Конспект урока русского языка. Тема: "Согласные звонкие и глухие"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Воробьёва Оксана Вячеславовна

 Тип урока – урок освоения новых знаний.

 В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы:

Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных материалов не только как средств, улучшающих восприятие учебного материала, но и как способов представления ученического результата. Для того чтобы заинтересовать учащихся, работа на уроке сопровождалась с использованием презентации, содержащей слайды – поддержки.

Принцип систематичности и последовательности, главным в котором является логическое построение содержания учебного материала, а также обоснованная последовательность этапов учебного занятия.

Учебный материал и технологии его освоения являются системой, где каждая часть переходит в другую или связана с ней. Для логичности и последовательности переходов от этапа к этапу на уроке была применена такая форма обучения как эвристическая беседа.

Во время учебного занятия я использовала чередование различных видов деятельности  учащихся.

Принцип прочности определяет, что усвоение материала и развитие личностных качеств ученика на уроке зависят как от внешних факторов, так и от субъективного отношения ученика к материалу, учителю, к процессу обучения. Поэтому начальной и основной целью своей работы с учениками я всегда ставлю обеспечение их положительного отношения к изучаемому предмету через создание интриги, занимательного факта. Поэтому, в урок я   ввела эксперимент с артикуляцией.

Моей основной целью в данном учебном занятии было создание условий для формирования учащимися универсальных учебных действий по теме «Согласные звонкие и глухие».

Учащиеся включались в процесс целеполагания.

Решалась триединая задача (образовательная, развивающая, воспитывающая).

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, научить различать согласные звонкие и глухие.

Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc730 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Тема урока: «Согласные звонкие и глухие»

Цели:

Обучающие:

       систематизировать знания учащихся о согласных звуках, об их      классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

        дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

       формировать умение различать их;

        составление транскрипции слов.

                   расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;

 

Развивающие:

  •  развивать творческие способности учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
  •  расширять  кругозор учащихся;
  • воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока  через планируемые результаты:

                                      Личностные:

            создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

            создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

             формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.    

                                            Предметные:

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

                                        Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

                      Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные методы обучения:

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный 

                                              

 Оборудование: 

Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. ;

мультимедийный проектор;

 компьютер;

 раздаточный материал.   

                                           

                                                  Ход урока.

    1 этап. ОрганизационныйМотивирование к учебной деятельности.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Учитель:  -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Пожалуйста, поприветствуйте их.

Отгадайте такую загадку:

Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)  (слайд 1)

-Ребята, этой загадкой я хочу настроить Вас на хорошую, доброжелательную и душевную атмосферу на уроке.

Запишите в тетрадь дату.

2 этап. Проверка домашнего задания

- Прежде чем мы с вами приступим к новой теме урока, нам необходимо повторить ранее изученное.

  - Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (Фонетика)

  - на какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

- назовите гласные звуки (а, о, и, ы, э, у).

- какие   согласные  всегда твёрдые ? (ж, ш ,ц)

-какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, й)

-какие сигналы мягкости вы знаете? (и, е, ё, ю, я , ь 

- назовите парные согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)

- какая позиция в слове является «опасной» для некоторых гласных?(слабая в безударном положении)

(Дети передают мяч друг другу и задают вопросы)

- Итак, мы с вами изучаем раздел, в котором живут наши любимые звуки. Первое наше задание  - выбрать жителей страны Фонетика. (карточка №1). Вы должны  подчеркнуть слова, которые относятся к разделу ФОНЕТИКА.

  (Корень,  звонкийтранскрипция, приставка, ударный, подлежащее, суффикс, синонимы,  звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный, глухой.)   Проверка. (слайд 2)

   3 этап.  Актуализация знаний. Формулирование темы.

- Ребята, а что  произойдёт, если жители страны Фонетика звуки заблудятся?

- Посмотрите внимательно на доску, на доске написана фраза. Прочитайте её.

(учащиеся читают)

    Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Учитель: Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие  звуки заблудились?

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

- Прочитаем, как нужно.

- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)

- Какой вывод можно сделать?

(нельзя подменять согласные)

Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие. (запишите её в рабочую тетрадь)

                   

   4 этап. Целеполагание и мотивация

- Ребята, как вам кажется, что сегодня на уроке вы должны открыть для себя, что бы вы хотели узнать?

- Посмотрите на доске написаны термины, может они помогут вам, станут подсказкой.

Термины: звонкие согласные, глухие согласные, озвончение, оглушение, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, аллитерация, артикуляция.

- Ребята, теперь мы знаем, что есть звуки звонкие и глухие.

- А кто же так решил, что одни звуки звонкие, а другие глухие?

- Кто принял такое решение?

- Кто сказал?

- Интересный вопрос?

- Вряд ли этот выбор, эта классификация была случайной?

- Скорее всего есть некие скрытые законы?

- Ребята, дело в том что разделение звуков на  звонкие и глухие связано с нашей артикуляцией.

- Интересное слово?!

- Ребята, как вы думаете, что означает слово артикуляция?

Артикуляция – это как мы произносим звуки речи, как работают наши органы речи.

Сейчас мы с вами произведём эксперимент, для этого нам понадобится рука и наше замечательное горлышко.

Я буду произносить звуки. Вы повторяйте за мной. Ваша задача заключается в том, что нужно будет понаблюдать что происходит с горлышком- вы это, будете чувствовать кончиками пальцев. И сделать вывод: так всё же почему получается так, что существуют звуки звонкие и глухие?

(Учитель называет звонкие и глухие согласные)

Д, Р, Л, Г, Т, С, Ш, Ф

- Ребята, что вы почувствовали?

(когда мы произносим звонкие согласные, наше горло вибрирует)

- А что же это вибрирует?

(голосовые связки) - потому что кроме шума сквозь них проходит и голос

- А когда мы произносим глухие согласные?

(тогда мы пользуемся только воздухом и голосовые связки спокойны)

- Замечательно! Так какое открытие мы можем с вами сделать? По какому принципу разделяются звуки на звонкие и глухие?

(по нашей артикуляции)

                5 этап. Первичная проверка понимания.        

 

- А теперь давайте сверим выводы, которые вы сделали сами с тем что написано в учебнике, откроем учебники параграф 56 страница 130 и прочитаем    определение.  

5 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

   Получение новой информации происходит из

материала параграфа 56.

Задание:

1.Выполните упражнение 284 (слайд№3) - доказательство смыслоразличительной  роли звонких и глухих согласных.

  Учитель: итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости.

Задание: 

2. Ребята на карточке № 2 у вас есть таблица, перепишите следующие слова в таком порядке:  первый столбик- слова, в которых есть только глухие согласные,  во второй- слова, в которых только звонкие согласные,  в третий- слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

Петушок1, гребешок3, травинка3,   голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1,     сосиска1, домовой2, огороды2,   куёт3.

 

Лингвофизминутка.

Согласный звонкий – хлопок вытянутыми вперёд руками; согласный глухой –  в стороны; гласный – руки вверх буквой О

На экране:  Р, С, О, Л, Ц, У, В, Ш, А

Учитель:  А теперь проведём лабораторно-исследовательскую работу.

Перед вами лежат листочки (карточка №3) с названием «Лабораторная работа».    

Наша цель: проанализировать слова и выявить фонетический процесс, происходящий в них.

Ваша задача: обнаружить, что произошло с согласным звуком.

1

2

3

4

5

Алмаз [ с ]

Посадка [ т ]

Молотьба [д ]

Вокзал [ г]

Проезжал [ж ]

Спортсмен [ц]

Аллея [ л ]

Масса [ с ]

Сердце [ - ]

Солнце [ - ]

Фонетический процесс

оглушение

озвончение

слияние родственных звуков

слияние одинаковых звуков

выпадение звука

ВОПРОС: какие из них сомнительные, какие непроизносимые?

сомнительные

непроизносимые

Учитель: какой вывод мы можем сделать после выполнения лабораторной работы-наблюдения? Я начну, а вы продолжите фразу:

Согласные звуки могут быть сомнительными, если ______________ (происходит озвончение или оглушение), непроизносимыми,  при___________

(при слиянии родственных или одинаковых звуков или выпадении звука)(слайды 6-12)

У доски  

Запишите   предложение  

Бегут по дорожке борода и рожки (Повест., невоск., распрост., однородные члены)

  1. сделайте синтаксический разбор.
  2. Фонетический разбор слова бегут

Транскрипция слова: [б’игут]

б — [б’] — согласный, парный звонкий, парный мягкий
е — [и] — 
гласный, безударный
г — [г] — согласный, парный звонкий, парный 
твёрдый
у — [у] — 
гласный, ударный
т — [т] — согласный, парный глухой, парный 
твёрдый

В слове 5 букв и 5 звуков.

Задание:    Ученики делятся на группы по парам. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно.  ( как проверить? Нужно изменить слово, чтобы после сомнительных или непроизносимых стоял  гласный или сонорный звук).

  1. я:                              2-я                                                         3-я

Ястреб                                         косьба                                             отбой

Хрустнуть                                    властный                                       сердце

Клад                                             пастбище                                       ошибка

Площадь                                      уловка                                            пароход


Задание:  подчеркните в словах согласные звуки, не имеющие пары
Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.
 

Ребят, а теперь я вам прочитаю интересное стихотворение Владимира Орлова. Оно будет чем-то необычным, я вас прошу внимательно его послушать и сказать какие звуки там чаще всего будут повторятся. Стихотворение «Ворона»

 

  Ворона

—Кра! —кричит ворона.

—Кража!

Караул! Грабёж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

— Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана! 

У тебя ведь нет кармана.                  

— Как?!

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивлённо. —

—Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул!

Кар-р-рман укр-р-рали!

                                  Владимир Орлов

 (слайд 13)

- Какие же звуки повторялись чаще всего?

(повторялись чаще всего звуки к и р)

- А какие это звуки?

(согласные)

- Вот такой необычный приём, который используется в литературе с повторением согласных звуков, для создания определённого художественного эффекта, в данном случае для передачи эффекта карканья вороны называется- Аллитерация [тэ].

- Мы с вами уже изучили похожий приём.

- Как он называется? (ассонанс) (повторение одних и тех же гласных звуков)

Запишите в грамматические тетради определение аллитерации.

(слайд 14)

Ребята, чуть не забыла! Перед уроком на своём столе нашла вот такое письмо. Честно признаюсь: ничего не поняла. Помогите! Попробуйте прочитать странное письмо. Для этого вам надо знать парные звонкие и глухие согласные.


Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть под корой. Зелёная тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

 

7 этап. Подведение итога урока

- Ребят, а теперь давайте с вами подведём итоги урока.

 Те цели, которые вы ставили перед собой в начале урока. Которые озвучивали. Достигли вы их?  Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали?

(дети отвечают)

Хорошо! Большое спасибо! Ребят мне хочется сказать о том, что вы сегодня очень хорошо поработали, мы с вами успели много чего сделать. Я считаю, что мы достигли поставленных целей. И я хочу оценить вашу работу

Выставление отметок

8 этап. Рефлексия.

 

  1. Если тебе понравился урок, и ты успешно справился со всеми заданиями раскрась флаг зелёным цветом
  2. Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, раскрась флаг жёлтым цветом
  3. Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – раскрась флаг красным цветом

 

4.Если бы я нашёл(ла) волшебную палочку, я попросил(а) её чтобы она помогла мне научиться ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 9 этап. Домашнее задание.

 

1 уровень. Упражнение 285 (устно)

Задание.

  Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.

Ду.. -   ,   зу.. -   ,  скво..ь -   ,   лё.. -   ,   сне..-             

  1. уровень.  

 Задание 1.

«Звуки перепутались».  Надо поставить другой звук, чтобы было правильно.

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.

Тоску на кору везём, будем строить новый ком.

Между кор издалека течёт бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Писем мы не написали - тучку целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.

Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук и залез под старый сук.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.

Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.

Подарила мама ночке разноцветные платочки.

Очень рада бочка маленьким платочкам.

Задание 2.

Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки». И наделал много ошибок. Исправьте его ответы.

  1. «Снежная принцесса» __________________________________ 
  2. «Жёлтая кепочка»         _________________________________
  3. «Волк и пятеро козлят»  _________________________________
  4. «Илья-царевич и серый волк»   __________________________
  5. «Ледяная королева»  ____________________________________
  6. «Мальчик и Карлсон»   ___________________________________
  7. «Стойкий железный солдатик»   _______________________________

3 уровень. 

Задание 1.

Сколько звуков [ш] в предложении:   Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.  

Задание 2.

Сколько звуков [ц] в предложении:  Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск.  

Задание 3.

В каком слове звуков больше, чем букв:

А) якорь   Б) земля   В) уголь   Г) пояс  

Задание 4.

В каком слове все согласные звуки твёрдые?

А) родной   Б) шесть   В) широко     Г) час

Задание 5.

В каком слове все согласные звуки глухие?

А) вскачь     Б) мышь   В) плащ   Г) стон

Задание 6.

Написание какого слова не расходится с произношением?

А) счёт   Б) ряд   В) стать  Г) сдать

Задание 7. Стихотворение В. Приходько «Пешком шагали мышки». Учащиеся должны ответить: сколько звуков ш в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору? Групповая работа.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке от деревушки Пешки до деревушки Ложки. А в деревушке Ложки у них устали ножки. Обратно в Пешки мышки приехали на кошке. И пели до порожка, и щёлкали орешки - От деревушки Ложки до деревушки Пешки. Пешком идти не близко, когда идёшь обратно, а на пушистой киске и мягко, и приятно. Если кошке по пути — отчего не подвезти?!

 Задание 8. Создайте кроссворд, чтобы в нём присутствовали слова-жители раздела ФОНЕТИКА.

Для всех уровней – выучить теоретический материал учебника стр.130

                                                                                        Приложения

Карточка №1

Задание. Вы должны  подчеркнуть слова, которые относятся к разделу ФОНЕТИКА.

Корень,   звонкий, транскрипция, приставка, ударный, подлежащее, суффикс, синонимы,  звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный, глухой.

Карточка №2

Задание. Перепишите следующие слова в таком порядке:  первый столбик- слова, в которых есть только глухие согласные,  во второй- слова, в которых только звонкие согласные,  в третий- слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

Петушок, гребешок, травинка,   голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто,    сосиска, домовой, огороды,   куёт.

Слова, в которых есть только глухие согласные

Слова, в которых только звонкие согласные

Слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

 

 

 

 

Карточка №3

Лабораторная работа

1

2

3

4

5

Алмаз [ с ]

Посадка [ т ]

Молотьба [д ]

Вокзал [ г]

Проезжал [ж ]

Спортсмен [ц]

Аллея [ л ]

Масса [ с ]

Сердце [ - ]

Солнце [ - ]

Фонетический процесс

ВОПРОС: какие из них сомнительные, какие непроизносимые?

 

 

 

 Слова для справки:

непроизносимые,

слияние родственных звуков,

оглушение,

слияние одинаковых звуков,

 озвончение,

 сомнительные,

выпадение звука.

 

Карточка № 4

Вариант 1

Задание: установите трудный согласный и проверьте его на письме

ястреб  -

                                                                                  

хрустнуть  - 

                                                                      

клад   -

                                                                                

площадь -                                      

Задание:  подчеркните в словах согласные звуки, не имеющие пары
Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Карточка № 4

Вариант 2

Задание: установите трудный согласный и проверьте его на письме
 

      косьба -

                                          

     властный -

                                       

      пастбище  -   

                               

      уловка   -                                          

Задание: подчеркните в словах согласные звуки, не имеющие пары  
Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Карточка № 4

Вариант 3
Задание: установите трудный согласный и проверьте его на письме 

отбой-

 сердце-

ошибка-

пароход-

Задание: подчеркните в словах согласные звуки, не имеющие пары  
Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

              Ворона

—Кра!—кричит ворона.—Кража!

Караул! Грабёж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

— Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана! 

У тебя ведь нет кармана.                  

— Как?! —

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивлённо. —

Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул!

Кар-р-рман укр-р-рали!

                                  Владимир Орлов

Самоанализ урока

Русский язык в 5 классе – это учебный курс, целью которого является познавательно-практическая направленность. Программа даёт учащимся знания о русском языке и формирует у них языковые и речевые, орфографические и пунктуационные умения и навыки, общеучебные умения (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.).

Учащиеся занимаются по учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова в 2-х частях.

 Тип урока – урок освоения новых знаний.

 В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы:

Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных материалов не только как средств, улучшающих восприятие учебного материала, но и как способов представления ученического результата. Для того чтобы заинтересовать учащихся, работа на уроке сопровождалась с использованием презентации, содержащей слайды – поддержки.

Принцип систематичности и последовательности, главным в котором является логическое построение содержания учебного материала, а также обоснованная последовательность этапов учебного занятия.

Учебный материал и технологии его освоения являются системой, где каждая часть переходит в другую или связана с ней. Для логичности и последовательности переходов от этапа к этапу на уроке была применена такая форма обучения как эвристическая беседа.

Во время учебного занятия я использовала чередование различных видов деятельности  учащихся.

Принцип прочности определяет, что усвоение материала и развитие личностных качеств ученика на уроке зависят как от внешних факторов, так и от субъективного отношения ученика к материалу, учителю, к процессу обучения. Поэтому начальной и основной целью своей работы с учениками я всегда ставлю обеспечение их положительного отношения к изучаемому предмету через создание интриги, занимательного факта. Поэтому, в урок я   ввела эксперимент с артикуляцией.

Моей основной целью в данном учебном занятии было создание условий для формирования учащимися универсальных учебных действий по теме «Согласные звонкие и глухие».

Учащиеся включались в процесс целеполагания.

Решалась триединая задача (образовательная, развивающая, воспитывающая).

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, научить различать согласные звонкие и глухие.

Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Учебное занятие состояло из этапов:

мотивационно-ориентировочный:

- получение информации об эмоционально-психологическом настрое каждого ученика для правильной организации деятельности на уроке;

- актуализация имеющихся у детей знаний и умений по теме «Фонетика»;

- установление личностного контакта с классом, через приветствие в стихотворной форме (загадке).  

- целеполагание и ориентировка в предстоящих действиях на учебном занятии.

На основном этапе учащиеся, выполняя различные задания, анализируя их результаты, получали знания о согласных звуках речи. Знания не давались в готовом виде, а были получены учащимися в процессе решения системы заданий. На этом этапе был проведен лингвистический эксперимент со звуками речи. Кроме того, была создана проблемная ситуация «Как образуются согласные звонкие и глухие».

Урок проводился с учетом требований к уроку с позиций здоровьесбережения:

Количество видов учебной деятельности было разнообразно: слушание, письмо, чтение, работа с таблицей, ответы на вопросы, выполнение упражнений.   Виды учебной деятельности чередовались.

Использовались различные методы: словесный, наглядный, исследовательский.

На уроке была создана атмосфера, в которой учащиеся могли высказать свое мнение, проявить самостоятельность суждений.

 Проводилась лингвофизминутка, которая позволила, снять физическую и эмоциональную напряжённость учащихся, так как включала в себя и общеукрепляющие движения.

Был создан благоприятный психологический микроклимат на уроке, характер общения с учащимися доброжелательный.

  Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ стихотворения Владимира Орлова «Ворона»).

Нужно отметить, что данный урок является интегрированным с предметом «литература» (разгадывание загадки, анализ стихотворения, в домашнем задании персонаж сказки Николая Николаевича Носова «Незнайка»).

         Заключительный рефлексивно-оценочный этап урока предполагал проведение:

- содержательной рефлексии - как оценки собственных действий учащихся  

- получение информации об эмоционально-психологическом настрое каждого ученика по результатам деятельности на уроке.

Учащиеся были достаточно активны и мотивированны в учебно-познавательной деятельности. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по- своему успешен.

Степень результативности занятия на достаточном уровне.

Условия (познавательные, социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, здоровьесберегающие) созданы.

Поставленная мною цель достигнута, планируемые задачи занятия удалось реализовать, используя современные педагогические технологии, в частности проблемное обучение и ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"

Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"...

Конспект урока русского языка в 3 классе СКОШ VIII вида "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Первый урок по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

Конспект урока по русскому языку, проведенного в рамках Дня открытых дверей в 5а классе Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.

Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.Развив...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Фонетика. Звонкие и глухие согласные"

Тип урока: Изучение нового материала. Цель: формировать навык различения звонких и глухих согласных. Задачи: Образовательные: познакомить с особенностями образования звонких и глухих согласных; п...

План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)

План – конспект урока письма  на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие....

Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...