Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»
план-конспект занятия (5 класс)
Технологическая карта внеурочного занятия
по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе
на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_5_klass_tehnologicheskaya_karta.docx | 46.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Клачкова И.А.,
учитель русского языка и литературы
Технологическая карта внеурочного занятия
по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе
на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»
Тип занятия: | Систематизация и обобщение пройденного материала |
Авторы УМК: | М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. |
Цели занятия: | 1.подчеркнуть значение орфографии как раздела русского языка; 1. Подчеркнуть значение орфографии как раздела русского языка; формировать понимание этого значения; 2. формировать орфографические навыки; развивать навыки устной и письменной речи; 3. воспитывать интерес к русскому языку. |
Планируемые образовательные результаты: |
2. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять понятия, выделять необходимую информацию, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ, сравнение языкового материала, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность к самоанализу и самооценке; способность работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 3. Личностные: уважительное отношение к родному языку гордость за него, осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. |
Оборудование: | интерактивная доска, компьютер, презентация по теме урока, раздаточный материал (кроссворд) |
Образовательные ресурсы: | http: //www. ped-kopilka.ru http: //www.zavuch. info |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Универсальные учебные действия |
I.Организационный момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению материала | - Здравствуйте, ребята. -Проверьте, готовы ли вы к занятию. День будет удачным, если его начать с улыбки. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте хорошего настроения. А я желаю вам на занятии успехов. Порадуйте меня своими знаниями, умениями и активной работой. | Проверяют готовность к занятию: наличие ручки, карандаша, тетради, тетради-справочника, сигнальных карточек, участвуют в диалоге с учителем и друг с другом. | Фронтальная | Личностные: формирование ответственного и положительного отношения к учению, стремления получить новые знания Коммуникативные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
II. Актуализация знаний Цель: включение в систему знаний и повторение | -Сегодня, ребята, мы продолжим увлекательное путешествие по удивительной стране Лингвинии. А правит этой страной строгая царица Лингвистика. - Что изучает лингвистика? - Да, лингвистика – это наука о языке. - Вспомним, ребята, какие княжества находятся во власти великой царицы Лингвистики. Итак, лингвистическая разминка. Я вам зачитываю определение, а вы называете раздел науки о языке, о котором идет речь. 1. Кратчайшие звуковые единицы, звуковой состав современного русского литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке. (Фонетика) 2. Состав русского алфавита, соотношение между буквами и звуками. (Графика) 3. Нормы современного русского литературного произношения. (Орфоэпия) 4. Морфемная структура слова. (Морфемика) 5. Образование новых слов. (Словообразования) 6. Части речи, грамматические свойства слов. (Морфология) 7. Словарный и фразеологический состав русского языка. (Лексика и Фразеология) 8. Словосочетания, потом предложения, типы синтаксической связи, их структура…. (Синтаксис) 9. Система знаков препинания и правила их употребления. (Пунктуация) 10. Наука о правописании. (Орфография) | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная | Личностные: самоопределение, осознание необходимости применения своих знаний и совершенствование своей речи Коммуникативные: формирование умения слушать, формулировать свои мысли Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его оценка Познавательные: Используют полученные знания в практической деятельности |
III . Целеполагание. 1.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Цель: выявление затруднений, обсуждение границ знания и незнания, определение темы занятия, постановка цели и учебной задачи 2. Пробное учебное действие. Практическая деятельность учащихся. Цель: наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка, раскрытие признаков новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся Просмотр мультимедийной презентации «Орфограммы в частях слова» | Орфография является самым важным разделом науки о языке, изучающим и устанавливающим написание слов. Это княжество граничит почти со всеми другими княжествами, подвластными Царице Лингвистике. - А зачем изучать орфографию? Может, мы будем писать слова так, как они слышатся? Писать ли, как слышится, или что такое орфография – тема нашего сегодняшнего занятия. - Сформулируйте цель занятия. Какую учебную задачу поставим сегодня перед собой? - Итак, проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте стихотворение А. Шибаева «Грустные вести». Понятен ли вам его смысл? Почему? Грустные вести.
( греч. «орфо » - правильный, «грамма» - буква, знак). Работа в группах. - Выпишите из текста стихотворения слова, в которых Мишка допустил ошибки. (В это время на компьютере индивидуально выполняет задание сильный ученик: вставляет пропущенные буквы в словах, которые учитель заранее выписал из текста стихотворения. Графически обозначает условия выбора вставленных орфограмм) - Выберите правильное написание, применяя орфографические правила. - Проверим работу. (Индивидуальная работа ученика на компьютере выводится на экран, а остальные ученики сверяют свою работу с эталоном на экране. - Оцените себя. Поднимите карточку, которая соответствует вашей оценке(«5»- смайлик улыбается, «4» - смайлик не улыбается, «3» или»2» - смайлик грустит. - В каких частях слова могут быть орфограммы? - Наиболее опасные места, требующие внимания: 1) безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании( поэтому важно хорошо знать состав слова); 2) гласные после шипящих и ц; 3) мягкий знак на конце слов после шипящих; 4) правописание НЕ с различными частями речи и др. | Слушают учителя, строят высказывания. Записывают тему занятия, формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают в группах: находят слова с ошибками в написании, испытывают трудности при обнаружении таких слов, выявляют причины затруднения Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. | Фронтальная, групповая | Личностные: самоопределение, осознание своих возможностей; смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом) Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий самостоятельный анализ условий достижения цели Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, обмен мнениями, обоснование своей точки зрения Познавательные: Поиск и выделение информации; анализ, классификация языкового материала по признакам, синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений |
IV. Физкультминутка Цель: профилактика утомления; пропаганда здорового образа жизни | Мы сидели, не вставали и немножечко устали. Отдохнем, наше тело разомнем. Встаньте, дети. Распрямитесь, к солнцу яркому тянитесь. А теперь вперед нагнитесь, друг на друга посмотрите, за руки возьмитесь, покачайте головой, посмотрите влево-вправо, вправо-влево, улыбнитесь и на место сядьте да работу продолжайте. | Учащиеся под руководством учителя выполняют физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни |
IV. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Первичное закрепление Цель: проговаривание вслух | 1. Ребята, давайте вместе составим алгоритм действий для решения орфографической задачи. 1. Произнести слово и определить, есть ли в нем «ошибкоопасное» место, т.е. орфограмма; 2. определить, в какой значимой части слова находится орфограмма; 3. Выбрать букву по звуку в сильной позиции (подобрать проверочное слово) или применить правило; 4. Если проверить орфограмму нельзя, обратиться к орфографическому словарю. Работа в группах. - Проведем соревнование «Кто быстрее разгадает кроссворд». (В кроссворде предложены слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением. - Слова с какой орфограммой вы разгадывали в кроссворде? - Какие знания по фонетике помогут в работе с этой орфограммой? - Какое фонетическое условие необходимо для выбора безударной гласной в корне слова? | Совместное составление алгоритма действий для решения орфографической задачи. Разгадывают кроссворд, применяют правило | Фронтальная | Личностные: осознание необходимости применения своих знаний и совершенствование своей речи. Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, самостоятельно планируют пути и способы решения познавательных задач, строят логическое рассуждение, умозаключение, делают выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
V. Тренировочные упражнения Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи: формирование умения правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать условия выбора орфограмм
3. Творческая работа: подбор своих примеров с разными видами орфограмм | - Итак, потренируемся в определении «ошибкоопасных» мест в словах и объяснении орфограмм. 1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условие выбора вставленной орфограммы. В дремучем л..су, рыжая л..са, ненас(?)ный день, б..льшое гн..здо, р..гатая к..за, карие гл..за, в..селый ра...ска.., высокая тр..ва. 2. – Ребята, обнаружить «ошибкоопасное» место на слух труднее, чем вставить пропущенную букву, где указано место возможной ошибки. Я предлагаю вам определить на слух, есть ли в предложении слово с указанной орфограммой. Если такое слово есть, вы поднимаете сигнальную карточку с нужной буквой, выбирая правильное написание. После каждого вашего ответа предложение будет появляться на слайде, а вам необходимо сверить свой выбор, обозначая верное-неверное решение орфографической задачи знаками «+» - «-». - И последнее задание, которое мы выполним сегодня на нашем занятии. Работа в группах. Вам необходимо для соседней группы придумать слова с разными видами орфограмм (виды орфограмм перечислены на карточке для вашей группы). | Учащиеся по «цепочке» выходят к доске, записывают слово, вставляют пропущенную букву, комментируют и графически обозначают условия выбора орфограммы Внимательно слушают учителя, определяют, есть ли в предложении слово с орфограммой, показывают сигнальную карточку с выбраннойбуквой, сверяют свой ответ с эталоном, в тетради знаком «+» обозначают верное решение орфографической задачи, а знаком «-» - неверное решение орфографической задачи. Оценивают себя смайликами: «5» - смайлик «смеется»; «4» - смайлик «задумался»; «3» или «2» - смайлик «грустит». Придумывают слова с разными видами орфограмм, решают орфографические задачи. | Фронтальная, групповая | Личностные: самоопределение, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; желание совершенствовать знания Регулятивные: умение оценивать результаты, выявлять причины трудностей, искать пути их преодоления, определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы, вносить коррективы в план и способ действия Коммуникативные: умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, вести монологическую и диалогическую речь в соответствии с грамматическими , орфоэпическими и лексическими нормами языка Познавательные: умение осуществлять поиск информации, использовать полученные знания в практической деятельности |
VI. Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог занятия) Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | - Наше путешествие по волшебной стране Лингвинии подошло к концу. - Вернемся к началу нашего занятия: можем ли мы писать так, как слышим? - Для чего нужны правила? - Какой вывод мы сделаем для себя? - Достигнута ли цель занятия, все ли задачи выполнены? - Какие трудности появлялись в процессе работы? - С каким настроением вы заканчиваете занятие? Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент. - Я рада за вас. Вы хорошо работали, были внимательны, активны. Мое эмоциональное состояние отражается на карточке с изображением улыбающегося солнышка. | Учащиеся оценивают свою работу, определяют свое эмоциональное состояние с помощью карточек («Солнышко» –занятие прошло удачно; «Солнышко выглядывает из-за тучки» – не все удалось) | Фронтальная | Личностные: самооценка Коммуникативные: умение строить монологические высказывания Регулятивные: выделяют и осознают, что уже усвоено, а что еще необходимо усвоить, оценивают свою деятельность |
Домашнее задание (по желанию) Цель: закрепить умение выбирать нужную орфограмму | Объяснение домашнего задания разного уровня сложности. 1. Написать сочинение-миниатюру(6-10 предложений) на тему «Запахи осени», употребив в сочинении слова со следующими орфограммами: ) безударные гласные в корне; в приставке; 2) гласные после шипящих и ц; 3) мягкий знак на конце слов после шипящих; 4) правописание НЕ с глаголами
| Записывают задание в дневник | Личностные: самоопределение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Решение логических задач с применением ИКТ" 6 класс
Данное внеурочное мероприятие проведено в рамках региональной "Недели математики-2015" на базе стажировочнойплощадки по введению ФГОС г.Льгова(МБОУ СОШ№1 г.Льгова" Кур...
Категория добра на страницах учебника русского языка 5 класс
Презентация к исследовательской работе по русскому языку...
Элективный учебный предмет "Искусство видеть мир" (русский язык) 9 класс.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса. Умение письменно излагать свои мысли, форму...
Урок (технологическая карта): " Буквы А-О в корнях -гар- и -гор-". Русский язык, 5 класс.
Технологическая карта урока Русского языка по теме "Буквы А-О" в корнях -гар- и -гор-....
Конспект внеурочного занятия по учебному предмету «Тайны русского языка» в 7 классе на тему «Деепричастие. Деепричастный оборот»
Конспект внеурочного занятия по теме "Деепричастие.Деепричастный оборот", 7 класс...
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Такие разные покровы"
Данное внеурочное занятие входит в программу внеурочной деятельности 5 класс...