Технологическая карта урока русского языка 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Аюкаева Фарида Садыковна

Технологическая карта урока русского языка по теме "имена существительные, имеющие форму только единственного числа. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_5_klass.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

по теме

«Имена существительные,

которые имеют форму только единственного числа»

 5 класс

Выполнила: Аюкаева Фарида Садыковна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №77»

города Набережные Челны РТ

Набережные Челны

2019

Учитель

Аюкаева Фарида Садыковна

Тема урока

Имена существительные,  которые имеют форму только единственного числа

Дата  проведения  

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Время

45 минут

Оборудование

Компьютер, экран, компьютерная  презентация

Цель

Создать оптимальные условия для открытия нового знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Формировать образовательные компетенции  учащихся в предметной области «Русский язык» по теме урока.

Задачи

Образовательные:

научить различать существительные, имеющие обе формы числа, и существительные, имеющие только одну форму;

научить находить существительные, имеющие форму только единственного числа;

определять на слух категорию числа имён существительных.

Формировать УУД:

личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения  слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах;

познавательные УУД: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Планируемый

результат

Предметные:

знание о лексических группах существительных, имеющих форму только единственного числа;

умение находить  существительные, которые имеют форму только единственного числа;

умение использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа;

умение включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный;

умение предупреждать речевые ошибки.

Личностные: умение  проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

умение оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (регулятивные УУД);

умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с  достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные УУД);

умение систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию (познавательные УУД).

Учебник

Русский язык. 5 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; - М.: Просвещение, 2015г.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Предметные

результаты

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

1 мин.

Приветствует учащихся

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения. Откроем рабочие тетради, запишем дату, оставим 2 строчки для темы.

Приветствуют учителя, записывают дату.

2.Актуализация изученного.

6 мин.

Вопрос классу: С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

Начнем наш урок с разминки.

Задание.  Из предложенных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа. Составить  и записать 2 предложения с любыми из них.

Буквы, вербы, ворота, очки,  метели, тиски, вьюги, чернила, опилки, весы, портфели, хлопоты,  леса, горелки, инструменты, диваны, грабли.

Отвечают на вопросы учителя;

выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа;

называют выписанные слова;

составляют предложения, зачитывают их;

корректируют и оценивают результаты деятельности на основе правильных ответов учащихся.

Ворота, очки,  тиски, чернила, опилки, весы, хлопоты,  горелки, грабли.

9 слов – 3 балла

7-8 слов – 2 балла

5-6 слов – 1 балл

2 предложения – 2 балла

Различать существительные, имеющие обе формы числа, и существительные, имеющие только одну форму.

Познавательные:

- извлечение нужной информации;

- осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

- изложение своего мнения;

- аргументация своего мнения;

- учет разных мнений.

Регулятивные:

- оценить степень успешности выполнения задания.

3.Создание проблемной ситуации.

Открытие нового знания.

5 мин.

Организует  игру «Третье  лишнее», подводит учащихся к формулированию темы урока.

Найдите «третье лишнее» в каждой строке.

1.Сахар, стол, конь.

2.Песня, лошадь, удивление.

3.Оценка, вечер, детвора.

- Почему эти слова (сахар, удивление, детвора) являются «лишними»?

- Какое мы можем сделать открытие?

- Какова тема нашего урока?

Находят «третье лишнее» (по их мнению);

осознают противоречие и делают открытие:

1.Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.

2.Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Отвечают на вопросы учителя; выявляют проблему, которую надо решить; записывают  тему урока.

Находить существительные, имеющие форму только единственного числа.

Познавательные:

- анализ объектов с целью выявления признаков;

- осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

- обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные:

- изложение своего мнения;

- аргументация своего мнения;

- учет разных мнений;

- участие в диалоге.

4. Постановка учебной задачи.

2 мин.

Вместе  с учащимися формулирует задачи урока.

Какиезадачи поставим на урок? Попробуем сформулировать вместе.

Формулируют задачи урока:

- находить  существительные, которые имеют форму только единственного числа;

- использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного числа.

Регулятивные:

- определять цель;

- планировать деятельность с помощью учителя.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

2 мин.

Организует разминку, озвучивает порядок упражнений:

а) наклон вправо – сущ-ые, имеющие только форму единст. числа;

а) наклон влево – сущ-ые, имеющие только форму можеств. числа;

а) хлопок над головой – сущ-ые, имеющие форму единст. числа и можеств. числа.

Называет существительные:

Кофе, сани, парта, какао, чернила, окно, стол, очки, мальчик, молоко, кефир, ножницы, рука.

Выполняют разминку.

Определять на слух категорию числа имён существительных.

Личностные:

- установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Первичное закрепление.

8-10 мин.

Организует  поисковую работу.

1 задание

У плетня заросшая крапива

обрядилась ярким перламутром

и, качаясь, шепчет шаловливо:

« С добрым утром!»

Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число.

Можно ли от них образовать форму множественного числа?

2 задание

Организует   работу учащихся с упражнением 514 с последующей самопроверкой и самооцениванием.

Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий

1) групп людей; 2) веществ; 3) качеств, действий.

3 задание: упр. 515 (устно)

Работают в парах;

находят в предложении имена существительные, выписывают их, определяют род и число, делают вывод;

корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся.

Ответ:

У плетня  –  м.р., ед. ч.

Крапива  – ж.р., ед.ч.

Перламутром – м.р., ед.ч.

Утром – сущ.,  ср. р, ед. ч.

Вывод: от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа.

 Выполняют  упражнение № 514: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам;

корректируют и оценивают результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся.

Упр. 514

1.Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.

2.Железо, молоко, белизна, керосин, бензин.

3.Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева.

9 слов ( по 3 в каждом ряду) – 3 балла

6 слов (по два в каждом ряду) – 2 балла

 Выполняют устно упр. 515.

- Определять категорию числа, родасуществительных.

Познавательные:

- анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие;

- извлечение нужной информации;

- осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

- оценить степень успешности выполнения задания;

- корректировка.

Коммуникативные:

- изложение своего мнения;

- аргументация своего мнения;

- учет разных мнений;

- участие в диалоге.

6.Самостоятельная работа с проверкой.

7 мин.

Объясняет выполнение самостоятельной работы.

Базовый уровень: составить и записать пять предложений с существительными, имеющими  форму только единственного числа.

Повышенный уровень: составить связный текст из 4-5 предложений, используя существительные, имеющие  форму только единственного числа.

Составляют предложения или связный текст;

слушают ответы одноклассников;

высказывают свое мнение;

корректируют и оценивают результаты своей деятельности.

5 предложений – 2 балла;

текст – 4 балла.

- Демонстрировать умение употреблять существительные, имеющие  форму только единственного числа, в речи.

Коммуникативные:

- соблюдение правил речевого поведения;

- создавать письменный текст.

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

- коррекция результатов своей деятельности;

- оценивание степени успешности достижения цели.

7.Включение новых знаний в систему.

7 мин.

Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.

Попробуйте составить кластер по теме «Число имен существительных».

Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?

Выполнили ли мы их?

Работают в парах; составляют кластер;

формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные:

- представлять информацию в сжатом виде( кластер);

- обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- изложение своего мнения;

- участие в диалоге.

Личностные:

- самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.

8.Рефлек-сия.

3 мин.

Организует работу по  рефлексии учащихся

Устно продолжают высказывание:

1.Сегодня на уроке я узнал, что…

2.Урок помог мне…

3.Я испытал затруднение…

Итоги урока:

11-12 баллов – «5»

9-10 баллов – «4»

6-8 баллов – «3»

Регулятивные:

- оценка процессов и результатов деятельности.

9. Домашнее задание.

2 мин.

Объясняет выполнение домашнего задания.

Базовый уровень: упражнение  № 517.

Повышенный уровень:  составить связный текст на тему  «В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа.

Делают выбор, записывают домашнее задание.

Регулятивные:

- умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.

Использованная литература

  1. З.И. Соловьёва. Русский язык. Карточки для опроса учащихся. 5 класс.
  2. Т. Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку. 5 класс.
  3. М.А. Бондаренко. Русский язык. 5 класс. Поурочные разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...