Технологическая карта "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Это урок "открытия" нового знания, отвечающий требованиям ФГОС. Разработан для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_onapr.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
Урок
Буквы Е-И в корнях с чередованием
Выполнил: ФИО, должность, ОУ,
слушатель курсов № 11-2
Онаприенко Альбина Дмитриевна
Проверил: Перова Т. Ю., заведующий кафедрой теории и методики общего образования
Новокузнецк, 2017
Тема: Буквы Е-И в корнях с чередованием
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской.
Цели
Цель учителя: формировать у учащихся умение правильно писать корни с чередованием Е-И.
Цель учащихся: научиться правильно писать корни с чередованием Е-И.
Планируемые результаты:
Личностные:
- самоопределение;
- способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями, трудолюбием.
Метапредметные:
- регулятивные УУД;
- определять тему, цель, проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу; осознать недостаточность своих знаний.
-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- контролировать учебные действия, осознавать возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивать свою работу и работу своих товарищей; исправлять и объяснять ошибки.
- оценивать свою работу.
- познавательные УУД:
- выполнять анализ;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осознавать необходимость нового знания (трудность)
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- извлекать информацию из разных источников;
-: устанавливать аналогии;
- приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности.
- коммуникативные УУД.
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-доносить свою позицию до других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;
- осуществлять совместную работу в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Предметные: Уметь правильно писать корни с чередованием Е-И, графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать слова с чередующимися и безударными гласными, проверяемыми ударением.
Технологическая карта урока (3)
Дидактическая структура урока* | Деятельность учителя | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Л: самоопределение; К: планированием учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2. Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися | Организует повторение ранее изученного материала (правописание корней раст-, -ращ-, рос-.) Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к формулированию темы урока Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет | Выполняют задание Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Формулируют и записывают тему урока. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Выдвигают гипотезы. | Назовите корни с чередованием гласных. Какому правилу подчиняется правописание этих корней? Прочитайте слова (Слайд2): Соберу – собираю Запереть – запираю Удеру – удираю Замереть – замираю Зажечь – зажигаю Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Выделите корни в них и подчеркните чередующиеся гласные. Объясните, от чего зависит написание гласных в этих корнях? Сформулируйте и запишите тему урока в тетради. Что нам предстоит узнать о правописании корней с чередованием? Что влияет на написание букв Е – И в корнях? | П: выполняют анализ П: -ориентироваться в своей системе знаний -осознавать необходимость нового знания (трудность) Р: -определять тему, цель, проблему К: -доносить свою позицию до других Р: -принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. П: -осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Л: -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями, трудолюбием. |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.) | Организует работу с материалом учебника (параграф 112) Организует работу по составлению алгоритма действий. Знакомит с приёмом «Найди Иру» | Анализируют материал учебника Совместное построение алгоритма «Буквы Е-И в корнях с чередованием» Знакомятся с приёмом «Найди Иру» | Прочитайте параграф… Назовите опознавательный признак орфограммы 1.Найдите орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. 2.Выделите корень. 3.Поставьте ударение. 4.Проверьте наличие или отсутствие суффикса-А- после корня. Графически выделите условие орфограммы. 5.Если после корня есть суффикс -А-, то пишется буква И, а если нет – Е . Посмотрите, корни –бир-, -мир-, -тир-, -пир- с суффиксом –а без первой буквы звучат как имя девочки. Ищем Иру, если не нашли, то в корне пишем Е. | П: -извлекать информацию из разных источников П:Выполнять анализ, сравнивать Р: составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; -работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя П: устанавливать аналогии |
4. Закрепление нового материала | Выборочный диктант по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием», работа у доски с объяснением орфограммы(проговаривание нового знания в речи) | Написание выборочного диктанта на доске и в тетрадях. | Спишите, распределив слова в два столбика, вставив и обозначив орфограмму. Словарный материал: отд..раю, зап..реть, б..рётся, прот..рать, сд..рают, ум..реть, ум..рать, зам..рла, б..рись, перед..рать, оп..раться, наб..рёшь, взб..рался, нат..раю, вым..рли, сд..рёт, прид..раться. | Предметные: Уметь правильно писать корни с чередованием Е-И, графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать слова с чередующимися и безударными гласными, проверяемыми ударением. Р:- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
5. Контроль | 1. Организация работы по написанию сочинения- миниатюры «Рассказ про хитрую Иру» в группах. 2. Организация взаимопроверки сочинения-миниатюры в группах | 1. Написание сочинения-миниатюры «Рассказ про хитрую Иру» в составе творческой группы. 2. Взаимопроверка сочинений-миниатюр | Напишите сочинение- миниатюру «Рассказ про хитрую Иру» (8-10 предложений) в составе творческой группы. В тексте используйте не менее 10 слов чередование е-и в корне, графически объясните их написание, выделив орфограмму и условие выбора Проверьте сочинения- миниатюры по следующим критериям: -созданное высказывание является текстом (0-3 балла); -есть ли в тексте ошибки и недочёты (0-5 баллов); -наличие в сочинении 10 слов с изученной орфограммой(0-5 баллов). | П:- приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. Р: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки. К:-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; - осуществляют совместную работу в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
6. Рефлексия | Подводит итоги урока. Задаёт вопросы. Определяет эмоциональное состояние учащихся. | Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние. | Что нового узнали на уроке? Какие трудности возникали в работе? Как вы их преодолевали? Оцените нашу работу на уроке, понравился ли вам урок, все ли было | П: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Р: оценивают свою работу. К: Строят небольшие монологические высказывания |
* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"
Технологическая карта урока русского языка с приложением....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".
Тип урока: ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...
Технологическая карта урока по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»
Тип урока: урок – открытие нового знания.Цель урока учителя: сформировать представления учащихся о способах выбора Е-И в корнях с чередованием.Цель урока ученика: узнать особенности выбора Е - И в кор...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...