Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27_-_28_glasnye_v_pristavkah.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 27 – 28 по дисциплине «Русский язык» в 10 классе

Тема занятия: Гласные и согласные в приставках. Ь и Ь. И или Ы после приставок.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: беседа, работа с учебником.

Класс

Дата

Цели:

а) образовательные:

– отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора и графического обозначения;

– установить принципы орфографии, которым подчиняются изучаемые на уроке правила;

б) развивающие: 

– развивать умение работать дифференцированно;

– развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти;

– формировать умение характеризовать предложение;

– развивать речь учеников;

в) воспитательные:

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

 способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся;

– привить любовь к родному языку.

Оборудование: учебник.

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.)

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).

Сегодня мы приступим к изучению темы «Гласные и согласные в приставках. Ь и Ь. И или Ы после приставок». Наша задача – отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора и графического обозначения; установить принципы орфографии, которым подчиняются изучаемые на уроке правила.

Примечание. Темы эти можно рассматривать в обобщенном виде вместе, поскольку они касаются одной и той же орфографической трудности: правописания на стыке морфем – и, что немаловажно, поскольку они уже изучались. В идеале старшеклассники уже должны уметь свободно распознавать орфограмму и свободно ориентироваться в условиях ее выбора. Обобщить тему можно, дав ее с опорой на принципы русской орфографии, поскольку при таком подходе правила легко группируются.

III. Повторение, проверка домашнего задания (5 – 7 мин.)

1. Беседа по вопросам.

– Какие принципы русской орфографии вы знаете?

– Охарактеризуйте морфологический принцип русской орфографии.

– Охарактеризуйте фонетический принцип русской орфографии.

– В чем состоит традиционный принцип русской орфографии?

– Как вы понимаете суть дифференцирующего принципа русской орфографии?

2. Проверка домашнего упражнения.

IV. Подведение итогов проверки (1 мин.)

V. Изложение нового материала (30 – 32 мин.)

1. Работа по теме «Гласные и согласные в приставках».

1.1. Слово учителя.

Правила, которые сегодня мы будем повторять, легко запомнить, если знать, какому принципу орфографии отвечает каждое из них. Повторяя эти правила дома, вы, наверное, заметили, что одни из них основаны на единообразном написании приставки, другие – на принципе «пишется, как слышится», а третьи явно различают значения похожих по звучанию, но разных по значению слов.

Давайте попробуем правильно распределить приставки, правописание которых вы должны помнить, по принципам русской орфографии и посмотрим, так ли эти правила трудны, если их упорядочить (таблица).

Правописание гласных и согласных в приставках

Принцип

Морфологический

Фонетический

Традиционный

Дифференцирующий

над-, об-, от-, под-, перед-, в-, с-; за-, до-, на-, пере-, по-

раз-, роз-;

рас-, рос-;

воз-, вое-;

вз-, вс-;

из-, ис-;

без-, бес-;

чрез-, чрес-;

через-, черес-;

низ-, нис-

пра-, про-;

пре-, при-

Итак, на самом деле все не так и сложно. Приставки, оканчивающиеся на согласные (кроме з и с), подчиняются морфологическому принципу, т.е. согласные и гласные в таких приставках не меняются на письме независимо от произношения. Приставки, оканчивающиеся на з/с, подчиняются фонетическому принципу: пишем их так, как слышим. То же самое относится и к гласным а/о в приставках раз-, роз-, рас-, рос-. А вот правописание приставок пра-, про-, а также пре- и при- зависит от значения, которые они привносят в слово.

– Приведите пример слова с приставкой пра-. Какое значение несет эта приставка? (Указывает на давность, древность лиц, эпох, явлений. Например, прабабушка.)

– Как различаются по значению приставки пре- и при-? (При- обозначает присоединение, приближение, неполное действие или действие, завершенное до конца, а пре- либо близка по значению к пере-, либо обозначает высшую степень проявления чего-либо.)

2. Выполнение упражнений.

2.1. Упражнение 146 может выполняться либо в полном, либо в сокращенном варианте (в последнем случае в тетрадях записываются не предложения, а лишь слова с приставками).

2.2. Упражнение 151 выполняется под диктовку учителя.

3. Работа по теме «И и Ы после приставок»

3.1. Слово учителя.

Мы с вами рассмотрели правила правописания приставок. А теперь вспомним, как ведут себя гласные и и ы после приставок.

– Какому правилу подчиняется правописание гласных и и ы после приставок: какая гласная пишется после приставки, оканчивающейся на гласную, а какая – после приставки, оканчивающейся на согласную?

– После каких приставок вопреки правилу пишется и?

– Каким принципам орфографии подчиняется правило? (В основном фонетическому: и после приставок на гласную, ы после приставок на согласную мы пишем потому, что так слышится. После приставок меж- и сверх- и пишется по традиции.)

– Почему правило не распространяется на сложносокращенные слова, первая часть которых оканчивается на согласную? (Потому что первая часть таких слов является не приставкой, а основой.)

3.2. Выполнение упражнения 157.

4. Работа по теме «Разделительный Ь и Ь».

– Назовите функции ь на письме. (Обозначение мягкости предшествующего согласного, обозначение грамматической формы, а также функция разделительная.)

– В чем состоит различие в употреблении разделительного ъ и ь? (В том, что разделительный ъ употребляется после приставок перед буквами е, ё, ю, я, а разделительный ь – в корнях, суффиксах и окончаниях перед е, ё, ю, я, и.)

4.1. Заполнение таблицы «Употребление разделительного ь».

Употребление разделительного ь

Ь для обозначения мягкости

Ь для обозначения грамматической формы

Пишется

Не пишется

Употребляется

Не употребляется

1

2

3

4

1) после любого мягкого согласного (например:...);

2) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (например: ...); 3) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (например: ...);

4) между мягкими согласными, если при

изменении слова второй согласный становится твердым (например:...)

1) внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч (например:…);

2) между двумя мягкими л (например:...)

1) в именах существительных женского рода, единственного числа, 3-го склонения (например:...);

2) в повелительном наклонении глаголов (например:…);

 3) в неопределенной форме глаголов (например: ...);

4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (например:...);

5) в наречиях. Например:

6) в частицах (например: ...);

7) в творительном

падеже множественного числа существительных и чис

лительных, а также

в других падежах

числительного восемь (например:...)

1) в именах существительных мужского рода, единственного числа, 2-го склонения (например: ...); Исключение:...

Примечание. Таблица направлена на сопоставление графической (мягкость на письме) и грамматической функций мягкого знака. Для экономии времени возможна распечатка шапки таблицы на каждого ученика. Если работа проводится в группах, то можно, наоборот, написать примеры, а учащимся дать задание выявить особенности употребления мягкого знака в каждом случае.

4.2. Упражнение 163 выполняется в виде распределительного диктанта.

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала  (1 – 2 мин.)

– Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали… 

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).

VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время.

1. Повторить все изученное по теме «Морфемика и словообразование».

2. Повторить все изученные орфографические правила.

3. Упражнения 152 и 166.

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык: 10 – 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 6-е изд. – М.: «ТИД “Русское слово - РС”», 2009. – 432 с.

Подпись преподавателя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правописание гласных в приставках при- и пре-".

Урок закрепления правописания гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-. (С применениме современных обучающих структур)...

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"

конспект урока по ФГОС, с УУД, учебник 4 кл. по системе Л.В. Занкова...

Конспект урока русского языка. Тема: "Согласные звонкие и глухие"

Тип урока – урок освоения новых знаний. В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы:Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных мате...

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

Конспект урока русского языка на тему "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Материал урока позволяет ознакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причаст...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...