Технологическая карта "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Это урок "открытия" нового знания, отвечающий требованиям ФГОС. Разработан для 5 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_onapr.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

Урок

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Выполнил: ФИО, должность, ОУ,

слушатель курсов № 11-2

Онаприенко Альбина Дмитриевна

Проверил:  Перова Т. Ю., заведующий кафедрой теории и методики общего образования

Новокузнецк,  2017


Тема: Буквы Е-И в корнях с чередованием

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской.

Цели 

        

Цель учителя: формировать у учащихся умение правильно писать корни с чередованием Е-И.

Цель учащихся: научиться правильно писать корни с чередованием Е-И.

Планируемые результаты:

Личностные:

- самоопределение;

- способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями, трудолюбием.

Метапредметные:

- регулятивные УУД;

- определять тему, цель, проблему;

- принимать и сохранять учебную задачу; осознать недостаточность своих знаний.

-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- контролировать учебные действия, осознавать возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивать свою работу и работу своих товарищей; исправлять и объяснять ошибки.

- оценивать свою работу.

- познавательные УУД:

- выполнять анализ;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания (трудность)

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- извлекать информацию из разных источников;

-: устанавливать аналогии;

- приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности.

- коммуникативные УУД.

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-доносить свою позицию до других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

- осуществлять совместную работу в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные: Уметь правильно писать корни с чередованием Е-И, графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать слова с чередующимися и безударными гласными, проверяемыми ударением.


                                        

Технологическая карта урока (3)

Дидактическая структура

урока*

     Деятельность учителя

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Планируемые

результаты

1.Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Л: самоопределение;

К: планированием учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

 Организует повторение ранее изученного материала (правописание корней раст-, -ращ-, рос-.)

Создает проблемную ситуацию.

Подводит учащихся к формулированию темы урока

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет

Выполняют задание

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Формулируют и записывают тему урока.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Выдвигают гипотезы.

Назовите корни с чередованием гласных.

Какому правилу подчиняется правописание этих корней?

Прочитайте слова (Слайд2):

Соберу – собираю

Запереть – запираю

Удеру – удираю

Замереть – замираю

Зажечь – зажигаю

Что общего в этих словах?

Чем они отличаются?

Выделите корни в них и подчеркните чередующиеся гласные.

Объясните, от чего зависит написание гласных в этих корнях?

Сформулируйте и запишите тему урока в тетради.

Что нам предстоит узнать о правописании корней с чередованием? Что влияет на написание букв Е – И в корнях?

П: выполняют анализ

П: -ориентироваться в своей системе знаний

-осознавать необходимость нового знания (трудность)

Р: -определять тему, цель, проблему

К: -доносить свою позицию до других

Р: -принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

П: -осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Л: -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями, трудолюбием.

3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

Организует работу с материалом учебника (параграф 112)

Организует работу по составлению алгоритма действий.

Знакомит с приёмом «Найди Иру»

Анализируют материал учебника

Совместное построение алгоритма «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

Знакомятся с приёмом «Найди Иру»

Прочитайте параграф…

Назовите опознавательный признак орфограммы

1.Найдите  орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне.

2.Выделите корень.

3.Поставьте ударение.

4.Проверьте наличие или отсутствие суффикса-А- после корня. Графически выделите условие орфограммы.

5.Если после корня есть суффикс -А-, то пишется буква И, а если нет – Е .

Посмотрите, корни –бир-, -мир-, -тир-, -пир- с суффиксом –а без первой буквы звучат как имя девочки. Ищем Иру, если не нашли, то в корне пишем Е.

П: -извлекать информацию из разных источников

П:Выполнять анализ, сравнивать

Р: составлять план (алгоритм) деятельности для  

решения учебной проблемы;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

П: устанавливать аналогии

4. Закрепление нового материала

Выборочный диктант по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием», работа у доски с объяснением орфограммы(проговаривание нового знания в речи)

Написание выборочного диктанта на доске и в тетрадях.

 Спишите, распределив слова в два столбика, вставив и обозначив орфограмму.

Словарный материал: отд..раю, зап..реть, б..рётся, прот..рать, сд..рают, ум..реть, ум..рать, зам..рла, б..рись,

перед..рать, оп..раться, наб..рёшь, взб..рался, нат..раю, вым..рли, сд..рёт, прид..раться.

Предметные: Уметь правильно писать корни с чередованием Е-И, графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать слова с чередующимися и безударными гласными, проверяемыми ударением.

Р:- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

5. Контроль

1. Организация работы по написанию сочинения- миниатюры «Рассказ про хитрую Иру» в группах.

2. Организация взаимопроверки сочинения-миниатюры в группах

1. Написание сочинения-миниатюры «Рассказ про хитрую Иру» в составе творческой группы.

2. Взаимопроверка сочинений-миниатюр

Напишите сочинение- миниатюру «Рассказ про хитрую Иру» (8-10 предложений) в составе творческой группы. В тексте используйте не менее 10 слов чередование е-и в корне, графически объясните их написание, выделив орфограмму и условие выбора

Проверьте сочинения- миниатюры по следующим критериям:

-созданное высказывание является текстом (0-3 балла);

-есть ли в тексте ошибки и недочёты (0-5 баллов);

-наличие в сочинении 10 слов с изученной орфограммой(0-5 баллов).

П:- приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Р: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

К:-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

- осуществляют совместную работу в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач

6. Рефлексия

Подводит итоги урока. Задаёт вопросы. Определяет эмоциональное состояние учащихся.

Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности возникали в работе?

Как вы их преодолевали?

Оцените нашу работу на уроке, понравился ли вам урок, все ли было

П: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Р: оценивают свою работу.

К: Строят небольшие монологические высказывания

* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"

Технологическая карта урока русского языка с приложением....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...

Технологическая карта урока по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»

Тип урока: урок – открытие нового знания.Цель урока учителя: сформировать представления учащихся о способах выбора Е-И в корнях с чередованием.Цель урока ученика: узнать особенности выбора Е - И в кор...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...