Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
«Имя прилагательное как часть речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilagatelnoe.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
«Имя прилагательное как часть речи»
Цели урока:
предметные: знать определение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую роль;
метапредметные: совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, письмо, слушание, чтение), умение анализировать, делать выводы;
личностные: развивать интерес к работе с текстом, активность в решении учебных задач; закреплять умение проводить адекватную самооценку.
Задачи:
образовательные: формировать умения находить имена прилагательные в тексте и определять их роль; вырабатывать навыки анализа текста;
развивающие: способствовать развитию мышления и формированию процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения);
воспитательные: создавать условия для развития интереса к русскому языку, внимания и уважения к слову, к истории советской космонавтики.
Содержание учебного материала урока: определение морфологических признаков имени прилагательного; анализ текстов, создание монологического высказывания, коллективное создание текста (трансформация научного текста).
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Мотивационный этап. Формулировка темы урока. Постановка задач.
- Открываем тетради, записываем число (занятие приурочено ко Дню космонавтики). Ребята, а кто-нибудь знает, чем знаменито 12 апреля? Что в этот день произошло? (Сегодня, 12 апреля - День космонавтики)
- Почему так назван этот день? (12 апреля 1961 года впервые человек полетел в космос)
- А знаете ли вы, кто был первым человеком, отправившимся в космос? На чем он полетел? (Космическая ракета, космический корабль)
- Совершенно верно. Какой частью речи являются слова «ракета», «корабль»? Почему вы считаете, что слово «ракета» («корабль») – имя существительное? Чем вы можете это доказать? (ответы детей).
- Назовите часть речи, которой является второе слово в словосочетании (космическая/космический)? Докажите. (ответы детей)
- Как мы назовем первый урок по данной теме? (Имя прилагательное как часть речи)
- Современные ракеты многоступенчатые. До достижения орбиты Земли они избавляются от четырех ступеней. Давайте попробуем по количеству ступеней в ракете сформулировать задачи урока. Что же мы должны будем узнать об имени прилагательном? (ракета на слайде)
- Да, действительно, сегодня мы восстановим наши знания об имени прилагательном, которые получили в начальной школе, будем говорить о грамматических имени прилагательного, роли прилагательного в речи, а также о его синтаксической функции.
3. Актуализация знаний.
Когда мы отправляемся в любое путешествие, мы берем с собой самое ценное, дорогое. Ребята, главные герои знаменитого фильма «Москва-Кассиопея», собираясь в космос, пели песню. Вот что они хотели бы взять с родной планеты:
Задание: найти имена прилагательные, вспомните, на какие вопросы отвечает данная часть речи.
- Подберите однокоренные слова к слову «Прилагательное». К чему-то прилагается. К какой же части речи чаще всего «прилагается» прилагательное? (к имени существительному) Что же оно обозначает? (признак предмета)
4. Работа в малых группах.
У каждого из вас есть по 2 ступени ракеты. Пользуясь текстом учебника (стр.280), а также своими знаниями, заполните соответствующие ступени ракеты, а затем соберите целую ракету вместе со своим соседом по парте. Обсудите, какими признаками обладает имя прилагательное, каким членом предложения является, для чего используется в речи. Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. (ответы детей; если ответы неполные, учащиеся малых групп корректируют высказывания друг друга, дополняют)
Остальное нам еще предстоит узнать на последующих уроках.
5. Физкультминутка
Ребята, скажите, какими качествами должен обладать настоящий космонавт? (перечисляют)
Несомненно, космонавт должен быть здоровым, чтобы выдерживать сильнейшие перегрузки и необычное состояние невесомости. Давайте и мы проделаем зарядку космонавтов.
Не зевай по сторонам, Ждет нас быстрая ракета Крыльев нет у этой птицы, | Повороты в стороны. Наклоны вперед.
Приседают. Кружатся.
Разминаем пальцы. |
Думаю, теперь мы готовы. Полетели?
6. Применение знаний в новой ситуации.
- Посмотрите, как красива наша планета (видео) ! Давайте опишем ее, используя имена прилагательные. Составьте предложения, определите, каким членом предложения является имя прилагательное. (дети придумывают и записывают предложения + взаимопроверка в парах)
- Чтобы Земля всегда оставалась такой прекрасной, нужно беречь природу. Каждый из нас ответственен за чистоту и красоту всей планеты.
7. Определение роли прилагательных в речи.
Космонавт должен обладать прекрасной памятью. Ему необходимо уметь запоминать большое количество информации. Давайте расширим ваши знания о космонавтике и создадим пособие для будущих космонавтов, которое передадим в центр управления полетом.
Работаем в микрогруппах ( 4 человека). Давайте дополним обычную научную заметку красочными прилагательными, чтобы вашим последователям было интересно ее читать.
Послушаем, что получилось. На экране мы увидим первоначальный текст без прилагательных. Сравним результат.
(предъявление работ в микрогруппах, взаимопроверка, коррекция высказываний)
- Для чего используют имена прилагательные в речи?
8. Подведение итогов урока, рефлексия.
Наш полет окончен. Осталось подвести итоги. Что мы повторили/узнали об имени прилагательном? Оцени себя. Заполни карточку рефлексии именами прилагательными.
Что для меня на уроке было самым интересным, полезным?
Какие затруднения были в работе?
- Определите степень успешности своей работы на уроке, заполните лист самооценки.
9. Дифференцированное домашнее задание.
Задание на «5»:
Создайте собственную сказку о космонавте (10-12 предложений), используйте прилагательные для того, чтобы придать письменному высказыванию большую образность (не менее 10 имен прилагательных), подкрепите текст иллюстрацией.
Задание на «4»:
Создайте схему, четко изображающую основные положения урока (значение имени прилагательного, грамматические признаки, синтаксическая функция, роль в речи). Подойдите к выполнению задания творчески.
Задание на «3»:
Упражнение 793.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...