Технологическая карта урока русского языка 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме "имена существительные, имеющие форму только единственного числа. 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_5_klass.docx | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
по теме
«Имена существительные,
которые имеют форму только единственного числа»
5 класс
Выполнила: Аюкаева Фарида Садыковна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №77»
города Набережные Челны РТ
Набережные Челны
2019
Учитель | Аюкаева Фарида Садыковна |
Тема урока | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
Дата проведения | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Время | 45 минут |
Оборудование | Компьютер, экран, компьютерная презентация |
Цель | Создать оптимальные условия для открытия нового знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». Формировать образовательные компетенции учащихся в предметной области «Русский язык» по теме урока. |
Задачи | Образовательные: научить различать существительные, имеющие обе формы числа, и существительные, имеющие только одну форму; научить находить существительные, имеющие форму только единственного числа; определять на слух категорию числа имён существительных. Формировать УУД: личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности; регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах; познавательные УУД: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. |
Планируемый результат | Предметные: знание о лексических группах существительных, имеющих форму только единственного числа; умение находить существительные, которые имеют форму только единственного числа; умение использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа; умение включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный; умение предупреждать речевые ошибки. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные: умение оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (регулятивные УУД); умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные УУД); умение систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию (познавательные УУД). |
Учебник | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; - М.: Просвещение, 2015г. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные результаты | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. 1 мин. | Приветствует учащихся Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения. Откроем рабочие тетради, запишем дату, оставим 2 строчки для темы. | Приветствуют учителя, записывают дату. | ||
2.Актуализация изученного. 6 мин. | Вопрос классу: С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? Начнем наш урок с разминки. Задание. Из предложенных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа. Составить и записать 2 предложения с любыми из них. Буквы, вербы, ворота, очки, метели, тиски, вьюги, чернила, опилки, весы, портфели, хлопоты, леса, горелки, инструменты, диваны, грабли. | Отвечают на вопросы учителя; выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа; называют выписанные слова; составляют предложения, зачитывают их; корректируют и оценивают результаты деятельности на основе правильных ответов учащихся. Ворота, очки, тиски, чернила, опилки, весы, хлопоты, горелки, грабли. 9 слов – 3 балла 7-8 слов – 2 балла 5-6 слов – 1 балл 2 предложения – 2 балла | Различать существительные, имеющие обе формы числа, и существительные, имеющие только одну форму. | Познавательные: - извлечение нужной информации; - осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: - изложение своего мнения; - аргументация своего мнения; - учет разных мнений. Регулятивные: - оценить степень успешности выполнения задания. |
3.Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания. 5 мин. | Организует игру «Третье лишнее», подводит учащихся к формулированию темы урока. Найдите «третье лишнее» в каждой строке. 1.Сахар, стол, конь. 2.Песня, лошадь, удивление. 3.Оценка, вечер, детвора. - Почему эти слова (сахар, удивление, детвора) являются «лишними»? - Какое мы можем сделать открытие? - Какова тема нашего урока? | Находят «третье лишнее» (по их мнению); осознают противоречие и делают открытие: 1.Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное. 2.Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа. Отвечают на вопросы учителя; выявляют проблему, которую надо решить; записывают тему урока. | Находить существительные, имеющие форму только единственного числа. | Познавательные: - анализ объектов с целью выявления признаков; - осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: - обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя. Коммуникативные: - изложение своего мнения; - аргументация своего мнения; - учет разных мнений; - участие в диалоге. |
4. Постановка учебной задачи. 2 мин. | Вместе с учащимися формулирует задачи урока. Какиезадачи поставим на урок? Попробуем сформулировать вместе. | Формулируют задачи урока: - находить существительные, которые имеют форму только единственного числа; - использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного числа. | Регулятивные: - определять цель; - планировать деятельность с помощью учителя. | |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). 2 мин. | Организует разминку, озвучивает порядок упражнений: а) наклон вправо – сущ-ые, имеющие только форму единст. числа; а) наклон влево – сущ-ые, имеющие только форму можеств. числа; а) хлопок над головой – сущ-ые, имеющие форму единст. числа и можеств. числа. Называет существительные: Кофе, сани, парта, какао, чернила, окно, стол, очки, мальчик, молоко, кефир, ножницы, рука. | Выполняют разминку. | Определять на слух категорию числа имён существительных. | Личностные: - установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5. Первичное закрепление. 8-10 мин. | Организует поисковую работу. 1 задание У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!» Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число. Можно ли от них образовать форму множественного числа? 2 задание Организует работу учащихся с упражнением 514 с последующей самопроверкой и самооцениванием. Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий 1) групп людей; 2) веществ; 3) качеств, действий. 3 задание: упр. 515 (устно) | Работают в парах; находят в предложении имена существительные, выписывают их, определяют род и число, делают вывод; корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся. Ответ: У плетня – м.р., ед. ч. Крапива – ж.р., ед.ч. Перламутром – м.р., ед.ч. Утром – сущ., ср. р, ед. ч. Вывод: от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа. Выполняют упражнение № 514: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам; корректируют и оценивают результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся. Упр. 514 1.Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство. 2.Железо, молоко, белизна, керосин, бензин. 3.Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева. 9 слов ( по 3 в каждом ряду) – 3 балла 6 слов (по два в каждом ряду) – 2 балла Выполняют устно упр. 515. | - Определять категорию числа, родасуществительных. | Познавательные: - анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие; - извлечение нужной информации; - осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: - оценить степень успешности выполнения задания; - корректировка. Коммуникативные: - изложение своего мнения; - аргументация своего мнения; - учет разных мнений; - участие в диалоге. |
6.Самостоятельная работа с проверкой. 7 мин. | Объясняет выполнение самостоятельной работы. Базовый уровень: составить и записать пять предложений с существительными, имеющими форму только единственного числа. Повышенный уровень: составить связный текст из 4-5 предложений, используя существительные, имеющие форму только единственного числа. | Составляют предложения или связный текст; слушают ответы одноклассников; высказывают свое мнение; корректируют и оценивают результаты своей деятельности. 5 предложений – 2 балла; текст – 4 балла. | - Демонстрировать умение употреблять существительные, имеющие форму только единственного числа, в речи. | Коммуникативные: - соблюдение правил речевого поведения; - создавать письменный текст. Познавательные: - осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: - коррекция результатов своей деятельности; - оценивание степени успешности достижения цели. |
7.Включение новых знаний в систему. 7 мин. | Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке. Попробуйте составить кластер по теме «Число имен существительных». Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? Выполнили ли мы их? | Работают в парах; составляют кластер; формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Познавательные: - представлять информацию в сжатом виде( кластер); - обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - изложение своего мнения; - участие в диалоге. Личностные: - самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности. | |
8.Рефлек-сия. 3 мин. | Организует работу по рефлексии учащихся | Устно продолжают высказывание: 1.Сегодня на уроке я узнал, что… 2.Урок помог мне… 3.Я испытал затруднение… Итоги урока: 11-12 баллов – «5» 9-10 баллов – «4» 6-8 баллов – «3» | Регулятивные: - оценка процессов и результатов деятельности. | |
9. Домашнее задание. 2 мин. | Объясняет выполнение домашнего задания. Базовый уровень: упражнение № 517. Повышенный уровень: составить связный текст на тему «В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа. | Делают выбор, записывают домашнее задание. | Регулятивные: - умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала. |
Использованная литература
- З.И. Соловьёва. Русский язык. Карточки для опроса учащихся. 5 класс.
- Т. Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку. 5 класс.
- М.А. Бондаренко. Русский язык. 5 класс. Поурочные разработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....