Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы е–и в корнях с чередованием" (с приложениями) 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
С приложениями: самоанализ, лингтвистическая сказка, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 171 КБ |
Самоанализ урока | 32.18 КБ |
Лингвистическая сказка | 12.28 КБ |
Презентация | 848.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 150 Тема: Буквы е–и в корнях с чередованием
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.
ПР: видеть корни с чередованием е–и, отличать их от других видов корней с чередованиями, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм; находить в тексте слова с чередованием е–и
Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией Т.А.Ладыженской, презентация (приложение 2), раздаточный печатный материал (приложение 3), листы учета знаний (приложение 1)
4. После беседы ученики заполняют обобщающую таблицу «Правописание корней с чередованиями– ( слайд №10)
Почему в таблице три столбика? (Три разных условия выбора написаний.)
– Дополните таблицу нужными корнями.
Буквы согласных в корне | Ударение | Суффикс а после корня |
лаг – лож | зар – зор | бир – бер |
раст (ращ) – рос | гор – гар | пир – пер |
дир – дер | ||
тир – тер | ||
мир – мер | ||
блист – блест | ||
стил – стел | ||
жиг – жег |
– Сколько корней с чередованиями у вас получилось в каждом столбике?
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»
Мезенцева Е.М. - учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории МБОУ Кутуликская СОШ, педагогический стаж – 42 г .
Цели урока:
сформировать представления о написании букв е — и в корнях с чередованием и умение писать слова с данной орфограммой;
закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
Ожидаемые результаты:
в направлении личностного развития: понимать необходимость изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критически оценивать полученный результат, творчески относиться к учебному труду;
в метапредметном направлении: анализировать и извлекать необходимую информацию, строить простейшую логическую цепочку рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
в предметном направлении: познакомить учащихся с перечнем корней с чередованием, формировать умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием», умение отличать данную орфограмму от других, умение работать с текстом.
Оборудование: компьютер, проектор.
Методическое обеспечение урока:
презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием» (Приложение 1);
раздаточный материал (Приложение 2).
Литература, использованная при подготовке урока:
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. М. : Просвещение, 2012.
Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей. ФГОС. Тростенцова Л. А. , Комиссарова Л. Ю. и др. Просвещение: 2012.
Елена Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. В двух частях».
В пятом классе я строю свою работу, ознакомившись с уровнем сформированности общеучебных умений и навыков будущих пятиклассников и изучив рекомендации авторов по их развитию и коррекции. Цель моих уроков – формирование функционально грамотной личности (умение применять полученные знания в любой ситуации, грамотно писать слова с изучаемыми орфограммами).
Модель проблемно-диалогического урока на основе системно- деятельностного подхода русского языка на данном уроке реализована. Урок прошел ……………… . Я ставила целью актуализировать полученные знания и подготовить к открытию нового знания. Моим ученикам удалось сформулировать учебную проблему, после чего она была зафиксирована . Поиск решения осуществлялся в форме диалога учителя с классом. Совместно с учащимися открывались новые знания. Ученики формулировали правило и сверяли свой результат с определением в учебнике. Формировались интеллектуальные умения (извлекать информацию из текста, сравнивать и группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний). Был разработан алгоритм нахождения рассуждения. Дети активно выдвигали свои версии. При этом развивались организационные умения (самостоятельно выбирать цель деятельности, действовать , сверять свои действия с целью), а также коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).
На уроке при выполнении упражнений формировалось умение находить слова с орфограммой и обозначать графически, применялась технология работы с текстом.
Особое внимание уделялось этапу оценивания. Так как на уроке реализовывалась технология оценивания учебных результатов, отрабатывался алгоритм самооценки. Мы пока работаем с 1-5 шагами.
В конце урока мы вернулись к проблеме, повторяя «как мы ее решили».
На своих уроках я использую те же технологии, что и в начальной школе. У нас соблюдается преемственность содержательная, методическая, психологическая.
Урок на тему: «Буквы И – Е в корнях с чередованием» продолжает знакомство учащихся с разделом « Морфология. Орфография». Он является шестым уроком в блоке: « Глагол». Но так как учащиеся с темой «Глагол» знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель уроков– обобщить уже имеющиеся знания и немного их углубить. Урок проведен в классе, где 30% хорошо обученные дети, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом, 30 % - средний уровень и у третьей часит класса уровень обученности низкий. При разработке урока старалась учесть особенности учащихся.
Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме: «Буквы И – Е в корнях с чередованием», развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у уч-ся, способствовать развитию интереса к предмету русского языка.
Основная задача этого урока – совершенствование умения уч-ся опознавать орфограмму, объяснять условие выбора буквы. Благодаря использованию презентации на уроке у детей наблюдается повышение концентрации внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета, возрастает мотивация к учебе.
В начале урока основной задачей являлось привлечение учащихся к занятию познавательной деятельностью и поддержка этого интереса в течение всего урока.
Если говорить о мотивационной основе, то с неё следует начать урок. Мотивация – это установка на деятельность. Поэтому я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий, заинтересовать своим предметом, сделать плавный переход от одного вида деятельности (отдыха на перемене) к другому (учебному занятию).
Далее работал принцип регулярного повторения - возвращение к пройденному материала, т.е. актуализация изученного.
На этапе объявления темы урока происходил процесс взаимообучения – дети учат – принцип оптимального психического напряжения. Т.е.желательно передать ученику как можно больше полномочий на уроке (все, что может делать уч-ся не должен делать учитель).
Одной из задач, преследуемых мной, является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации. Раньше считалось, что цели урока должен ставить учитель. Но сегодняшний день требует воспитывать учеников творцами, поэтому функцию постановки задач урока я отдаю ученикам. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидят, что должны освоить в течение урока и к какому возможному результату прийти. В начале ребята осуществляют указанные учителем мыслительные операции ( решают поставленную проблему, определяют тему урока, выслушивают предположения) и в результате приходят к формулированию целей урока. В тех случаях, когда учащиеся не готовы самостоятельно определить цели (располагая необходимым материалом и опираясь на помощь учителя), я выбираю доступную форму их предъявления: «На этом уроке постарайтесь научиться …», «Изучение этой темы необходимо для того, чтобы…».
Пятиклассники уже научились определять планку своих возможностей. И при разноуровневых заданиях самостоятельно решают, какой сложности задание им выбрать. Хотя никто не мешает слабоуспевающим детям выбрать это задание и попытаться с ним справиться. «Творец», по мнению психологов, появляется в тот момент, когда человек пытается самостоятельно определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности. И тогда его активность приобретает характер безграничного самосовершенства. Поэтому на уроках я постоянно использую разноуровневые задания. Решающее слово в выборе вида задания принадлежит самому ребенку, я могу, в отдельных случаях, лишь посоветовать. Главное, я считаю, не само задание, а выбор, который делает ребенок. Поскольку в этом случае он производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться. И как следствие меняется активность на уроке ( конечно не в 100 % случаев).
При распределении материала по этапам урока стараюсь учитывать психофизиологические возможности пятиклассников: во второй половине урока наступает спад ученической активности. Поэтому предлагаю им возможность физиологической разгрузки. Учащиеся с удовольствием повторяют, что предлагает им презентация и все это проходит в шутливой форме так, что ребята получают и эмоциональную разгрузку.
На этапе подведения итогов обращаем внимание на результат учебной деятельности, возвращаемся к целям, поставленным вначале урока. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится все больше учащихся, которые осознанно относятся к результатам своего труда. А это сказывается на активности познавательной деятельности. ( ЛЗ)
Стараюсь на уроке пользоваться принципом педагогической мастерской – создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Как видите, моя работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моих классах есть ребята, которым не дается эта наука. Но я не вижу страха в их глазах, когда прошу выполнить какое-либо задание.
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Лингвистическая сказка.
Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (Слайды № 4 -9).
Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.
А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.
И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.
«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
– Запомните весёлое стихотворение. (
Если после корня – а,
В корне будет и всегда!
(Вот пример запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определяем проблему урока Прочитайте текст . Выпишите из текста однокоренные глаголы. отпереть отпирался отпер Выделите корень. Что вы заметили? Подберите к данным словам антонимы. Как называются подобные корни? Сформулируйте проблему урока. запереть запирался запер В каких случаях в корнях с чередованием - пер - (- пир -) пишется буква е , а в каких - и ? от пер еть от пир ался от пер за пер еть за пир ался за пер
Прочитайте слова. Назовите корни и буквы чередующихся гласных в них. разберу отпереть задеру вытереть замереть блестеть расстелить выжег Открываем новые знания разбирать отпирать задирать вытирать замирать блистать расстилать выжигать Проверьте себя
раз б и р ать от п и р ать за д и р ать вы т и р ать за м и р ать бл и ст ать рас ст и л ать вы ж и г ать раз б е р у от п е р еть за д е р у вы т е р еть за м е р еть бл е ст еть рас ст е л ить вы ж е г Найдите закономерность в написании букв е – и в корнях с чередованием. Сделайте вывод. Решаем проблему Проверьте себя раз б и р а ть от п и р а ть за д и р а ть вы т и р а ть за м и р а ть бл и ст а ть рас ст и л а ть вы ж и г а ть
В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е , если этого суффикса нет . Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Составьте его схему. И А Е А
Какие подписи вы бы сделали под фотографиями, используя глаголы с корнями - блест - – - блист -? Балерина бл..стала Шар бл е стел В каком корне вы напишете букву и , в каком – е ? Проверяем понимание Балерина бл и стала Шар бл..стел
Запомним рифмовку. Если после корня – а , В корне будет и всегда! (Вот пример запоминай: «Ноги вы тер ? Вы тир а й!»)
Дополните таблицу. Корни с чередованием Буквы согласных в корне Ударение Суффикс -а- после корня Буквы согласных в корне Ударение Суффикс -а- после корня -ла г - – -ло ж - -з а р- – -зор- -бир(а)- – -бер- -ра ст - (-ра щ -) – -ро с - -г о р- – -гар- -пир(а)- – -пер- -дир(а)- – -дер- -тир(а)- – -тер- -мир(а)- – -мер- -блист- – -блест- -стил- – -стел- -жиг- – -жег- Проверьте себя
Рефлексия Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Расст…лить, уб…рать, зам…реть, зап…рать, обж…гать, зад…ру, выт…рать, бл…стать. Проверьте себя Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.
Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ". Для повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового использую игровой момент....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".
Тип урока: ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...
Технологическая карта урока по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»
Тип урока: урок – открытие нового знания.Цель урока учителя: сформировать представления учащихся о способах выбора Е-И в корнях с чередованием.Цель урока ученика: узнать особенности выбора Е - И в кор...
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" (с приложениями) 7 класс
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" 7 классПриложения:1. Пояснительная записка2. Алгоритм рассуждения3. Оценочный лист4. Самоанализ...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "
Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»
Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить иссл...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе...