Технологическая карта урока русского языка "Хитрая Ира"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Чередникова Любовь Васильевна

Урок разработан в рамках методической недели. Подобраны дифференцированные задания. Урок интересен, динамичен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чередование Е-И в корне слова

Цель: научить писать слова с чередующимися гласными в корнях.

Задачи:

1. Образовательная – узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов, сформировать способ действия при выборе орфограммы;

2. Развивающая – развивать умения учащихся применять полученные знания на практике, самостоятельно анализировать и обобщать знания по теме;

3. Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанную потребность в знаниях, любовь к языку.

Планируемы результаты:

- предметные: сформировать основные навыки правописания слов с чередующимися гласными.

- метапредметные: развивать навыки коллективной работы, умение работать с таблицей

- личностные: формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный

Цель: включение в учебную деятел ь но сть на л и ч н о с т н о – значимом уровне

Добрый день. Итак, ребята, мы отправляемся в интересный мир русского языка и будем держать курс на Морфемику и Орфографию. За успешное выполнение заданий во время путешествия активные будут отмечаться звёздочками. От количества звёздочек будет зависеть ваша оценка.

Личностные: положительное о т н о ш е н и е к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

  1. Актуализация

Цель: готовность м ы ш л е н и я и осознание п о т р е б н о с т и к построению нового способа действия

Давайте вспомним уже известные вам понятия. Внимание на экран!

1.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (глагол)

2.Что изучает морфемика? (части слова)

3.Какая морфема является «фундаментом» слова? (корень)

Молодцы! Мы продолжаем. Ребята, вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?

Подберите к каждому глаголу видовую пару:

            Сов. в.     Несов. в.

  Нарисую – рисую      

  Посею – сею

  Напишу – пишу

  Начерчу – черчу

Предлагает учащимся задание, написанное на доске:

1. Изл…гать

2. Р…стение

3. Пол…жение

4. Прик…саться

5. Выг…рать

6. Р…сточек

7. Оз…рить

Ответы обучающихся

Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют о р ф о г р а м м ы в з а в и с и м о с т и о т у с л о в и й в ы б о р а бу к в ы , п ол ь зуя с ь справочником.

Коммуникативные: вступают в диалог, аргументируя своё мнение, совместная деятельность.

Личностные: положительное о т н о ш е н и е к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

  1. Целеполагание

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. Постановка ц е л и у ч е б н о й деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

На доске:

Люди пишут, а время стирает,

Все стирает, что можно стереть.

                                                         С. Маршак

Как вы поняли мысль поэта?

(Время неумолимо, ничто не вечно в мире: гибнут цивилизации, разрушаются здания, реки меняют русла, книги, слова тоже могут умереть. Но последняя строка обнадеживает: время стереть то, что можно стереть, т.е. самые важные слова оно не в состоянии убить). Кто может продолжить?

Найдите однокоренные глаголы. Чем они различаются?

Какой вопрос у вас возникает?

Предположите тему урока.

Какую цель и задачи мы поставим?

Учащиеся приводят примеры того, что время не может убить (дружба, любовь, мама и т.д.)

Видом

Почему в одном случае буква И, а в другом Е?

Чередование букв Е-И в корне

Формулируют цель урока

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего м нения, у ч е т р а з н ы х мнений.

Целеполагание

  1. Изучение нового материала

Цель: построение и фиксация нового знания.

Какие чередования вы знаете?

Давайте запишем пары глаголов:

Избирать – изберут

Замирать – замер

Отдирать – отдеру

Расстилать – расстелю

Определим вид глаголов в парах.

Какой вывод мы можем сделать?

Молодцы! А теперь давайте сравним наши выводы с правилом в учебнике. Параграф 75, стр. 217

Давай ещё раз повторим, как называется наша орфограмма?

Ребята, для того, чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, я предлагаю вам познакомиться с хитрой Ирой, которая ловко прячется в словах. Она состоит из сочетаний букв. Это сочетание складывается из части корня –ир- и идущего за ней суффикса –а-.

Хитрая Ира,

Ира – проныра,

В прятки она обожает играть.

В словах, где бер-бира, пер-пира, тер-тира,

Спряталась хитрая Ира опять.

В словах, где мер-мира, а также дер-дира,

Будем противную Иру искать.

Лаг-лож, раст-ращ-рос, кос-кас

Записывают глаголы в тетрадь, определяют вид

В глаголах несов. в. есть суффикс –а-, а в глаголах сов. в. – либо суффикс – е-, либо его вообще нет

Работа с учебником

Ответы учащихся

Стихотворение дано на листочках, которые ученики вклеивают в тетрадь для правил

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов

  1. Первичное закрепление

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте вместе составим алгоритм наших действий. 1. Выделяю в слове (корень).

2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)

Орфографическая эстафета.

Вытереть, отпирать, блестеть, задирал, придерётся, застилать, вымерли, прибирать

1. (корень).

2. (корни с чередованием Е-И)

3. (есть ли суффикс А после корня).

4. (есть суффикс А, пишу И, если нет – Е)

Ученики по очереди выходят к доске, записывают слово, выделяют и объясняют орфограмму

  1. Физминутка

Цель: сменить вид деятельности.

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения

Я иду, и ты идёшь- БИР – БЕР ,ДИР-ДЕР (ТОП)

Я пою, и ты поёшь- ПИР- ПЕР, ТИР- ТЕР (ХЛОП)

Мы идём, и мы поём- ЖИГ- ЖЕГ,СТИЛ- СТЕЛ (ТОП)

Очень дружно мы живём – МИР- МЕР, БЛИСТ- БЛЕСТ(ХЛОП)

Выполняют упражнение

  1. Закрепление

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Давайте обратимся к учебнику. Упражнение 611.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и т о ч н о с т ь ю, умение оформлять с в о и м ы с л и в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  1. Первичный контроль

Цель: самопроверка умения применять н о в ы е з н а н и я в типовых условиях.

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму

Вариант 1

 

 ум___рать от страха

соб___рающий марки

 зам___рать от восхищения

отп___раться от сказанного

 заж___гательные танцы

поч___тать стариков

 ум___реть от болезни

переб___рёт крупу

 зап___реть дверь

друзья  не под___рутся.

 бл___стеть на солнце

соч___тать цвета

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму.

Вариант 2

ум___рающий лебедь

переб___рать чётки

 

прот___рающий окна

сд___рать кожу

подж___гать дома

выж___гать лес

зам___реть в позе лотоса

ст___реть линию

 

отп___реть ключом

пост___лил постель

 

выж___чь слово

соч___тать браком

 

Учащиеся выполняют задание

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: ум е н и е р е ш ат ь проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

  1. Итог. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? Перечислите корни, в которых происходит это чередование. От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?

Оцените свою работу на уроке

?

Научился выделять чередующиеся гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился проверять чередующиеся гласные, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемого гласного ударения. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

! ! !

Научился распознавать чередующиеся гласные и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Ответы обучающихся

Познавательные: рефлексия с п о с о б о в и условий действия; контроль и оценка п р о ц е с с а и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

 Коммуникативные: уметь слушать и п о н и м а т ь р е ч ь других.

  1. Домашнее задание

П. 75, упр. 612

Задание «на 3»

1. Выделите в словах корни, подчеркните чередующиеся гласные. Найдите третье лишнее:

а) растение, прилагать, блестеть;  б) отпирать, пробираться, замереть;

2. От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне:

зажигать –  выжечь               опираться –

вытирать –                 собирать –                     перестилать –

3. С любыми 3 глаголами из второго задания составьте словосочетания и запишите их.

Задание «на 4»

1. В каких глаголах пропущена буква И: отп…реть, зам…рать, бл…стать, заст…лить, выб…рать.

2. Списать, объяснить графически правописание корней.

Серый зайка уд…рает, сердце в пятках зам…рает. Расст…лаясь по тр…пинке, мимо елки и осинки он бл…стательно бежит, выб…рает виражи.

3. С любыми 3 глаголами из первого задания составьте словосочетания и запишите их.

Задание «на 5»

1. Вставить пропущенную букву, графически объяснить изученную орфограмму:  соб…рать хворост, нат…реть пол, соб…ремся снова, зам…реть от радости, проб…раться через зар…сли, бл…стит на солнце.

2. Запишите текст стихотворения Маршака. Объясните вставленные буквы (графически).

Люди пишут, а время ст…рает,

Все ст…рает, что можно ст…реть.

Но скажи, если слух ум…рает,

Разве должен и звук ум…реть?

3.Составьте одно распространенное предложение, включив в него любое словосочетание из первого задания.

Задание на выбор

Личностные; развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов; формирование способности формулировать и задавать вопросы. необходимые для организации собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".

Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым  путем наблюдения за словами....

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....