Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
- Организационный
|
Цель: включение в учебную деятел ь но сть на л и ч н о с т н о – значимом уровне | Добрый день. Итак, ребята, мы отправляемся в интересный мир русского языка и будем держать курс на Морфемику и Орфографию. За успешное выполнение заданий во время путешествия активные будут отмечаться звёздочками. От количества звёздочек будет зависеть ваша оценка. |
| Личностные: положительное о т н о ш е н и е к учебной деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
- Актуализация
|
Цель: готовность м ы ш л е н и я и осознание п о т р е б н о с т и к построению нового способа действия | Давайте вспомним уже известные вам понятия. Внимание на экран! 1.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (глагол) 2.Что изучает морфемика? (части слова) 3.Какая морфема является «фундаментом» слова? (корень)
Молодцы! Мы продолжаем. Ребята, вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида? Подберите к каждому глаголу видовую пару: Сов. в. Несов. в. Нарисую – рисую Посею – сею Напишу – пишу Начерчу – черчу
Предлагает учащимся задание, написанное на доске: 1. Изл…гать 2. Р…стение 3. Пол…жение 4. Прик…саться 5. Выг…рать 6. Р…сточек 7. Оз…рить | Ответы обучающихся
Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют о р ф о г р а м м ы в з а в и с и м о с т и о т у с л о в и й в ы б о р а бу к в ы , п ол ь зуя с ь справочником. | Коммуникативные: вступают в диалог, аргументируя своё мнение, совместная деятельность.
Личностные: положительное о т н о ш е н и е к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
- Целеполагание
|
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. Постановка ц е л и у ч е б н о й деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | На доске: Люди пишут, а время стирает, Все стирает, что можно стереть. С. Маршак Как вы поняли мысль поэта?
(Время неумолимо, ничто не вечно в мире: гибнут цивилизации, разрушаются здания, реки меняют русла, книги, слова тоже могут умереть. Но последняя строка обнадеживает: время стереть то, что можно стереть, т.е. самые важные слова оно не в состоянии убить). Кто может продолжить?
Найдите однокоренные глаголы. Чем они различаются?
Какой вопрос у вас возникает?
Предположите тему урока.
Какую цель и задачи мы поставим? |
Учащиеся приводят примеры того, что время не может убить (дружба, любовь, мама и т.д.)
Видом
Почему в одном случае буква И, а в другом Е?
Чередование букв Е-И в корне
Формулируют цель урока |
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего м нения, у ч е т р а з н ы х мнений.
Целеполагание |
- Изучение нового материала
|
Цель: построение и фиксация нового знания. | Какие чередования вы знаете?
Давайте запишем пары глаголов: Избирать – изберут Замирать – замер Отдирать – отдеру Расстилать – расстелю
Определим вид глаголов в парах.
Какой вывод мы можем сделать?
Молодцы! А теперь давайте сравним наши выводы с правилом в учебнике. Параграф 75, стр. 217
Давай ещё раз повторим, как называется наша орфограмма? Ребята, для того, чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, я предлагаю вам познакомиться с хитрой Ирой, которая ловко прячется в словах. Она состоит из сочетаний букв. Это сочетание складывается из части корня –ир- и идущего за ней суффикса –а-.
Хитрая Ира, Ира – проныра, В прятки она обожает играть. В словах, где бер-бира, пер-пира, тер-тира, Спряталась хитрая Ира опять. В словах, где мер-мира, а также дер-дира, Будем противную Иру искать. | Лаг-лож, раст-ращ-рос, кос-кас
Записывают глаголы в тетрадь, определяют вид
В глаголах несов. в. есть суффикс –а-, а в глаголах сов. в. – либо суффикс – е-, либо его вообще нет
Работа с учебником
Ответы учащихся
Стихотворение дано на листочках, которые ученики вклеивают в тетрадь для правил | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов |
- Первичное закрепление
|
Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте вместе составим алгоритм наших действий. 1. Выделяю в слове (корень). 2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И) 3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
Орфографическая эстафета. Вытереть, отпирать, блестеть, задирал, придерётся, застилать, вымерли, прибирать | 1. (корень). 2. (корни с чередованием Е-И) 3. (есть ли суффикс А после корня). 4. (есть суффикс А, пишу И, если нет – Е)
Ученики по очереди выходят к доске, записывают слово, выделяют и объясняют орфограмму |
|
- Физминутка
|
Цель: сменить вид деятельности. | Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения Я иду, и ты идёшь- БИР – БЕР ,ДИР-ДЕР (ТОП) Я пою, и ты поёшь- ПИР- ПЕР, ТИР- ТЕР (ХЛОП) Мы идём, и мы поём- ЖИГ- ЖЕГ,СТИЛ- СТЕЛ (ТОП) Очень дружно мы живём – МИР- МЕР, БЛИСТ- БЛЕСТ(ХЛОП) | Выполняют упражнение |
|
- Закрепление
|
Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Давайте обратимся к учебнику. Упражнение 611. | Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и т о ч н о с т ь ю, умение оформлять с в о и м ы с л и в письменной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
- Первичный контроль
|
Цель: самопроверка умения применять н о в ы е з н а н и я в типовых условиях. |
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму | Вариант 1 | | ум___рать от страха | соб___рающий марки | зам___рать от восхищения | отп___раться от сказанного | заж___гательные танцы | поч___тать стариков | ум___реть от болезни | переб___рёт крупу | зап___реть дверь | друзья не под___рутся. | бл___стеть на солнце | соч___тать цвета | Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму. | Вариант 2 | ум___рающий лебедь | переб___рать чётки | прот___рающий окна | сд___рать кожу | подж___гать дома | выж___гать лес
| зам___реть в позе лотоса | ст___реть линию | отп___реть ключом | пост___лил постель | выж___чь слово | соч___тать браком |
| Учащиеся выполняют задание | Познавательные: умение находить нужную информацию.
Регулятивные: ум е н и е р е ш ат ь проблемы.
Личностные: способность самооценки своих действий. |
- Итог. Рефлексия
|
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? Перечислите корни, в которых происходит это чередование. От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?
Оцените свою работу на уроке ? | Научился выделять чередующиеся гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. | ! | Научился проверять чередующиеся гласные, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемого гласного ударения. Скажу себе: «Я работал хорошо!» | ! ! ! | Научился распознавать чередующиеся гласные и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
| Ответы обучающихся | Познавательные: рефлексия с п о с о б о в и условий действия; контроль и оценка п р о ц е с с а и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать и п о н и м а т ь р е ч ь других. |
- Домашнее задание
|
| П. 75, упр. 612 Задание «на 3» 1. Выделите в словах корни, подчеркните чередующиеся гласные. Найдите третье лишнее: а) растение, прилагать, блестеть; б) отпирать, пробираться, замереть; 2. От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне: зажигать – выжечь опираться – вытирать – собирать – перестилать – 3. С любыми 3 глаголами из второго задания составьте словосочетания и запишите их. Задание «на 4» 1. В каких глаголах пропущена буква И: отп…реть, зам…рать, бл…стать, заст…лить, выб…рать. 2. Списать, объяснить графически правописание корней. Серый зайка уд…рает, сердце в пятках зам…рает. Расст…лаясь по тр…пинке, мимо елки и осинки он бл…стательно бежит, выб…рает виражи. 3. С любыми 3 глаголами из первого задания составьте словосочетания и запишите их. Задание «на 5» 1. Вставить пропущенную букву, графически объяснить изученную орфограмму: соб…рать хворост, нат…реть пол, соб…ремся снова, зам…реть от радости, проб…раться через зар…сли, бл…стит на солнце. 2. Запишите текст стихотворения Маршака. Объясните вставленные буквы (графически). Люди пишут, а время ст…рает, Все ст…рает, что можно ст…реть. Но скажи, если слух ум…рает, Разве должен и звук ум…реть? 3.Составьте одно распространенное предложение, включив в него любое словосочетание из первого задания. | Задание на выбор | Личностные; развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов; формирование способности формулировать и задавать вопросы. необходимые для организации собственной деятельности |