Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
- обобщить теоретические знания, закрепить практические навыки учащихся, полученные при изучении темы «Деепричастие»
- повторить знания учащихся по морфологии.
- развивать познавательный интерес к урокам русского языка,
- умение анализировать, классифицировать, обобщать .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_deeprichastie.docx | 44.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.
Цель: | Повторение и систематизация изученного о деепричастии. | |
Задачи: | Образовательная: |
|
Воспитательная: |
| |
Развивающая: |
| |
Тип урока: |
| |
Вид урока: |
| |
Методы работы: |
| |
Формы работы: |
| |
Оборудование: |
| |
Инновационные технологии: |
|
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Они хотят посмотреть, чему вы научились на уроках русского языка, как вы умеете работать, как умеете общаться друг с другом. Удачи вам, новых знаний!
- Основная часть.
- Синтаксическая пятиминутка.
- Задание: Составить предложение, выполнив предварительно ряд действий.
Из предложения Дымов был любителем приключений возьмите подлежащее.
Добавьте обстоятельство времени, выраженное наречием, из предложения Фестиваль юных талантов проводится ежегодно.
Возьмите глагол в начальной форме из предложения Он любил ездить по свету, употребив его в форме 3-го лица ед. ч. пр. вр;
Из предложений: Целый день я скитаюсь по пустым полям – выпишите предлог;
Различные и очень интересные насекомые копошились вокруг – возьмите два прилагательных, употребив их в форме мн. ч. д.п.
Добавьте дополнение, выраженное существительным в форме мн. ч. д.п. из предложения Каким-то частям его души не хватало чего-то высокого, светлого.
Из предложения Африка – одно из любопытнейших мест планеты возьмите подлежащее, употребив его в форме р.п. ед. ч.
Выпишите обстоятельство образа действия, выраженное существительным с предлогом с из предложения Алексей с завидным терпением ухаживал за щенками.
Из предложения Он с трудом продвигался вперед, изучая все новые и новые места, – возьмите деепричастие.
Из предложения Ее жизни ничего не угрожало выпишите личное местоимение.
Вопросы для беседы
? Какое предложение у вас получилось? (Дымов ежегодно ездил по различным интересным частям Африки, с терпением изучая ее.) Заранее на доске!
? Чем осложнено это простое предложение?
? Какие знаки препинания вы поставите? Объясните их постановку.
? Устно произведите морфологический разбор деепричастия.
? Теперь из первых букв каждого слова составьте новое слово. (Деепричастие.)
- Слово учителя.
- Итак, вы наверное, поняли, что говорить мы сегодня будем о деепричастии. Запишите тему урока. Но это еще не всё, нам сегодня нужно будет определит: деепричастие – самостоятельная ли часть речи, особая ли форма глагола или особая форма наречия. Так же мы поговорим о роли деепричастия в речи. Не смотря на то, что мы рассматривали с вами деепричастие как часть речи, однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Ученые склонялись к разным точкам зрения (Пример: можно показать учебник русского языка за 1999, где рассматривается как особая форма глагола, и 2004 – уже как самостоятельная часть речи). Вашим домашним заданием было найти историю возникновения термина и рассмотреть разные точки зрения на проблему занимаемого места деепричастия среди других частей речи.
(Ответы учащихся).
- Термин был введен в грамматику М. Смотрицким в начале 17 века. Образовано слово путем сращения частицы дъе (от «дъяти» - делать) и существительного «причастие». Объяснить его можно, как причастность к действию. До 17 века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет,, вот её место и заняли деепричастия.
- Существует несколько основных точек зрения на проблему грамматического статуса деепричастия. Они сводятся к следующему:
1). Деепричастие включается в систему форм глагола на правах особой формы(Щерба). По его мнению, деепричастия сходны с личными формами глагола. То что эти формы не имеют ни личных, ни числовых примет, не может иметь никакого значения, т.к. лицо, число, а иногда и род обозначены всегда глаголом, к которому они примыкают…
2). Деепричастия – это смешанные, гибридные части речи (Пешковский, Виноградов). По их мнению, деепричастие – гибридная наречно-глагольная категория. На схеме частей речи Виноградов указывает их строго посередине между формирующими их классами слов. Эти формы не являются, по мнению ученого, самостоятельными частями речи, а есть обособленные категории.
3). Деепричастие – отдельная часть речи. (Овсянико-Куликовский, Богородицкий, Шахматов, Милославский). Они считают, что деепричастия – полнозначные слова, но с меньшей степенью самостоятельности. К глагольным формам их относить нельзя, т.к. они неизменяемые части речи, к наречиям их нельзя относить, т.к. они обладают общей категорией – видом. Значит это самостоятельная часть речи.
4). Деепричастия входят в разряд наречий. Таково мнение Греча, Потебн, Аксакова, Ушакова. Они считали деепричастия наречиями, имеющими общее с глаголом основы. При этом не учитывались грамматические особенности деепричастий.
3). Слово учителя.
- Сегодня нам нужно будет подробнее разобрать деепричастие, подтвердить или опровергнуть точки зрения ученых, придти к одному, на наш взгляд, правильному мнению. Давайте прослушаем сказку «Отцы и дети»
Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня – Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с Причастием! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...
- На чьей стороне мы в этом споре?
3). Давайте выберем общие черты деепричастия.
Деепричастие – самостоятельная часть речи или форма глагола?
Сравним глагол и деепричастие:
Глагол | Деепричастие |
Что сделать?
|
Что сделав?
|
- Ребята, давайте сделаем вывод. Как вам кажется, какая точка зрения ближе к истине и почему?
- Закрепление изученного.
4). Задание «Узнай меня». Из данных на доске слов ребята выписывают только деепричастия.
- Смеясь
- Смех
- Смеяться
- Красиво
- Красивый
- Блестя
- Блестящий
- Блёстки
- Зелёный
- Зеленеть
- Зеленея
- Воздух
- Воздушный
- Полёт
- Пролетать
- Пролетая
5). У деепричастия есть свои опознавательные приметы – это опознавательные морфемы. Найдите эти морфемы в выписанных словах. Дополните таблицу.
- Итак, мы с вами определились с местом деепричастия среди других частей речи. Давайте теперь ответим на второй вопрос, поставленный в начале урока. Нужны ли нам деепричастия? Мне кажется, убедительно, красиво ответил на этот вопрос английский поэт Р. Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад». Это стихотворение любопытно не только обилием деепричастий, но и количеством слогов в строке, расположением слов в строке.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Учитель: Перед вами стихотворение. Как поэт передаёт дополнительные действия падающей воды?
Учащиеся: Обилием деепричастий.
Учитель: Благодаря чему мы слышим шум воды?
Учащиеся: Много свистящих, шипящих согласных.
Учитель: В чём необычность расположения слов в тексте, строк?
Учащиеся: Внешний вид напоминает срывающийся с высоты и всё более нарастающий поток воды.
Учитель: Таким образом, для чего деепричастия нужны в речи? Правильно, для того, чтобы сделать ее более красочно и выразительной.
6). Выпишите 5 деепричастий и определите их вид.
7). Компьютерное тестирование для закрепления. Если мы будем ошибаться, то компьютер обязательно нам укажет на ошибку.
(Ответы: 1- а,б,е; 2 – б; 3- а; 4 – в1,а2, б3; 5-1,2,3; 6- в)
(Если останется время, то дать работу по тексту)
- Подведение итогов
? Что мы сегодня изучали?
? Что нового узнали?
- Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Деепричастие – это самостоятельная часть речи или ….»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл
Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...
" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)
Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...
Систематизация и обобщение изученного по теме "Словообразование"
Урок обобщения по теме "Словообразование" 6 класс...
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение"...
Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».
Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с учётом требований ФГОС основного общего образования ...