Технологическая карта урока по теме:"Буквы О-А в корне -лаг- -лож-"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме: "Буквы О-А в корне -лаг- -лож-"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_cheredovanie_bukv_o-a_v_korne_-lag-_-lozh-.rar | 455.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Автор | Тарасова Альмира Рафаиловна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Автор УМК | Т.А. Ладыженская |
Тема урока | Буквы о-а в корнях –лаг- -лож. |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Выяснить условие написание изучаемых корней; научиться владеть способом выбора О-А в корнях –ЛАГ- -ЛОЖ-, развивать навыки рассуждения; прививать культуру правильной речи; формировать навыки работы в парах, в группе. |
Планируемые образовательные результаты.
Предметные | Научатся: владеть способом выбора О-А в корнях –ЛАГ- -ЛОЖ-; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Личностные | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию. |
Метапредметные УУД | Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; развитие критического мышления учащихся ( самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи) |
Регулятивные: правильно воспринимают и выполняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке. | |
Коммуникативные: умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе и в парах; учатся слушать друг друга, вносить коррективы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
Методы и формы обучения | Исследовательский метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Оборудование | Презентация к уроку, раздаточный материал. |
Организационная структура урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.Актуализация знаний (определение основной проблемы урока) А) Мотивирование учащихся к выполнению задания. | 1.Открывает записанные на доске (или высвечивает на электронной доске): тропинка, морковь, лесной,местечко, прилагать, приложить, долина, карниз.(Приложение 1) 2. Объясняет задание- сгруппировать слова с проверяемыми и непроверяемымибезударными гласными в корне 3. Вызывает учащегося для выполнения задания к доске (ответы должны содержать комментарии по поводу отнесения слов к той или другой группе) 4. Ставит классу задачу: а)выяснить, все ли слова вы распределили по группам, почему нет заголовка у третьей, какие слова вы бы отнесли в третью колонку а) осуществить самопроверку правильности выполнения задания; б) затем выполнить функцию экспертов правильности выполнения задания вызванным к доске учащимся. | Учащийся у доски: 1.Осуществляет группировку слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова(задание 1 в Приложении1) Класс: 2. Слушают учителя. 3.Осуществляют экспертизу выполнения задания вызванным учащимся. | 1.Осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям ( проверяемые и непроверяемые корни) | 1.Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме. | 1.Слушать и слышать собеседника. | 1.Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. 1.Осуществляют пошаговый контроль результатов учащегося, вызванного к доске. | 1.Слушать в соответствии с целевой установкой 2. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. 3.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
Б)Определение основного вопроса урока | Выпишите отдельно слова прилагать, приложить, в третий столбиквыделите корни. 1.Какое противоречие(проблему) обнаружили в написании гласных в корне этих слов? ( буквы меняются О или А, то есть происходит чередование этих букв) 2.Сформулируйте вопрос, который мы должны решить на нашем уроке. (В каких случаях в корнях -лаг-, -лож-, - пишется А, а в каких О?) Запись темы урока | Записывают словаприлагать, приложить. По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы. Записывают тему урока: «Буквы О-А в корнях лаг-, -лож-» | 1.Анализировать вербальную информацию. 2.Распознавать противоречия. 3.Формулировать вопросы | 1.Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме. | 1.Слушать и слышать собеседника 2.Строить монологические высказывания | Самоконтроль выполнения действий | 1.Слушать в соответствии с целевой установкой 2. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. 3.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
2.Изучение нового материала(решение проблемы, открытие новых знаний) А) Ориентировка в предстоящей деятельности по выполнению задания | -Сейчас мы с вами и попытаемся выяснить, каковы правила написания букв О-А в корнях лаг-, -лож-1.Объясняет задание-сгруппируйтеслова с чередующимися гласными О-А в корне в два столбика.Излагать, изложение, сложить, слагать, предлагать, предложный Выделите в них корни и подчеркните буквы, стоящие после корня (задание 2 в приложении 2) 2. Разбивает класс на группы (по 5 человек) и раздает карточки с заданиями. 3. Назначает группу экспертов (одна из групп) | Слушают учителя | 1.Анализировать вербальную информацию. | 1.Взаимодействуют с учителем | 1.Слушать и слышать собеседника | Самоконтроль выполнения действий | 1.Слушать в соответствии с целевой установкой 2. Принимать и сохранять учебную задачу. |
Б)Контроль за работой групп | Контролирует работу групп | 1.Группируют слова счередующимися гласными, корне. Выделяют корни и подчеркивают буквы, стоящие после корня. (задание 2 в Приложении2) 2. Выдвигают гипотезу о причинах правописания букв О-А в корнях лаг-, -лож- | 1.Осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям ( корни с чередующимися гласными О-А) 2. Выдвижение гипотез и их обоснование. 3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (связь суффикса А с корнем, в котором пишется буква А, влияние буквы ж и г на правописание корней) (задание 3 в Приложении2) | Взаимодействуют в группе для решения задания (обсуждают предположение о причинах правописания корней с чередованием букв О-А) | 1.Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выборы 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Само- и взаимоконтроль выполнения действий | 1.Самостоятельно контролировать свое время и управлять им. 2.Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. |
В)Рефлексия результатов выполнения классификации | Организует: -опрос по результатам выполнения заданий (Приложение 2); -экспертизу результатов выполненного задания (ранее назначенной) группой экспертов. | 1.Опрос учащегося одной из групп по первой части задания- группировка слов с чередованием букв О-А 2. Группа экспертов дает оценку правильности выполнения задания 2. 3. Опрос другой группы по заданию 3-по выдвинутой гипотезе с её обоснованием. 4. Группа экспертов дает оценку правильности выполнения задания 3 | Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Взаимодействуют в группе для решения задания | 1.Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. 2.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Осуществлять пошаговый контроль результатов | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
Г) Подведение итогов экспертизы задания | 1.Ставит отметки за выполнение второго и третьего заданий (Приложение 2) 2. Фиксирует гипотезу на доске | Слушают учителя | Анализировать вербальную информацию | Взаимодействуют с учителем | 1.Слушать и слышать собеседника | Самоконтроль выполнения действий | Слушать в соответствии с целевой установкой. Адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её |
Д) Проверка правильности гипотезы | 1.Прочитайте правило в учебнике; установите соответствие выдвинутой нами гипотезы данному правилу. 2.Если наше предположение в чем-то не соответствует, объясните почему. 3. Объясните, почему к словам с чередующимися гласными нельзя подбирать проверочные слова. | 1.Самостоятельно читают правило в учебнике. 2.Сверяют зафиксированную гипотезу с правилом в учебнике. 3. Объясняют, почему нельзя подбирать к словам с чередующимися гласными проверочные слова. | Владеть основами изучающего и усваивающего чтения | Взаимодействуют на фронтальном режиме | 1.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задая. 2.Владеть устной речью. 3.Строить монологическое контекстное высказывание. | Само- и взаимоконтроль выполнения действий | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
3.Физкультминутка | Вызывает учащегося, который проводит физминутку. | Учащиеся выполняют физические упражнения. | Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно | ||||
4. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.(задания на слайде) А)Закрепление обнаруженного способа деятельности. Б) Распознавание орфограмм на изученное правило. Анализ причин допущенных ошибок. | Слайд №2 1.Распределить слова по группам (на слайде даны словас пропущенными гласными на правописание корней лаг-, -лож-.Записать их в таблицу, составить с этими словами словосочетание. (Приложение 4) Прил..гать, перел..жить, сл..гать, нал..гать, отл..жить, сл..жить, дол..жить, предл..жный, прил..гательноезал..жить, пол..гаться, изл..жение. 2.Провести взаимопроверку в парах. Слайд №3 3. Организует выполнение задания. -Восстановите текст, используя слова для справок. -Вставьте пропущенные буквы. -Объясните графически выбор гласной в корне слова. -Объяснить знаки препинания. -Инициирует взаимопроверку в парах правильности выполнения задания (найти ошибку и установить причину ошибки) - Проверить с правильным вариантом. Слайд №4 - Обращает внимание на особенности корня –лаг-, -лож-. Нет в русском языке слов ложить, ложу,положь, покласть. Есть слова кладу, положу, положить, класть. -Составьте с этими словами словосочетания. Слайд №5 Организует выполнение задания в формате ЕГЭ. -Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите в тетрадь. Ж..леть, возл..гать, п..хать, г..мнаст, д..леко. | 1.Распределяют слова по группам, составляют словосочетания 2.Сдают заполненные карточки учителю на проверку. 1.Самостоятельно в тетрадях выполняют задание. 2. В парах проверяют друг друга выполненное задание. 3. Учащиеся, допустившие ошибки, объясняют причины их возникновения. 1.Самостоятельно в тетрадях выполняют задания. | Распознавать объект анализа (наличие суффикса А после корня) Осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям . Анализировать объект ( написание корней –лаг-,-лож-) | Взаимодействие в группах Взаимодействуют в группах и на фронтальном режиме. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Владеть письменной и устной речью. | Само- и взаимоконтроль выполнения действий Само- и взаимоконтроль выполнения действий | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
5.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) | Предлагает ответить на вопросы: -Какова тема урока? -Какую цель ставили? -Достигли ли цели? -Что оказалось трудным на уроке? -Оцените свою работу на уроке (по желанию, так как изучался новый материал) -называет критерии оценки (отмечены на доске) -цель достигнута -справляюсь, но есть ошибки -ещё нужно над этим работать | Отвечают на вопросы. | Взаимодействуют с учителем | Дают оценку своей деятельности | |||
6. Информация о домашнем задании | Предлагает выполнить по выбору: 1.Упр.435составить словосочетания (базовый) 2. Упр.436 составить связный текст (повышенный) | Самостоятельно выполняют домашнее задание | Составлять словосочетания, предложения, текст | Самостоятельная работа | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть письменной речью. | Самоконтроль | Дают оценку своей деятельности |
Приложения к уроку.
Приложение 1
Задание 1.
Сгруппируйте слова с безударными гласными в корне слова.
Тропинка, морковь,лесной,местечко, прилагать, приложить, долина
Слова с проверяемой безударной гласной | Слова с непроверяемой безударной гласной | |
Задание 2
Приложение 2.
Сгруппируйте слова с чередующимися гласными О-А в корне в два столбика. Выделите в них корни и подчеркните буквы, стоящие после корня.
Излагать, изложение, сложить, слагать, предлагать, предложный
Задание 3
Выдвиньте гипотезу(предположние), в каких случаях в корне-лаг-,-лож- пишется буква О, а в каких буква А?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Приложение 3 Слайд
Распределите слова по группам, составить с этими словами словосочетание
Прил..гать, перел..жить, сл..гать, нал..гать, отл..жить, сл..жить, дол..жить, предл..жный, прил..гательное,зал..жить, пол..гаться, изл..жение.
-ЛАГ- | -ЛОЖ- |
Задание 5
Приложение 5 Слайд
Восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова.Объяснить знаки препинания.
Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту. ______________на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.
Слова для справок: распол..галось, сл..жили, предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»
Тип урока: урок – открытие нового знания.Цель урока учителя: сформировать представления учащихся о способах выбора Е-И в корнях с чередованием.Цель урока ученика: узнать особенности выбора Е - И в кор...
Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»
Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...
Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок открытия нового знания....
технологическая карта урока по теме "Условия произрастания и видоизменения корней"
технологическая карта урока по теме "Условия произрастания и видоизменения корней"...
Технологическая карта урока на тему "Буквы О и А на конце наречий"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему "Буквы О и А на конце наречий" по требованиям ФГОС...
Технологическая карта урока на тему " Чтение гласных букв Ii и Yy в открытом слоге
материал для 2 класса...
Технологическая карта урока русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс
Буквы и-е в корнях с чередованием...