть происходит чередование этих букв)

2.Сформулируйте вопрос, который мы должны решить на нашем уроке. (В каких случаях в корнях  -лаг-, -лож-, - пишется А, а в каких О?) Запись темы урока

Записывают словаприлагать, приложить.

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы.

Записывают тему урока: «Буквы О-А в корнях лаг-, -лож-»

1.Анализировать вербальную информацию.

2.Распознавать противоречия.

3.Формулировать вопросы

1.Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме.

1.Слушать и слышать собеседника

2.Строить монологические высказывания

Самоконтроль выполнения действий

1.Слушать в соответствии с целевой установкой

2. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

3.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так  и по ходу его реализации.

2.Изучение нового материала(решение проблемы, открытие новых знаний)

А) Ориентировка в предстоящей деятельности по выполнению задания

-Сейчас мы с вами и попытаемся выяснить, каковы правила  написания букв О-А в корнях лаг-, -лож-1.Объясняет задание-сгруппируйтеслова с чередующимися гласными О-А в корне в два столбика.Излагать, изложение, сложить, слагать, предлагать, предложный

Выделите в них корни и подчеркните буквы, стоящие после корня (задание 2 в приложении 2)

2. Разбивает класс на группы (по 5 человек) и раздает карточки с заданиями.

3. Назначает группу экспертов (одна из групп)

Слушают учителя

1.Анализировать вербальную информацию.

1.Взаимодействуют с учителем

1.Слушать и слышать собеседника

Самоконтроль выполнения действий

1.Слушать в соответствии с целевой установкой

2. Принимать и сохранять учебную задачу.

Б)Контроль за работой групп

Контролирует работу групп

1.Группируют слова счередующимися гласными, корне. Выделяют корни и подчеркивают буквы, стоящие после корня. (задание 2 в Приложении2)

2. Выдвигают гипотезу о причинах правописания букв О-А в корнях лаг-, -лож-

1.Осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям ( корни с чередующимися гласными О-А)

2. Выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (связь суффикса А с корнем, в котором пишется буква А, влияние буквы ж и г на правописание корней) (задание 3 в Приложении2)

Взаимодействуют в группе для решения задания (обсуждают предположение о причинах правописания корней с чередованием букв О-А)

1.Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выборы

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Само- и взаимоконтроль выполнения действий

1.Самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

2.Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

В)Рефлексия результатов выполнения классификации

Организует:

-опрос по результатам выполнения заданий (Приложение 2);

-экспертизу результатов выполненного задания (ранее назначенной) группой экспертов.

1.Опрос учащегося одной из групп по первой части задания- группировка слов с чередованием букв О-А

2. Группа экспертов дает оценку правильности выполнения задания 2.

3. Опрос другой группы по заданию 3-по выдвинутой гипотезе с её обоснованием.

4. Группа экспертов дает оценку правильности выполнения задания 3

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Взаимодействуют в группе для решения задания

1.Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

2.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Осуществлять пошаговый контроль результатов

Адекватно самостоятельно оценивать правильность  выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Г) Подведение итогов экспертизы задания

1.Ставит отметки за выполнение второго и третьего заданий (Приложение 2)

2. Фиксирует гипотезу на доске

Слушают учителя

Анализировать вербальную информацию

Взаимодействуют с учителем

1.Слушать и слышать собеседника

Самоконтроль выполнения действий

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её

Д) Проверка правильности гипотезы

1.Прочитайте правило в учебнике; установите соответствие выдвинутой нами гипотезы данному правилу.

2.Если наше предположение в чем-то не соответствует, объясните почему.

3. Объясните, почему к словам с чередующимися гласными нельзя подбирать проверочные слова.

1.Самостоятельно читают правило в учебнике.

2.Сверяют зафиксированную гипотезу с правилом в учебнике.

3. Объясняют, почему нельзя подбирать к  словам с чередующимися гласными проверочные слова.

Владеть основами изучающего и усваивающего чтения

Взаимодействуют на фронтальном режиме

1.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задая.

2.Владеть устной речью.

3.Строить монологическое контекстное высказывание.

Само- и взаимоконтроль выполнения действий

Адекватно самостоятельно оценивать правильность  выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение  как в конце действия, так и по ходу его реализации.

3.Физкультминутка

Вызывает учащегося, который проводит физминутку.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно

4. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.(задания на слайде)

А)Закрепление обнаруженного способа деятельности.

Б) Распознавание орфограмм на изученное правило. Анализ причин допущенных ошибок.

Слайд №2

1.Распределить слова по группам (на слайде даны словас пропущенными гласными на правописание корней лаг-, -лож-.Записать их в таблицу, составить с этими словами словосочетание. (Приложение 4)

Прил..гать, перел..жить, сл..гать, нал..гать, отл..жить, сл..жить, дол..жить, предл..жный, прил..гательноезал..жить, пол..гаться, изл..жение.

2.Провести взаимопроверку в парах.

Слайд №3

3. Организует выполнение задания.

-Восстановите текст, используя слова для справок.

-Вставьте пропущенные буквы. -Объясните графически выбор гласной в корне слова.

-Объяснить знаки препинания.

-Инициирует взаимопроверку в парах правильности выполнения задания (найти ошибку и установить причину ошибки)

- Проверить с правильным вариантом.

Слайд №4

- Обращает внимание на особенности корня –лаг-, -лож-. Нет в русском языке слов ложить, ложу,положь, покласть.

Есть слова кладу, положу, положить, класть.

-Составьте с этими словами словосочетания.

Слайд №5

Организует выполнение задания в формате ЕГЭ.

-Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите в тетрадь.

Ж..леть, возл..гать, п..хать, г..мнаст, д..леко.

1.Распределяют слова по группам, составляют словосочетания

2.Сдают заполненные карточки учителю на проверку.

1.Самостоятельно в тетрадях выполняют задание.

2. В парах проверяют друг друга выполненное задание.

3. Учащиеся, допустившие ошибки, объясняют причины их возникновения.

1.Самостоятельно в тетрадях выполняют задания.

Распознавать объект анализа (наличие суффикса А после корня)

Осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям .

Анализировать объект ( написание корней –лаг-,-лож-)

Взаимодействие в группах

Взаимодействуют в группах и на фронтальном режиме.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Владеть письменной и устной речью.

Само- и взаимоконтроль выполнения действий

Само- и взаимоконтроль выполнения действий

Адекватно самостоятельно оценивать правильность  выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение  как в конце действия, так и по ходу его реализации.

5.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Предлагает ответить на вопросы:

-Какова тема урока?

-Какую цель ставили?

-Достигли ли цели?

-Что оказалось трудным на уроке?

-Оцените свою работу на уроке (по желанию, так как изучался новый материал)

-называет критерии оценки (отмечены на доске)

-цель достигнута

-справляюсь, но есть ошибки

-ещё нужно над этим работать

Отвечают на вопросы.

Взаимодействуют с учителем

Дают оценку своей деятельности

6. Информация о домашнем задании

Предлагает выполнить по выбору:

1.Упр.435составить словосочетания (базовый)

2. Упр.436 составить связный  текст (повышенный)

Самостоятельно выполняют домашнее задание

Составлять словосочетания, предложения, текст

Самостоятельная работа

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Владеть письменной речью.

Самоконтроль

Дают оценку своей деятельности

Приложения к уроку.

Приложение 1

Задание 1.

Сгруппируйте слова с безударными гласными в корне слова.

Тропинка, морковь,лесной,местечко, прилагать, приложить, долина

Слова с проверяемой безударной гласной

Слова с непроверяемой безударной гласной

Задание 2

Приложение 2.

Сгруппируйте слова с чередующимися гласными О-А в корне в два столбика. Выделите в них корни и подчеркните буквы, стоящие после корня.

Излагать, изложение, сложить, слагать, предлагать, предложный

Задание 3

Выдвиньте гипотезу(предположние), в каких случаях в корне-лаг-,-лож- пишется буква О, а в каких буква А?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Приложение 3 Слайд

Распределите слова по группам, составить с этими словами словосочетание

Прил..гать, перел..жить, сл..гать, нал..гать, отл..жить, сл..жить, дол..жить, предл..жный, прил..гательное,зал..жить, пол..гаться, изл..жение.

-ЛАГ-

-ЛОЖ-

Задание 5

Приложение 5 Слайд

Восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова.Объяснить знаки препинания.

Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту.  ______________на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.

Слова для справок: распол..галось, сл..жили,  предпол..гаемому, разл..жили,  распол..жились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»

Тип урока: урок – открытие нового знания.Цель урока учителя: сформировать представления учащихся о способах выбора Е-И в корнях с чередованием.Цель урока ученика: узнать особенности выбора Е - И в кор...

Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение  и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...

технологическая карта урока по теме "Условия произрастания и видоизменения корней"

технологическая карта урока по теме "Условия произрастания и видоизменения корней"...

Технологическая карта урока на тему "Буквы О и А на конце наречий"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему "Буквы О и А на конце наречий" по требованиям ФГОС...