Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Цель: Отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора и графического обозначения; установить принципы орфографии, которым подчиняются изучаемые на уроке правила.

Тип: Урок систематизации знаний.

Вид: урок-совершенствование.

Образовательный подход:  Системный, деятельностный.

Формы обучения: Коллективная, индивидуальная.

Методы обучения:  Познавательный, репродуктивный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _gotov_rus.yaz_._.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Русский язык 10 класс

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Цель: Отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора и графического обозначения; установить принципы орфографии, которым подчиняются изучаемые на уроке правила.

Тип: Урок систематизации знаний.

Вид: урок-совершенствование.

Образовательный подход:  Системный, деятельностный.

Формы обучения: Коллективная, индивидуальная.

Методы обучения:  Познавательный, репродуктивный.

                                                           Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  • Какие принципы русской орфографии вы знаете?
  • Охарактеризуйте морфологический принцип русской орфографии.
  • Охарактеризуйте фонетический принцип русской орфографии.
  • В чем состоит традиционный принцип русской орфографии?
  • Как вы понимаете суть дифференцирующего принципа русской орфографии?

  1. Работа по теме «Гласные и согласные в приставках»

1. Слово учителя.

̶ Правила, которые сегодня мы будем повторять, легко запомнить, если знать, какому принципу орфографии отвечает каждое из них. Повторяя эти правила дома, вы, наверное, заметили, что одни из них основаны на единообразном написании приставки, другие — на принципе «пишется, как слышится», а третьи явно различают значения похожих по звучанию, но разных по значению слов.

̶ Давайте попробуем правильно распределить приставки, правописание которых вы должны помнить, по принципам русской орфографии и посмотрим, так ли эти правила трудны, если их упорядочить (таблица 8).

Запись на доске(в тетради)

Правописание гласных и согласных в приставках

Принцип 

Морфологический

Фонетический

Традиционный

Дифференцирующий

над-, об-, от-, под-,

перед-, в-, с-; за-, до-, на-, пере-, по-

раз-, роз-; рас-, рос-; воз-, вое-; вз-, вс-; из-, ис-; без-, бес-; чрез-, чрес-; через-, черес-; низ-, нис-

пра-, про-; пре-, при-

Выводы: Итак, на самом деле все не так и сложно. Приставки, оканчивающиеся на согласные (кроме з и с), подчиняются морфологическому принципу, т. е. согласные и гласные в таких приставках не меняются на письме независимо от произношения. Приставки, оканчивающиеся на з/с, подчиняются фонетическому принципу: пишем их так, как слышим. То же самое относится и к гласным а/о в приставках раз-, роз-, рас-, рос-. А вот правописание приставок пра-, про-, а также пре- и при- зависит от значения, которые они привносят в слово.

Задания для обобщения и закрепления:

  • Приведите пример слова с приставкой пра-. Какое значение несет эта приставка? (Указывает на давность, древность лиц, эпох, явлений. Например, прабабушка.)
  • Как различаются по значению приставки пре- и при-? (При- обозначает присоединение, приближение, неполное действие или действие, завершенное до конца, а пре- либо близка по значению к пере-, либо обозначает высшую степень проявления чего-либо.)

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 127 (с. 100) может выполняться либо в полном, либо в сокращенном варианте (в последнем случае в тетрадях записываются не предложения, а лишь слова с приставками).

Упражнение 132 (с. 102) выполняется под диктовку учителя.

III. Работа по теме «И и Ы после приставок»

1. Слово учителя.

̶ Мы с вами рассмотрели правила правописания приставок. А теперь вспомним, как ведут себя гласные и и ы после приставок.

̶ Какому правилу подчиняется правописание гласных и и ы после приставок: какая гласная пишется после приставки, оканчивающейся на гласную, а какая — после приставки, оканчивающейся на согласную?

  • После каких приставок вопреки правилу пишется и?
  • Каким принципам орфографии подчиняется правило? (В основном фонетическому: и после приставок на гласную, ы после приставок на согласную мы пишем потому, что так слышится. После приставок меж- и сверх- и пишется по традиции.)
  • Почему правило не распространяется на сложносокращенные слова, первая часть которых оканчивается на согласную? (Потому что первая часть таких слов является не приставкой, а основой.)
  • Выполнение упражнения 137.

IV. Работа по теме «Разделительный Ъ и Ь»

  • Назовите функции ь на письме. (Обозначение мягкости предшествующего согласного, обозначение грамматической формы, а также функция разделительная.)
  • В чем состоит различие в употреблении разделительного Ъ и Ь? (В том, что разделительный ъ употребляется после приставок перед буквами е, ё, ю, я, а разделительный ь — в корнях, суффиксах и окончаниях перед е, ё, ю, я, и.)

Запись на доске(в тетради) Употребление Ь для обозначения грамматической формы (задание – распределить по группам)

Пишется-Не пишется

-  после любого мягкого согласного (например: ...);

-  после мягкого л, стоящего перед любым гласным (например: ...);

-  после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (например: ...);

-  внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч (например:

-  между двумя мягкими л (например: ...)

-  в именах существительных женского рода, единственного числа, 3-го склонения (например:...);

-  в повелительном наклонении глаголов. Например:

-  в неопределенной форме глаголов (например: ...);

-  во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (например:...);

-  в именах существительных мужского рода, единственного числа, 2-го склонения(например: ...); Исключение:...

-  между мягкими согласными, если при изменении слова второй согласный становится твердым (например:...)

-  в наречиях. Например:

-  в частицах. Например: ...;

-  в творительном падеже множественного числа существительных и числительных, а также в других падежах числительного восемь (например:...)

Упражнение 141 (с. 108) выполняется в виде распределительного диктанта.

V. Итог урока

Домашнее задание

  1. Повторить все изученное по теме «Морфемика и словообразование».
  2. Повторить все изученные орфографические правила.
  3. Упражнения 144 (с. 109) и 139 (с. 106).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".

Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки пре-"

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику Ладыженской. Урок освоения новых знаний....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс...

Открытый урок комплексного анализа текста по русскому языку в 10 классе. Тема: "Правописание гласных и согласных в разных морфемах"

Данный урок был проведен в рамках  регионального методического семинара "Использование технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования". На данн...