Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Самигуллина Гульнара Тахировна

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl_urok_pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_pristavkah.docx272.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»

Конспект открытого урока русского языка на тему:

«Правописание гласных и согласных в приставках» (5 класс)

Урок подготовлен и проведен

учителем русского языка и литературы

Самигуллиной Г.Т.

февраль, 2020

Тема

Имена существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа.

Цель урока

  • Содержательная цель: знать правило написания гласных и согласных в приставках, обозначать приставки в словах.
  • Деятельностная цель: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения; анализировать разницу между произношением и правописанием.

Задачи

  • развивать логическое, аналитическое мышление, коммуникативные навыки, навыки целеполагания и рефлексии.
  • воспитывать уважительное отношение к родному языку, понимание богатства родного языка.

Формируемые УУД

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные:общеучебные, логические.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

УУД

(П. – познавательные,

К. – коммуникативные, Р. – регулятивные)

I. Актуализация знаний.

Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучение состава слова. И сегодня мы начнем наш урок с небольшой игры.

Находят лишнее слово в ряду и объясняют свой выбор, выделяют в словах приставки.

Игра «третий лишний» (запись на доске):

  • добежать – добрый – досыта
  • полоска – показ – повар
  • предмет – представить - предложение

П.: структурирование знания.

Р.: оценка правильности выполнения действия.

II. Постановка учебной задачи.

Организует беседу по вопросам:

1) Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании приставок в этих словах?

2) Давайте найдем слова, в приставках которых возникают орфограммы. Как проверить написание этих приставок?

3) Вот мы и оказались в положении, когда нам не хватает знаний. Какова будет цель нашего урока? Что мы должны узнать?

Выдвигают гипотезы по задаче, формулируют тему и цель урока, способ достижения цели урока.

П.: поиск разнообразных способов решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выдвижение гипотез.

К.: учет разных мнений.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в связи с поставленной задачей.

III. Планирование учебной деятельности.

«Открытие» учащимися новых знаний.

Предлагает обучающимся выбрать вариант дальнейшей работы:

1) прочитать готовое правило в учебнике

2) вывести это правило самостоятельно

Выбирают вариант дальнейшей работы (как правило, дети выбирают самостоятельное выведение правила)

Отвечают на вопросы, сравнивают написание, приходят к выводу, что приставки всегда пишутся одинаково.

С доски убираются лишние слова, оставляются слова, в которых выделены приставки.

Беседа по вопросам:

  • В каких словах приставка слышится отчетливо? Почему?
  • Сравните написание приставок в одном ряду. Какой вывод о правописании приставок можно сделать?  
  • Как проверить написание гласных и согласных в приставках?

П.: структурирование знания; выделение существенной информации.

К.: построение монологического высказывания.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Предлагает выбор упражнения для закрепления из учебника (Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016. С. 29): упр. 433 или 436.

Индивидуально. Выполняют задание выбранного  упражнения, объясняют написание приставок.

Как правило, ребята выбирают для работы в классе упр. 436.

П.: анализ объектов, сравнение, классификация по заданным критериям.

К.: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

Обращает внимание обучающихся на запись на доске. Необходимо образовать слова по схемам.

Образуют слова и записывают их в тетрадь, сравнивают получившиеся слова, исходя из их написания и значения.

Задание на доске. Схемы для образования слов:

под-/по- + держать

по-/под + данный

под-/по- + давать

под-/по- + делка

о-/от- + городить

Беседа по вопросам:

  • Чем, кроме написания, отличаются получившиеся слова?
  • Почему в некоторых из них возникают двойные согласные?
  • Что мы еще должны учитывать при проверке приставок?

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Организует самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой.

Пишут словарный диктант, работают в паре, проверяют тетрадь соседа по парте, объясняют написание приставок.

Слова для диктанта:

обтекаемый (кузов), занавес, подписать, предпочитать, перемирие, доверие, подержать в руках, поддержать в беде, отбросить, подобрать, отдать, поникнуть головой, неполадки, промахнуться, позабавить, ненаглядный, отдых.

П.: анализ объектов, классификация по заданным признакам.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий с учетом поставленной задачи, осуществление итогового и пошагового контроля по результату; оценка правильности выполнения своих действий.

Домашнее задание

Выдает и комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

П. 82. Упр. 433 (или 436)

VI. Рефлексия.

организует  рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

Беседа по вопросам:

  • Как вы считаете, цель урока нами достигнута?
  • Что нового мы узнали?
  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • Кто считает, что он работал в полную силу?
  • Кто считает, что ему нужно больше стараться?

П.: построение речевого высказывания в устной форме.

Р.: Оценка правильности выполнения действия, адекватное восприятие оценки учителя.

Список использованных источников:

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч2./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012.
  2. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – Саратов, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс...