Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
рабочая программа по русскому языку
Для специальности:38.02.04. "Коммерция (по отраслям)"
Укрупнённая группа специальностей:
38.00.00 "Экономика и управление"
Уровень подготовки: базовый
2018г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_0ud._01russkiy_yazyk.docx | 84.15 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Специальность:
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Укрупненная группа специальностей:
38.00.00 «Экономика и управление»
Уровень подготовки: базовый
2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка).
Организация – разработчик:
БУ «Урайский политехнический колледж»
Разработчик: Преподаватель Гилина Т.В.
РАССМОТРЕНА | |||||||||||
на заседании кафедры | |||||||||||
Протокол № | |||||||||||
от | « | » | 20 | 1 | г. | ||||||
Руководитель кафедры | |||||||||||
/ | / | ||||||||||
подпись | ФИО |
СОДЕРЖАНИЕ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 21
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 07 июня 2012 года, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 06-259), на основе примерной программы по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационные номера рецензий 381, 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и литература представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.
1.1. Профиль освоения образовательной программы –экономический.
Уровень освоения дисциплины – базовый.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины Русский язык и литература обеспечивается отбором профессионально значимого учебного материала, в том числе освоением лексического и грамматического материала экономической направленности, связанного с осваиваемой профессиональной областью.
Обучающиеся по профессиям и специальностям СПО экономического профиля изучают Русский язык и литературу на базовом уровне, у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, составляющие базу для формирования общих и профессиональных компетенций. Формирование общих и профессиональных компетенций происходит при изучении тем, написании творческих работ (эссе, сочинений).
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения умениями пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык и литература как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка и литературы как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Русский язык и литература как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающегося, включают перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Основой содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения. Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи. Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.). Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы – изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т.п.
Содержание программы разработано с учетом преемственности по отношению к содержанию курса Русского языка и литературы при получении основного общего образования.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» завершается подведением итогов в форме письменного экзамена во 2 семестре в процессе освоения ППССЗ в рамках промежуточной аттестации студентов процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
- Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Русский язык и литература» относится к предметной области «Филология» среднего общего образования и входит в общеобразовательный учебный цикл как базовая учебная дисциплина.
- Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
1.4.1. Личностные результаты освоения учебной дисциплины отражают:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
1.4.3. Предметные результаты освоения учебной дисциплины отражают:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- Формы промежуточной аттестации
Формой контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом является письменный экзамен во 2семестре в рамках освоения ППССЗ.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов ППССЗ |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 39 |
2.2. Тематический план и содержание
общеобразовательной дисциплины «Русский язык» по программам подготовки:
38.02.04 «КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | ||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов. | 1 | ||
Язык и речь. Функциональные стили речи | Содержание учебного материала | ||
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | 2 | |
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | 2 | 2 | |
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 2 | 2 | |
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 2 | 2 | |
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. | 2 | 2 | |
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | 2 | |
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. | 2 | 2 | |
Лингвостилистический анализ текста. | 2 | 2 | |
Контрольная работа | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов. | 7 | ||
Фонетика, орфография, орфоэпия, графика | Содержание учебного материала | ||
Фонетические единицы. Звук и фонема Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. | 2 | 2 | |
Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | 2 | 2 | |
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов. | 4 | ||
Лексикология и фразеология | Содержание учебного материала | ||
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка | 2 | 2 | |
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 2 | 2 | |
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 2 | 2 | |
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 2 | 2 | |
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. | 2 | 2 | |
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 | 2 | |
Контрольная работа | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов. | 5 | ||
Морфемика, словообразование, орфография | Содержание учебного материала | ||
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 1 | 2 | |
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | 1 | 2 | |
Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 1 | 2 | |
Употребление приставок в разных стилях речи. | 1 | 2 | |
Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 1 | 2 | |
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. | 1 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов. | 5 | ||
Морфология и орфография | Содержание учебного материала | ||
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | 1 | 2 | |
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение и существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 1 | 2 | |
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 1 | 2 | |
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. | 1 | 2 | |
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 2 | 2 | |
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 1 | 2 | |
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. | 1 | 2 | |
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. | 1 | 2 | |
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 1 | 2 | |
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Служебные части речи. | 1 | 2 | |
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 1 | 2 | |
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 1 | 2 | |
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | 1 | 2 | |
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 1 | 2 | |
Контрольная работа | 1 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов. | 10 | ||
Синтаксис и пунктуация | Содержание учебного материала | ||
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | 1 | 2 | |
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | 1 | 2 | |
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. | 1 | 2 | |
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. | 1 | 2 | |
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | 1 | 2 | |
Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Односложное простое предложение. | 1 | 2 | |
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 1 | 2 | |
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | 1 | 2 | |
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | 2 | 2 | |
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 1 | 2 | |
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 1 | 2 | |
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 1 | 2 | |
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. | 1 | 2 | |
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. | 1 | 2 | |
Контрольная работа | 1 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений. Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тезисных планов ответов. Написание сочинений, эссе. Лингвостилистический анализ текстов. | 7 | ||
Всего | 78 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
– рабочие места для студентов и преподавателя;
– комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
– наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
– экранно-звуковые пособия;
– библиотечный фонд;
– комплект компьютерных презентаций, тезисных планов ответов.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– интерактивная доска;
– проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные источники
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
2. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2015.
3. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие / под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2015.
4. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2015.
5. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
6. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
7. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. – М., 2015.
8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2015.
9. Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 2015.
10. Курдюмова Т.Ф. и др Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 2014.
11. Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б.А. Ланина. – М., 2015.
12. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. – М., 2015.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И.Н.Сухих. – М., 2015.
2. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И.Н.Сухих. – М., 2016.
3. Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – М., 2015.
4. Воителева Т.М Русский язык: методические рекомендации: метод.пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2015.
5. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2015
6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2015.
7. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. – М., 2015.
8. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /Российская академия наук. Институт русского языка им. / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. – М., 2015.
9. Карнаух Н.Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.- сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М., 2015.
10. Карнаух Н.Л., Кац Э.Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. – М., 2012.
11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2015.
12. Коркина Е. Б. Летопись жизни и творчества М. И. Цветаевой : [в 3 ч.] М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2016.
13. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка М., 2010.
14. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2015.
15. Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2014.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около60 000слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л.И.Скворцова. – М., 2015.
17. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. – М., 2015.
18. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. – М.,2015.
19. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. – М., 2014
20. Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. – М., 2015.
21.Черняк М. А. Современная русская литература. – М., 2014.
- Интернет- ресурсы
- www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
- www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
- www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
- www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
- www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
- www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
- www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
- www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
- www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
- www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
- www.posobie.ru (Пособия).
- www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
- www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
- www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка)
- www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру).
- www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
- www.gramota.ru (Справочная служба).
- www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
- Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает:
- Учебный план
- Рабочую программу
- Календарно-тематический план
- Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям, методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе
- Комплект оценочных средств
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Введение | Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры Характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа – носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке Составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной и письменной форме Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны Определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества Вычитывать разные виды информации, проводить языковой разбор текстов, извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем) Преобразовывать информацию, строить суждение о роли русского языка в жизни человека |
Язык и речь. Функциональные стили речи | Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов Вычитывать разные виды информации Характеризовать средства и способы связи предложений в тексте Выполнять лингвистический анализ текста, определять авторскую позицию в тексте, высказывать свою точку зрения на проблему текста Характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста Составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов, определять эмоциональный настрой текста Анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств Подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка Исправлять речевые недостатки, редактировать текст Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему Анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира Различать тексты разных функциональных стилей Анализировать тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи Создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад, интервью, репортаж, эссе, расписка, доверенность, заявление, рассказ, беседа, спор) Подбирать тексты разных функциональных стилей и типов, осуществлять информационную обработку текста, создавать вторичный текст, используя разные способы переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию. Рецензию) |
Лексика и фразеология | Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их Объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности Познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Фонетика, орфография, графика, орфоэпия | Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае Проводить Операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д. Извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Морфемика, словообразование, орфография | Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста Проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника Характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов Опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их Извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных Использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Морфология и орфография | Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текcтообразующей роли Проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы Определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений Составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм Извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразования |
Служебные части речи | Опознавать служебные части речи, уметь извлекать их из текста Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик предлогов, союзов и частиц Проводить морфологический и орфографический анализ Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы Составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия |
Синтаксис и пунктуация | Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковый разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный) Комментировать ответы товарищей Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм Составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д. подбирать примеры по темам из художественных текстов изучаемых произведений Определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры Составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия Извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма Производить синонимическую замену синтаксических конструкций Составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме Пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку за работу на практических занятиях, за выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины |
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; | Текущий контроль Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при проверке:
Промежуточная аттестация Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме письменного экзамена. |
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | |
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; | |
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; | |
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; | |
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; | |
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; | |
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; | |
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; | |
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста, художественного произведения; | |
способность выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | |
владение навыками анализа текста, художественных произведений с учетом их стилистической и жанровой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; | |
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК (региональный компонент)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих под...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 «Русский язык» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 35.01.23. специальность «Хозяйка усадьбы»,
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся в СПО рассчитана на 2 года...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 01 Русский язык
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01.Русский язык разработана на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных орг...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 41...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК по специальности: 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих с о...