Технологическая карта "Буквы о-ё после шипящих в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (5 класс)
Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
Тип урока: урок изучения новых знаний
Методы: эвристические, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать умения применять правило написания О-Е после шипящих.
- развить умение находить орфограмму;
- отработать способы действия при выборе написания О-Е в после шипящих;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществлять системно-деятельностный подход;
- развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к родному языку;
- воспитывать ценностное отношение к слову;
- развивать коммуникативные УУД:
- формировать взаимодействие учащихся в парной работе на основе уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,
Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
- ПК; интерактивная доска, презентация к уроку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Оргмомент. 1 мин. | Приветствие. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Проверка готовности к уроку. Садитесь, пожалуйста. Мы отправляемся в путешествие по Стране Орфографиии. | Включение в деятельность | мобилизация внимания, уважение к окружающим;(Л) планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); саморегуляция (Р) |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. 5 мин. | Используется презентация (см. презентация ). 1. – Выпишите слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера): Зимой корой молодых р…стений кормятся зайчата. Л…жился на поля туман. Высокие осины р…сли рядом с березами и пушистыми елями. Дом распол…гался на окраине деревни. Запишите слова по вариантам. 2. Проверка проводится с помощью следующего слайда: 1вариант: растений, ложился. 2 вариант: росли, располагался – Назовите условия выбора орфограмм. – На основе графических обозначений сформулируйте правила. 3. – Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания. | Записывают слова, распределяя их по вариантам. Самопроверка Отвечают на вопросы Формулируют правила Самопроверка домашней работы | Владеть приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); подведение под понятие (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции (К); учет разных мнений (К); Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.(К) |
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока). 5мин. Физкультминутка 1 мин. | Проблемная ситуация. Определяем основной вопрос урока. (Этот материал представлен в презентации, работа проводится при закрытых учебниках.) слайд 3 При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. (на слайдах демонстрируются предметы, которые записываются в тетрадь) Расчёска, щётка, жёлуди, крыжовник, шорты. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после шипящего? Проблемный вопрос появляется на слайде, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике. Мультиофтальмотренажер «Зимняя сказка» | Обучающиеся работают в тетрадях, после чего сверяют с доской. Работа со словами, поиск цели урока, формулирование проблемного вопроса. | Целеполагание(Р) Высказывание предположения на основе наблюдений. Формулирование проблемы урока. (П); определение основной и второстепенной ин- формации (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в ком- муникации (К); учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций (К). |
IV. Открытие нового знания. 7 мин. |
2. Далее учащиеся самостоятельно ( в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1-го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов жёлтый – желтеть, шёпот – шептать, чёрный – чернеть щёлка – щель. Проводится лексическая и орфографическая работа со словами: чопорный, трущобы, чащоба, шомпол, шоры. Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2-м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике. Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы. | Графическая работа со словами Выявление особенностей правописания слов с орфограммой Предположения, вывод самостоятельная формулировка правила | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); использование знаково-символических средств(П); подведение под понятие (П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л); |
V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений. . 10 мин.
7.
Физкультминутка (1 мин.) 1 VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение. 10мин. | Видеозвонок в Страну Орфографию. (буквы О и Ё помирились) 1 Выполнение упражнений для первичного развития умений. Развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после шипящих. орфограммы. 1. К словам из 1 столбика подберите однокоренные слова из 2 столбика шёл - решето решётка - щетина щётка- решение расчёска нашедший шедший расчесать щекотка 2. Найдите слова, в которых допущены ошибки, и запишите их в тетрадь правильно а) жёлтый д) жокей б) решотка е) шорох в) чорный ж) крыжовник г) жёнглёр з) шопот 3.Вставьте буквы О или Ё ш…рох ч…лка щ…чка 4.Слайд со словами - исключения(заучивание слов- исключений) Танцевальная физминутка. 1.Развитие лексического умения соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения По толкованию лексических значений узнайте слово, запишите его и объясните правописание гласной в корне после шипящих( 1в) и наоборот (2в), сначала читается толкование, потом ученики называют слово. 1в 1 Наездник на скачке - (жокей) 2. Цирковой актер, ловко подбрасывающий в воздухе предметы - (жонглер) 3. Опущенная на лоб и подстриженная прядь волос - (чёлка) 2в 1. Пестрая клетчатая ткань - (шотландка) 2. Плод дуба - (жёлудь) 3. Небольшая корзина - (кошёлка)
2. Задание на разграничение омофонов. На доске записаны два предложения: Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный. Вопросы и задания к ним: – Назовите два одинаково звучащих слова. – Сравните их написание. Что необычного заметили? – Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.) - Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-разному.) Предположите, почему слова пишутся по-разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.) Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения. | Записывают и объясняют правописание гласной в корне после шипящих Письмо по памяти Проверка по образцу Самостоятельная работа с использованием знаний по лексике и комментированием своих действий Анализ примеров, рассуждение по вопросам, Формулировка вывода Запись в тетради, графическое выделение Самопроверка | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); использование знаково-символических средств(П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, вы- ведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль, коррекция, оценка (Р); Включение нового знания в систему знаний (П) совершенствовать орфографические умения(П)
Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). Строить логические рассуждения.(П) |
VII. Итог урока. 3 мин. Рефлексия 1 мин. | 1 вариант 1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? А) капюш...н Б) ж...лудь В) расч...ска 2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? А) ш...рты Б) ч...порный В) ш...лковый 3. Какое слово из предложенных вариантов лишнее? А) ш...рох Б) ш...коладный В) ш...лковый Количество баллов__________ Оценка _______ 2 вариант 1. В каком слове в корне слова пишется буква О? А) ж...лтый Б) маж...р В) ш...лковый 2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? А) ж...сткий Б) ж...нглер В) крыж...вник 3. Какое слово из предложенных вариантов лишнее? А) ж...лудь Б) прож...рливый В) ж...лтый Количество баллов__________ Оценка _______ «Игра в снежки» Сегодня я узнал… Было трудно… Особенно интересно было… | Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. Самопроверка | рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов дея- тельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха / неус- пеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); |
VII. Домашнее задание. 1 мин. | 1) Составить схемы правил §6, выучить слова – исключения. 2) § 6, найти значение слов капюшон, шорник, жокей и составить с ними предложения. | Запись в дневниках |
Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.(П) |
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 20112. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003
3. С.И.Львова, В.В.Львов Русский язык М. Мнемозина, 2007
4.«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок в технологии «Дидактический цикл»...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...
Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок открытия нового знания....